Задержка развития экспрессивной речи у ребенка

Задержка развития экспрессивной речи у ребенка thumbnail

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 1,5-2 мес.);
  • лепета (с 4-5 мес.);
  • лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
  • первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка калуга

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 411 пермь

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Источник

Расстройство экспрессивной речи, также называемое моторной алалией, характеризуется задержкой в развитии речи ребенка, он медленно увеличивает словарный запас, часто ошибается, используя слова, меняет в них звуки, соединяет слоги разных слов, окружающие с трудом понимают его речь.

Имеет разную степень тяжести, требует продолжительной коррекционной работы с логопедами и психологами.

О негативных проявлениях эмоциональной депривации у ребенка читайте здесь.

Что такое экспрессивная речь?

Что такое экспрессивная речь: понятие

Экспрессивная речь — механизм возникновения словесного высказывания, которое может быть выражено и устно, и на письме.

Первоначально человек обдумывает, что именно он хочет сказать, после выстраивает в своей голове реплику и лишь затем высказывает ее.

Расстройство экспрессивной речи широко распространено в группе детей дошкольного возраста — два-три ребенка из тысячи будут иметь ярко выраженные признаки нарушения.

Согласно другим данным, 3-10% детей-дошкольников сталкиваются с нарушениями экспрессивной речи разной степени тяжести.

Диагноз может быть впервые поставлен не только в дошкольном, но и в младшем, среднем или даже старшем школьном возрасте.

У подростков обычно обнаруживаются мягкие формы отклонения, которые становятся заметны, когда речь усложняется. Основная часть детей, страдающих расстройством, — мальчики, у них оно встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Интеллект детей, имеющих речевую экспрессию, полностью сохранен: нарушение никак не связано с олигофоренией и сходными отклонениями.

Что такое экспрессивная речь: характеристика

Дети развиваются полноценно, способны корректно выполнять задания, не связанные с речевыми умениями: указать на нужные кубики, выстроить игрушки в определенной последовательности.

Они хорошо поддерживают зрительный контакт, быстро обучаются правильно использовать предметы, понимают речь.

к содержанию ↑

Причины развития расстройства

Основной причиной развития нарушения считается возникновение органических повреждений определенных участков мозга, контролирующих процессы формирования речи.

Эти повреждения могут возникать как до рождения ребенка, так и после.

В некоторых случаях моторная алалия сочетается с другими сходными отклонениями. Это происходит в тех случаях, когда церебральные дефекты оказываются достаточно значительными.

Ключевые причины развития отклонения:

    Причины развития расстройства у детей

  1. Дородовые неблагоприятные воздействия. Это могут быть инфекционные болезни, которые перенесла женщина в процессе вынашивания (к примеру, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), острые и хронические отравления токсическими веществами, включая наркотики и алкоголь, нехватка кислорода, резус-конфликты (происходят, если кровь матери имеет отрицательный резус, а кровь ребенка — положительный; иммунная система матери начинает вырабатывать антитела, вредящие плоду), травматические повреждения, сильные стрессы, прием медикаментов, не рекомендованных при беременности.
  2. Родовые травмы, удушье. Крайне неблагоприятно на здоровье ребенка сказываются черепно-мозговые травмы и гипоксия.

    Чаще всего они происходят на фоне осложнений в процессе родовой деятельности: слишком медленные или стремительные роды, узкие бедра роженицы, удушение пуповиной, врачебные ошибки.

  3. Черепно-мозговые травмы, полученные в первые месяцы после рождения. Когда младенец начинает достаточно активно шевелиться, он может скатиться с ровной поверхности и удариться головой. Поэтому родителям важно не оставлять его надолго без внимания на подобных поверхностях.
  4. Основные причины развития расстройства

  5. Осложнения после нейроинфекций. Менингит способен оставить после себя множество нарушений и затормозить процесс развития. Важно прививать ребенка согласно календарю и обращаться в больницу при появлении первых признаков инфекционных болезней, чтобы снизить риск возникновения менингита. А чтобы уберечь подрастающего ребенка от энцефалита, важно избегать областей с энцефалитным клещом либо ставить прививки.
  6. Внутримозговые новообразования (опухоли, кисты), затрагивающие центр Брока: область, ответственную за моторный контроль речи.
  7. Крайне неполноценное питание. Эта причина встречается нечасто в развитых странах мира, но широко распространена в неразвитых.

    Нехватка питательных веществ ведет к развитию гипотрофии, рахита и других болезней, способных серьезно замедлить процесс развития ребенка.

  8. Неблагоприятная психосоциальная обстановка. Если ребенка часто игнорируют родители, не беседуют с ним, не произносят эмоционально окрашенные высказывания, избегают телесного контакта, это негативно скажется на процессах формирования речи. Моторная алалия и другие нарушения часто встречаются у детей, разлученных с матерями и растущих в сиротских приютах.

Некоторые специалисты связывают развитие моторной алалии с наследственностью, но эту точку зрения разделяют не все.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка 1 могилев

к содержанию ↑

Симптомы

Основная симптоматика:

    Симптомы и признаки

  1. Задержка речевого развития. В наиболее тяжелых случаях ребенок с этим расстройством не говорит в течение первых нескольких лет жизни, а о своих желаниях и потребностях сообщает невербально: жестами, взглядом. В таких случаях диагноз выставляется уже на первом-втором году жизни. При более мягких формах расстройства дети осваивают некоторые слова, фразы, но могут совершать ошибки, их речь отличается от речи сверстников.
  2. Бедность словарного запаса. Дети медленно, с трудом усваивают новые слова, часто забывая ранее выученные.

    При этом пассивный словарь практически не страдает: дети хорошо понимают речь, обращенную к ним.

  3. Ошибки в произношении и использовании слов. Присутствуют различные речевые расстройства: например, ребенок может заменять или терять слоги, звуки в словах, заменять буквы на сходные по звучанию («б» превращается в «п» и так далее), комбинировать слоги разных слов, неправильно сочетать слова.
  4. Затруднения при попытке выстроить связную фразу. Предложения, которые выстраивают дети с этим расстройством, короткие, упрощенные, не соответствуют правилам грамматики: могут выпадать союзы и предлоги, часто отсутствует согласование по времени, падежам, могут неправильно выбираться слова. Также ребенку сложно повторить предложение или слово по просьбе взрослого.
  5. Общие симптомы

  6. Поведенческие нарушения. У детей с моторной алалией часто обнаруживаются и другие отклонения: повышенная агрессивность, импульсивность. Они либо чрезмерно активны, либо малоподвижны, спокойны. Склонны к эмоциональной лабильности, тревожности, слезливости, плохо спят. Мелкая моторика недостаточно развита, координация движений также может быть нарушена.

Часто наблюдаются и другие нарушения когнитивных функций: дети с алалией хуже запоминают информацию, их мышление менее гибкое, им сложно долгое время концентрироваться на чем-либо. Их речевые отклонения затрудняют процесс адаптации в коллективах и обучения.

к содержанию ↑

Диагностика

Ребенка с любыми речевыми нарушениями важно показать педиатру: он осмотрит его, задаст вопросы родителю и направит к более узким специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, логопеду, психологу.

Основная цель обследования — определить причины возникновения расстройства, отличить его от сходных нарушений и определить оптимальную тактику лечения.

Процесс диагностики состоит из:

    Диагностика и обследование

  1. Общего обследования. Специалисты беседуют с родителями, изучают анамнез, выясняют, были ли нарушения в процессе вынашивания ребенка и во время родов. Также проводится проверка рефлексов. После этого ребенка направляют на дополнительные обследования, перечень которых зависит от выводов специалистов. Как правило, в этом списке есть электроэнцефалография, МРТ или КТ головного мозга.
  2. Осмотра логопедом. Логопед определяет, насколько глубоки речевые нарушения, используя тесты, беседует с ребенком, подмечает, насколько хорошо тот владеет собственным артикуляционным аппаратом, как использует слова и строит предложения.
  3. Диагностики психической сферы. Проверки осуществляются детским психологом в форме игры. Он отслеживает особенности поведения ребенка, общается с ним. Также ребенок проходит тесты, определяющие степень развитости его когнитивных способностей и коэффициент интеллекта.

После комплексного обследования выставляется диагноз. Чем раньше будет начата коррекция нарушения, тем более благоприятным будет прогноз.

к содержанию ↑

Методы лечения и коррекции

Методы лечения и коррекции нарушения

В основе коррекции расстройства экспрессивной речи лежит продолжительная работа с логопедом и психологом.

Также ребенок проходит курсы физиотерапевтических процедур, принимает медикаменты, улучшающие функционирование мозга (церебропротекторы, витамины, минералы).

При наличии нарушений сна подбираются средства, обладающие успокоительным и снотворным эффектом (препараты на основе мелатонина, травяные седативные медикаменты).

Детям с речевыми расстройствами важно проходить обучение в специализированных детских садах, в которых есть опытные логопеды, педагоги и психологи. Наиболее высокую эффективность покажет коррекция, которая будет начата в раннем дошкольном возрасте (до трех лет).

В процессе логопедической коррекции ребенок активнее наращивает словарный запас, учится правильно выстраивать предложения, в процессе коррекционных игр начинает понимать лучше, как поддерживать разговор, как реагировать на те или иные ситуации.

Логопед помогает ему избавляться от ошибок в процессе использования слов, обучает умению мысленно формулировать фразы, верно использовать артикуляционный аппарат.

Работа с психологом показана в случае наличия поведенческих нарушений, эмоциональной лабильности.

Методы лечения и коррекции расстройства

Родителям важно поддерживать общение с логопедами и психологами, прислушиваться к их рекомендациям, выполнять упражнения дома.

Категорически не допускается обвинять ребенка, насмехаться над ним: это негативно скажется на его психике и значительно замедлит процесс коррекции.

Если мать или отец чувствуют внутренний дискомфорт, подавленность после постановки диагноза, им следует обратиться к психологу.

Прогноз зависит от тяжести расстройства, качества коррекционной работы и возраста ребенка. Мягкие формы моторной алалии легко поддаются коррекции, их можно быстро устранить полностью.

Более тяжелые требуют комплексного и продолжительного лечения, но их также можно успешно скорректировать, если родители и логопеды приложат достаточно усилий.

Если диагноз был поставлен со значительным опозданием, прогноз скорее неблагоприятен.

Что такое алалия? Узнайте из видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

Источник