Задачи развития речи ребенка на третьем году его жизни

Сайхат Атаева
Развитие речи детей третьего года жизни
На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения.
Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.
Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но т. к. опыт детей ещё ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки.
Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «это растёт на грядке. Это морковочка».) Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые слова, рифмовки.
Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребёнком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то, то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребёнка: в 2 года – 300 сл., в 3 года 6 месяцев – 1000 -1200 сл. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).
На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Учёные объясняют это возрастанием активности ребёнка, расширением его контактов с окружающими.
Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький, его цвет. Вместе с тем малыши начинаю замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета к тому или иному лицу (мамин, Серёжин, дядин); могут характеризировать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать сои эстетические переживания (чистенький, красивый).
Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя.
Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:
1 уровень: ребёнок понимает слово, но не использует его в речи;
2 уровень: ребёнок узнаёт и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь коготки»);
3 уровень: ребёнок понимает и правильно использует слово-называние в любых доступных его пониманию связях и отношения.
Проводя словарную работу, выбирая те или иные приёмы и методы, необходимо учитывать, что от того, насколько хорошо ребёнок знаком с объектом (действием, качеством и т. п., зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.)
Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3-4 раза) речь детей данного возраста характеризуется ещё одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.
Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребёнок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (с предлогами и без них, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей ещё очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» — ребёнок отвечает: «Виталя нет»).
На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка, кошка, мошка, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрёма – кулёма, дурёха – люлёха и т. д. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети всё чаще пользуются словами более сложными по стоговой структуре: состоящими из трёх и более слогов, хотя при этом ещё не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нём все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед,спасибо как сипибо и т. д.).
В целом речь большинства детей этого возраста всё ещё характеризуется общей смягчённостью, недоступностью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так в начале третьего года жизни многие дети заменяют твёрдые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш,ж) – свистящими (с,з) или переднеязычными (т (ть, д (дь) и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.
Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, чётко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребёнок не заговорил, его необходимо показать логопеду.
Источник
Ирина Гребенькова
Развитие речи детей раннего возраста
СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 1).
Тема: «Развитие речи детей раннего возраста вне занятий» (1).
План:
1. Понятие речи, этапы её становления.
2. Задачи развития речи детей по возрастным категориям.
1. Понятие речи, этапы её становления.
В методике обучения родному языку приняты 2 основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.
Про организованное обучение на занятиях поговорим в следующий раз, а сегодня остановимся на развитии речи детей в повседневной жизни.
Что же такое речь?
Речь — 1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. (Леонтьев А. А., Шаповал С. А. Словарь общей психологии)
Ещё в процессе нашей работы мы используем такие понятия, как:
Понимаемая речь – то, что ребёнок понимает, хотя сам возможно не может произнести.
Активная речь – речь, которую непосредственно произносит малыш.
Развитие речи — это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. (Рузская А. Г. Словарь психологии развития)
Стадии развития речи:
1. Первый этап — довербальный (доречевой). Охватывает первый год жизни ребенка. Хотя речь начинает развиваться ещё до рождения: ведь дети рождаются со способностью отдавать предпочтение голосу одного, определённого взрослого. Задолго до того, как ребёнок начинает говорить, он может общаться посредством мимики, жестов, звука, плача, затем у ребёнка появляется гуление, лепет, чуть позже модулируемый лепет (ребёнок овладевает речевым подражанием: повторяет за взрослым слоги с разнообразными интонациями – ко-ко, ав-ав). Довербальный этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний взрослого, т. е. возникновением у детей пассивной речи.
2. Второй этап — период активной речи. Он характеризуется удивительно быстрыми темпами увеличения словарного запаса. Если в 2 года – 200слов, то к 3-м годам словарный запас может составить 1000-1500 слов. Психолог Свирская выделяет несколько особенностей развития речи детей на этом этапе – это, так называемая автономная речь. Как узнать её? Ребёнок использует аморфные слова-корни. Корень «ку» обозначает – кушать и курица, корень «де» — может одновременно обозначать и дерево, и девочку, и делать, а корень «па» — упал, папа, лопатка, палка. Характерны однословные сочетания (с помощью одного слова ребёнок выражает смысл целого предложения. «Пить» — я хочу пить. «Собака» — по улице бежит собака. «Папа» — Папа пришёл с работы и т. п.) и «телеграфная речь». Дети начинают употреблять двусловные предложения. «Телеграфный» стиль предполагает в основном использование существительных и глаголов, и лишь иногда других частей речи (Мама иди, дай лялю, Киска спит, и пр.) «Телеграфная» речь способствует освоению грамматики языка. Заканчивается этот период развитием связной речи, когда ребёнок использует полные и распространённые предложения, включающие почти все части речи. Малыш овладевает многими падежными окончаниями. Постепенно в речь ребёнка входит множественное число, прошедшее и будущее время. Речь становится сложной и грамотной.
3. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения.
2. Задачи развития речи детей по возрастным категориям.
Задачи развития речи детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев:
1. Развитие понимания речи взрослого. Учить понимать:
— слова, обозначающие людей,
— своё имя, имена близких людей,
— слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и животных,
— бытовые процессы (умывать, одеваться, есть, пить, спать, идти, гулять,
— игровые действия (покатай, сними, закрой,
— наиболее часто употребляемые предметы обихода (одежда, мебель, посуда,
— названия животных и растений, находящихся в ближайшем окружении,слова, обозначающие признаки предметов (большой мяч, красный флажок,
— слова и простые предложения, с которыми взрослый обращается к ребёнку, даёт поручения, учит понимать их и выполнять,
— простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.
2. Формирование способности подражать звукосочетаниям и словам.
а). Побуждать детей, используя и создавая моменты сильной заинтересованности:
— к лепету и произнесению отдельных облегчённых слов (1г. -1г. 3м.,
— называть словами облегчёнными и произнесёнными правильно (би-би — машина) (1г. 4м. -1г. 6м., предметы и действия.
б). Формировать умение:
— подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам,
— воспроизводить некоторые интонации удивления и радости, огорчения и неудовольствия…
в). Пополнять активный словарь словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки (чашка, кровать, мишка, кукла).
г). Расширять речевое общение детей со взрослыми: побуждать их переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств (слов и звукосочетаний).
д). Воспитывать умение прислушиваться к речи взрослого, отвечать на простейшие поручения.
е). Развивать как инициативную, так и ответную речь ребёнка.
Задачи развития речи детей в возрасте 1 год 6 месяцев — 2 года:
1. Развитие активной речи.
а). Учить:
— произносить те слова, которые ребёнок понимает (названия предметов, действий с ними, их качества,
— пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пропусти)
— правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить,
— слова, которые обозначают окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тётя, бабушка)
б). Создавать ситуации, способствующие умению беседовать (диалогическая речь).
в). Учить составлять предложения из 3 и более слов.
2. Совершенствование понимания речи.
а). Расширять пассивный запас слов:
— обозначающих людей (девочка, мальчик, тётя, дядя, бабушка, дедушка,
— некоторых животных и растений, их части и свойства,
— действия людей и животных,
— назначение комнат жилого помещения и способы ориентировки в них.
б). Формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов и наречий (здесь, там, чашка стоит на столе, молоко в чашке,здесь кубики, а там колечки,
в). Обращать внимание на различные качества предметов, называть их размер, цвет.
г). Учить понимать и запоминать названия и признаки предметов, явлений, событий, происходящих на расстоянии (в саду, во дворе, на улице, а не только в непосредственном окружении.
Задачи развития речи детей на третьем году жизни:
1. Формирование словаря.
а). Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств.
б). Обогащать словарь словами – названиями: людей, растений, животных, предметов питания, овощей, фруктов, одежды, мебели, домашних животных и их детёнышей, игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус).
в). Обогащать словарь названиями деталей предметов (рукава и воротник у рубашки; колёса и кузов у машины и т. д.).
г). Обогащать словарь глаголами, обозначающими: трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться).
д). Обогащать словарь прилагательными, обозначающими: цвет, величину, вкус, температуру предметов и наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
е). Учить детей в играх соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.
2. Развитие грамматического строя речи.
Содействовать освоению грамматического оформления высказываний:
а). изменению слов по числам, падежам, временам, лицам, видам, согласованию их в предложениях разной структуры (учить правильно употреблять: существительные и местоимения с глаголами; глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, видам; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под); упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
б). образованию уменьшительно-ласкательных наименований.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
а). Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных,
б). Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.
в). Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
г). Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
д). Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», Кто стучит?»)
4. Развитие связной речи.
а). Поддерживать стремление ребёнка:
— активно вступать в общение всеми доступными – неречевыми и речевыми – средствами,
— откликаться на вопросы и предложения взрослого,
— инициативно высказываться, выражая свои желания, чувства, мысли.
б). Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, желание сопровождать речью игровые действия, отношения к происходящему.
в). Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы из личного опыта, из жизни животных, о городском транспорте и др.
г). Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие (Что? Кто? Что делает) и более сложные вопросы (Во что одет? Что везёт? Кому? Какой? Где? Когда? Куда).
д). Способствовать освоению диалогической формы речи.
е). Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них.
ж). Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок (после 2,5 лет)
Источник
Развитие речи в период с двух до трех лет идёт стремительными темпами. Правда, одни дети только-только начинают произносить отдельные слова, а другие — уже вовсю говорят целыми предложениями. Во многом это зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей, социальной среды и жизненного опыта.
В этом возрасте самый большой интерес у детей вызывают всевозможные предметы: игрушки, предметы домашнего обихода – и действия с ними. Этот интерес служит стимулом для малыша к запоминанию и употреблению в речи большого количества новых слов.
Кроме существительных и глаголов в речи малыша появляются и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги (в, на, под), местоимения (я, ты, его, её).
Он начинает комбинировать и связывать слова, составляя из них словосочетания и простые предложения, которые постепенно удлиняются. При этом он овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (согласует слова по роду, числу и падежу).
В разговоре малыш все реже и реже использует звукоподражательные слова и одиночные слова. Появляется много вопросительных предложений, начинающихся со слов «Где?», «Почему?», «Когда?» и «Как?». К трем годам большинство детей достаточно хорошо овладевает речью, трехлетний малыш уже может объяснить, что ему нужно и рассказать о простых событиях.
Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, восприятие и воображение ребенка. Появляется способность к сравнению и обобщению предметов, установлению между ними простейших связей. Рассматривая игрушки или картинки ребенок безошибочно называет знакомые объекты.
Он способен длительное время не отвлекаясь слушать, когда ему читают книгу или рассказывают о событиях, не имевших места в его личном опыте. Ребенок легко запоминает и повторяет за взрослым не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Такое повторение развивает память, укрепляет артикуляционный аппарат и развивает умение правильно произносить звуки.
Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Ребенок осваивает правильное произнесение ряда новых звуков: В, Ф, Т, Д, Н, Г, К, Х.
Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом — неправильно. В этом возрасте дети ещё не выговаривают сонорные звуки Р, Л (твердый), свистящие С, З и шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Встречается замена, пропуск и перестановка трудных звуков.
Общие задачи речевого развития ребенка:
— развитие понимания речи окружающих,
— развитие активной речи,
— формирование фонематического слуха и правильного звукопроизношения.
— развитие умения грамматически правильно говорить.
Советы по развитию речи детей
• Желательно, чтобы ребёнок имел возможность контактировать с разными людьми.
• Продолжайте знакомить с окружающим миром, обогащая словарь ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель и др.), названиями растений, продуктов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названий частей и деталей предметов, действий с ними.
• Как можно больше рассказывайте, поясняйте, уточняйте, декламируйте, читайте и напевайте ребенку.
• Побуждайте к обсуждению того, что было в недалеком прошлом.
• Побуждайте малыша к развернутым ответам, задавая вопросы: Кто…? Что…? Где…? Куда…? Зачем…? Почему…?
• Поддерживайте стремление ребенка активно включаться в общение всеми доступными (речевыми и неречевыми) средствами.
• Подражая вам, ребенок будет учиться изменять в речи слова по числам, падежам, временам; употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• Помогайте малышу полнее высказывать свои впечатления, строить рассказ из 3-4 предложений.
• Общаясь с ребенком, не допускайте в своей речи искажения звуков и сюсюканий. Чётко проговаривайте слова, побуждайте ребёнка повторять за вами слово или предложение с разной громкостью и скоростью.
• Разучивайте с ребенком потешки, небольшие стихотворения и песенки. Начинайте с «договаривания» слов.
• Показывать ребёнку театральные инсценировки с помощью игрушек.
• Уделяйте внимание развитию мелкой моторики, которая оказывает влияние на развитие речи у ребенка.
• Развивайте слуховое внимание ребенка, речевое дыхание и голос; делайте зарядку для языка и губ.
Показатели речевого развития детей
2 года – 2 года 6 месяцев
Понимание речи
• Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, игрушек и др.
• Узнает и правильно показывает предметы и их части на картинках.
• Понимает рассказ без иллюстраций, может односложно ответить на вопросы, связанные с его содержанием.
• Эмоционально реагирует на песенки и потешки.
• Выполняет словесные инструкции.
• Понимает значение предлогов.
Активная речь
• Называет себя по имени и местоимением «Я».
• Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.
• Говорит предложениями из 3-х и более слов.
• Начинает употреблять местоимения, множественное число и прошедшее время.
• Задает вопросы «Где?», «Что это?», «Куда?», «Почему» и другие.
• Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
• Может легко повторять вслед за взрослым незнакомые слова.
• Может составить рассказ по картинке (из двух — трех предложений).
• Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.
• Общается со сверстниками во время игр (речевые диалоги).
• Правильно называет основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный).
• Делится своими переживаниями.
2 года 7 месяцев — 3 года
Понимание речи
• Имеет большой словарь понимаемых слов (в 5 — 8 раз превышающий активный).
• С интересом и довольно длительно слушает чтение стихов и сказок, рассказ взрослого или записи на аудиодисках без показа картинок.
• Понимает обобщенные названия: ягоды, фрукты, овощи, игрушки, одежда, посуда, мебель и транспорт.
• Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Активная речь (произносит 1500 -3000 слов):
• Обозначает словами свои желания, чувства, впечатления и действия.
• Говорит простыми предложениями, но уже появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения без союзов и с союзами «потому что», «когда».
• В предложении согласовывает слова по числам, родам и падежам.
• Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие.
• Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
• Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
• Употребляет все части речи, в том числе и наречия (весело – грустно), числительные (один, два, три), местоимения, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.
• Может называть взрослых по имени и отчеству.
• Называет свою фамилию, улицу, на которой живёт; отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» (говорит или показывает на пальчиках).
• Пользуется ролевой речью в игре: говорит за себя и за игрушку.
• Разговаривает по телефону или имитирует телефонный разговор.
• Стремится к общению с взрослыми и детьми.
• Быстро запоминает потешки, стихи, песенки, сказки.
• Появляется склонность к рифмованию слов.
• Пытается составить небольшой рассказ по сюжетной картинке или иллюстрациям к сказке с помощью наводящих вопросов или самостоятельно.
• Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка). Знает свою половую принадлежность.
• Знает названия частей тела и их назначение (глаза смотрят, уши слушают, ноги ходят).
• Знает названия частей тела у человека и животного: у человека — руки, у птицы — крылья.
(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).
Автор: Дарья Колдина
Источник