Задания на развитие речи ребенка 3 года

Задания на развитие речи ребенка 3 года thumbnail

Логопедические занятия для детей 3 лет

Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома?

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй — для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж, пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти. Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Жук

Я веселый Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу… (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

В следующем видео предлагается артикуляционная гимнастика от логопеда, которая поможет быстро и правильно научиться произносить звуки.

Игры на развитие слуха

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук — такие игры предлагаются детям младшего возраста.

Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» — необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком …» — игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук …» — развивать умение услышать заданный звук в слове и др.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Заучивание стихов, чтение, рассказывание

Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?

  • Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
  • Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
  • Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Хочется посоветовать авторов, произведения которых наиболее понятны и интересны детям. Это А. Барто, К. Чуковский, С. Михалков, С.Маршак, А.Пушкин и др.

О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.

  • Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
  • Не читать на ночь страшные сказки.
  • Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
  • Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
  • Читайте регулярно, а не от раза к разу.

Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.

Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.

Главное — систематичность занятий, и скоро вы заметите успехи, которые непременно порадуют вас и ребенка и дадут стимул к дальнейшим достижениям.

Задания на развитие речи ребенка 3 года

Пример логопедических занятий с ребенком в 3 года вы можете увидеть в следующих видео.

Источник

Юля Чуркина
Игры и упражнения для детей 3–4 лет по речевому развитию

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.

Очень важно мне, как педагогу учитывать разный речевой уровень детей, которые пришли в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, она проходит в утренние и вечерние часы.

Цель индивидуальной работы- развивать речевые способности каждого ребенка.

Задача: воспитание звуковой культуры, формирования словаря и грамматического строя речи.

Угадай игрушку

Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Воспитатель показывает детям 3—4 игрушки, дети называют их. Надо сразу научить детей правильно называть предмет: «Это. (заяц, лиса, утенок)». Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично воспитатель описывает другие игрушки, а дети называют их.

Про кого я говорю

Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает ребенка из группы, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

Дети называют ребенка, которого описывает воспитатель.

Скажи, какой

Учить выделять и называть признаки предмета.

Воспитатель достает из коробки предметы и называет их, например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая, вкусная».

Исправь ошибку

Учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.

Воспитатель показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Дети исправляют ошибки: цыпленок желтый, клюет

зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.

Кто больше увидит и назовет

Выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и признаки внешнего вида (глаза, волосы). За правильные ответы кукла награждает детей флажками (или колечками от пирамидки).

Сравни разных зверят

Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

Мишка большой, а мышка. (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит. (сыр, сухарики).

Лапы у Мишки толстые, а у мышки. (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка. (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки. (короткий).

Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.

Куклы рисуют и гуляют

Обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

В гости к детям приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы хотят рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая. (ко-роткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая. (маленький).

— Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)

— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь. Они спрятались под елки. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая. (под низкой). Дождь кончился, и куклы пошли домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая по. (узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом с. (холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получится? (Теплая, прохладная.) По-шли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)

Кукла веселая и грустная

Познакомить с противоположными состояниями (веселый — грустный).

А Девочка Маша стала играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Таня все время веселая, а Катя грустная.

Как вы думаете, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами можно сказать, что Катя грустная? Какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.)

Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

Назови одним словом.

Закрепить представление об обобщающих словах.

Вспомните, на чем спали куклы? (На кроватях.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.)

Я начну говорить, а вы продолжайте: кровать, шкаф. (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у вас дома?

Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжайте: платье, брюки. (юбки, кофты, рубашки). Как эти вещи называются? (Одежда.) Какая одежда надета на вас?

Куклы сели за стол. А на столе стоят. (тарелки, чашки, блюдца). Лежат. (ложки, вилки). Это. (посуда). Из какой посуды вы едите суп и кашу? (Из глубокой тарелки суп, из мелкой кашу.)

Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки вы знаете и любите?

Разложи картинки

Учить выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п. Дети должны назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

Кто что умеет делать

Учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

a Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных, а дети говорят, что эти животные любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком шерсти; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Такую игру можно проводить на разные темы. Например, о животных и птицах: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

Где что можно делать

Активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

А Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды, слушать птиц, отдыхать.)

Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, катере или теплоходе, ловить рыбу.)

Закончи предложение

Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

А Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает: «Оля проснулась и. (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и. (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и. (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и. (заплакала, не стала разговаривать с детьми)». Незавершенность предложений воспитатель подсказывает интонацией.

В обучении составлению повествовательных текстов большую роль играет совместное рассказывание. При этом воспитатель должен для себя составить схему рассказа, которую дети будут заполнять. Можно предложить придумать рассказ по мотивам предложений, которые дети только что составляли: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она. (пригласила на прогулку брата Колю).

Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».

Расскажем про Олю и зайчика

Составлять совместный повествовательный текст; учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме.

Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она. (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».

Игра-инсценировка с игрушками

Учить разыгрывать инсценировки по содержанию хорошо знакомых произведений.

Сначала воспитатель читает сказку, затем идет совместный пересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Козлятки и волк» в обработке К. Д. Ушинского в избушку приходит не волк, а. заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу между героями сказки.

Козлята и зайчик

Учить придумывать новое окончание знакомой сказки.

Сначала дети вспоминают сказку «Козлятки и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький. (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:. («Не бойтесь меня, это я — маленький зайчик».) Козлята. (впустили зайчика). Они угостили его. (капустой, морковкой). Малыши поели и стали. (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл. (на барабане, а козлята. (весело прыгали)».

В последующем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные вместе с детьми для специально созданной ситуации. К детям приходит кукла с воздушными шарами, и дети с воспитателем составляют рассказ «Как у Гали улетели шары». Или идет Мишутка с лыжами и перевязан-ной лапой. Рассказ называется «Как Мишка учился на лыжах кататься». Основная линия сюжета намечается воспитателем: «Гале подарили. (воздушные шары). Они были. (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла. (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул. (сильный ветер). Галя не удержала. (шары, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал. (ее друг). Он спросил:. («Что ты плачешь?») Галя ответила:. («Беда случилась, шары улетели».) Мальчик успокоил Галю и сказал:. («Не горюй, у меня дома есть шары, я сейчас их принесу».)

Постепенно роль воспитателя уменьшается. Он подсказывает лишь слова-связки между предложениями и частями высказывания: как-то раз., вдруг., а тут., и тогда., и стали они.

Повествование можно составить коллективно, несколькими детьми, например в игре «Поезд». Детям говорят, что они будут вагончиками, но прицепиться друг к другу они смогут тогда, когда правильно продолжат то, что сказал предыдущий ребенок: «В лесу жил. трусливый зайчик. Один раз. он пошел. гулять. Вдруг он увидел. большую змею. Зайчик испугался. и убежал».

В качестве помощи детям воспитатель повторяет последнее слово или всю фразу, сказанную предыдущим ребенком, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если пауза затягивается, воспитатель подсказывает ребенку начало следующей фразы.

В гости к кукле Тане

Учить составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы, образовывать имена в уменьшительно-ласкательной форме.

Дети, поедем в гости к Тане. Я буду паровозом, а вы маленькими вагончиками, если будете правильно называть слова. Кто первым назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем: «Слон большой, а собачка. (маленькая). Летом тепло, а зимой. (холодно). Кресло мягкое, а стул. (жесткий). Я высокая, а Маша. (низкая). Дорога широкая, а тропинка. (узкая). Мама молодая, а дедушка. (старый). Поезд длинный получился. Поехали!»

— Посмотрите, что здесь случилось. Птица волнуется, крыльями машет: птенчик выпал из гнезда, испугался и дрожит. Давайте успокоим его, скажем ему, какой он хороший (маленький, тепленький, мягонький). Как помочь ему? (Положить в гнездо.)

А вот и Танин дом. Мы немного задержались. Дети расскажут Тане, почему это произошло.

Воспитатель начинает: «Ехали мы в поезде. И вдруг.» Дети продолжают.

Таня приглашает детей пить чай с конфетами. Какие конфеты? (Вкусные, сладкие.) Что еще бывает сладким? (Сахар, шоколад, варенье, компот.) А вот лимон лежит. Он какой? (Кислый.) А что бывает горьким? (Лук, чеснок, лекарства.)

Таня стала прощаться с детьми. Что она им говорила? (До свидания, заходите еще, была рада с вами встретиться.) А детей всех она называла ласково. Как? (Олечка, Димочка.)

Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению рассказов типа описания и повествования. Включаются и отдельные элементы рассуждения. Благодаря этому у детей развиваются творческие навыки. Они понимают задания: составить рассказ, придумать продолжение, а затем окончание сказки, вместе с воспитателем сочинить, описать, рассказать.

Источник