Задачи специальной психологии развития аномального ребенка

Задачи специальной психологии развития аномального ребенка thumbnail

1.Предмет
и задачи психологии аномального
развития. 

Предмет:
закономерности психического развития
и особенности психической деятельности
детей и взрослых с психическими и
физическими недостатками.
Что
важно
:
психология аномального развития имеет
дело с устойчивыми аномальными
состояниями, вызванными нетекущим
болезненным процессом, а отдаленными
последствиями каких-то органических
повреждений или нарушений формирования
психических функций в результате крайне
неблагоприятных социальных условий.

Задачи:

  • изучение
    закономерностей и особенностей
    психического развития детей и взрослых
    с различными психическими и физическими
    недостатками в разных условиях, и прежде
    всего, в условиях коррекционного
    обучения;

  • создание
    методов и средств психологической
    диагностики нарушений развития;

  • разработка
    средств психологической коррекции
    недостатков развития;

  • психологическое
    обоснование содержания и методов
    обучения и воспитания в системе
    специальных образовательных учреждений;

  • психологическая
    оценка эффективности содержания и
    методов обучения детей с недостатками
    развития в разных условиях;

  • психологическое
    изучение социальной адаптации лиц с
    недостатками;

  • психологическая
    коррекция дезадаптации.

2.
Изучение закономерностей аномалий
развития психики сосредоточено в сфере
детской патопсихологии, дефектологии
(специальной психологии и специальной
педагогики) и детской психиатрии

3.

Аномальные
дети

дети,
имеющие значительные отклонения от
нормального физического или психического
развития. Лежащие в основе этих отклонений
аномалии, или дефекты (от лат. с1е}ес!из
— недостаток, поэтому иногда применяется
термин «дефективные дети»), могут быть
врожденными и приобретенными. Причины
возникновения врожденных аномалий
очень разнообразны. В ряде случаев
важную роль играют генетические
(наследственные) факторы; однако выявление
или невыявление наследственных влияний
нередко определяетсяфакторами внешней
среды. Врожденные аномалии могут
возникнуть от непосредственных
воздействий на развивающийся плод
химических, механических, температурных
влияний (интоксикация, травма, охлаждение),
нарушения питания плода и т. д.

Внутриутробная
инфекция плода, напр., врожденный
токсоплазмоз приводит иногда к тяжелым
нарушениям эмбрионального развития—
микроцефалии и гидроцефалии, врожденной
слепоте и т. п.

Приобретенные
аномалии в основном являются последствиями
перенесенных в раннем детском возрасте
инфекционных болезней (эпидемического
цереброспинального менингита,
полиомиелита, кори, скарлатины, гриппа
и др.). Сравнительно меньшую роль в
возникновении приобретенных аномалий
играют травмы, интоксикации и др. причины.

«Психический
дизонтогенез» —
 нарушение
психического развития в детском и
подростковом возрасте, в результате
расстройства и созревания функций и
структур головного мозга. Причины:
экзогенные (экология, вода, питание);
патогенные (соц.родовые факторы
негативного воздействия); сочетание
биолог.и патогенных.

2
типа псих.дизонтогенеза:
 ретардация
 запаздыване
или приостановка психического развития
(ЗПР). Асинхрония – опережение в развитии
одних функций и отставание других
(дисгармония, искажение).

4.
Дизонтогенез — это нарушение развития
организма на каком-либо этапе онтогенеза. 

)
недоразвитие,
2)
задержанное развитие,
3)
поврежденное развитие,
4)
дефицитарное развитие,
5)
искаженное развитие,
6)
дисгармоническое развитие.

66. Представления об «аномальном ребенке»

К
аномальным относятся дети, у которых
физические или психические отклонения
приводят к нарушению нормального хода
общего развития. Различные аномалии
по-разному отражаются на формировании
социальных связей детей, на их
познавательных возможностях. В зависимости
от характера нарушения одни дефекты
могут полностью преодолеваться в
процессе развития ребенка, другие
подлежат лишь коррекции или компенсации.
Развитие аномального ребенка, подчиняясь
в целом общим закономерностям психического
развития детей, имеет целый ряд собственных
закономерностей.

Источником
приспособления аномальных детей являются
сохранные функции. Функции нарушенного
анализатора, например, заменяются
интенсивным использованием сохранных.

К
основным категориям аномальных детей
в дефектологии относятся следующие:

1)
дети с выраженными и стойкими нарушениями
слуховой функции (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);

2)
дети с глубокими нарушениями зрения
(слепые, слабовидящие);

3)
дети с нарушениями интеллектуального
развития на основе органического
поражения центральной нервной системы
(умственно отсталые);

4)
дети с тяжелыми речевыми нарушениями
(логопаты);

5)
дети с комплексными нарушениями
психофизического развития (слепоглухонемые,
слепые умственно отсталые, глухие
умственно отсталые);

Читайте также:  Рост и развитие ребенка до одного года

6)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;

7)
дети с выраженными психопатическими
формами поведения.

67. Науки, занимающиеся аномальным развитием

Изучение
закономерностей аномалий развития
психики сосредоточено в сфере детской
патопсихологии, дефектологии (специальной
психологии и специальной педагогики)
и детской психиатрии. Дефектология как
область знания сложилась в результате
развития и интеграции отдельных ее
отраслей: сурдопедагогики (воспитание
и обучение детей с недостатками слуха);
тифлопедагогики (воспитание и обучение
детей с дефектами зрения); олигофренопедагогики
(воспитание и обучение умственно отсталых
детей); логопедии (изучение и коррекция
недостатков речи), а также выявления
общих закономерностей развития, обучения
и воспитания аномальных детей. Адекватным
в этих условиях является комплексный
подход к изучению аномальных детей
различными специалистами (педагогами,
врачами, дефектологами, психологами,
физиологами).

Развитие
дефектологии тесно связано с детской
неврологией, сформировавшейся, в свою
очередь, на стыке невропатологии и
педиатрии, благодаря которой оказалось
возможным изучение онтогенеза нервной
системы ребенка, соответствия развития
нервно-психических функций возрасту,
выявление причин задержек и искажений
развития, а также исследование изменений
нервной системы при различных
патологических состояниях, ее роли в
этиопатогенезе заболеваний детского
возраста.

Большое
значение для развития дефектологии
имеют достижения психологии, в частности,
таких ее отраслей, как нейропсихология
и детская патопсихология. Нейропсихологический
анализ позволяет на основе клинических
и экспериментально-психологических
данных очертить круг поражений психических
процессов, возникающих при локальных
поражениях мозга. Патопсихологические
исследования раскрывают закономерности
распада психической деятельности и
свойств целостной личности в ситуации
болезни, основанные на сравнительном
анализе формирования и протекания
психических процессов, состояний и
свойств личности в норме.

По
мере возникновения детской психиатрии
в патогенезе и клинической картине
болезни все большее значение стало
придаваться роли возраста, а также
симптоматологии, формирующейся под
влиянием аномального развития в условиях
болезни, — явлений дизонтогенеза. Если
объектом дефектологических исследований
является дизонтогенез, обусловленный,
как правило, уже завершенным болезненным
процессом, то детская психиатрия накопила
ряд данных о формировании аномалий
развития в процессе текущего заболевания,
динамике дизонтогенетических форм
психической конституции и аномальном
развитии личности в результате
деформирующего влияния отрицательных
условий воспитания (различные варианты
патохарактерологического формирования
личности). Смягчение остроты
психопатологических симптомов в связи
с развитием фармакологии увеличило
процентное соотношение детей, способных
к обучению. Параллельно расширению
психофармакологической помощи больным
детям все более актуальной и перспективной
становится проблема психолого-педагогической
реабилитации и коррекции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Тест к курсу « Основы специальной педагогики и специальной психологии»

Выберите один из вариантов ответа:

  1. Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребенка

    1. психического

    2. речевого

    3. физического

    4. сенсорного

  2. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …

    1. принцип отражательности

    2. принцип детерминизма

    3. генетический или принцип развития

    4. принцип единства психики и деятельности

  3. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…

    1. с психическими нарушениями

    2. с одаренностью

    3. с особыми образовательными потребностями

    4. с хроническими соматическими заболеваниями

  4. Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…

    1. социальных

    2. коррекционно-педагогических

    3. гуманитарных

    4. экономических

  5. К биологическим факторам риска не относятся…

    1. патология родовой деятельности

    2. биохимические вредности

    3. пребывание ребенка в семье группы социально риска

    4. инфекционные и вирусные заболевания матери

  6. Первичные дефекты возникают в результате…

    1. органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы

    2. психического недоразвития

    3. нарушений социального поведения

  7. Интенсивность и распространенность патологического процесса обуславливает…

    1. причины нарушений

    2. время и длительность воздействия повреждающих объектов

    3. степень нарушений функциональных связей

    4. характер сенсорных или интеллектуальных нарушений

  1. Для детей с задержкой психического развития характерны…

    1. задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи

    2. двигательные расстройства

    3. предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении

    4. незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности

  2. К причинам вызывающим нарушения слуха не относятся…

    1. социально-психологические факторы

    2. вредности, действующие на плод во время беременности матери

    3. наследственные факторы

    4. механические травмы

  3. Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию

    1. социальному

    2. речевому

    3. двигательному

    4. сенсорному

  4. Тифлопедагогика – наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения

    1. лечении

    2. воспитании

    3. обучении

  5. Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…

    1. зрения

    2. слуха

    3. познавательной деятельности

    4. речи

  6. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…

    1. сенсорными нарушениями

    2. эмоционально-волевыми нарушениями

    3. вынужденной изоляцией ребенка в связи с затруднениями в передвижении

  7. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…

    1. отсутствием фиксации взгляда на другом человеке

    2. выраженными потребностями в контакте с другими людьми

    3. индифферентным отношением к окружающим

  8. Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…

    1. полу

    2. возрасту

    3. ведущему нарушению

    4. типу высшей нервной деятельности

  9. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…

    1. педагогического оптимизма

    2. дифференцированного подхода

    3. ранней педагогической помощи

    4. индивидуального подхода

  10. К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…

    1. экскурсии

    2. уроки

    3. кружки

  11. Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…

    1. речи

    2. слуха

    3. зрения

  12. В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…

    1. лицо с психическими отклонениями

    2. лицо пожилого возраста

    3. одаренный ребенок

    4. лицо с ограниченными возможностями

  13. Объектом специальной педагогики является:

    1. специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.

    2. воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;

    3. личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении.

  14. Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:

    1. Л.И. Божович;

    2. Л.С. Выготский;

    3. П.Я. Гальперин.

  15. Для детей с задержкой психического развития создается специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

    1. V вида;

    2. VII вида;

    3. VIII вида.

  16. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:

    1. лечение заболеваний ребенка;

    2. реабилитацию детей с отклонениями в поведении;

    3. диагностико-консультативную деятельность.

  17. Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:

  1. компенсация

  2. коррекция

  3. адаптация

  4. абилитация

  1. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…

    1. компенсация;

    2. коррекция;

    3. адаптация

Читайте также:  Влияет ли обвитие пуповины вокруг шеи плода на дальнейшее развитие ребенка

К компонентам личностной реабилитации не относится:

— формирование адекватных форм социального поведения

— преодоление чувства малоценности, маргинальности

— лечение недостатков, последствий дефекта

— воспитание чувства собственного достоинства

Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:

— Императора Александра I

— К.Д.Ушинского

— Императрицы Марии Федоровны

— Московской Городской Думы

Источник

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребёнка

  • психического
  • речевого
  • физического
  • сенсорного

Вопрос 2. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …

  • психического
  • речевого
  • физического
  • сенсорного
  • принцип отражательности
  • принцип детерминизма
  • генетический или принцип развития
  • принцип единства психики и деятельности

Вопрос 3. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…

  • с психическими нарушениями
  • с одарённостью
  • с особыми образовательными потребностями
  • с хроническими соматическими заболеваниями

Вопрос 4. Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…

  • социальных
  • коррекционно-педагогических
  • гуманитарных
  • экономических

Вопрос 5. Тифлопедагогика-наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения

  • лечении
  • воспитании
  • обучении

Вопрос 6. К биологическим факторам риска не относятся…

  • патология родовой деятельности
  • биохимические вредности
  • пребывание ребёнка в семье группы социально риска
  • инфекционные и вирусные заболевания матери

Вопрос 7. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…

  • педагогического оптимизма
  • дифференцированного подхода
  • ранней педагогической помощи
  • индивидуального подхода

Вопрос 8. Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:

  • Императора Александра I
  • К.Д.Ушинского
  • Императрицы Марии Фёдоровны
  • Московской Городской Думы
Читайте также:  Развитие 9 месячного ребенка что должен уметь мальчика

Вопрос 9. Первичные дефекты возникают в результате…

  • органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы
  • психического недоразвития
  • нарушений социального поведения

Вопрос 10. Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…

  • речи
  • слуха
  • зрения

Вопрос 11. Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:

  • Л.И. Божович
  • Л.С. Выготский
  • П.Я. Гальперин

Вопрос 12. Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…

  • зрения
  • слуха
  • познавательной деятельности
  • речи

Вопрос 13. Для детей с задержкой психического развития характерны…

  • задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи
  • двигательные расстройства
  • предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении
  • незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности

Вопрос 14. Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

  • V вида
  • VII вида
  • VIII вида

Вопрос 15. К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…

  • экскурсии
  • уроки
  • кружки

Вопрос 16. В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…

  • лицо с психическими отклонениями
  • лицо пожилого возраста
  • одарённый ребёнок
  • лицо с ограниченными возможностями

Вопрос 17. Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает…

  • причины нарушений
  • время и длительность воздействия повреждающих объектов (добавить к ответу)
  • степень нарушений функциональных связей
  • характер сенсорных или интеллектуальных нарушений

Вопрос 18. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:

  • лечение заболеваний ребёнка
  • реабилитацию детей с отклонениями в поведении
  • диагностико-консультативную деятельность

Вопрос 19. Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:

  • компенсация
  • коррекция
  • адаптация
  • рабилитация

Вопрос 20. Объектом специальной педагогики является:

  • специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
  • воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
  • личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении

Вопрос 21. К компонентам личностной реабилитации НЕ относится:

  • формирование адекватных форм социального поведения
  • преодоление чувства малоценности, маргинальности
  • лечение недостатков, последствий дефекта
  • воспитание чувства собственного достоинства

Вопрос 22. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…

  • компенсация
  • коррекция
  • адаптация

Вопрос 23. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…

  • отсутствием фиксации взгляда на другом человеке
  • выраженными потребностями в контакте с другими людьми
  • индифферентным отношением к окружающим

Вопрос 24. К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся…

  • социально-психологические факторы
  • вредности, действующие на плод во время беременности матери
  • наследственные факторы
  • механические травмы

Вопрос 25. Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…

  • полу
  • возрасту
  • ведущему нарушению
  • типу высшей нервной деятельности

Вопрос 26. Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию

  • социальному
  • речевому
  • двигательному
  • сенсорному

Вопрос 27. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…

  • сенсорными нарушениями
  • эмоционально-волевыми нарушениями
  • вынужденной изоляцией ребёнка в связи с затруднениями в передвижении

Сдадим ваш тест на хорошо или отлично

Источник