З фрейд концепция развития ребенка

З фрейд концепция развития ребенка thumbnail

Психоанализ возник
как метод лечения, но почти сразу же был
воспринят как средство получения
психологических фактов, которые стали
основой психологической системы.

Анализ свободных
ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда
к выводу, что болезни взрослой личности
сводятся к переживаниям детства. Два
открытия 3. Фрейда — открытие
бессознательного (пациенты не осознавали
то, что говорили) и открытие сексуального
начала (детские переживания, такие как
любовь и ненависть к отцу или матери и
др., имеют сексуальную природу) —
составляют основу теоретической
концепции психоанализа.

В последней модели
личности 3. Фрейд выделил три основных
компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно»
— наиболее примитивный компонент,
носитель инстинктов, «бурлящий котел
влечений». Будучи иррациональным и
бессознательным, «Оно» подчиняется
принципу удовольствия. Инстанция «Я»
следует принципу реальности и учитывает
особенности внешнего мира, его свойства
и отношения. «Сверх-Я» служит носителем
моральных норм, выполняет роль критика,
цензора личности. Поскольку требования
к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и
реальности несовместимы, неизбежно его
пребывание в ситуации конфликта,
создающего невыносимое напряжение, от
которого личность спасается с помощью
специальных «защитных механизмов» —
таких, например, как вытеснение, проекция,
регрессия, сублимация. Только сублимация
является механизмом, приемлемым для
индивида и общества, в котором он живет.

Личность, по 3.
Фрейду, — это взаимодействие взаимно
побуждающих и сдерживающих сил. Все
стадии психического развития он сводит
к стадиям преобразования и перемещения
по различным эрогенным зонам либидозной,
или сексуальной энергии.

Оральная
стадия (0—1 год).

Основной источник удовольствия
сосредоточивается на зоне активности,
связанной с кормлением. Делится на две
фазы: ранняя — действия сосания, поздняя
— укус. Источник неудовольствия связан
с невозможностью матери удовлетворять
все желания младенца по первому
требованию. На этой стадии «Я» постепенно
дифференцируется от «Оно».

Анальная
стадия (1—3 года).

Состоит из двух фаз. Либидо концентрируется
вокруг ануса, который становится объектом
внимания ребенка, приучаемого к
опрятности. «Я» ребенка обучается
разрешать конфликты, находя компромиссы
между стремлением к наслаждению и
действительностью. На этой стадии
полностью образована инстанция «Я», и
теперь она способна контролировать
импульсы «Оно». Социальное принуждение,
наказание родителей, страх потерять их
любовь заставляют ребенка мысленно
представлять себе запреты. Таким образом,
начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая
стадия (3—5 лет)

характеризует высшую степень детской
сексуальности. Ведущей эрогенной зоной
становятся генитальные органы. Здесь
сексуальность в отличие от аутоэротичной
двух первых периодов становится
предметной. Первые люди, которые
привлекают внимание ребенка, — это
родители. Либидонозную привязанность
к родителям противоположного пола 3.
Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для
мальчиков и «комплексом Электры» для
девочек. В греческом мифе о царе Эдипе,
убившем своего отца и женившемся на
матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ
к сексуальному комплексу: мальчик
испытывает влечение к матери, воспринимая
отца как соперника, вызывающего
одновременно и ненависть, и страх.
Освобождение от «Эдипова комплекса»
совершается в конце этой стадии под
влиянием страха кастрации, который
вынуждает ребенка отказаться от влечения
к матери и идентифицировать себя с
отцом, и после этого полностью
дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Латентная
стадия (5—12лет).

Снижение полового интереса. Психическая
инстанция «Я» полностью контролирует
потребности «Оно», энергия либидо
переносится на освоение общечеловеческого
опыта, на установление дружеских
отношений со сверстниками и взрослыми
за пределами семейного окружения.

Генитальная
стадия (12—18лет).

По мнению 3. Фрейда, подросток стремится
к одной цели — нормальному сексуальному
общению, все эрогенные зоны объединяются.
Если осуществление нормального
сексуального общения затруднено, тогда
можно наблюдать феномены фиксации или
регресса к одной из предыдущих стадий.
На этой стадии инстанция «Я» должна
бороться против агрессивных импульсов
«Оно», которые вновь дают о себе знать.

Нормальное развитие
происходит с помощью механизма сублимации.
Другие механизмы порождают патологические
характеры.

Концепция
развития 3. Фрейда — это динамическая
концепция, в которой впервые показано,
что для развития человека главное
значение имеет другой человек. Л. С.
Выготский ценным в этой концепции считал
установление факта подсознательной
определяемое™ ряда психических явлений
(в частности, невроза) и факта скрытой
сексуальности, но справедливо критиковал
превращение сексуальности в метафизический
принцип, который проник в разные ветви
психологии.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в отечественной психологии

Развитие психоанализ
получил в работах дочери 3. Фрейда —
Анны Фрейд.

Она придерживалась
классической для, психоанализа структуры
личности, но в инстинктивной ее части
выделила сексуальную и агрессивную
составляющие (психоаналитический закон
биполярности). Каждая фаза развития
ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат
разрешения конфликта между внутренними
инстинктивными влечениями и ограничительными
требованиями внешнего социального
окружения. Детское развитие она
рассматривает как процесс постепенной
социализации ребенка, подчиняющийся
закону перехода от принципа удовольствия
к принципу реальности. Продвижение
ребенка от одного принципа к другому
не может наступить раньше, чем различные
функции «Я» достигнут определенных
ступеней развития. С развитием памяти
ребенок может действовать на основе
опыта и предвидения, приобретение речи
делает его членом общества, логика
способствует пониманию причины и
следствия, и тогда приспособление к
требованиям окружающего мира становится
осознанным и адекватным.

Становление
принципа реальности и мыслительных
процессов открывает путь для новых
механизмов социализации: подражания,
идентификации, интроекции, способствующих
образованию «Сверх-Я». Именно возникновение
этой инстанции означает для ребенка
решающий прогресс в социализации.

Наблюдения за
детьми приводят к выводу, что индивидуальные
пристрастия и антипатии матери оказывают
существенное влияние на развитие
ребенка.

По глубокому
убеждению А. Фрейд, негармоничное
личностное развитие основывается на
многих причинах. Это и неравномерный
прогресс по линиям развития, и неравномерно
длящиеся регрессии, и особенности
обособления внутренних инстанций друг
от друга, и формирование связей между
ними, и многое другое. «При этих
обстоятельствах не удивительно, что
индивидуальные различия между людьми
столь велики, отклонения от прямой линии
развития заходят так далеко и определения
строгой нормы так неудовлетворительны.
Постоянные взаимовлияния прогресса и
регресса приносят с собой бесчисленные
вариации в рамках нормального развития».

Анализ движущих
сил и условий развития в психоаналитических
теориях

Проведенный С. Д.
Смирновым анализ движущих сил и условий
развития личности, представленный в
широко известных зарубежных концепциях,
показывает, как трактуются эти силы и
условия:

  • по
    3. Фрейду, основой индивидуального и
    личностного развития являются врожденные
    влечения и инстинкты, где единственным
    источником психической энергии
    признаются биологические влечения
    (либидо);

  • по
    К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация»
    как дифференциация от общности. Конечная
    цель индивидуализации -достижение
    высшей точки «самости», целостности и
    полного единства всех психических
    структур;

  • по
    А. Адлеру, человеку от рождения присуще
    «чувство общности» или «общественное
    чувство», которое побуждает его войти
    в общество, преодолеть чувство собственной
    неполноценности, обычно возникающее
    в первые годы жизни, и добиться
    превосходства за счет разного рода
    компенсаций;

  • по
    К. Хорни, основной источник энергии для
    развития личности — чувство беспокойства,
    неуютности, «коренной тревоги» и
    порождаемое им стремление к безопасности
    и т. д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Тема
№3. Психоаналитические теории развития.
Концепция психического развития ребенка
З. Фрейда.

  1. Движущие силы
    психического развития.

  2. Стади психосексуального
    развития.

Движущие
силы психического развития ребенка в
концепции З. Фрейда.

Концепция Зигмунда
Фрейда двухфакторная теория. Особенность
соотнешния факторов наследственности
и среды – это их онтогонизм, выраженный
в подавлении наследственного социальной
средой.

2 рода влечения:

  1. Сексуальное влечение.
    Наделено энергией либидо,
    которое является источником активности.
    Определяет достижение человека и основы
    его развития. Характеризуется:

сексуальными
целями

телесные области, связанные с
удовлетворением влечения, или эрогенные
зоны, на протяжении жизни они меняются,
отражая логику развития. Он предопределны
наследственно.

сексуальными
объектами.

  1. Влечение к смерти.
    Проявлене завершенности жизненного
    цикла. Выражет тендецию к равновесию.
    Таким образом, человек пришел из не от
    куда и должен придти в никуда.

аутоагресия
– агрессия направленная на самого себя.

внешняя
агрессия

Общество выступает
помехой, как на пути удовлетворения
сексуальных влечений, так и на пути
саморазрушения. Таким образом социальная
среда противостоит, подавляет
наследственное в человеке. В пределах
двухфакторной теории наследственность
является ведущим фактором развития. То
есть психическое развития зафиксированно
наследственно и может наступить без
помощи воспитания. Среда является
барьером на пути реализации влечений.
Вносит коррективы и искажения, но
принципиально изменить ход события не
может. Австрилийский исследователь
выделяет три основные линии развития
личности в онтогинезе:

  1. Развитие сексуальных
    целей и объектов, связано
    с переходом либида от одной сексуальной
    цели к другой.
    Развитие
    сексуальных объектов предпологаетаутоэротизм
    (отсутствие нужды во внешних объектах)
    и два выбора сексуальных объектов,
    которые осуществляются на третьей и
    пятой стадии развития. Сексуальные
    объекты не предопределены наследственно.

  2. Развитие структуры
    личности. Согласно Фрейду структура
    личности включает в себя:

Читайте также:  Скачать игры по развитию мышления у ребенка

— Оно (Id)
– врождено и наследственно зафиксированно.
Составляет область бессознательного.
Включает в себя врожденное влечение, а
так же вытесненное и приобретенное. Оно
снабжено энергией либидо. Находится в
конфдликте с «Я» и «Сверх-Я».

— Я (Ego)
– возникает из «Оно» на самой первой
стадии развития, как приспособительный
аппарат. Выполняет функцию посредника
между «Оно» и «Сверх-Я». Соответствует
принципу реальности и всегда следует
цели.

— Сверх-Я (Super
Ego)
– формируется на третьей стадии
психосексуального развития, в результате
преодоления Эдипово комплекса и
интериоризации родительских требований
и запретов. Выполняет функцию цензора
и судьи по отношению к «Я». Регулирует
поведение и активность человека.

  1. Развитие защитных
    механизмов. Защитные механизмы – это
    совокупность действий, напрвленных на
    уменьшение или устранения угрозы
    целостности индивида. Различаются по
    особенностям выражений в поведении и
    типу возникающего растройства личности.
    Наиболее значимыми защитными механизмами
    являются:

— Вытеснение в область
бессознательного каких-то травмирующих
событий.

— Регрессия –
возвращения на более ранние стадии
развития к предыдущим формам поведения
и мысли.

— Уход – предпологается
физическое бегство или внутренний
мысленный уход.

— Проекция –
приписывание другому лицу желание и
мыслей, осуждаемых и недопустимых для
самого себя.

— Замещение – замена
действительного источника тревоги
менее могущественной и опасной фигурой.

— Сублимация –
смещение инстинктивных врожденных
влечений на социально желаемые и
приемлемые цели.

Стадии психосексуального
развития.

Критериями выделения
стадий стали: сексуальные цели или
эрогенные зоны, характеристика процессов
развития, источники конфликта. Переход
на новую стадию связан с конфликтом
между наследственностью и средой, между
влечением ребенка и невозможностью его
удовлетворить. Если
возможности личности будут всегда
соответствовать ее желаниям, развития
не будет.

Фрейд выделил 5
стадий психосексуального развития:

  1. Оральная
    (0 – 1 г.). Эротическое влечение связано
    с пищевой функцией, с удовлетворением
    потребности пищи. Сексуальная цель или
    эрогенная зона – рот. Включает две
    фазы:

— Аутоэротизм. Полная
привязанность ребенка с матерью, ребенок
не отделяет себя от матери, доминирует
принцип удовольствия.

Исскуственное
вскармливание является источником
конфликта и может приводить к невродизации
ребенка.

— Началом отлучения
ребенка от груди матери, увеличиваются
интервалы между кормлениями, таким
образом мать начинает навязывать нормы
и препятствовать получения наслаждения.
Ребенок впервые сталкивается с принципом
реальности.

Эти негативные
факторы стимулируют процессы личностного
развития. В силу нового опыта у ребенка
создаются условия для формирования «Я»
(Ego).
Если конфликт разрешается не эффективно,
то наблюдается нарушение развития
личности, за счет механизмов фиксации
и вытеснения. Вытеснения и фиксации
могут проявляться в ряде невротических
симптомов.

Примеры вытеснения:
комок в горле, истерическая рвота у
детей. 

Примером оральной
фиксации: курение, обжорство, тяго к
спиртному, поцелуи.

  1. Анальная (1
    — 3 г.). Ребенок начинает получать
    удовольствие от процесса смены
    напряжения, облегчения. Общество требует
    от ребенка произвольную регуляцию
    телесных функций. Психологичекое – в
    том, что ребенок впервые становится
    объектом и субъектом. Начинает
    формироваться сверх Я ребенка, где
    заложены авторитеты взрослых, влияние
    родителей.

Ребенок впервые
соотносит два принципа – удовольствие
и реальность. В случае фиксации может
быть формировано упрямство, упорство,
экономность, бережливость, склонность
к накопительству, коллекционированию.
Тенденции к противостоянию, негативизм
и т.п.

Фиксация может
привести к формированию чувства
удовольствия от наказания, может
проявляться энорезом и искажением
сексуальной ориентации.

  1. Фаллическая
    (3 – 5 г.) ключевая в развитии личности.
    Рост познавательной активности ребенка
    приводит к открытию различий между
    полами, создаются свои «теории» рождения
    по принципу аиста и т.п.

Читайте также:  Программы для развития ребенка 4 лет дома

На этой стадии
осуществляется первый выбор сексуального
объекта, который приводит к формированию
эдипова комплекса (мальчики) и электры
(у девочек). В основе эдипова комплекса
лежит бессознательное сексуальное
влечение мальчика к матери и стремление
к физическому устранению отца.
Положительный эдипов комплекс сочетает
в себе враждебность к отцу как к более
удачливому сопернику за любовь матери
и восхищением его силой, могуществом,
умом и т.д. Разрешение конфликта и
преодоление эдипова комплекса
осуществляется как отказ от объективного
влечения к матери и усиление идентификации
с отцом. Результатом разрешения эдипова
комплекса становится формирование
структуры «сверх я». Которое включает
социальные нормы, запреты, мораль,
идеалы. Негативный эдипов комплекс
характеризуется любовью к отцу и
ненавистью к матери, что чревато
формирование гомотенденций на более
поздних стадиях развития.

  1. Латентная стадия
    (стадия затишья, либидо себя никак не
    проявляет). Характеризуется прерыванием
    сексуального развития. Энергия либидо
    сублимируется в игре, учении, хобби и
    направляется на социально-желаемые
    цели.

  2. Генитальная стадия
    отличается бурным половым созреванием.
    Источник конфликта – невозможность
    удовлетворения сильного сексуального
    влечения перед лицом моральных запретов,
    тревогой и тревогой перед давлением
    id
    (оно). Происходит второй выбор сексуального
    объекта, который находит отражение в
    преодолении остатков эдипова комплекса.
    Из-за неспособности эго или «я» справиться
    с давлением «оно» и «сверх я» может
    произойти регресс на предшествующей
    стадии развития.

Регрессия на оральную
стадию может проявляться в таких видах
нарушения как: отказ от еды (анорексия),
либо чрезмерное обжорство, курение,
тяга к спиртному, тяге к поцелуям,
вербальная агрессия.

Регрессия на анальную
стадию: не опрятность, пренебрежение к
порядку или чрезмерную педантичность,
излишней тяге к чистоте и порядку.
Нарушения формирования характера
происходят по гомосексуальному и
нарциссическому типу, который проявляется
в индивидуализме, самовлюбленности, в
неспособности близких взаимоотношений
с людьми.

Заслугой Фрейда в
развитии возрастной психологии стало
установление роли семьи и общества в
развитии личности. Были убедительно
доказаны роль общения и взаимодействия
ребенка с близким взрослым, значении
детства (особенно ранних периодов) для
развития личности.

Эпигенетическая
теория развития личности Э. Эриксона

Эрпигинез – наличие
целостного врожденного плана, определяющий
этапы развитие.

План предусматривает
поэтапность формирования психологических
способностей

Э.Эриксон создал
психо-аналитическую теорию об отношения
я и общества, расширил предисскую
концепцию и перенес ударение с оно на
я

Если теория Фрейда
психо-сексуальная, то у Эриксона –
Психо-социальная.

Различия психоанализа
и теория эриксона в трактовке развития
личности.

Фрейд

Эриксон

1
В центре внимания Оно и Сверх я

2
Отношение Ребенок-общество враждебное,
борьба двух миров

3
Решающая роль принадлежит сексуальности

4 Концепция
замыкается парадидаме двух факторов.

1
Я и её развитие

2
Отношение личности и общества –
отношения сотрудничества, обеспечивающее
гармоничное развитие личности

3
признавая значение сексуальности,
полагал что сексуальность не является
основным источником развития

4
Предполагает более сложную систему
причин, условий и факторов развития,
включая активность личности и общение

Главным содержанием
в развитии личности является процесс
становления эгоидентичности, т.е. быть
самим собой в собственных глазах и в
глазах окружающих.

Развитие – процесс
преодоления закономерно возникающих
на каждой возрастной стадии психо-социальных
кризисов.

Делит на 8 кризисов

Суть кризиса – выбор
между альтернативными путями развития.
Т.е. развитие может быть позитивным
гармоничным или негативным с деструктивными
новообразованиями.

Деструктивный
сценарий – препятствие на пути
формирования идентичности и сопровождается
множеством проблем. Кризис осуществляется
в радиусе значимых отношений.

Общество помогает
в разрешении кризиса, предлагая
ритуализацию

Ритуализация –
устойчивый в социокультурной форме
взаимодействие личности и ее социального
окружения, создающее необходимые условия
для благополучного разрешения кризиса.

Ритуализации:

  1. Обожествляющая.
    Предполагает определенную стабильность
    и взаимность отношений матери и ребенка.
    Узнавание – ранняя форма идентичности.

  2. Рассудительная.
    (1-3 года) предполагает стремление
    самостоятельности при отдалении от
    матери.

  3. Драмматическая.
    Раскрывает возможности свободного
    исследования и экспериментирования
    не угрожая переживаниям чувства вины,
    связанным с нарушением социальных
    запретов.

  4. Формальная
    (технологическая). Отвечает задачам
    формирования компетентности, помогая
    осуществить выбор между трудолюбием
    и чувством неполноценности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник