Взаимосвязь воспитания и развития ребенка в младшем школьном возрасте

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Младшим школьным возрастом принято считать возраст деток приблизительно от семи до одиннадцати лет. Этот возраст, который подходит по годам для обучения в начальной школе и является самой вершиной детства. Ребяческие свойства легкомыслие, любопытство и наивность присутствуют у детей и в этом возрасте. Пришло время, ребятам пора идти обучаться в школу. Сам процесс перехода от дошкольного к школьному возрасту для деток, это в первую очередь кризис. Ведь поступление в школу вносит в жизнь ребенка очень важные и серьезные изменения.

Переход в школьный возраст связан с крупными переменами в его деятельности, в отношениях с родителями, а так же другими людьми. Теперь деятельность предъявляет ребенку новые требования по сравнению с игровой деятельностью, которая преобладала в детском саду. Дома к занятиям ребенка появляется уважительное отношение, чем к дошкольным забавам. Теперь, когда ребенок садится за выполнение домашних заданий, он понимает всю важность уроков. Ребенок чувствует, что действительно может первый раз в жизни, он занят важным делом. Малышам в семье запрещают отвлекать его, и даже взрослые откладывают свои дела, чтобы не мешать и дать ребенку возможность выполнить домашнее задание. Это совершенно другое, чем прежде занимался ребенок. Вот тут и обнаруживается сложность в воспитании детей младшего школьного возраста.

Развитие личности младшего школьника происходит под воздействием новых отношений с учителями (взрослыми) и с одноклассниками (ровесниками), а так же новых видов деятельности (учения). В этот период представляется больше возможностей для формирования положительных черт личности и высоконравственных свойств. Доверчивость, послушность и известная внушаемость, огромный авторитет, который использует преподаватель, склонность к подражанию, создают благоприятные предпосылки для формирования личности.

Преподаватель – это главный человек в школе. От учителя исходят все главные требования, которые будет необходимо делать новоиспеченным школьникам. Отношения с воспитателями в детском саду и учителей с детками младшего школьного возраста совершенно не похожи. Ребенок невольно испытывает страх, застенчивость перед педагогом. Для ребенка он совершенно чужой, неизвестный человек. Здесь нет детей, которые были с ним рядом в детском саду. Не всегда легко деткам пройти период привыкания к школе, к ее распорядку и укладу. Все дети ведут себя по-разному, одни перевозбуждены, другие скованны, имеются и трудно управляемые дети. Существенное значение имеет для ребенка младшего школьного возраста и расширение круга общения.

Воспитание деток школьного возраста начинается с учителя. Перед ним стоит основная задача – создать атмосферу доброжелательности в классе, завоевать доверие детей. Если преподаватель ведет себя верно, то через несколько месяцев учебы в школе ребята легко приспосабливаются к новым условиям и требованиям. Для детей главным лицом теперь становится преподаватель.

Родители обязаны знать, что у ребенка в этот период появляется целый ряд серьезных трудностей. В 6 лет формирование ребенка достигает уровня, который требуется для учебной деятельности. В первую очередь для детей младшего школьного возраста устанавливается новый распорядок жизни. К примеру, им теперь приходится вставать в определенное время, делать различные поручения в школе и дома, а так же выполнять новые требования на занятиях: внимательно слушать учителя, сидеть тихо на уроках.

Восприятие младших школьников отличается своей неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время свежестью и остротой, оно усложняется и углубляется. В школьном возрасте у деток лучше развивается непроизвольное внимание. Без всяких усилий их завлекает все новое и интересное, яркое и увлекательное. Если принуждать школьника учить определенные понятия, из этого ничего не выйдет. Ребенок должен понимать, для чего это ему нужно, зачем необходимо это знать. Познавательная активность младшего школьника в большей степени проходит в процессе обучения. Очень большое значение в познавательной деятельности детей младшего школьного возраста имеет память, наглядно-образного характера. Огромную роль в воспитании детей младшего школьного возраста имеют игры. Подтверждено, что детки проще запоминают нужные слова в трудовой деятельности либо в игровой форме. Игры являются средством удовлетворения различных потребностей ребенка, а так же развитию его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка. Элементы игр полезно вносить в само преподавание, труд и общение и использовать игру для воспитания, организуя  по её по правилам данные виды деятельности. Не случайно психологи и преподаватели рекомендуют проводить занятия с детьми младшего школьного возраста в начальных классах в виде обучающих дидактических игр, в полуигровой форме.

Нужно учесть, что учебная деятельность это не только преподавание, но еще и воспитательная работа. Формирование  у ребёнка потребности в знаниях, глубоких и широких познавательных интересах, потребности в постоянном саморазвитии и самообразовании — это главное в воспитательной работе, выполняемой в начальный период учения.

Конец младшего школьного возраста связан традиционно с окончательным закреплением в психологии детей, что их успехи зависят от стараний. Они ощущают потребности в достижении успехов или противоположной ей потребности избегания неудачи. Ребёнок в этом возрасте осознает жизненное значение данной потребности и динамику её функционирования.

Для детей младшего школьного возраста стимулом в запоминании может служить хорошая отметка, которую поставил преподаватель, либо звездочка в тетради. Очень важно при изучении и усвоении материала его осмысление. В группе школьников встречаются такие детки, которым для запоминания достаточно просто прочитать материал или слушать внимательно учителя. Детям не только легко воспринимать материал, но и воспроизводить через длительное время. Также встречаются дети, которые с легкостью запоминают новый материал и также скоро его забывают. И это заметно через несколько дней, после изучения материала. Так как уже на 3-4 день, когда ребенок с трудом воспроизводит материал. Таким деткам необходима установка на длительное запоминание. Есть и такие школьники, которым очень тяжело дается новый материал. Они тяжело запоминают его и так же быстро его забывают. Предпосылки этому – переутомление, плохое внимание и низкий уровень памяти. Необходимо развивать у таких ребят память. Для них нужен прием рационального запоминания.

В школу приходят детки совершенно разные, у каждого свой темперамент, который так же имеет значение при учебно-воспитательном процессе. Один ребенок сангвиник, а другой меланхолик или холерик. Отсюда делаем вывод, что в зависимости от того, к какому типу относится ребенок, каждый малыш осваивается и соображает по-своему. Кто-то быстро, а кто-то медленнее понимает услышанный материал и запоминает. Преподаватели, руководствуясь своим темпераментом, иногда дают быстрый темп по усвоению материала. Не все дети успевают по школьной программе, они обижаются, что с ними поступили несправедливо. Это тоже нужно учитывать.

Читайте также:  Роль семьи для развития личности ребенка

Индивидуальность ребенка проявляется в познавательной сфере. Как говорилось ранее, школьники имеют слуховой тип памяти, зрительный, зрительно-двигательный. Ребенок к школе должен быть готов психологически. Ведь родители начинают интенсивно готовить малыша к школе, возлагая на него нагрузки. Если школьник не готов, он переживает, что приводит к нарушению в развитии личности ребенка, появляются проблемы. Преподавателю нельзя говорить ребенку, что он хуже других. Каждый день, хотя бы понемногу, проводить время наедине с малышом, разговаривать с ним. Необходимо научить ребенка непринужденно и свободно общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Родители обязаны знать несколько правил в воспитании ребенка школьного возраста: ребенок должен чувствовать и знать, что близкие его любят. И эта любовь не за оценки и за достижения, а за то какой он есть. Надо говорить ему, что родителя им гордятся. Ребенку нужно всегда говорить правду, чтобы он смог доверить. Если ребенок узнает правду от других, от этого будет только хуже. Нужно оценивать только поступки ребенка, а не он сам. Нельзя добиваться успеха силой. Так создается атмосфера разрушения личности малыша. Стоит признавать права школьника на ошибки.

У ребенка появляется много вопросов и надо научиться терпеливо и по возможности честно отвечать на вопросы ребенка. В этот период начинается переход наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению. Родителям также следует запомнить, что нельзя отдавать ребенка на секцию, в кружок и в первый класс. Школьная жизнь уже является стрессом для ребенка, а тут не останется времени для игр и отдыха. Если родители хотят отдать ребенка на секцию, кружок, то об этом они должны подумать заранее. Это должен быть период или до поступления в первый класс, или уже позже, хотя бы со второго третьего класса. Чтобы ребенок смог адаптироваться к новым условиям его деятельности. Дети относятся к себе так, как к ним относятся взрослые.

У ребенка концентрируется внимание в течение 15 мин. Поэтому, когда делаются уроки, по истечению времени, малышу необходимо отложить уроки и сделать физическую зарядку, это займет немного времени всего на пару минут. А затем продолжать делать уроки. Начинать выполнение домашнего задания с письменных уроков, чередуя с устным заданием. Занятие проходит не больше часа. Зрительные нагрузки, такие ка компьютер или телевизор, должны так же не более одного часа в день.

Родителям необходимо прислушиваться к советам врачей. Нельзя постоянно упрекать и ругать детей, это очень сильно может навредить малышу, он потеряет веру в себя, в свои возможности. Необходимо всячески поддерживать ребенка. Еще один из важных моментов, одна из распространенных ошибок родителей в том, что они в присутствии своих детей начинают ругать школу и преподавателей. Нельзя детей сравнивать с более успешными одноклассниками, друзьями. Этим можно только навредить еще маленькому неокрепшему психически ребенку. Ведь малышу необходимо вырасти самоуверенным и спокойным человеком. Интерес и участие родителей положительно скажутся на развитии способности малыша. Возможны проявление обиды и разочарования. Родителям не стоит забывать, что они любят ребенка за индивидуальность, такой, какой он есть. Стоит запастись терпением, ведь у школьника может не сразу все получаться, пусть это и элементарное. Не нужно возлагать на ребенка, что ему не под силу, правильное распределение возможностей. Для обучения школьнику нужен мотив. Рассмотрим каждый из них:

Социальные мотивы: ребенок старается, он стремится быть грамотным человеком, для того, чтобы получить одобрение старших товарищей, родителей, учителя, добиться престижа, успеха, быть полезным обществу. Особенно хорошо получается у детей с высокой успеваемостью. Появляется мотив избегать неудачи, чтобы не получить плохую отметку. Плохая оценка влечет за собой недовольство учителя и ругань от родителей, которые накажут и не разрешат гулять, играть в компьютере или смотреть телевизор.

Познавательный мотив: получая знания, школьник должен стремиться не только их получить, но и самостоятельно найти другие способы приобретения знаний.

Внешние мотивы: Для ребенка главное не учеба, а награда за хорошую учебу. Поэтому они стараются учиться хорошо, чтобы получить похвалу от учителя, но не у всех это получается. Дети по оценкам преподавателя умеют различать, кто двоечник, а кто отличник. Получая оценки, у ребенка проявляется самооценка. Завышенная она бывает у отличников и хорошистов, ребята считают себя лучше остальных детей. Заниженная, у двоечников и троечников. Такие дети не уверены в себе. Тогда у ребенка искажается личностное развитие. Учителям стоит каждому по мере возможности уделять внимание.

Если у ребенка систематически школьные оценки тройки, это не значит, что он не способен получить отметку четыре или ту же пятерку. Зачастую учителя не поощряют отстающих детей и не дают им стимула учиться дальше. И это их главная ошибка. У школьника должна появиться мотивация. Ко всему прочему есть дети, которые относятся к группе риска. Очень активные (гиперактивные) ребята страдают синдромом дефицита внимания. Они суетятся, не могут сосредоточится, что мешает процессу обучения. Учебные знания строятся по строгому графику. Больше внимания уделяется хорошим поступкам. Обеспечивается двигательная разрядка. Если ребенок левша, то у таких ребят сниженная способность зрительно-двигательной координации. Обычно у ребенка плохой почерк, плохо срисовывает изображения, не могут держать строчку. Перестановка и пропуск букв при письме. Проявляется обидчивость, эмоциональная неустойчивость, сниженная работоспособность, тревожность. Для адаптации необходимы следующие условия – не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать слева за партой у окна. Агрессивные дети, застенчивые, эмоционально расторможенные, ранимые и тревожные должны учитываться не только дома, но и учителем на уроках. В школьном возрасте закладывается фундамент правил поведения и нравственных норм, поведения. В младшем школьном возрасте характер отличается некоторыми особенностями. Дети очень импульсивные, они делают и говорят, не обдумав.

У детей школьного возраста все эмоционально окрашено, в любом увиденном, сделанном. Они не умеют сдерживать своих чувств и тем более скрывать и контролировать их внешние проявление. Зачастую быстро меняется настроение. Также в этом возрасте воспитываются коллективные отношения. Это помогает участие детей в коллективных делах и общественной деятельности. А это в жизни очень нужно, иначе уже, будучи взрослым человеком, ему будет трудно находить общий язык с людьми. Переход малыша с дошкольного возраста в школьную сферу играет главную роль и нужно уделять этому особое внимания. Ведь малышу приходится переходить к новому обучению. Новое обучение требует новых условий. Новые условия требуют большого внимания к развитию мышления, восприятию, памяти. Безусловно, ребенок учится быть самостоятельным и малышу необходимо в этом помогать.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр для психолога

Цель родителей и учителей учитывать психологические особенности детей школьного возраста в воспитании и обучении. Можно использовать различные задания, игры, упражнения. В заключении стоит сказать, что в воспитании ребенка должны участвовать не только родители, но и учителя. Лишь слаженная работа поможет добиться успеха. Преподавателю необходимо найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Нельзя разделять детей на любимчиков и изгоев. Все дети хорошие, просто нужно с ними занимать, находить и развивать у них способности пока они маленькие. Способности могут быть самые разные, стоит покопаться и отыскать этот талант в ребенке. Всячески его поддерживать и никогда не сравнивать с другими детьми. Ребенка это может только разозлить и обидеть.

Таким образом, что для полноценного воспитания деток младшего школьного возраста необходимо учитывать следующее:

— выбирать в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка таких людей и детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требуют разного межличностного поведения;

— степень трудности деятельности также должна увеличиваться;

— для ребенка при выборе деятельности нужно постепенно переходить от более к менее непосредственно привлекательным. При этом значимость – осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребенка – напротив, должна постепенно возрастать;

— вначале деятельность должна предлагаться ребёнку взрослым, а затем он сам должен прибегать к самостоятельному выбору деятельности;

— заинтересовать ребёнка в совместную сюжетно-ролевую игру или в деятельность, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;

— в процессе обучения постепенно ставить более сложные задачи, которые детям нужно решать в общении и взаимодействие с людьми.

Источник

Особенности развития и воспитания младших школьников.

  Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч. апогпана — отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

  Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16-19 кг. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы («физкультминутки»), в теплое время заниматься при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреационные (от лат. recrealio — восстановление сил) помещения и коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хорошую погоду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.

  Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не менее одного раза в учебную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, их слуха, зрения. Учителям также следует иметь в виду, что когда ребенок вдруг становится замкнутым или сверх обычного подвижным, когда он с трудом сосредоточивается на восприятии изучаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество успеваемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связаны с физическим недомоганием и ухудшением состояния здоровья. » этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.

  Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого человека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.

  Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителей должны направляться па то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспитательной работы имеют в этом отношении определяющее значение?

Читайте также:  Скачать игры для развития памяти ребенка

  Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают буквы «з» и «е», цифры «б» и «9». На одном из уроков математики мы были свидетелями того, как первоклассники путали слова «круг» и «шар». Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности восприятии предметов и явлений и oI самым развивать так называемое конкретное мышление.

  Однако, как отмечалось выше, у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и тематике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60-70-с гг. повысить теоретический уровень образования в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их знаний. Это, однако, не снимает задачи развития у младших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое па части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д. Опытами профессора Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способности к восприятию и определению существенных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество этих признаков и раскрывать наиболее важные из них.

  Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учении. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний н развития логической памяти.

  Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с прудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические Приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский:»Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

  Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.

  Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую нс замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

  Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием, то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников называется слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят и решающей мере определяет успех воспитания.

Источник