Зацепина развитие ребенка в музыкальной деятельности

Зацепина развитие ребенка в музыкальной деятельности thumbnail

Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой,

кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.

Программа «Музыкальное воспитание в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

О «Программе воспитания и обучения в детском саду»

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004; М.: Мозаика-Синтез, 2005) рекомендована Министерством образования и науки РФ для дошкольных образовательных учреждений.

В «Программе» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет.

Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребенка к жизни в школе и современном обществе.

Параллельно с «Программой» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2005), содержащие направления и методику работы по реализации программных задач на всех этапах дошкольного детства. Более подробное описание методической работы с детьми от рождения до семи лет по всем разделам «Программы» изложено в отдельных пособиях (например, «Музыкальное воспитание в детском саду», «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», «Трудовое воспитание в детском саду», «Нравственное воспитание в детском саду» и др.).

Музыкальное воспитание в детском саду. Программа

Первая младшая группа (от двух до трех лет)

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание

Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание (о чем, о ком поется). Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение

Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание

«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Слон», «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса), «Зима», «Зимнее утро», муз. П. Чайковского; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. нар. плясовые мелодии, сл. A. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.

Пение

«Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Вот как мы умеем», «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Где ты, зайка?», обр. Е. Тиличеевой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. B. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Идет коза рогатая», обр. А. Гречанинова; «Колыбельная», муз. М. Красева; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева; «Лошадка», муз. И. Арсеева, сл. В. Татаринова; «Кря-кря», муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной.

Читайте также:  Реджио подход в развитии ребенка

Музыкально-ритмические движения

«Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Козлятки», укр. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Бубен», рус. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус. нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар. мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус. нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. плясовые и нар. мелодии, сл. А. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.

К концу года дети могут

• Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий – низкий).

• Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.

• Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.

• Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

• Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

Слушание

Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).

Песенное творчество

Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Читайте также:  Развитие активной речи у ребенка в раннем возрасте

Алла Козлова
Развитие ребенка в музыкальной деятельности

Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В период с рождения и до 7 лет ребенок приобщается к изучению окружающего мира и начальной социализации. Именно в дошкольном возрасте формируется самостоятельность мышления, развиваются любознательность и познавательный интерес детей. Поэтому большую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного.

Художественно эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство формирования отношения ребенка к действительности, средство нравственного и умственного воспитания и, в конечном итоге, средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности.

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании, во всей систем формирования всесторонне и гармонически развитого человека.

Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения – находит отражение в музыке. Возникновение в нашем сознании естественных закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – это важная предпосылка формирования действительно прекрасного во всех отношениях человека.

Ребенок сопереживает то, что выраженно в художественной форме, и тем самым приобщается к миру прекрасного. Эти переживания влияют на моральный облик ребенка, обогащают его духовный мир.

Путь, который совершает малыш, открывая для себя мир музыки, а с ее помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, который помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в совершении многочисленных и разнообразных открытий.

Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными способами воздействия на эмоциональную сферу, является удивительно тонким, и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.

Приобщение маленьких детей к музыке имеет огромное значение для формирования у них внутреннего мира, эмоционального и духовного интеллекта. Это очень важно для развития не только творческого потенциала, но и таких личностных качеств, как эмпатия, рефлексия, креативность, произвольность, внимание и память, эстетическое отношение к действительности.

Тематическое разнообразие, отражаемое музыкой, бесконечно, как космос, оно охватывает все стороны бытия. Сегодня у детей, живущих в новой информационной среде, проводящих много времени у компьютеров, как никогда важно развивать внутренний мир, эмоциональную сферу, способность чувствовать и понимать других людей, взаимодействовать друг с другом и с миром природы.

Ребенок знакомится с музыкой как с источником радости и отдыха, а также как со стимулом для творчества в ряде видов деятельности, как, например, пении, в игре на музыкальных инструментах или в танцах, но также и в рассказывании, движении, рисовании.

Музыка развивает «активное слушание». В этом случае слушание музыки становится эстетическим и прочувствованным, приобретает культурное значение. Современное пение, музицирование и танцы способствуют развитию социальных навыков, коммуникативности и умению работать в команде, музыка положительно сказывается на речевом развитии ребенка. Развитие голоса – это одновременно и развитие речи. То, что дети переживают, что ими движет, находит выражении в речи и в пении.

Благодаря связи с другими культурными практиками музыка возбуждает фантазию и креативность, дает возможность формировать и реализовывать собственные идеи в рисунке, танце или сценическом изображении.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. Платон и его последователи полагали, что «воспитание в музыке надо считать самым главным: ритм и гармония глубоко внедряется в душу, овладевает ею, наполняет красотой и делает человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Читайте также:  Условия и механизмы психического развития ребенка кратко

Таким образом, мы все понимаем, что главное в художественно эстетическом и музыкальном воспитании дошкольников является развитие таких качеств и способностей, которые позволят личности стать творцом эстетических ценностей, получая удовольствие от них и красоты окружающей действительности.

Художественно эстетическое воспитание дошкольников не только формирует художественно эстетическое отношение детей к искусству, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребенка.

Художественно эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяя его познание общества, природы и мира в целом.

Источник

День добрый!

у меня к вам большая просьба…я закончила муз. пед. училище давно и по специальности не работала, сейчас выдалась возможность попробовать свои знания и когда-то полученный опят реализовать в детском саду.
Но вот с чего начать я просто пока не представляю… мне заведующая предложила пока попробовать поработать с подготовительной группой….
если вы мне поможете, советом и практическими материалами с чего и как начать, я буду вам очень благодарна!

Спасибо!

Уважаемые коллеги, помогите отыскать ответ. Требуют проведение кружковой работы с детьми. Эта работа должна оплачиваться отдельно, или ведется бесплатно? В праве ли требовать программу по кружковой работе, если таковая программа мной еще ни где не выставлялась и не публиковалась — это все таки защита автроских прав?!

Анджела, здравствуйте, подскажите пожалуйста опираясь на какую литературу составляются конспекты для занятий ,календарные планы? Если по фгосу по вераксу допустим брать ,то не все нравится, многое не подходит ,хочется чего-то своего нового , это допустимо ? Можно составлять конспекты ориентируясь на разную литературу , просто придерживаться плана ?

Анджела, спасибо просто огромное????чень помогли

Алена, КАЛЕНДАРНЫЕ ПЛАНЫ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ вам в помощь:

На просторах интернета имеется Календарно — перспективное планирование музыкальных занятий в соответствии с ФГОС, разработанных на основе программы «От рождения до школы» Вераксы, Васильевой, с
элементами педагогической технологии Л.Гераскиной «В ожидании чуда» : https://muzichka1.ucoz.ru/index/dokumentacija_muzykaln..

Гуля, посмотрите здесь: https://vospitately.ru/muzyka-dlya-zanyatiy/na-zaryadk..

Предлагаются заводные мелодии и песни для детской зарядки, которые можно использовать в детском саду также и на физкультурных занятиях. Дети с удовольствием занимаются под эти подвижные и веселые песенки. Эта музыка с утра поднимает ребёнку настроение и дает заряд бодрости на весь день!

здесь можно скачать готовые сборники для зарядки: https://muz-rukdou.ru/forum/74-2481-1

здесь можно прослушать и скачать музыку: https://muz-info.net/Нарезка — Детская зарядка

Гуля, играйте любые марши, четырёхдольные пьесы, очень подойдут народные мелодии, например, Ах, ты береза, Я на горку шла, Во саду ли в огороде, и т.д. На подскоки пойдёт полька, на галоп можно сыграть Смелого наездника Шумана. На зарядке главное поддержать детей ритмически и менять музыку со сменой движений. Наша задача — подстроиться под инструктора по физо или воспитателя.

Гуля, МУЗЫКА ДЛЯ РИТМИКИ — посмотреть и СКАЧАТЬ: https://yadi.sk/i/9yQEOI6KZb9PJ
составитель Л.И. Минеева
«Композитор», 1998г.
ноты для фортепиано
(pdf, 3.58 Мб)

В сборнике представлена музыка для сопровождения ритмических движений в различных возрастных группах детских садов и на занятиях ритмикой с детьми 7 — 8 лет. Это облегченные аранжировки классических и эстрадных произведений или их фрагментов, обработки народных песен, а также сочинения составителя, написанные специально для данной цели. Пьесы разнообразны по музыкальному языку, характеру и продолжительности и отвечают типам движений, которые используются на занятиях ритмикой. Систематизированы они по основным видам движений (ходьба, бег, пляски и хороводы и т.д.).

Гуля, придется тебе, Гуленька, потренироваться! Сложненькая партитура ….

Фарида, я этим и занимаюсь пока????

Гуля, ну это ,впрочем, полезно!????

Здравствуйте,я тоже почти начинающий муз руководитель,закончила пед училище,когда то давно работала музыкантом,очень многое поменялось,что то забылось,подскажите пожалуйста это планы по ладушкам?которые здесь Вы указали?мы по ним работаем,садик новый ничего нет,не знаю с чего начать

Здравствуйте,я тоже почти начинающий муз руководитель,закончила пед училище,когда то давно работала музыкантом,очень многое поменялось,что то забылось,подскажите пожалуйста это планы по ладушкам?которые здесь Вы указали?мы по ним работаем,садик новый ничего нет,не знаю с чего начать

Источник