Взгляды отечественных педагогов на роль природы развитии личности ребенка

Взгляды отечественных педагогов на роль природы развитии личности ребенка thumbnail
Взгляды отечественных педагогов на роль природы развитии личности ребенка

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Я.А. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек — это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Педагог выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он отмечал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет вперед постепенно». В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как «всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным» (Коменский, 1989:56).

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации на «лоне природы». Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Г.Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» считал главной целью воспитания — развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861, 1864 гг.).К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: «странно, что воспитательное влияние природы … так мало оценено в педагогике» (Ушинский, 1988: 56). В книгах Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике «Родное слово» дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Итак, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII — XVIII веках.

Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе … » (Сухомлинский, 1972: 12). Природа — это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. «Меня поражало, — говорит Сухомлинский — что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой — это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности» (Сухомлинский, 1972: 49). Кроме того, он предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать «птичьи» и «звериную» лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира». (Сухомлинский, 1972: 61)

Академик И.Д. Зверев пишет: «Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить «просвещением» школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании». (Зверев, 1980: 19)

А.А. Плешаковым создана система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом». В ней он не только разработал теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: «Усиление экологической направленности курса природоведения — это, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы». (Плешаков, 1991: 8). Данная система включает в себя как основные, так и факультативные курсы. Система «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром. В основе курса лежит принцип экологизации.

Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям (Лихачев, 1993:19-21). Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.

Лихачев Б.Т. отмечает, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. «Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности» (Лихачев, 1993:19-21). Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного — это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

— культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей,

культуру труда

— культуру духовного общения с природой.

Date: 2016-07-05; view: 2883; Нарушение авторских прав

Источник

В славной плеяде последователей К.Д. Ушинского почетное место принадлежит Е.Н. Водовозовой (1844-1923).

Сочинение Е.Н. Водовозовой «Умственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» было настольной книгой каждой матери и воспитательницы. Став библиографической редкостью, эта книга не утратила педагогического интереса и в наше время.

Одна из глав основного сочинения Е.Н. Водовозовой называется «Воспитание ума». Под умственным воспитанием дошкольников автор понимал «умение понимать… материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей природой». [4, Электронный ресурс] Е.Н. Водовозова разработала программу наблюдений для маленьких детей, отобрав определенный круг явлений и предметов из окружающей жизни.

Впервые в русской педагогике Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам.

Знакомство с животным миром, по мнению педагога, должно проводиться наглядным путем, сопровождаться оживленным разговором, беседой или кратким рассказом о том, что ребенок видит. Все наблюдения необходимо пояснять, их назначение в том, чтобы помочь ребенку осознать видимое, уточнить его представления, развить речь, обогатить его словарь, а также приучить детей с раннего возраста быть внимательными к животным.

Е.Н. Водовозова предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Она считала огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать младшему дошкольнику на детали предмета или рассказывать о том из жизни животных или птиц, чего в данную минуту нет перед глазами.

Е.Н. Водовозова указывала, что ребенку надо дать живой конкретный видимый образ или ему останется чуждой та жизнь природы, при наблюдении которой мало-помалу развивались бы в нем ум, находчивость, сочувствие к окружающему его миру.

По мере развития ребенка, его внимание нужно привлекать к более широкому кругу природных явлений: деревья, растения, цветы, бабочки, птицы; бывать в саду, в поле, в лесу. Рассматривая деревья — показать лиственные и хвойные, сравнить листья и хвою; посмотреть эти деревья зимой. Е.Н. Водовозова считала полезным для развития ребенка держать (в зимнее время) в доме двух-трех животных (кошку, собаку, морскую свинку, ежа, черепаху, рыбку). Детей нужно привлекать к уходу за ними и бороться с проявлениями жестокости по отношению к животным.

Круг представлений о растениях и животных должен определяться местными природными условиями. Необходимо знакомить детей только с самыми известными породами деревьев и растений, наиболее известными животными, «находящимися на русской почве».

По мнению Е.Н. Водовозовой, пусть ребенок осматривает гнезда птиц, замечает их форму, материал, из которого они сделаны, где они свиты и какой птицей. Пусть прислушивается к писку птенчиков, смотрит, как мать кормит их. Необходимо воспитывать заботливое отношение к каждой птичке, зайчику, белке, кролику, а также и к домашним животным, показать, как нужно приручать животных.

Желательно посещать скотный двор, птичник, рыбную ловлю… на берегу реки, озера или моря ребенок должен наблюдать течение воды, ее цвет, волны, собирать камешки, ракушки. Детей следует познакомить с тем, что растет в поле, на лугу, посмотреть сельскохозяйственные работы. Наблюдения в природе следует проводить в разное время года и обращать внимание на происходящие сезонные изменения.

Е.Н. Водовозова показывала детям явления природы в статике и динамике: знакомила с развитием насекомых, земноводных, растений. Она рекомендовала педагогам осуществлять это наглядным путем в естественных и специально созданных условиях.

Е.Н. Водовозова рекомендовала устроить для детей 6-7 лет «маленький естественноисторический кабинет» (в современном понимании — уголок природы). Он должен служить местом для разнообразных систематических наблюдений и опытов. В нем следует сосредоточить все необходимое и ценное в воспитательном отношении: растения, цветы, посадки, распускающиеся ветки с почками и листьями, банки с водяными животными, садки с насекомыми, ежа, рыбку и др. Ребенку можно разрешить собирать в свой «кабинет» все интересующие его природные объекты и приучать его их охранять. Е.Н. Водовозова большое место отводила опытам и наблюдениям в уголке природы. «Пусть ребенок сам вырастит цветок, который потом опишет; сам держит у себя какое-нибудь насекомое или другое животное, чтобы подмечать его свойства»[4, электронный ресурс].

Таким образом, дети самостоятельно и естественно познакомятся с характерными признаками предметов; позднее в школе они смогут сделать выводы из накопленных наблюдений, а не только заучивать обобщающее правило.

В уголке природы хороший воспитатель должен организовать наблюдения детей за развитием растений в различных условиях, как, например, посадку растений (горох, бобы, пшеница) в земле, в воде. Нужно подвести ребенка к наблюдению за произрастанием, показать ему наглядно значение влаги, света, солнца для растений; добиться, чтобы ребенок осознал наблюдаемое. В каждое время года дети под руководством воспитателя пополняют уголок природы характерными для этого сезона материалами.

Е.Н. Водовозова рекомендовала следующие методы и формы ознакомления дошкольников с природой: наблюдения, экскурсии, прогулки, организацию живых уголков, детский огород и цветник, беседы, художественный рассказ педагога, использование картин художников, календаря природы. Из них она справедливо отдавала предпочтение непосредственному общению ребенка с природой. Ею были верно учтены при выборе этого пути особенности мышления ребенка, его стремление к активности.

Очень высоко Е.Н. Водовозова ценила в воспитательном отношении труд детей в природе. Воспитание трудолюбия должно начинаться с приучения детей к самообслуживанию, привлечения к огородным работам (выращивание овощей и цветов), по уходу за животными.

Она рекомендовала обращать внимание ребенка во время прогулок на яркие, живописные картины природы: красивый пейзаж, блеск солнца, его закат, вид безбрежного моря, его могучие волны, игра в них солнечных лучей; «…не пропускайте без внимания ни дерево, ни кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки, ни красивой божьей коровки, ни протекающего ручейка, ни капли дождя на листьях, когда они дрожат, как алмазы, и переливаются множеством цветов» [4, электронный ресурс].

Источник

Ирина Нарзулаева
Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Экологическое развитие затрагивает весь комплекс присущих каждой личности субъектно- личностных свойств и качеств, психических процессов и психологических образований. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познание природы имеет многообразное значение для умственного воспитания ребенка. Природа способствует обогащению представлений о мире, расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природе, развивает умственные способности: сообразительность, критичность и самостоятельность мышления, целенаправленное внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность.

Ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и выводы, т. е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение словарного запаса. Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти — свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Наблюдения в природе развивают образную память и логическую память.

Общение с природой развивает мышление детей — процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных не-посредственному чувственному восприятию.

Дошкольники овладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операции помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.

В непосредственном соприкосновении с природой развивается наблюдательность и любознательность.

Природа выступает как средство нравственного воспитания. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам.

Природа способствует эстетическому воспитанию. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и ребенка». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники — всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Природа — средство трудового воспитания. Дошкольники овладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями и животными в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов. На основе сочетания умственного и физического труда у детей воспитываются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду.

Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике развивают мышцы и укрепляют нервную систему. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.

Т. е. в процессе ознакомления детей с природой осуществляются всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Источник