Задачи специальной психологии развития аномального ребенка

1.Предмет
и задачи психологии аномального
развития.
Предмет:
закономерности психического развития
и особенности психической деятельности
детей и взрослых с психическими и
физическими недостатками.
Что
важно:
психология аномального развития имеет
дело с устойчивыми аномальными
состояниями, вызванными нетекущим
болезненным процессом, а отдаленными
последствиями каких-то органических
повреждений или нарушений формирования
психических функций в результате крайне
неблагоприятных социальных условий.
Задачи:
изучение
закономерностей и особенностей
психического развития детей и взрослых
с различными психическими и физическими
недостатками в разных условиях, и прежде
всего, в условиях коррекционного
обучения;создание
методов и средств психологической
диагностики нарушений развития;разработка
средств психологической коррекции
недостатков развития;психологическое
обоснование содержания и методов
обучения и воспитания в системе
специальных образовательных учреждений;психологическая
оценка эффективности содержания и
методов обучения детей с недостатками
развития в разных условиях;психологическое
изучение социальной адаптации лиц с
недостатками;психологическая
коррекция дезадаптации.
2.
Изучение закономерностей аномалий
развития психики сосредоточено в сфере
детской патопсихологии, дефектологии
(специальной психологии и специальной
педагогики) и детской психиатрии
3.
Аномальные
дети
дети,
имеющие значительные отклонения от
нормального физического или психического
развития. Лежащие в основе этих отклонений
аномалии, или дефекты (от лат. с1е}ес!из
— недостаток, поэтому иногда применяется
термин «дефективные дети»), могут быть
врожденными и приобретенными. Причины
возникновения врожденных аномалий
очень разнообразны. В ряде случаев
важную роль играют генетические
(наследственные) факторы; однако выявление
или невыявление наследственных влияний
нередко определяетсяфакторами внешней
среды. Врожденные аномалии могут
возникнуть от непосредственных
воздействий на развивающийся плод
химических, механических, температурных
влияний (интоксикация, травма, охлаждение),
нарушения питания плода и т. д.
Внутриутробная
инфекция плода, напр., врожденный
токсоплазмоз приводит иногда к тяжелым
нарушениям эмбрионального развития—
микроцефалии и гидроцефалии, врожденной
слепоте и т. п.
Приобретенные
аномалии в основном являются последствиями
перенесенных в раннем детском возрасте
инфекционных болезней (эпидемического
цереброспинального менингита,
полиомиелита, кори, скарлатины, гриппа
и др.). Сравнительно меньшую роль в
возникновении приобретенных аномалий
играют травмы, интоксикации и др. причины.
«Психический
дизонтогенез» — нарушение
психического развития в детском и
подростковом возрасте, в результате
расстройства и созревания функций и
структур головного мозга. Причины:
экзогенные (экология, вода, питание);
патогенные (соц.родовые факторы
негативного воздействия); сочетание
биолог.и патогенных.
2
типа псих.дизонтогенеза: ретардация
– запаздыване
или приостановка психического развития
(ЗПР). Асинхрония – опережение в развитии
одних функций и отставание других
(дисгармония, искажение).
4.
Дизонтогенез — это нарушение развития
организма на каком-либо этапе онтогенеза.
)
недоразвитие,
2)
задержанное развитие,
3)
поврежденное развитие,
4)
дефицитарное развитие,
5)
искаженное развитие,
6)
дисгармоническое развитие.
66. Представления об «аномальном ребенке»
К
аномальным относятся дети, у которых
физические или психические отклонения
приводят к нарушению нормального хода
общего развития. Различные аномалии
по-разному отражаются на формировании
социальных связей детей, на их
познавательных возможностях. В зависимости
от характера нарушения одни дефекты
могут полностью преодолеваться в
процессе развития ребенка, другие
подлежат лишь коррекции или компенсации.
Развитие аномального ребенка, подчиняясь
в целом общим закономерностям психического
развития детей, имеет целый ряд собственных
закономерностей.
Источником
приспособления аномальных детей являются
сохранные функции. Функции нарушенного
анализатора, например, заменяются
интенсивным использованием сохранных.
К
основным категориям аномальных детей
в дефектологии относятся следующие:
1)
дети с выраженными и стойкими нарушениями
слуховой функции (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2)
дети с глубокими нарушениями зрения
(слепые, слабовидящие);
3)
дети с нарушениями интеллектуального
развития на основе органического
поражения центральной нервной системы
(умственно отсталые);
4)
дети с тяжелыми речевыми нарушениями
(логопаты);
5)
дети с комплексными нарушениями
психофизического развития (слепоглухонемые,
слепые умственно отсталые, глухие
умственно отсталые);
6)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;
7)
дети с выраженными психопатическими
формами поведения.
67. Науки, занимающиеся аномальным развитием
Изучение
закономерностей аномалий развития
психики сосредоточено в сфере детской
патопсихологии, дефектологии (специальной
психологии и специальной педагогики)
и детской психиатрии. Дефектология как
область знания сложилась в результате
развития и интеграции отдельных ее
отраслей: сурдопедагогики (воспитание
и обучение детей с недостатками слуха);
тифлопедагогики (воспитание и обучение
детей с дефектами зрения); олигофренопедагогики
(воспитание и обучение умственно отсталых
детей); логопедии (изучение и коррекция
недостатков речи), а также выявления
общих закономерностей развития, обучения
и воспитания аномальных детей. Адекватным
в этих условиях является комплексный
подход к изучению аномальных детей
различными специалистами (педагогами,
врачами, дефектологами, психологами,
физиологами).
Развитие
дефектологии тесно связано с детской
неврологией, сформировавшейся, в свою
очередь, на стыке невропатологии и
педиатрии, благодаря которой оказалось
возможным изучение онтогенеза нервной
системы ребенка, соответствия развития
нервно-психических функций возрасту,
выявление причин задержек и искажений
развития, а также исследование изменений
нервной системы при различных
патологических состояниях, ее роли в
этиопатогенезе заболеваний детского
возраста.
Большое
значение для развития дефектологии
имеют достижения психологии, в частности,
таких ее отраслей, как нейропсихология
и детская патопсихология. Нейропсихологический
анализ позволяет на основе клинических
и экспериментально-психологических
данных очертить круг поражений психических
процессов, возникающих при локальных
поражениях мозга. Патопсихологические
исследования раскрывают закономерности
распада психической деятельности и
свойств целостной личности в ситуации
болезни, основанные на сравнительном
анализе формирования и протекания
психических процессов, состояний и
свойств личности в норме.
По
мере возникновения детской психиатрии
в патогенезе и клинической картине
болезни все большее значение стало
придаваться роли возраста, а также
симптоматологии, формирующейся под
влиянием аномального развития в условиях
болезни, — явлений дизонтогенеза. Если
объектом дефектологических исследований
является дизонтогенез, обусловленный,
как правило, уже завершенным болезненным
процессом, то детская психиатрия накопила
ряд данных о формировании аномалий
развития в процессе текущего заболевания,
динамике дизонтогенетических форм
психической конституции и аномальном
развитии личности в результате
деформирующего влияния отрицательных
условий воспитания (различные варианты
патохарактерологического формирования
личности). Смягчение остроты
психопатологических симптомов в связи
с развитием фармакологии увеличило
процентное соотношение детей, способных
к обучению. Параллельно расширению
психофармакологической помощи больным
детям все более актуальной и перспективной
становится проблема психолого-педагогической
реабилитации и коррекции.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Тест к курсу « Основы специальной педагогики и специальной психологии»
Выберите один из вариантов ответа:
Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребенка
психического
речевого
физического
сенсорного
Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …
принцип отражательности
принцип детерминизма
генетический или принцип развития
принцип единства психики и деятельности
Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…
с психическими нарушениями
с одаренностью
с особыми образовательными потребностями
с хроническими соматическими заболеваниями
Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…
социальных
коррекционно-педагогических
гуманитарных
экономических
К биологическим факторам риска не относятся…
патология родовой деятельности
биохимические вредности
пребывание ребенка в семье группы социально риска
инфекционные и вирусные заболевания матери
Первичные дефекты возникают в результате…
органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы
психического недоразвития
нарушений социального поведения
Интенсивность и распространенность патологического процесса обуславливает…
причины нарушений
время и длительность воздействия повреждающих объектов
степень нарушений функциональных связей
характер сенсорных или интеллектуальных нарушений
Для детей с задержкой психического развития характерны…
задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи
двигательные расстройства
предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении
незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности
К причинам вызывающим нарушения слуха не относятся…
социально-психологические факторы
вредности, действующие на плод во время беременности матери
наследственные факторы
механические травмы
Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию
социальному
речевому
двигательному
сенсорному
Тифлопедагогика – наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения
лечении
воспитании
обучении
Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…
зрения
слуха
познавательной деятельности
речи
Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…
сенсорными нарушениями
эмоционально-волевыми нарушениями
вынужденной изоляцией ребенка в связи с затруднениями в передвижении
Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…
отсутствием фиксации взгляда на другом человеке
выраженными потребностями в контакте с другими людьми
индифферентным отношением к окружающим
Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…
полу
возрасту
ведущему нарушению
типу высшей нервной деятельности
Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…
педагогического оптимизма
дифференцированного подхода
ранней педагогической помощи
индивидуального подхода
К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…
экскурсии
уроки
кружки
Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…
речи
слуха
зрения
В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…
лицо с психическими отклонениями
лицо пожилого возраста
одаренный ребенок
лицо с ограниченными возможностями
Объектом специальной педагогики является:
специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;
личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении.
Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:
Л.И. Божович;
Л.С. Выготский;
П.Я. Гальперин.
Для детей с задержкой психического развития создается специальное (коррекционное) образовательное учреждение:
V вида;
VII вида;
VIII вида.
К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:
лечение заболеваний ребенка;
реабилитацию детей с отклонениями в поведении;
диагностико-консультативную деятельность.
Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:
компенсация
коррекция
адаптация
абилитация
Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…
компенсация;
коррекция;
адаптация
К компонентам личностной реабилитации не относится:
— формирование адекватных форм социального поведения
— преодоление чувства малоценности, маргинальности
— лечение недостатков, последствий дефекта
— воспитание чувства собственного достоинства
Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:
— Императора Александра I
— К.Д.Ушинского
— Императрицы Марии Федоровны
— Московской Городской Думы
Источник
Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.
Вопросы и ответы онлайн
Вопрос 1. Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребёнка
- психического
- речевого
- физического
- сенсорного
Вопрос 2. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …
- психического
- речевого
- физического
- сенсорного
- принцип отражательности
- принцип детерминизма
- генетический или принцип развития
- принцип единства психики и деятельности
Вопрос 3. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…
- с психическими нарушениями
- с одарённостью
- с особыми образовательными потребностями
- с хроническими соматическими заболеваниями
Вопрос 4. Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…
- социальных
- коррекционно-педагогических
- гуманитарных
- экономических
Вопрос 5. Тифлопедагогика-наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения
- лечении
- воспитании
- обучении
Вопрос 6. К биологическим факторам риска не относятся…
- патология родовой деятельности
- биохимические вредности
- пребывание ребёнка в семье группы социально риска
- инфекционные и вирусные заболевания матери
Вопрос 7. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…
- педагогического оптимизма
- дифференцированного подхода
- ранней педагогической помощи
- индивидуального подхода
Вопрос 8. Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:
- Императора Александра I
- К.Д.Ушинского
- Императрицы Марии Фёдоровны
- Московской Городской Думы
Вопрос 9. Первичные дефекты возникают в результате…
- органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы
- психического недоразвития
- нарушений социального поведения
Вопрос 10. Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…
- речи
- слуха
- зрения
Вопрос 11. Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:
- Л.И. Божович
- Л.С. Выготский
- П.Я. Гальперин
Вопрос 12. Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…
- зрения
- слуха
- познавательной деятельности
- речи
Вопрос 13. Для детей с задержкой психического развития характерны…
- задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи
- двигательные расстройства
- предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении
- незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности
Вопрос 14. Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение:
- V вида
- VII вида
- VIII вида
Вопрос 15. К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…
- экскурсии
- уроки
- кружки
Вопрос 16. В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…
- лицо с психическими отклонениями
- лицо пожилого возраста
- одарённый ребёнок
- лицо с ограниченными возможностями
Вопрос 17. Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает…
- причины нарушений
- время и длительность воздействия повреждающих объектов (добавить к ответу)
- степень нарушений функциональных связей
- характер сенсорных или интеллектуальных нарушений
Вопрос 18. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:
- лечение заболеваний ребёнка
- реабилитацию детей с отклонениями в поведении
- диагностико-консультативную деятельность
Вопрос 19. Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:
- компенсация
- коррекция
- адаптация
- рабилитация
Вопрос 20. Объектом специальной педагогики является:
- специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
- воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
- личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении
Вопрос 21. К компонентам личностной реабилитации НЕ относится:
- формирование адекватных форм социального поведения
- преодоление чувства малоценности, маргинальности
- лечение недостатков, последствий дефекта
- воспитание чувства собственного достоинства
Вопрос 22. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…
- компенсация
- коррекция
- адаптация
Вопрос 23. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…
- отсутствием фиксации взгляда на другом человеке
- выраженными потребностями в контакте с другими людьми
- индифферентным отношением к окружающим
Вопрос 24. К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся…
- социально-психологические факторы
- вредности, действующие на плод во время беременности матери
- наследственные факторы
- механические травмы
Вопрос 25. Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…
- полу
- возрасту
- ведущему нарушению
- типу высшей нервной деятельности
Вопрос 26. Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию
- социальному
- речевому
- двигательному
- сенсорному
Вопрос 27. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…
- сенсорными нарушениями
- эмоционально-волевыми нарушениями
- вынужденной изоляцией ребёнка в связи с затруднениями в передвижении
Сдадим ваш тест на хорошо или отлично
Источник