Взаимосвязь обучения воспитания и психического развития ребенка

Взаимосвязь обучения воспитания и психического развития ребенка thumbnail

Проблема взаимосвязи обучения и развития является одной из центральных в психологии и педагогике. Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения, по мнению С. Л. Рубинштейна, имеет центральное значение для обеих наук. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя определенную концепцию развития. Это положение подтверждается и тем, что, наряду с образовательной и воспитательной функцией, особое место в обучении отводится его развивающей функции.

Чтобы понять роль обучения в формировании познавательных процессов и личности в целом, необходимо адекватно проанализировать его взаимосвязь с созреванием и развитием. Это важно сделать, чтобы вовремя приступить к обучению ребенка, а также определить, насколько успешно будет учиться школьник, какие трудности его ждут и как ему можно помочь. Говоря о взаимосвязи обучения и развития, необходимо учитывать и другие немаловажные моменты. Во-первых, само развитие есть сложное инволюционно- эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. Во-вторых, развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются его необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.

Кроме того, в качестве факторов, определяющих психическое развитие, обычно выделяют предпосылки, или условия, развития (индивидные свойства), источники развития (социально-средовые факторы, включая обучение и воспитание), движущие силы развития (система противоречий) и имманентные свойства, определяющие внутреннюю позицию личности.

Исходя из этого, целесообразно раскрыть сущность теоретических подходов и их значимость в определении взаимосвязи развития и обучения. Так, Л. С. Выготский описывает три основные позиции в разрешении данной проблемы.

► Первая точка зрения заключается в признании того, что развитие и обучение – независимые процессы. Развитие ребенка подчинено природным законам; подобно созреванию. Возможности, которые возникают в процессе развития, и использует обучение. Для доказательства такого суждения ученые разделили результат развития и продукт обучения. Подобная точка зрения означает, что развитие идет своим чередом и достигает оптимального уровня без посредства обучения. Получается, что интеллектуальные возможности детей, которые никогда не учились, такие же, как и у школьников. Иногда признается и зависимость между двумя процессами: развитие создает возможности, а обучение их реализует. Последнее, следовательно, как бы надстраивается над созреванием, завися от него чисто внешне, не будучи приоритетным. Развитие должно пройти определенные стадии, чтобы осуществилось обучение.

► По определению А. Гезелла[1], созревание – это последовательное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков человека как биологического существа, начинающееся во внутриутробном периоде и заканчивающееся с наступлением биологической зрелости. В этом случае созреванию свойственна и врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный им общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни. По мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития. При этом развитие ребенка рассматривается как форма адаптации к среде, основанная на биологических факторах созревания организма[2].

Сторонники данного подхода полагали, что для проявления различных способностей большое значение имеют упорядоченные во времени процессы биологического роста. Особенно это относилось к моторному и перцептивному развитию. Следовательно, развитие этих и других способностей возможно только тогда, когда созреют биологические структуры ребенка – тело, мозг, внутренние органы. Таким образом, из подхода Гезелла следует один вывод: обучение должно зависеть от созревания. Ж. Пиаже, один из наиболее ярких представителей данной теории, писал: «Это большая ошибка думать, что ребенок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно». По мысли Пиаже, мышление ребенка проходит все известные стадии своего развития независимо от того, обучается ребенок или нет[3].

По мнению Л. С. Выготского, данная точка зрения на отношение между обучением и развитием заключается в том, что обучение и развитие мыслятся как два независимых друг от друга процесса. Развитие ребенка представляется как процесс, подчиненный природным законам и протекающий по типу созревания, а обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. Таким образом, обучение как бы надстраивается над созреванием, идет «в хвосте» развития. Следовательно, при таком развитии обучение зависит от развития, но развитие не изменяется под влиянием обучения, которое оказывается всего лишь условием развития[4].

► Третья теория пытается объединить первые две, поэтому согласно ей само развитие имеет двойственный характер, протекая и как созревание, и как обучение. При этом различается развитие как созревание и развитие как обучение. Тем самым проблема взаимосвязи обучения и развития вообще снимается.

Ошибочность этой попытки разрешения проблемы обучения и развития заключается в том, что процессы обучения и развития не совпадают, между ними существует сложная, меняющаяся с течением жизни взаимозависимость. Однако обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно идти впереди пего. Поэтому при оценке уровня развития ребенка надо учитывать нс только то, что ребенок уже может делать самостоятельно (актуальный уровень развития), но и то, что он может делать при некоторой помощи взрослого, как бы держась за руку взрослого (зона ближайшего развития). В этом случае ребенок может подражать лишь тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей. С помощью взрослого ребенок может выполнять не любые действия, а лишь такие, к которым он уже в какой-то степени готов, поэтому, если ребенок умеет что-то делать сегодня в сотрудничестве со взрослым, то он сумеет это сделать завтра самостоятельно. Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое «забегает вперед» развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться. Таким образом, возможности обучения определяются зоной ближайшего развития.

Читайте также:  Влияние общения детей с животными на психическое развитие ребенка

Л. С. Выготский, анализируя данную проблему, использует понятие «сензитивный период развития»[5] – период наибольшей чувствительности детей к определенного рода воздействиям и особой направленности их активности, благодаря чему приобретение некоторых знаний и умений в младших возрастах может оказаться более легким, чем в старших. Сензитивные периоды соответствуют оптимальным срокам обучения. Таким образом, в процессе обучения следует учитывать сензитивные периоды развития и давать детям знания тогда, когда они их легко усваивают. Кроме того, нужно учитывать актуальный уровень развития ребенка.

Актуальный уровень развития, т.е. то, что уже созрело на сегодняшний день, определяется с помощью задач, которые ребенок решает самостоятельно. Поэтому, говоря языком метафоры, Л. С. Выготский отмечает, что как садовник, желающий определить состояние своего сада, будет не прав, если вздумает оценивать его только по принесшим плоды яблоням, а должен учесть и созревающие деревья, так и психолог неизбежно должен при оценке состояния развития учитывать не только созревшие, но и созревающие функции, не только актуальный уровень, но и зону ближайшего развития, которая отражает потенциальные возможности ребенка, область еще не сформировавшихся функций, выявляемых в совместной деятельности ребенка со взрослым. Если ребенок еще не может самостоятельно решить какую-либо задачу, он может принять помощь взрослого (или обученного сверстника) и затем, усвоив нужный способ, уже сам сможет решать задачи данного класса.

Положение о единстве развития и обучения, развития и воспитания, отраженное в работах С. Л. Рубинштейна[6], фактически совпадает с положением о развитии учащегося в процессе его активной деятельности. Не проявляя собственной активности, не включаясь в соответствующую деятельность, учащиеся ничему не могут научиться и не могут измениться (развиваться), сколько бы сил ни тратили взрослые на организацию их обучения и воспитания. Только в деятельности учащийся овладевает новыми знаниями, умениями и формами взаимоотношений с окружающими.

В заключение отметим, что в отечественной психологии утверждается точка зрения, согласно которой обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Исходя из этих положений, следует, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»[7]. Это положение оказывается принципиальным для всей организации современного обучения.

Источник

В зависимости от того, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить 2 точки зрения. Одна из них (Ж. Пиаже, С. Инельдер) ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходит само собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно (автономно).

Психологи другого направления, и в первую очередь советские ученые, придают обучению ведущее значение. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть «открыты» ребенком без сотрудничества со взрослыми. Взрослые передают ребенку знания о предметах, об общественных способа использования их, обучают ребенка.

Обучение – это специально организованное овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством: знаниями о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действия, нравственных правил, отношениями между людьми.

Принципиально важным являлось положение Выготского о том, что обучение должно забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой, а не плестись в хвосте развития.

Интересной и значимой для практики управления развитием явилась идея Выготского о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функций ребенка, и зоне ближайшего развития.

Вопрос №27. Развитие самосознания и самооценки у младшего школьника.

Дошкольник осознает себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т.е. у него появляется переживание себя как существа социального. Этот уровень развития самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника.

Самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличие от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающимися и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие.

Три группы самооценки у младших школьников:

— представление о себе адекватно и устойчиво. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

— представления о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Они требуют особого руководства по формированию навыков самоконтроля.

Читайте также:  Презентация для ребенка развитие речи 3 года

— представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в свой внутренний мир, их представления о себе неустойчивы, самооценка неадекватна, т.е. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои собственные возможности и силы. 

Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми.

Общая характеристика периода новорожденности.

Педагогу необходимо знать, что переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Кризис может возникать на разных этапах развития. Наиболее ярко проявляются кризисы новорожденности, трех лет и кризис при переходе к подростковому возрасту.

Советские ученые кризисом новорожденности называют переход с биологического типа развития к социальному, т.е. ребенок рождается.

Кризис трех лет: от двух до трех лет с каждым ребенком происходит перелом, связанный с первоначальным осознанием ребенком своей самостоятельности, осознанием себя отдельным человеком, деятелем. Ребенок к этому времени много знает и умеет и требует самостоятельности.

Кризис при переходе к подростковому возрасту возникает как результат качественной перестройки личности подростка, когда появляется потребность во взрослости.

К моменту рождения ребенка его нервная система в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга. С первых дней жизни у ребенка имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Однако их недостаточно чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить не одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых вырабатывается условный рефлекс на положение во время кормления. Уже после 5-6 дней жизни ребенок способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. Первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением. На втором месяце жизни ребенок замирает и сосредотачивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в 6 месяцев отличает своих от чужих.

Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающем предмет, и самим предметом. У ребенка формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре ребенка появляются новые слова.

В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движения рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к 5 месяцам – элементы захватывания предметов.

Во втором полугодии у него формируются целенаправленные действия с предметами. Манипулирование с предметами дает возможность ребенку знакомиться со всеми новыми их свойствами, устанавливать устойчивость этих свойств. Восприятие приобретает предметность и константность.

Переход от внешних ориентировочных действий к целенаправленным действиям на основе зрительного восприятия предметной действительности называется процессом интериоризации.

15.. Психическое развитие в младенчестве.    

Младенческий возраст – 0-1 год (по Эльконину). Ведущий вид деятельности – непосредственно эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т.е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

На втором месяце жизни ребенок замирает и сосредотачивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в 6 месяцев отличает своих от чужих.

Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающем предмет, и самим предметом. У ребенка формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре ребенка появляются новые слова.

В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движения рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к 5 месяцам – элементы захватывания предметов.

Во втором полугодии у него формируются целенаправленные действия с предметами. Манипулирование с предметами дает возможность ребенку знакомиться со всеми новыми их свойствами, устанавливать устойчивость этих свойств. Восприятие приобретает предметность и константность.

Переход от внешних ориентировочных действий к целенаправленным действиям на основе зрительного восприятия предметной действительности называется процессом интериоризации.

Источник

Изучите
и проанализируйте взаимосвязь факторов
развития личности. Определите движущие
силы процесса развития личности.
Приведите конкретные примеры единства
и борьбы противоречий в процессе
развития. Ответ оформите в виде конспекта!

Имея
определенные потенциальные возможности
развития, ребенок формируется под
влиянием среды, воспитания, проявляя
активность в самореализации. Особое
значение в формировании личности
предоставляется процесса воспитания:

1)
это процесс, в котором четко определены
цели, задачи, конкретные методы их
реализации;

2)
воспитание позволяет педагогически
целенаправленно организовывать
разнообразные виды деятельности
(учебно-познавательную, трудовую,
игровую, общественную и др.) и общения
человека, что обеспечивает всестороннее
развитие личности. При этом современная
педагогика опирается на теорию
Л.С.Выготского о двух уровнях развития
детей:

Читайте также:  Математика и всестороннее развитии личности ребенка

а)
уровень актуального развития, который
отражает те особенности, которые уже
сложились;

б)
зону ближайшего развития, которая
отражает возможности достижений в
условиях сотрудничества с взрослыми.

С
двумя зонами развития связан вопрос о
соотношении обучения и развития. То,
овладевший ребенок — это ее вчерашний
день, пройденный этап. Обучение и
воспитание, опирающиеся на цикл развития,
который уже закончился, не могут
рассчитывать на особые успехи, потому
что они не ведут ребенка вперед, и,
конечно, не могут удовлетворить ее
функциональную потребность в развитии.
Интенсивное развитие происходит только
тогда, когда обучение опережает актуальный
уровень и приводит в движение силам,
которые находятся в зоне ближайшего
развития. Выготский подчеркивает, что
обучение и развитие не совпадают
непосредственно, а представляют собой
два процесса, находятся в чрезвычайно
сложных взаимоотношениях. Обучение
только тогда происходит успешно, когда
оно опережает развитие, только при таких
условиях оно пробуждает и вызывает к
жизни целый ряд функций, находящихся в
состоянии вызревания, и находящиеся в
зоне ближайшего развития. Обучение
является более плодотворным только
тогда, когда оно меняется в пределах
периода, определяется зоной ближайшего
развития.

3)
воспитание создает условия для
стимулирования активности личности в
деятельности и общении. Личность не
пассивно воспринимает вложенные в нее
влияния, а сама активно действует,
вступает в отношения с другими людьми.
Исходя из потребностей и интересов,
которые сформировались, сама влияет на
окружающую микросферу. Активность как
черта личности, качественная ее
характеристика определяется и внешним
воздействием (средой, воспитанием), но
в процессе жизненной практики у индивида
формируется внутренняя позиция, состоит
избирательное отношение к различным
внешним условиям и воздействиям, что
определяет развитие личности. Воспитание
значительным образом влияет на
взаимодействие личности и среды, потому
среда — это то окружение, которое человек
воспринимает, на которое реагирует, с
которым вступает в контакт. Воспитание
способно изменить отношение индивида
к окружающей среде, людей, вещей, условий
жизни и деятельности.

4)
в процессе воспитания нейтрализуются
негативные условия (школы, друзей, семьи
и т.д.), влияющие на развитие личности.

Итак,
становлению личности способствует
воспитательная система — комплекс,
который включает в себя: воспитательные
цели; людей, которые реализуют в процессе
целенаправленной деятельности; отношения,
возникающие между ее участниками;
освоено среду и управленческую
деятельность, которая обеспечивает
жизнеспособность. Воспитательная
система обеспечивает развитие личности.

Развитие
и формирование личности — результат
взаимодействия внешних и внутренних
факторов. Воспитание играет решающую
роль в развитии личности только при
условии, если оно положительно влияет
на внутреннее стимулирование ее
активности в работе над собой.

Единство
и взаимопроникновение внешнего и
внутреннего, где возникает борьба
противоположностей, развертывание этих
противоположностей является движущими
силами процесса развития.

В
процессе развития личности противоречия
возникают первоначально как внешние
противоречия организма и среды, а затем
становятся внутренними.

Одной
из главных внутренних противоречий
личности является различие между
возникающими у нее новыми потребностями,
запросами, стремлениями и достигнутым
уровнем овладения средствами, необходимыми
для их удовлетворения. Часто возникают
противоречия между новой ситуацией и
предыдущим опытом, между достигнутыми
уровнем развития и образом жизни.

Рассматривая
вопросы развития и воспитания личности,
нельзя обойти проблему акселерации.
Акселерация — ускоренное индивидуальное
развитие, при котором среднефизические
и психофизиологические константы
ребенка или подростка опережают
оптимальные. Существуют различные
теории возникновения явления акселерации.

Гелиогенна
теория: влияние солнечного излучения
на детей, которые в последнее время
стали больше находиться на солнце,
благодаря чему стимулируется их развитие.
Однако явление акселерации наблюдается
и в северных районах, хотя там дети
находятся на солнце значительно меньше
времени.

Теория
гетерозии: обильные социальные изменения,
которые вызывают разрушение социальных,
религиозных, национальных и кастовых
границ, обусловливают заключения
межнациональных браков и как следствие
— акселерацию.

Теория
урбанизации: развитие городов и
переселения в них сельского населения
ускоряют половое развитие, гармонизацию,
а это, в свою очередь, — рост и вызревание
организма.

Нитритивна
теория: рассматривает акселерацию как
результат улучшения, витаминизации
питания.

Теория
облучения: исходит из того, что
распространение рентгеновских устройств,
атомная энергетика, испытания ядерного
оружия на полигонах создают фоны
излучения в дозах, которые стимулируют
деление клеток.

Противоположный
процесса акселерации — процесс ретрадации
— физическое и интеллектуальное отставание
ребенка в развитии. Его причина —
алкоголизм родителей, рождение детей
в более позднем возрасте, наследственная
болезнь одного из родителей. По мнению
ученых, темпы акселерации замедлились
во всем мире независимо от уровня жизни.
Они объясняют это тем, что человечество
развивается по спирали. Правда, в Украине
и многих других странах этот период
совпал с экономическими проблемами,
из-за чего резко увеличилось количество
семей так называемого социального
риска, в которых дети хронически недоедают
и отстают в развитии.

Среда,
в которой живет ребенок спорно. В нем
есть факторы, способствующие,
противодействуют и нейтрально влияют
на процесс развития ребенка. В наше
время актуальным является защита ребенка
от негативного влияния: физического,
сексуального, психического насилия,
эксплуатации, плохого питания, плохих
условий жизни, плохих школ и учителей,
плохой медицины.

Интересы
детей защищают правовые документы:
Конвенция ООН о правах ребенка, Закон
Украины «Об образовании»; Программа
«Дети Украины»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник