Задания на развитие речи ребенка на тему осень

Татьяна Миронова
Занятие по развитию речи на тему «Осень»

Конспект НОД

Занятия по развитию речи на тему: «Осень»

Средняя группа

Воспитатель МБ ДОУ №71, г. Рязань

Миронова Татьяна Викторовна

Осень”

Виды детской деятельности :

— Познавательно- исследовательская (решение проблемных ситуаций)

— Двигательная (физкультминутка);

— Игровая (дидактическая игра);

— Чтение художественной литературы (чтение стихов, обсуждение);

— Коммуникативная (беседа, ситуативный разговор);

Интегрированная форма обучения:

В ходе НОД решались задачи области ПОЗНАНИЯ (формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений,

В интеграции с образовательными областями:

— коммуникация (формирование словаря, звуковая культура речи, связная речь, развитие устной речи);

— художественная литература (формирование у детей потребности и интереса в чтение: слушать стихи, правильно воспринимать их содержание, поддерживать внимание и интерес к слову);

— социализация (развитие игровой деятельности, дидактические игры);

— здоровье (сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, физкультминутка).

Цель: формирование представления детей об осенних явлениях природы.

Программное содержание:

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

— формирование представление детей о характерных признаках осени: пожелтели листья на деревьях, птицы улетают на юг, насекомые спрятались на зимовку, заяц меняет шубку, медведь готовится ко сну);

— ввести в словарь детей слова и словосочетания: листопад, золотая осень;

— упражнять детей в составление последовательного рассказа по картинкам;

— учить детей работать в группе в парах.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

— способствовать развитию любознательности;

развить речь, наглядно-образное мышление, зрительное, фонематическое восприятие, внимание, мелкую моторику рук;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

— воспитывать бережное отношение к природе, отзывчивость, дружелюбные отношения друг другу.

Активация словаря по теме: листопад, золотая осень, берлога, спячка.

Предварительная работа: Экскурсия вокруг сада, наблюдение за деревьями, птицами, насекомыми, за травой, за температурой на улице.

Дидактическая игра «Зайцы и волк».

Чтение стихов об осени, заучивание стихов, изучение потешек из русского фольклора, составление рассказов по серии сюжетных картинок осенней тематикой).

Продуктивная деятельность: Рисование, аппликация на тему:” Птицы”, “Осенний лес”.

Подвижные игры: “У медведя во бору”(с бегом, “ Перелет птиц”(с лазаньем и ползанием).

Материалы и оборудование:

Карточки с изображением осеннего леса, деревьями, берлоги, зайца белого, зайца серого, макеты листьев разных деревьев, три корзинки, сборники стихов, загадок, фольклора, логические карточки “Что здесь лишнее?”, с изображением деревьев.

Методы и приемы обучения: наглядные (показ, рассматривания демонстрационного, дидактического материала, словесные (вопросы, беседа, рассказ, объяснение, педагогическая оценка, практические (дидактические игры,игровые упражнения, логические карточки).

Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая.

Центр деятельности: групповое пространство.

Содержание НОД:

1. Психологический настрой.

Задачи: создание атмосферы психологической безопасности.

Приветствие, установление зрительного контакта.

Воспитатель

— Друзья, сегодня мы отправляемся с вами в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, в страну загадочную, полную тайн!

“ Но в эту страну не идут поезда,”

И самолет не летает туда,

Как же страну эту назвать?

Страну, до которой рукою подать!

А здесь ребята простой секрет. Попасть туда можно если только отгадать загадки. Вы хотите попасть в чудесную страну?

Дети – Да!

Воспитатель- Ну тогда слушайте загадку

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем

Мы его, конечно, знаем. ?

Дети — сентябрь.

Воспитатель – В сентябре откроет школа

Двери для детей веселых,

У зверят же свой урок-

Запасать продукты впрок.

Все грибы мы соберем

Перед встречей с …

Дети – октябрем.

Воспитатель – Самый хмурый месяц года,

Хочется домой,-

Скоро сонная природа

Встретиться с зимой

Дети – ноябрь.

Воспитатель – Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Дети – листопад.

Воспитатель – Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья!

Какое это время года?

Дети – Это осень.

Воспитатель – Правильно ребята!

Вводно-организационный этап.

Задачи: организация направленного внимания.

Дети располагаются в кругу, помогают в подготовке материала к деятельности.

2. Основной этап.

Проверка имеющихся знаний, сообщение нового материала на основе имеющихся знаний.

Воспитатель – Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, заметила,что наша улица очень изменилась: листья, почти все облетели, воздух холодный, морозный, не слышно пения птиц, трава вся пожухла. Как вы думаете, почему это происходит?

Ответы детей:

Воспитатель – правильно, потому что наступила осень. Сейчас я прочту вам стихотворение, которое мне нашептал холодный северный ветерок.

Ни в санях, ни на колёсах

Не проехать в ОКТЯБРЕ,

Потому что у природы

Семь погод в день на дворе:

Сеет, веет, крутит, мутит,

Льёт, метёт и всё ревёт.

И увидеть можно часто –

Сразу дождь и снег идёт.

Оголяются деревья,

Запах осени вокруг.

Улетают птицы к югу.

Холода идут, мой друг.

Те, кто дома остаётся-

Птицы, звери – все должны

Сделать множество запасов,

Чтоб дожить им до весны.

Воспитатель- Ребята, как вы думаете о чем говорит автор, сеет, веет, крутит, мутит, льет, метет и все ревет…

Ответы детей:

Воспитатель – Правильно, молодцы. Сегодня ребята мы будем путешествовать по стране “Золотая осень”, это удивительная страна! Где много красочных цветов. Теперь давайте вспомним, какими характерными признаками автор описал осень, в этом стихотворении?

Ответы детей:

Воспитатель — Правильно, ребята. А давайте устроим листопад, подбросим листики вверх (подбросили листики, смотрите как много разных листиков на нашей поляне, давайте соберем их.

Читайте также:  Психологические подходы к развитию ребенка

4. Дидактическа игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель дает задание: разделиться на три группы, каждой группе дает корзинку. Давайте соберем листики, у каждой группы свой листик, (березовый, кленовый, дуба)

Дети выполняют задание под музыку.

Задание выполнено.

Воспитатель – давайте проверим, правильно ребята, вы хорошо выполнили задание. А теперь опишите дерево, чьи листики вы собрали. Каким цветом ваши листики и почему?

Ответы детей :

Воспитатель – Правильно, молодцы!

Пока мы с вами играли, (воспитатель обращает внимание детей на логические карточки) давайте еще посмотрим какой должен быть лес осенью, посмотрите, что здесь лишнее (по окраске листьев, неба и т. д).

Дети выполняют задания. Обсуждают ответы.

Воспитатель – молодцы ребята, вы хорошо выполнили задание. Посмотрите на мольберт, здесь есть картинки, что на них нарисовано?

Ответы детей: заяц серый- летом, заяц белый поздней осенью, зимой, берлога и т. д.

Воспитатель – молодцы, вы хорошо разобрались, в признаках весны, изучили новое слово берлога. А теперь по картинке составьте небольшой рассказ про берлогу, чей это дом, зачем он нужен?

Дети составляют рассказ.

Воспитатель – очень хорошие рассказы получились! Молодцы!

3. Дыхательное упражнение (физкультминутка)

Давайте поиграем немного.Повторяйте за мной:

Надувала кошка шар (выполняют движения, как при надувании шарика, выполняя при это глубокий вдох и выдох 2-3 раза)

А котенок ей мешал (выполняем движение руками, дыхание ровное)

Подошел и лапкой топ (шагаем на месте и в конце топаем ногой)

А у кошки шарик хлоп (хлопаем в ладоши).

4. Подведение итогов.

Воспитатель – сегодня мы с вами много путешествовали, много узнали. Кто мне скажет в какой стране мы были?

Ответы детей:

Вам понравилось наше путешествие? Вы легко справились с нашими заданиями?

Ответы детей:

Воспитатель- Хорошо ребята! Молодцы!

Источник

Галина Выхрыстюк
Речевые игры на тему «Осень»

Вот и наступила прекрасная пора – ОСЕНЬ!

Почаще обращайте внимание ребенка на изменения в природе с приходом осени.

Отправляйтесь на прогулку в парк и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. Гуляя по парку наблюдайте,прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц.

Помогите ребёнку запомнить приметы осени: — Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди. — Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают. — Начался листопад. — Исчезли насекомые. — Собираются в стаи и улетают на юг птицы. — Дни стали короче, а ночи длиннее. — С полей и из садов убирают урожай. — Люди стали теплее одеваться.

Во время прогулки обращайте внимание на отдельные детали окружающего мира. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите ручкой ребенка по коре дерева.

Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот- желтый. А вот – красный».

Поиграйте с ребенком в игры на тему «Осень», которые способствуют не только развитию речи, но и развитию памяти, внимания, мышления, воображения.

Игра «Чудесный мешочек»Задачи: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.Атрибуты: Мешочек, муляжи или натуральные овощи и фрукты. Ход игры:Взрослый показывает мешочек и говорит:

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Ребёнок складывает в мешочек овощи и фрукты. Далее берёт из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достаёт. После этого разделяет по группам «Овощи», «Фрукты».

Игра «Какой сок? Какое варенье?»

Задачи: Совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: Корзина, картинки фруктов.

Ход игры: Ребенок берет овощ или фрукт из корзинки, называет его и говорит, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта или овоща.Например: «Это яблоко. Из него получается яблочный сок», «Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д.

Игра «С какого дерева лист?»

Задачи: Совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев и осенние листья этих деревьев (берёзы, тополя, дуба, клёна, осины, рябины,

Ход игры: Листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Ребенок должен

разложить листья на своё дерево.

Игра «Какой лист?»

Задачи: Совершенствовать знания различать листья деревьев, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры: В корзине листья различных деревьев. Ребенок достает листок, говорит, с какого он дерева и образуют прилагательное.Например: «Это лист с берёзы – берёзовый лист. А это лист с клена – кленовый лист».

Игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: Закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,

находить их на картинках, развивать слуховое внимание.

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или

фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы, которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

Читайте также:  Центр развития ребенка надия запорожье

По грибы

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали

Рыжики срывали.

Лисичка бежала

Лисички собирала.

Скакали зайчатки

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

Фрукты

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые,

Осень принесла.

Чудо-огород

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы

Зреют дружно — молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят:

«Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут».

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад

В нём слива есть и виноград

На ветках, как игрушки,

И яблоки,и груши.

Плоды мы утром соберём

И всех соседей позовём.

И солнышку помашем

«Спасибо,осень скажем.

Игра «Доскажи словечко»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает,а ребенок добавляет слова.

Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

Просит дедушка Федюшку: — собери ещё … (петрушку).

Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Источник

Марина Устиненко
Конспект занятия по развитию речи «Золотая осень» в старше-подготовительной группе

Тема: «Золотая осень

Цели:

-Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

-Активизировать глагольный словарь по данной теме.

— Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

-Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

-Продолжать учить составлять предложения по картинкам.

-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

-Продолжать учить согласовывать движения с речью.

-Развивать мелкую моторику пальцев умение рисовать наклонные пунктирные линии.

Интегрирование по разделам: Познание, развитие речи.

Оборудование: листочки из бумаги, тучки из голубого картона, мяч, картинки осени, зимы, лета, фрукты, овощи, морковка на сюрпризный момент, обручи, музыка, зонтик компьютер.

Словарная работа: Льет, моросит дождь, листья кружатся, горят огнем, укрывают землю золотым ковром.

Ход занятия:

1. Орг. Момент (дети под музыку забегают в группу и садятся)

Воспитатель:

Ребята садитесь скорее сюда

Все готовы, дети?

Дети: да!

2.Воспитатель:

Ребята, посмотрите вокруг. Что необычного вы увидели в нашей группе?

Да наша группа украшена листьями. А где мы взяли эти листья, нам об этом расскажет Стёпа.

(Степан читает стихотворение)

Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят и летят… летят… летят…

Пролетают паутинки, с паучками в серединке,

И высоко от земли пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето.

Воспитатель:

А лето, это что?

Да конечно – это время года.

А какие времена года вы знаете?

А если у нас улетело, прошло лето, то какое время года наступило?

(Ответы детей).

Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, и занятие своё мы назовём «Золотая осень» (Просмотр презентации «Краски осени»)

А вы бы хотели, ребята, чтобы в гости к нам пришла сама осень? (Ответы детей).

Тогда давайте с вами вспомним, какие мы знаем приметы осени, а по этим приметам, как по следам, осень к нам доберётся в гости. И так ребята, что же происходит с наступлением осени? Как мы узнаем, что наступила осень?

(Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто льет и моросит холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.) Да, конечно мы видим изменения в природе.

Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас знаете ли вы, какая погода бывает осенью.

3. Игра «Погода осенью«

Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь — дождливая.

Когда дует ветер — ветреная

Холодно — холодная

Пасмурно — пасмурная

Сыро — сырая

Хмуро — хмурая

Ясно — ясная

4. Игра «Подбери действие».

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он утром дул, я встретила его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка красноармейский район

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

За осенью идёт… (Зима)

После весны идёт. (Лето)

А за летом наступает (Осень)

Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

Воспитатель:

5. Игра «Подбери признак».

Предлагаю поиграть в словесную игру «Подбери признак».

Цель: Продолжать совершенствовать навык детей использовать в речи прилагательные, совершенствовать грамматический строй речи.

Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, сухие, красивые…

Дождь осенью (какой) — холодный, сильный, частый, грустный…

День (какой, а ночь (какая)

6. «Игра ДА или НЕТ»

Я буду читать вопросы, если ответ «да», вы хлопаете, а если ответ «нет», то топаете, но только не очень громко.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

7.Воспитатель: Прислушайтесь, какая волшебная музыка звучит.

(Входит осень под музыку и читает стихотворение)

Осень: Я, Осень! Как можно меня не любить!

Скажите, за что не любить меня можно?

Есть время чуть-чуть о былом погрустить,

О будущем светлом гадать осторожно.

Здравствуйте, ребята! Вы конечно же меня узнали. Я – осень. Красавица, волшебница. Спасибо вам, что вы оставили следы, по которым я к вам в гости и добралась. Очень люблю приходить к вам в гости. Смотреть как вы играете. Вам тоже предлагаю поиграть. Сейчас я взмахну своей волшебной кистью, и начнем игру. Я вам буду показывать из гербария виды деревьев, а вы должны ответить какой на этом дереве лист. (Клен, дуб, береза, осина, тополь, липа) работа с гербарием.

А сейчас я позову на помощь ветер и пока он будет играть свою волшебную мелодию, мы будем выполнять упражнение. Все готовы!

8. Динамическое упражнение «Ветер».

Цель: Учить координировать детей движения с речью, развивать мелкую и тонкую моторику. Тренировать память и речь. Закрепить знания детей примет осени. Правильная постановка дыхания во время постановки звуков.

Ветер северный подул: (глубокий вдох)

СС-С, (выдох)

Все листочки с липы сдул (круговые движения пальцами)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (присели)

Дождик стал по ним стучать (стучат по полу пальцами)

КАП-КАП-КАП, КАП-КАП-КАП.

Град по ним заколотил, (стучат по полу кулаками)

Листья все насквозь пробил. (Встают)

Листья снег припорошил, (плавные движения вверх вниз)

Одеялом их накрыл. (Сели на стульчики)

9.Игра: «Осень спросим».

Осень: Все кругом я нарядила, тёмный лес озолотила!

Стало в нем светло, как днем, Листья там горят огнём!

Воспитатель: Осень,а мы с ребятами хотим поиграть с тобой в игру: «Осень спросим».

Осень:

Давайте поиграем.

Дети: — Здравствуй осень, здравствуй осень! Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы осень спросим: Что в подарок принесла?

Осень: — Принесла, я вам муки

Дети: — Значить будут пирожки.

Осень: — Принесла, я гречки.

Дети: — Каша будет в печке.

Осень: — Принесла вам овощей.

Дети: — И для каши и для щей.

Осень: Яблоки и мёд.

Дети: — На варенье и компот. Ты и яблок, ты и мёду нам в подарок принесла.

А хорошую погоду нам в подарок припасла?

Осень: — Дождику вы рады?

Дети: Не хотим — не надо. (Под музыку дождя ребята бегают и прячутся под зонтик к воспитателю.)

10. Рисование дождя штрихами.

Воспитатель:

— Посмотрите на доску. Что это? Верно это тучки. Ребята мы с вами говорили, что осенью идет разный дождь. Вам нужно изобразить штриховкой, что из первой тучки дождик моросит, а из второй дождик льет.

11.Практическая часть: Итак,последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, ветер, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. (Дети составляют картины осени под спокойную музыку. Андрей Обидин «Осень и Саксофон»).

12. Осенние дары

Осень: Я прошла по лугам, по лесам, по полям. Припасы я заготовила вам.

А теперь мне помогите все припасы разделите. Игра «Овощи и фрукты»

Воспитатель:

Ребята давайте разделим овощи и фрукты в разные корзинки, а то у осени они все вместе в одной корзине.

13. Итог занятия (рефлексия)

Осень: Вот и пришла пора нам прощаться, теперь мы с вами увидимся только через год, ребята.

Воспитатель:

А запомнили ли вы все приметы нашей осени, не спутаете с другими сезонами?

Осень: Сейчас я взмахну своей волшебной кистью, и вы превратитесь в листья, кленовые, дубовые, березовые и будете кружиться в осеннем танце, а я говорю вам до скорой встречи. (Звучит спокойная музыка «Осенний вальс», дети с листочками кружатся в танце.)

14. Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, осень нам подарила целую корзину своих осенних даров, каждый подойдите и угоститесь, и не забудьте про наших гостей.

Источник