Задатки и способности в развитии ребенка
Ольга Пустакина
О задатках и способностях
Всем хорошо известны бытовые оценки людей: смышленый – бестолковый, схватывает на лету – пенёк, талантливый – бездарный, рукастый – безрукий, ловкий – увалень, огонь – ни рыба ни мясо и т. д. Одно слово, а как будто припечатывает человека к его способности или неспособности к какой – то деятельности. Очень часто бывает так, что ребёнок дома один, с друзьями – другой, в детском саду третий. Какие его способности и черты главные? Что нужно, а что не стоит развивать? Узнаем, что говорит о способностях и задатках наука.
Способности – это индивидуальные психические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Различают общие и специальные способности. Общие обеспечивают успешность в разных видах деятельности, а также легкость в усвоении знаний; специальные позволяют достигнуть высоких результатов в какой – то определённой области (в музыкальной, математической, спортивной и т. д.). Замечено также, что способности проявляются в комплексе, а не по одной и что недостаток одной способности компенсируется рядом других.
Священник, психолог, педагог Анатолий Гармаев в книге «Обрести себя» выделяет 16 способностей человека:
Умственная, или интеллектуальная (царственная способность человека, архитектурная, ремесленная, музыкальная (музыкально – исполнительская, певческая, композиторская, художественная, литературная или гуманитарно – просветительская, педагогическая, врачевательская, техническая, организаторская, растениеводческая, животноводческая, классификаторская, пластическая (спортивная, танцевальная, ораторская, подражательная. Но это, видимо, ещё не всё! Есть врождённые способности, к которым трудно подобрать определение, например, умение вкусно готовить или умение быть военноначальником.
Задатки – это та природная основа, на которой развиваются способности: анатомо – физиологические особенности нервной системы, мозга, тела. Задатки – изначально природные свойства человека, а не данные ему после рождения в ходе воспитания.
В психологии существует три основных направления, которые раскрывают способности человека, их развитие. Представители одного из них, биологизаторского,считают: человек – биологическое существо, способности – врожденное качество, и именно это обстоятельство определяет «потолок»в развитии человека: всё уже задано природой, «выше головы не прыгнешь».
Другое направление, социологизаторское, считает человека существом сугубо социальным, рождающимся на свет «чистой доской», на которой можно написать всё, что хочешь. Дело лишь за воспитателями и методами, которые он будет использовать, – и гении на потоке нам обеспечены. А с ними согласны?
Третье направление – серединное. Оно признаёт несомненную биологическую природу человека с врождёнными задатками и способностями, но считает их всего лишь предпосылками будущего развития человека в социальной среде. Другими словами, природа – не потолок развития, а старт, начало его. Наиболее перспективным и гуманистическим представляется третье направление – рубинштейновское (по имени основателя – выдающегося отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, потому что даёт инструмент к развитию всех задатков и способностей человека, не лишая их индивидуальности, и способствует развитию творческих способностей в самом широком смысле слова. Воспитатель, стоящий на этих позициях,понимает: его воспитанник пришёл в наш мир с ценными задатками, многими способностями, и задача воспитателя – раскрыть их, дать им возможность реализоваться и развиться.
Работая с дошкольниками, мы в первую очередь должны заметить способности каждого ребёнка и начать их развитие. Это одна из трудностей, которая имеет место при работе над данной проблемой. Ведь некоторые способности проявляются рано, а для других нужно время. Они должны выстоятся как хорошее вино. Так, например, музыкальные и пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужно время и определённый жизненный опыт.
Кроме того, для раскрытия любых способностей нужны условия. Ведь если есть скворечник, то в нём рано или поздно поселятся птицы, а если есть цветы – то к ним прилетят бабочки.Вот яркий пример тому: проявиться врождённым растениеводческим или животноводческим способностям практически невозможно, если ребёнок живёт в заасфальтированном городе, имея три – четыре цветка на подоконнике, а из животных видел только кошку, собаку или хомяка. В то же время, многие из нас являются свидетелями того, как не подозревающие о своих скрытых способностях горожане, получив условия – кусочки земли, стали выращивать такую клубнику, капусту или помидоры, что бывалые жители посёлка просто ахнули. Вот вам и «неспособные», изнеженные городские жители!
Кроме этого при определении задатков и способностей человека огромное значение имеет не только от того, кого оценивают, но и от того, кто оценивает. Например, человек мягкий и благожелательный видит вокруг себя множество гениальных детей, а более жесткому и требовательному те же дети кажутся обычными, если не бездарными.
Ещё одна ошибка воспитателей, родителей заключается в сравнении детей с другими детьми. Это неправильно. Дети развиваются неравномерно, скачкообразно. Вспомните, один ребёнок заговорил в годик, другого трудно было понять даже в три, а в конце концов оба успешно развиваются. Сравнивать ребёнка нужно с ним самим: не умел, но быстро научился – значит, способный; плохо, медленно обучается – не значит, что неспособный вообще, надо определить причину такого состояния ребёнка
(усталость, болезнь, отсутствие интереса, страх неудачи и т. д.) и только в последнюю очередь говорить о неспособности к этому виду деятельности. Неспособный к рисованию может гениально владеть своим телом или решать задачи как орехи щелкать.
Как же заметить в ребёнке способности? Наблюдать,когда он самозабвенно играет: что ему нравиться, что лучше получается, чему отдаёт предпочтение. Тут всёочень просто: нравится то, что лучше, легче получается, а получается потому, что есть природные задатки – предпосылки способностей. К примеру, один малыш рисует и рисует где угодно, чем угодно; другой пританцовывает по любую музыку и чётко попадает в ритм; третий быстро схватывает мелодию и поёт под неё и т. д. Можно с определённостью сказать, что у первого проявляются задатки связанные со зрительными анализаторами, с восприятием цвета и света; у второго преобладают динамические, двигательные характеристики; у третьего слуховые и голосовые.
Способности комплексы, поэтому воспитателю придётся предоставлять много разных условий для их проявления и развития. Нужно дать ребёнку возможность попробовать себя в разных делах, разных играх и разнообразных ролях и ситуациях. Иногда дети завалены игрушками, а скучают. Почему? Потому что не умеют играть. Детям нужен руководитель, учитель.
Распознав способность, очень важно, чтобы ребёнок не зацикливался на одной своей способности, что внешне выражается в предпочтении одного вида деятельности. Возможно, его дремлющие способности при раскрытии сделают его более успешным и счастливым во всём. Заставить ребёнка, особенно подрастающего, попробовать себя в чём – то новом порой очень трудно. Нужно, чтобы он сам захотел. Как помочь ему «захотеть»? Расширять сознание через расширение круга друзей и знакомых, представлений о мире и профессиях людей. Так формируется расширенная мотивация к разным видам деятельности. При этом важно, чтобы ребёнок не только знал, но и попробовал себя в этих делах.
Итак, что мы знаем о задатках и способностях? То, что каждый ребёнок, пришедший в наш мир, щедро наделён самыми разными задатками; что способности есть у каждого, причём они комплексы, не единичны; что все эти дары можно и нужно развивать; что неспособность к одному компенсируется способностью к чему – то другому; и, наконец, что главное дело воспитателя – заметить эти богатства в ребёнке и развить их.
Таким образом, способности ребёнка в ваших руках, воспитатели. Не заметите, не разовьёте их — и на свете появится ещё один несчастный и неудачливый человек.
И самое главное, о чём необходимо помнить: если развитие способностей происходит раньше, чем развитие нравственности, то в детях стремительно начинают разрастаться эгоистические черты – тщеславие и гордость.
Любая способность – это дар, с которым рождается ребёнок, но этот дар может развиваться по – разному.
Священник Анатолий Гармаев отмечает, что в одном случае дар развивается для того, чтобы занять определённое положение в обществе, быть богатым и знаменитым. В этом случае дар служит тщеславию человека и его собственному устройству в мире. В другом случае, если в ребёнке преобладает нравственно начало (отклик на нужду другого человека, то способности его будут служить не собственному тщеславию, а людям.
Природный дар, то есть искра Божия, дан для того, чтобы человек своим талантом служил людям. Если же он использует свои способности только для собственных нужд, для своего обогащения, для исполнения тщеславных замыслов, то нередко приходит наказание свыше. Известно, что у такого «отнимется и то, что имеет». Тогда одни спиваются, другие предаются разврату, третьи погибают от наркотиков… Каждый из нас знает имена несчастных артистов, художников, которых постигла эта участь.
Настоящее творчество никогда не может вырасти на почве бездуховности и безнравственности. Значит,развитие душевных сил: чуткости, внимания, заботы, совести должно опережать развитие способностей. Тогда в будущем способности будут служить не тщеславию, гордости и эгоизму самого человека, а нуждам других людей, принося им тепло и радость.
Источник
Все родители задаются вопросом: как понять, какие способности у моего ребёнка? Кем он станет, когда вырастет? Как ему в этом помочь? Как не ошибиться с выбором и начать обучать малыша тому, к чему у него есть талант и предрасположенность? Какие занятия, секции или кружки ему подойдут? В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Ирина Гладких расскажет вам об этом, а также даст полезные практические советы о том, как распознать и развить способности ребёнка с помощью различных игр и упражнений.
Как распознать и развить способности ребёнка?
Как развивается мозг ребёнка? Этапы
Мозг – главный компьютер нашего тела. Развитие мозга зависит от множества факторов, таких как: наследственность, условия протекания беременности и родов, условия первых лет жизни ребёнка, питание, эмоциональная обстановка в семье, количество внимания, полученного ребёнком и пр.
В развитии мозга можно выделить несколько этапов:
Внутриутробный период. Своё развитие мозг начинает ещё в утробе матери, на очень ранних сроках беременности. Сначала это – нервная трубка, затем появляются мозговые пузыри, из которых впоследствии разовьются отдельные зоны мозга, и ближе к поздним срокам беременности начинает формироваться кора больших полушарий.
От рождения до года. Первый год жизни является очень важным для развития мозга. В это время лавинообразно нарастает количество нейронных связей, идёт активное созревание отделов головного мозга. Каждое новое событие, эмоция, тактильное ощущение оставляют свой значимый след в мозге ребёнка. В этот период времени очень важно как можно больше внимания уделять ребёнку – общаться с ним, поглаживать его, читать книжки, играть в простые игры. Самое главное в таком возрасте – это внимание и общение со значимыми взрослыми. Никакие самые современные развивающие игрушки не заменят ребёнку человеческого контакта. Ребёнок развивается только через человеческое общение.
От года до 3-4 лет. К 3-4 годам у ребёнка созревают зоны, ответственные за зрение, общую моторику, тактильные ощущения, т.е. основные чувства. Ребёнок уверенно ходит, держит карандаш и ложку. Однако зоны, ответственные за анализ и прогноз действий (в т.ч. и своих), ещё не вызрели, поэтому не стоит требовать от трёх- или четырёхлетнего ребёнка прогнозирования ситуации. Интенсивность работы мозга от рождения до этого возраста превышает интенсивность работы мозга у студентов.
От 3-4 до 6-7 лет. К возрасту 6-7 лет мозг ребёнка практически полностью сформирован и мало отличается по структуре от мозга взрослого человека. Активно развиваются зоны, ответственные за речевые функции и моторику. В этом возрасте хорошо учатся иностранные языки. Зоны, ответственные за эмоциональную зрелость, абстрактное мышление и рациональность до сих не развиты в этом возрасте, поэтому у детей, как и ранее, возможны истерики и перегрузки эмоционального характера.
От 6-7 до 9-10 лет. К концу этого периода практически у всех детей вызревает зона, ответственная за мелкую моторику. Почерк, рисунки и поделки становятся аккуратнее и выходят на новый уровень.
Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Получите подробный отчёт о работе своего мозга, пройдя Общий когнитивный тест
От 9-10 до 12-13 лет. Очень сложный период. Лимбическая система уже созрела и позволяет испытывать сильные эмоции, но область мозга, ответственная за сдерживание эмоций, ещё не развита в достаточной мере. Именно поэтому подростки очень эмоциональные и несдержанные. Продолжают развиваться интеллект и зоны мозга, ответственные за аналитическое мышление. Начинают созревать теменные доли головного мозга, которые помогают детям овладевать точными науками.
От 12-13 до 15-16 лет. В этом возрасте начинает возникать “специализация” мозга. Малоиспользуемые нейронные связи отмирают, однако те, которые используются, часто значительно усиливаются. В данном возрасте уже можно говорить про профессиональное определение или выбор наиболее интересной области для дальнейшего развития.
От 15-16 до 17-18 лет. Активно развивается префронтальная кора. Растёт самоконтроль, оценка рисков, социальная активность, появляется абстрактное мышление.
От 17-18 до 20-21 года. К возрасту 21 год мозг развит практически полностью. С этого момента зоны мозга больше не развиваются, теперь возможно только увеличение количества нейронных связей и развитие эмоциональной зрелости и узконаправленных специализаций.
Для развития мозга очень важно обеспечить ребёнку полноценный сон, достаточное количество свежего воздуха и равномерное сбалансированное питание – что особенно важно. Узнайте, какие продукты полезны для мозга. При равномерном питании колебания количества сахара в крови минимальны, и работа и развитие мозга идут без рывков и потрясений.
Отдельно хочу обратить внимание на отличия развития мозга мальчиков и девочек. У мальчиков быстрее созревает правое полушарие, а у девочек – левое. До 13 лет девочки лучше решают логические задачи и излагают свои мысли, однако затем мальчики не только догоняют девочек по уровню развития логики, но и обгоняют их.
У мальчиков гораздо сильнее заметна асимметрия в работе полушарий мозга. Мозолистое тело – часть мозга, которая соединяет два полушария, и через которую они обмениваются информацией, у мальчиков меньше и тоньше, чем у девочек. Поэтому если у девочек примерно до 13 лет бывает достаточно сложно определить, какое полушарие доминирует, то о мальчиках уже к 7 годам можно сказать, кто они – право- – или левополушарные дети. У мальчиков раньше выявляется направление их способностей, а с определением истинных склонностей девочек лучше подождать до подросткового возраста.
Этапы формирования и развития способностей. Виды способностей
Конечно, каждому родителю хочется видеть своего ребёнка успешным и социализированным, развить все способности, заложенные в ребёнке генами и природой. Для этого нужно понимать, когда и какие способности формируются и развиваются.
Способности развиваются из склонностей. Склонность – это предпочтение к занятиям той или иной деятельностью, когда главным является не результат, а процесс. Во время занятия ребёнок испытывает удовольствие, интерес. Склонность имеет более настойчивый характер, чем просто интерес, т.е. ребёнок отдаёт предпочтение определённым видам деятельности в большинстве случаев.
Формирование и развитие способностей состоит из трёх основных этапов.
Первый этап – это этап подготовки, он начинается с рождения и длится до 6-7 лет. На нём формируются физиологические основы будущих способностей, нейробиологические задатки. Развиваются общие навыки – координация рук, развиваются отдельные зоны коры головного мозга, дифференцируется их работа. Организм готовится к взрослению и дальнейшему развитию способностей. Здесь выявляются склонности, которые можно начинать закреплять.
Второй этап – этап формирования специальных способностей. Начинается с 6-7 лет и может длиться до 14-16 лет. На этом этапе склонности преобразуются в способности. Идёт формирование “специализации”, т.е. то, что было выявлено и проявилось на первом этапе, закрепляется и развивается. На этом этапе очень важна помощь в развитии памяти, внимания, пространственного мышления, мелкой моторики, координации, творческого воображения и пр. Это этап роста способностей.
Третий этап – это этап совершенствования тех способностей, которые уже в полной мере проявились в ребёнке. Здесь идёт и развитие, и закрепление специализированных способностей. На этом этапе дети, если они по-настоящему талантливы, значительно обгоняют в развитии своих сверстников и даже учителей. На этом этапе очень важна помощь родителей в поддержании интереса к областям, в которых проявляются способности, так как именно в этом возрасте растёт тяга к социализации и большему общению со сверстниками, а так же растёт зависимость от мнения друзей и окружения.
Конечно, существуют различные виды способностей. Для развития каждого вида нужны свои упражнения, о которых мы поговорим далее.
Какие виды способностей существуют:
- Художественные способности
- Музыкальные способности
- Литературные способности
- Спортивные способности
- Технические способности
- Математические способности
- Интеллектуальные способности
- Лидерские способности
Этапы развития способностей
Типы интеллекта
Способности напрямую связаны с типом интеллекта. Выделяют 8 основных типов интеллекта:
– природный (натуралистический) – ребёнок может часами наблюдать за живой природой, ему интересны растения, животные и всё, что с ними связано.
– музыкальный – ребёнок с удовольствием слушает музыку, хорошо улавливает ритм, может подобрать музыку на слух, напеть мелодию.
– логико-математический – любят распутывать задачи, решать ребусы и всё, что связано с цифрами, быстро учатся считать и любят это делать.
– экзистенциальный (философский) – интересуются устройством мира, задают философские вопросы, много размышляют, думают глобально, интересуются историей.
– кинестетический (телесный) – такие дети очень любят движение во всех его проявлениях – танцы, спортивные игры. Им сложно усидеть на месте. С лёгкостью повторяют танцевальные движения и выполняют физические упражнения. Хорошо развита крупная и мелкая моторика.
– межличностный (социальный) – очень легко сходятся с другими детьми и людьми вообще. Общение не вызывает никаких проблем, легко завязывают новые знакомства, могут понять и объяснить эмоции и поведение другого человека.
– пространственный (образный) – обладают ярко выраженной зрительной памятью. Мыслят и помнят картинками. Любят собирать пазлы, рассматривать картинки. Легко запоминают информацию, если она связана с изображением (мысленно могут воспроизвести страницу из книги, картинку и пр.). Легко ориентируются в пространстве, запоминают дорогу, расположение предметов, могут легко представлять объёмные фигуры и их изменения.
– лингвистический (вербальный) – ребёнок легко и чётко выражает свои мысли. Может уговорить и убедить другого в своей правоте. Он не просто умеет разговаривать и находить общий язык, а делает это так, что собеседник просто застывает с раскрытым ртом. Ребёнок постоянно делится своим мнением, впечатлениями, размышлениями. Делает это очень развёрнуто и красочно.
– личностный (внутренний) – Такие дети хорошо понимают себя, свои эмоции, причины своих поступков. Они редко делают что-то, не подумав. Очень трезво оценивают свои возможности и рано начинают сопоставлять их со своими желаниями. Застенчивы, но в то же время эмоциональны. Любят и умеют планировать. Буквально расписывать планы по шагам.
Как понять, какие способности есть у вашего ребёнка?
Для развития способностей очень важно своевременно заметить и определить способности ребёнка. Для выявления способностей ребёнка родителям нужно просто наблюдать за ним в период от рождения до 6-7 лет. В этом возрасте важно подмечать предпочитаемые виды занятий и способствовать разнообразию доступных видов деятельности. Если родители замечают, что из всего многообразия занятий ребёнок предпочитает или с большим желанием, увлечённостью и удовольствием занимается определёнными – это сигнал, что у ребёнка именно в этом направлении есть склонности. Поддержите их – расширьте это направление, сделайте его более разнообразным, запишите в кружок или секцию.
Какие способности есть у вашего ребёнка?
Внимательно наблюдайте за играми ребёнка, в них могут раскрываться артистические и лингвистические способности. Ребёнок любит конструкторы- присмотритесь внимательнее – он любит просто строить или конструировать, или это целый план застройки города? Ребёнок копается в песке, земле, часами может сидеть и созерцать цветы, небо, пустоту.. возможно, это растёт маленький мыслитель или гениальный биолог. Посмотрите внимательно, что именно он делает – ищет сокровища, древние клады, останки динозавров и цивилизаций, или сажает семена и смотрит, как они растут, разглядывает, как червяк копает свой ход в земле? В каждом занятии может мыть несколько уклонов, поэтому важно внимательно наблюдать и обеспечить многообразие. При сопоставлении всех типов интересующих занятий и выявляются способности ребенка. В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи. Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений.
Многие родители задаются вопросом: как распознать талант у ребёнка? Талант – это вовремя замеченные и достаточно развитые способности. Способностей у каждого ребёнка может быть несколько. Будьте внимательны, настойчивы, замечайте склонности, развивайте способности своего ребёнка, и все его таланты раскроются в полном объёме! Важно помнить, что одна способность по мере раскрытия помогает раскрыться другим. Например, хорошие слуховые способности могут развиться в музыкальный или лингвистический талант. Музыкальный талант, в свою очередь, помогает в развитии логики и математических способностей и т.д.
Как развить способности и талант ребёнка? Практические советы
Для поддержки способностей и талантов даются следующие рекомендации:
1.Поощряйте занятие ребёнка. Обеспечьте его всем необходимым для занятий: маленькому художнику купите кисти, краски, карандаши. Если ребёнок поёт, разрешите ему слушать музыку и петь. Если предпочитает активные игры и танцы – запишите его в кружок, больше гуляйте и играйте. Любит наблюдать за природой – дайте ему горшок с землей, вырастите вместе горох, фасоль, мандарин. и т.д.
2. Избегайте диктата и навязывания своего видения и своей точки зрения. Пусть ребёнок делает так, как считает нужным! Рисует фиолетовое солнце и розового слона? Отлично! Он так видит! Считает, что в сказке не хватает героев и сам их придумывает – прекрасно!
3.Позвольте ребенку самому (конечно, по мере возможностей и с учётом возраста) спланировать свои занятия, их интенсивность, периодичность и место проведения.
4. Не критикуйте ребёнка, даже если он, на ваш взгляд, делает что-то совсем не так. Ребёнок имеет право идти своим собственным путём.
5. Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Забудьте это – “А вот Саша… “. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим, и то, только для того, чтобы видеть прогресс. “Посмотри – на прошлой неделе ты прыгнул 20 раз, а сегодня уже 25!”
6. При посещении специализированных занятий прислушайтесь к советам и рекомендациям тренеров и учителей. Посещайте занятия на регулярной основе и объясните важность системных занятий ребёнку. Общим фактором развития любых способностей является настойчивость. Если ребёнок упорен и настойчив в достижении цели, с большей долей вероятности его способности разовьются в талант. Способность к обучению очень часто проявляется именно в виде упорства в достижении цели. Будьте также упорны, показывайте ребёнку пример своим поведением и объясняйте важность настойчивости при занятиях.
7. Для положительной динамики развития задачи на занятиях должны ставиться на пределе возможностей ребёнка. Он должен напрягаться, тогда будет виден прогресс и будет идти развитие.
Играйте с ребенком в когнитивные игры, это полезно для развития всех видов способностей.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Персональная тренировка от CogniFit поможет развить ослабленные способности мозга
Игры и упражнения для развития способностей ребёнка. Примеры.
Конечно , лучше всего способности ребёнка развивать игрой и во время игры.
Для развития всех видов способностей хорошо применять игры для развития когнитивных способностей:
- В частности, специальные когнитивные онлайн игры для развития интеллекта.
Детям нравится игры, нравится играть онлайн. Так совместите приятное с полезным!
- Решение головоломок, лабиринтов, кроссвордов, соединение рисунков по точкам.
- Придумывайте рассказы по картинке или по нескольким картинкам.
- Играйте в игру “кто больше назовет признаков одного и того же предмета”.
- Играйте в игру “повтори ритм”. Взрослый выстукивает ритм, задача ребенка – повторить. Важно делать это с применением тех же рук/ног или предметов, с помощью которых создавал ритм взрослый.
Очень полезны игры для развития внимания:
- “Найди, что изменилось”. Существует множество вариантов этой игры. Суть одна – нужно заметить отличия в том, что было после, от того, что было до. Можно расставлять игрушки и предлагать запомнить, просить ребенка отвернуться и переставлять их местами, менять их с другими, увеличивать/уменьшать количество, менять цвет у игрушек/предметов.
- Муха. На листе к клетку рисуется квадрат или куб 3*3 (*3) , 4*4 (*4) , 5*5 (*5) – в зависимости от возраста вашего ребёнка . В центр помещается муха. Взрослый проговаривает направления перемещения мухи. За каждый ход муха может переместиться только на 1 клетку. Ребёнок следит глазами за направлением перемещения мухи, и если муха “вылетает за пределы квадрата” (вылетает из комнаты), ребёнок должен её “хлопнуть”. Если ребёнок не успел её “хлопнуть” – муха улетает на свободу.
- “Найди пару”. Берутся карточки с картинками/словами и переворачиваются рубашками вверх. Задача – переворачивая карточки попарно найти совпадающую пару. Если пара не совпала, карточки вновь переворачиваются вверх рубашками. Если совпала – игрок забирает карточки себе.
- Шахматы – отличная игра для развития внимания и когнитивных способностей.
- Ребёнок и взрослый кидают друг другу мячик и считают. Задача – не называть определённую цифру и числа, её содержащие. Вместо этого нужно мяукнуть, хрюкнуть и пр. Можно установить несколько “запретных” цифр или менять их по сигналу.
Общеразвивающие игры:
- “Горячее/холодное, съедобное/несъедобное” – игры направлены на быстрый анализ ситуации и принятие решений.
- “Дорисуй предмет” (“на что это похоже”) – отличная игра на развитие воображения и творческого мышления. Взрослый рисует кружок, квадрат, кляксу, а задача ребёнка – дорисовать, чтобы это стало похоже на какой-то существующий предмет.
- “Угадай, кто я” – ребёнок и взрослый по очереди изображают кого-либо или что-либо, задача второго игрока – угадать, что ему показывают.
- “Назови слова, относящиеся к ….” (игра из серии – я знаю 5 имён мальчиков, девочек и т.п.). Задача игроков – быстро назвать требуемое количество слов на заданную тему.
- Прекрасная игра на развитие воображения, внимания, развитие речи и пр. – “Вы поедете на бал? (да и нет не говорите, чёрное с белым не берите)”. Эту игру знают с детства все, но от этого она не становится менее интересной.
И, конечно, же, любите своих детей! Это главное условие для развития их талантов и способностей!
Спасибо, что прочитали этот материал. Как обычно, будем рады вашим вопросам и комментариям.
Источник