Взаимосвязь воспитания обучения и развития ребенка

Взаимосвязь воспитания обучения и развития ребенка thumbnail

Изучите
и проанализируйте взаимосвязь факторов
развития личности. Определите движущие
силы процесса развития личности.
Приведите конкретные примеры единства
и борьбы противоречий в процессе
развития. Ответ оформите в виде конспекта!

Имея
определенные потенциальные возможности
развития, ребенок формируется под
влиянием среды, воспитания, проявляя
активность в самореализации. Особое
значение в формировании личности
предоставляется процесса воспитания:

1)
это процесс, в котором четко определены
цели, задачи, конкретные методы их
реализации;

2)
воспитание позволяет педагогически
целенаправленно организовывать
разнообразные виды деятельности
(учебно-познавательную, трудовую,
игровую, общественную и др.) и общения
человека, что обеспечивает всестороннее
развитие личности. При этом современная
педагогика опирается на теорию
Л.С.Выготского о двух уровнях развития
детей:

а)
уровень актуального развития, который
отражает те особенности, которые уже
сложились;

б)
зону ближайшего развития, которая
отражает возможности достижений в
условиях сотрудничества с взрослыми.

С
двумя зонами развития связан вопрос о
соотношении обучения и развития. То,
овладевший ребенок — это ее вчерашний
день, пройденный этап. Обучение и
воспитание, опирающиеся на цикл развития,
который уже закончился, не могут
рассчитывать на особые успехи, потому
что они не ведут ребенка вперед, и,
конечно, не могут удовлетворить ее
функциональную потребность в развитии.
Интенсивное развитие происходит только
тогда, когда обучение опережает актуальный
уровень и приводит в движение силам,
которые находятся в зоне ближайшего
развития. Выготский подчеркивает, что
обучение и развитие не совпадают
непосредственно, а представляют собой
два процесса, находятся в чрезвычайно
сложных взаимоотношениях. Обучение
только тогда происходит успешно, когда
оно опережает развитие, только при таких
условиях оно пробуждает и вызывает к
жизни целый ряд функций, находящихся в
состоянии вызревания, и находящиеся в
зоне ближайшего развития. Обучение
является более плодотворным только
тогда, когда оно меняется в пределах
периода, определяется зоной ближайшего
развития.

3)
воспитание создает условия для
стимулирования активности личности в
деятельности и общении. Личность не
пассивно воспринимает вложенные в нее
влияния, а сама активно действует,
вступает в отношения с другими людьми.
Исходя из потребностей и интересов,
которые сформировались, сама влияет на
окружающую микросферу. Активность как
черта личности, качественная ее
характеристика определяется и внешним
воздействием (средой, воспитанием), но
в процессе жизненной практики у индивида
формируется внутренняя позиция, состоит
избирательное отношение к различным
внешним условиям и воздействиям, что
определяет развитие личности. Воспитание
значительным образом влияет на
взаимодействие личности и среды, потому
среда — это то окружение, которое человек
воспринимает, на которое реагирует, с
которым вступает в контакт. Воспитание
способно изменить отношение индивида
к окружающей среде, людей, вещей, условий
жизни и деятельности.

4)
в процессе воспитания нейтрализуются
негативные условия (школы, друзей, семьи
и т.д.), влияющие на развитие личности.

Итак,
становлению личности способствует
воспитательная система — комплекс,
который включает в себя: воспитательные
цели; людей, которые реализуют в процессе
целенаправленной деятельности; отношения,
возникающие между ее участниками;
освоено среду и управленческую
деятельность, которая обеспечивает
жизнеспособность. Воспитательная
система обеспечивает развитие личности.

Развитие
и формирование личности — результат
взаимодействия внешних и внутренних
факторов. Воспитание играет решающую
роль в развитии личности только при
условии, если оно положительно влияет
на внутреннее стимулирование ее
активности в работе над собой.

Единство
и взаимопроникновение внешнего и
внутреннего, где возникает борьба
противоположностей, развертывание этих
противоположностей является движущими
силами процесса развития.

В
процессе развития личности противоречия
возникают первоначально как внешние
противоречия организма и среды, а затем
становятся внутренними.

Одной
из главных внутренних противоречий
личности является различие между
возникающими у нее новыми потребностями,
запросами, стремлениями и достигнутым
уровнем овладения средствами, необходимыми
для их удовлетворения. Часто возникают
противоречия между новой ситуацией и
предыдущим опытом, между достигнутыми
уровнем развития и образом жизни.

Рассматривая
вопросы развития и воспитания личности,
нельзя обойти проблему акселерации.
Акселерация — ускоренное индивидуальное
развитие, при котором среднефизические
и психофизиологические константы
ребенка или подростка опережают
оптимальные. Существуют различные
теории возникновения явления акселерации.

Гелиогенна
теория: влияние солнечного излучения
на детей, которые в последнее время
стали больше находиться на солнце,
благодаря чему стимулируется их развитие.
Однако явление акселерации наблюдается
и в северных районах, хотя там дети
находятся на солнце значительно меньше
времени.

Теория
гетерозии: обильные социальные изменения,
которые вызывают разрушение социальных,
религиозных, национальных и кастовых
границ, обусловливают заключения
межнациональных браков и как следствие
— акселерацию.

Теория
урбанизации: развитие городов и
переселения в них сельского населения
ускоряют половое развитие, гармонизацию,
а это, в свою очередь, — рост и вызревание
организма.

Нитритивна
теория: рассматривает акселерацию как
результат улучшения, витаминизации
питания.

Теория
облучения: исходит из того, что
распространение рентгеновских устройств,
атомная энергетика, испытания ядерного
оружия на полигонах создают фоны
излучения в дозах, которые стимулируют
деление клеток.

Противоположный
процесса акселерации — процесс ретрадации
— физическое и интеллектуальное отставание
ребенка в развитии. Его причина —
алкоголизм родителей, рождение детей
в более позднем возрасте, наследственная
болезнь одного из родителей. По мнению
ученых, темпы акселерации замедлились
во всем мире независимо от уровня жизни.
Они объясняют это тем, что человечество
развивается по спирали. Правда, в Украине
и многих других странах этот период
совпал с экономическими проблемами,
из-за чего резко увеличилось количество
семей так называемого социального
риска, в которых дети хронически недоедают
и отстают в развитии.

Среда,
в которой живет ребенок спорно. В нем
есть факторы, способствующие,
противодействуют и нейтрально влияют
на процесс развития ребенка. В наше
время актуальным является защита ребенка
от негативного влияния: физического,
сексуального, психического насилия,
эксплуатации, плохого питания, плохих
условий жизни, плохих школ и учителей,
плохой медицины.

Интересы
детей защищают правовые документы:
Конвенция ООН о правах ребенка, Закон
Украины «Об образовании»; Программа
«Дети Украины»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Соотношение обучения и воспитания, их взаимосвязи и иерархии, влияние на развитие ребенка — фундаментальная педагогическая проблема. В разные исторические эпохи ученые, методисты и педагоги решали ее по-разному. Так, Я. А. Коменский признавал огромную воспитывающую роль обучения и не разделял обучение и воспитание. Ж.-Ж. Руссо преобладающую роль отводил воспитанию («естественному воспитанию»), подчиняя ему обучение. И. Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. И. Ф. Гербарт считал обучение основным средством воспитания. К. Д. Ушинский и Е. Н. Водовозова видели в обучении важнейшее средство воспитания[1].

В диссертации А. Б. Барановой периодизация развития идеи взаимосвязи обучения и воспитания в образовательной практике описана следующим образом[2].

I этап — античный (IX в. до н.э. — V в. н.э.) — раздельное решение вопросов воспитания и обучения за счет параллельного функционирования грамматических школ и гимнасий, а также специальных школ мусического и гимнастического воспитания.

II этап (конец V—XIV вв.) — период консолидации обучения и воспитания в контексте доминирующей христианской идеологии, когда задачи обучения полностью подчиняются целям религиозного воспитания.

III этап (XV—XVI вв.) — период осознания целесообразности интеграции обучения и воспитания, основанной на признании самоценности личности ребенка, развитии его познавательной активности, что стало предпосылкой педагогики свободы.

IV этап (XVII в.) — признание авторитета разума и здравого отношения к хозяйственной и политической деятельности, что приводит к расширенным поискам в области проблем познания и научной разработки закономерностей и принципов дидактики.

V этап (XVIII в.) — зарождение традиции свободного образования, предполагающего единство и взаимосвязь обучения и воспитания и включающего в себя задачу формирования идеала свободной, критически мыслящей, а также духовно и физически развитой личности.

VI этап (XIX в.) — утверждение авторитарной педагогики, которая предписывает жесткую регламентацию урока и занятий, придавая особое значение воспитывающему обучению.

VII этап (конец XIX — первая половина XX в.) — период ориентации педагогического процесса на развитие природных дарований детей, на обеспечение естественного роста и развития ребенка, на раскрытие заложенных в нем от рождения потенций за счет продуктивного взаимодействия в образовании обучения и воспитания.

VIII этап (вторая половина XX в.) — распространение концепций и массовой образовательной практики свободного воспитания, придающих образовательному процессу личностно ориентированный характер с преодолением авторитаризма в воспитании и обучении.

Современная наука рассматривает обучение и воспитание в единстве. Оно проявляется в общности целей развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательных функций педагогического процесса. При этом для развития ребенка, вовлеченного в педагогический процесс, необходимо взаимодействие между психолого-педагогическими и социальными условиями и воздействиями и активной реакцией личности на них. Такой подход к воспитанию и обучению детей был связан с переходом «от парадигмы информационной к социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка»[3]. По мнению Е. А. Князева, это является основанием для возникновения нового подхода к образованию — «личностно-ценностного, составляющего реальную альтернативу обезличенной педагогике», так как «никогда до той поры ребенок не являлся целью и ценностью образования»[4]. Ценностно-личностный подход становится дополнением и новым основанием для реализации личностно-ценностного подхода. На первый план выходят развитие личности ребенка в процессе воспитания и обучения, его социализация и создание возможностей для самоутверждения и самореализации, приобретения жизненного опыта. В связи с этим снова поднимаются проблемы взаимосвязи воспитания и обучения, но уже в процессе развития личности.

Как пишут авторы Большой Российской педагогической энциклопедии[5], взаимосвязь обучения и воспитания в их влиянии на развитие ребенка может быть обобщена с точки зрения двух позиций. Согласно первой из них, обучение обслуживает познавательную деятельность и играет ведущую роль в формировании мировоззрения и системы координат для ориентировки в мире, а воспитание (в узком смысле) направлено главным образом на организацию коммуникативной деятельности и формирует нормы социальных взаимоотношений и нравственности, то есть поведенческие установки. Вторая позиция исходит из определения воспитания (в широком смысле) как целенаправленной, специально проектируемой и организуемой деятельности по приобщению человека к жизни в обществе. Двумя составляющими этой деятельности являются обучение как деятельность по передаче социального опыта педагогами посредством преподавания и его усвоение детьми в ходе учения, и воспитание (в узком смысле) как деятельность но непосредственному включению обучаемых и воспитуемых в жизнь. В педагогической действительности эти виды деятельности сливаются.

В качестве концептуальных оснований такой деятельности А. Б. Баранова[6] определяет следующие принципы (субъектное™, свободы выбора, саморазвития, социализации, интериоризации культурных ценностей, педагогической поддержки) и положения (выдвижение в процессе обучения на первый план человека как одной из главных ценностей общества, уважение его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов; признание основной задачей образования развитие всего потенциала личности — интеллектуального, нравственного, эстетического, физического; обеспечение всех условий для самоопределения и самореализации личности, а также поддержки каждому ребенку в проявлении его творческой индивидуальности в образовательном пространстве посредством адаптации программы воспитания и обучения к индивидуальным стилям познания и уровню развития способностей детей, а также учета их потребностей и интересов; формирование учебного плана и образовательного маршрута на основе философии культуры, которая понимается как целостная система жизнедеятельности подрастающего человека).

Данные концептуальные основы и принципы обеспечивают взаимосвязь процессов обучения и воспитания в контексте развития ребенка.

Источник

Под обучением в современной науке и
практике понимаются активный
целенаправленный процесс передачи
обучающемуся социокультурного опыта
предыдущих поколений (знаний, норм,
обобщенных способов действий) и
организация освоения этого опыта, а
также готовность применить этот опыт
в различных ситуациях. Т.О. обучение –
это процесс научения или учения как
освоение этого опыта.

Воспитание есть целенаправленное
воздействие (в процессе обучения,
параллельно с ним или вне его) на человека
с целью формирования у него определенных
ценностных ориентаций, принципов
поведения, систем оценок, отношения к
себе, к другим людям, к труду, к обществу,
к миру.

Взаимосвязь обучения и воспитания может
быть 4 типов:

  1. Воспитание неотрывно от обучения, в
    процессе которого оно осуществляется
    (через содержание, формы и средства
    обучения). Это именно тот тип отношения
    между двумя этими процессами, в котором
    они как бы сливаются воедино. «Обучая,
    мы воспитываем, воспитывая, обучаем»
    (С.Л. Рубинштейн). В такой форме воспитание
    входит в учебный процесс, который
    определяется как воспитывающее обучение.
    Именно оно преимущественно и
    рассматривается педагогической
    психологией.

  2. Воспитание осуществляется в образовательном
    процессе определенной системы или
    учреждения и вне обучения, параллельно
    ему (кружки, общественная работа,
    трудовое воспитание). Здесь должны
    подкрепляться все эффекты обучения, и
    в свою очередь обучение должно
    действовать на воспитание.

  3. Воспитание осуществляется вне
    образовательного процесса (но в
    соответствии с его общими целями и
    ценностями) семьей, трудовым коллективом.
    Группой, общностью, где происходит и
    некоторое стихийное обучение и научение.

  4. Воспитание осуществляется и другими
    (не образовательными) учреждениями,
    общностями (клубы, дискотеки),
    сопровождаясь стихийными, а иногда и
    целенаправленным обучением и научением.
    Такое часто жесткое жизненно реалистичное
    именно на этот момент воздействия
    воспитание старшими, сверстниками
    часто оказывается решающим.

Три последние формы воспитания в его
отношении к процессу обучения должны
рассматриваться в специальном разделе
психологии и педагогики, а не только и
не столько педагогической психологией.
Для педагогической психологии воспитание
органически включено в процесс обучения
посредством его содержания форм и
методов.

2.Психологические механизмы воспитательного воздействия.

Воспитание – формирование
общественно-ценностных потребностей
и социально приемлемых способов их
удовлетворения. На основе потребностей
формируются новые мотивационные
отношения, которые осуществляются
посредством двух механизмов:

  1. Механизм обусловливания (воснове
    — создание условных связей). Развитие
    новых мотивационных отношений происходит
    в реально-воспринимаемой индивидом
    ситуации. Ранее индеферентный
    раздражитель приобретает новое
    мотивационное значение. Обязательно
    имеется реальное подкрепление, которое
    имеет реальные эмоции.

  2. Механизм опосредования.В отличие
    от обусловливания, процессы опосредования
    происходят на основе представляемых
    событий. Вместо реального подкрепления
    воспитатель использует аргументы,
    описывает возможные последствия.

Аргумент: воспитатель описывает
положительные или негативные последствия,
если ребенок поступит так или иначе.
Обе эти части связываются
причинно-следственными связями, которые
бывают объективно существующими и
искусственно сделанными. Новые
мотивационные отношения формируются
при механизме опосредования с помощью
уже имеющихся мотивов. Механизм
обусловливания более эффективен, т.к.
возникают реальные ощущения и эмоции,
а при механизме опосредования таких
ощущений и эмоций не возникает, а
касается отдаленного будущего, связь
часто искусственно создана.

Механизмы психологического
воздействия
как
сред­ства, способствующее формированию
и измене­нию социальных установок

В психологии под воспитанием
следует пони­мать формирование и
изменение социальных ус­тановок
ребенка, вступающего в межличностные
отношения. Социальная установка состоит
из трех ведущих компонентов: знания,
эмоции и действия.

Как отмечает Р.С.Немов, педагогичес­кое
воздействие на социальную установку
ребен­ка включает четыре стадии:

  • привлечение внима­ния ребенка к
    тому или иному вопросу,

  • возбужде­ние его интереса,

  • предъявление новой информации ,

  • убеждение в необходимости действовать
    для достижения цели.

Речевое воздействие имеет
цель изменить уста­новки или сформировать
новые. Для того, чтобы произвести сдвиг
в системе ценностей, необходимо слушателю
ввести новую информацию в систему его
взглядов, изменить структурные отношения
в системе
установок, произвести сдвиг мотивов.
Эф­фект воздействия на человека
зависит от того, ка­кие механизмы
воздействия использовались: убеж­дение,
внушение
или
заражение.

Самый древний механизм
воздействия — зара­жение,
оно чаще всего направлено на передачу
определенного эмоционально-психического
наст­роя от одного человека к другому.
Он основан на апелляции к
эмоционально-бессознательной сферечеловека, например,
заражение паникой, разд­ражением,
смехом и т.п. Эффект зависит от степе­ни
интенсивности эмоционального состояния
воздействующего человека и количества
слушателей. Чем выше эмоциональный
настрой выступа­ющего, тем сильнее
эффект. Число людей должно быть
достаточно
большим, чтобы возникало чувство
единства с толпой под влиянием
эмоцио­нального транса оратора.

Внушениетакже основано на
апелляции к бес­сознательному, к
эмоциям человека, но уже вер­бальными,
словесными средствами, причем вос­питатель
не должен быть в эмоциональном тран­се,
а должен быть в рассудочном состоянии,
уве­ренный и авторитетный. Внушение
основано, главным образом, на авторитетности
источника информации, если внушающий
не авторитетен, то внушение обречено
на провал. Внушение носит вербальный
характер, т.е. внушать можно только
посредством слова, но это вербальное
сообщение имеет сокращенный характер
и усиливается экспрессивным моментом.
Велика здесь роль ин­тонации голоса.
Внушаемость — степень податли­вости
внушению, способность к некритическому
восприятию поступающей информации.
Внушае­мость выше у лиц со слабой
нервной системой, а также у лиц с резкими
колебаниями внимания.

Люди с мало сбалансированными установками
сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди
с преоб­ладанием первой сигнальной
системы более вну­шаемы. Выделяют три
основные формы внушения:

1) гипнотическое внушение (в состоянии
гипноза);

2) внушение в состоянии
релаксации — мышеч­ной и психической
расслабленности; 3) внушение при активном
состоянии бодрство­вания человека.

Убеждениеапеллирует к логике,
разуму чело­века, предполагает
достаточно высокий уровень развития
логического мышления. На людей, кото­рые
малоразвиты, порой невозможно логически
воздействовать. Содержание и форма
убеждения должны соответствовать уровню
развития лич­ности, его мышления.
Требования к источнику и содержанию
убеждающего воздействия;

1) убеж­дающая речь должна строиться
с учетом индиви­дуальных особенностей
слушателей;

2) она долж­на быть последовательной,
логичной, максималь­но доказательной,
должна содержать как обобща­ющие
положения, так и конкретные примеры;

3) необходимо анализировать факты,
известные слу­шателям;

4) убеждающий и сам должен быть глу­боко
убежден в том, что доказывает. Малейшая
не­точность, логическое несоответствие
могут резко снизить эффект убеждения.

Процесс убеждения начинается с восприятия
и оценки источника ин­формации:

1) слушатель сравнивает получаемую
информацию с имеющейся у него информацией
и в результате создается представление
о том, как оратор преподносит информацию,
откуда он ее черпает, — если человеку
кажется, что оратор не правдив, скрывает
факты, допускает ошибки, то доверие к
нему резко падает;

2) создается общее представление об
авторитетности убеждающего, но, если
оратор допускает логические ошибки,
ни­какой официальный статус и авторитет
ему не по­могут;

3) сравниваются установки оратора и
слу­шателя: если расстояние между
ними очень вели­ко, то убеждение может
быть неэффективным. В этом случае
наилучшей стратегией убеждения яв­ляется:
вначале убеждающий сообщает об элемен­тах
сходства со взглядами убеждаемых, в
результате устанавливается лучшее
понимание и созда­ется предпосылка
для убеждения. Может быть применена и
другая стратегия, когда вначале сооб­щают
о большом различии между установками,
но тогда убеждающий должен уверенно и
доказатель­но разгромить чуждые
взгляды (что нелегко -вспомните о наличии
уровней селекции, отбора ин­формации).
Таким образом, убеждение — метод
воздействия, основанный на логических
приемах, к которым примешиваются
социально-психологи­ческие давления
разного рода (влияние автори­тетности
источника информации, групповое
влия­ние). Убеждение более эффективно,
когда убежда­ется группа, а не индивид.
Убеждение основано на логических приемах
доказательств, с помощью ко­торых
истинность какой-либо мысли обосновыва­ется
через посредство других мыслей. Всякое
до­казательство состоит из трех
частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис
это мысль, истинность которой требуется
доказать, тезис должен быть ясно, точно,
недвусмысленно определен и обосно­ван
фактами. Довод
это мысль, истинность ко­торой уже
доказана, и поэтому она может быть
приведена для обоснования истинности
или лож­ности тезиса. Демонстрация
— это логическое
рас­суждение, совокупность логических
правил, ис­пользуемых в доказательстве.
По способу ведения доказательства
бывают прямые и косвенные, ин­дуктивные
и дедуктивные.

Психологическое воздействие,
которое оказы­вают
педагоги на воспитуемых и обратно,
предпола­гает, что происходит изменение
механизмов регу­ляции и деятельности
человека.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ

Применяя разные методы воспитания
необходимо учитывать:

  • Возрастные и индивидуальные особенности
    воспитуемого школьника;

  • Особенности детского коллектива, в
    котором находится ученик;

  • Конкретные условия, в которых происходит
    воспитательное воздействие.

Для формирования положительной
направленности личности, необходимо,
чтобы школьник знал, как надо
поступать,хотел совершать
положительные поступки,видел,
что так поступают значимые для него
взрослые и самупражнялсяв
правильном поведении. В соответствии
с этим выделяют виды педагогического
воздействия:

    • Словесное воздействие;

    • Личный пример воспитателя;

    • Упражнение в нравственном поведении.

Словесное воздействие (убеждение,
объяснение, разъяснение) – важное
средство нравственного просвещения,
формирования положительных моральных
представлений и понятий. У многих
школьников имеются незрелые ошибочные
идеи (ложное понимание дружбы,
мужественности, смелости).

Необходимо преодолевать заблуждения,
формировать нравственное сознание
(индивидуальные и коллективные беседы,
лекции, диспуты).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник