Взаимосвязь музыкального воспитания и развития ребенка

Наталья Зинова
Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Музыкальное воспитание в современных условиях

Общие основы методики музыкального развития дошкольников.

Музыкальное воспитание детей в контексте в современных образовательных стандартах

Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Характеристика музыкальных способностей дошкольников. Музыкальная культура дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения.

Характеристика источников постановки целей музыкального образования дошкольников.

Источники для постановки педагогических целей:

• социальный заказ как объективные тенденции развития общества и сознательно выражаемые образовательные запросы граждан;

• ребенок как субъект детства, имеющий самоценность, потребности его развития;

• культура и человек как ее творец и творение.

Помимо этих источников современные исследователи называют образовательные запросы родителей; воспитателя как носителя человеческой сущности, который является не только исполнителем «фирменных» методик, но и их соавтором, определяющим цели и содержание педагогического процесса.

Соотношение музыкального развития, музыкального обучения, воспитания и образования.

Музыкальное воспитание — питание музыкой — направлено, говоря словами В. А. Сухомлинского, не на воспитание музыканта, а прежде всего на воспитание Человека, на «воспитание доброго ума и мудрого сердца».

Музыкальное обучение, как формирование, направлено на овладение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкального искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, музыкального сознания и пр.

Музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности. Развитие ребенка в человеческой культуре есть процесс, который организуется взрослым, так как ребенок не знает способы употребления культурных средств. Именно взрослый раскрывает ребенку способы их использования. Образование в Законе РФ трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней».

Характеристика потенциала музыкального образования для развития личности дошкольника.

Взаимодействие с музыкой не ограничивается изучением игры на инструменте или вокала. В последние годы мне повезло участвовать в исследовательском проекте организации, устраивающей активные музыкальные кружки для дошкольников.

Занятия этого типа получают все большее распространение во всем мире. На них не ставится задача научить детей играть на определенном инструменте или владеть голосом, хотя они часто включают пение. Музыкальные действия и игры проводятся в основном для удовольствия, без цели улучшить исполнение.

На таких занятиях создается веселая атмосфера, разучиваются песни, помогающие закреплять простые повседневные навыки (например, как ложиться спать или чистить зубы,и дети знакомятся с навыками общения: например, как делать поочередные и совместные действия или подражать кому-то. Так как движения часто выполняются под музыку или барабанный аккомпанемент, они способствуют развитию двигательной координации, синхронизации и развитию.

Музыка не считается необходимым компонентом в развитии познавательных, социальных и двигательных навыков и умений. Во многих странах на ранних этапах жизни ребенка музыка используется вовсе не так широко, как в западном обществе, и этот факт, по-видимому, не вредит развитию детей. Вероятно, самая важная функция музыки в подобных дошкольных объединениях —содействие: музыка создает условия, в которых правила взаимодействия в обществе подаются просто и увлекательно.

Конечно, музыка не единственное подобное средство, но зачастую единственное, приносящее радость. Обычно она создает увлекательную обстановку, потому что дети хорошо на нее реагируют. Это перекликается с тем, что мы говорили в главе 1 об их естественном влечении к музыкальным звукам. А радостный, увлеченный ребенок — это радостный и увлеченный родитель; такая ситуация, скорее всего, будет содействовать обучению и укреплять связи между детьми и взрослыми.

Лорел Трейнор и ее коллеги были в числе первых ученых, систематически анализирующих воздействие активных дошкольных кружков музыки.В первом исследовании43 они распределили шестимесячных младенцев: одних — в активный музыкальный кружок, других — в пассивный, где дети только слушали музыку (серия CD Baby Einstein) и иногда играли. Гипотеза заключалась в том, что в активных музыкальных кружках больше социального взаимодействия и участия в музицировании и что эти два фактора полезны для развития.

Учителя музыки из каждого кружка не знали о характере эксперимента, и занятия проводились еженедельно по часу в районах и низшего, и среднего социально-экономических классов. После полугода занятий замерили чувствительность малышей к музыкальной структуре и выразительности.

• У детей из активного кружка проявились более высокие уровни чувствительности к высоте и ритмической структуре, чем у пассивной группы, хотя в реакциях на музыкальную выразительность между этими детскими «командами» не было различий.

Затем исследователи рассмотрели развитие мозга с помощью ЭЭГ.

• До занятий малыши не отличались по реакциям на звуки фортепиано, но через полгода занятий дети из активной группы проявляли более сильные и ранние реакции на музыкальные звуки, чем участники пассивной.

Наконец, ученые обратили внимание на социальное развитие малышей, используя «Анкету поведения детей».

• До начала занятий никаких различий не было, но через полгода участники активного кружка проявляли меньше беспокойства в ответ на новые стимулы, больше улыбались и смеялись, и их было легче успокоить по сравнению с пассивной группой.

В целом, по-видимому, более активные занятия музыкой содействовали развитию многих познавательных и поведенческих особенностей, которые, возможно, были связаны с характером занятий.

Но интересно, что в активной группе улучшились не все реакции на музыкальную выразительность. Похоже, что некоторые аспекты изучения музыки у детей развиваются независимо от типа их взаимодействия.

Читайте также:  Консультация для родителей по развитию речи ребенка скачать бесплатно

Именно на этом важном моменте исследования я хотела бы завершить главу. Взаимодействие с музыкой в детстве происходит непрерывно,через ряд этапов: от пассивного слушания к активному участию, от неформальных игр и пения к формальным урокам музыки и обучению. Все эти контакты влияют на развитие мозга и поведения, только по-разному и в разной степени.

Прослушивание музыкальных произведений — важная часть детства, и не потому, что это делает нас умнее, помогает лучше читать или ускоряет социализацию, а потому что мы знакомимся с самой музыкой; этот процесс называется приобщением к искусству.

В раннем детстве мы не понимаем, в чем суть музыки, как не понимаем и свой родной язык. Нужно не один год контактировать с этими присущими только человеку звуками и их структурой, чтобы научиться понимать их и откликаться.

Трудно представить себе, что прослушивание музыки — сложное умение, но это так; пример похожего комплексного умения — слушание слов друга. Кажется, будто это нетрудно, — в основном потому, что мы толком не помним, каково нам было без этих умений. Однако ребенок знакомится с сутью двух сложных звуковых систем (речь и музыка) в каждом без исключения контакте с ними. Приобщаясь к музыке, познает правила создания мелодии и построения ритма, выразительность исполнения и стиль, характерный для музыкального мира.

«Кирпичики» понимания музыки, потихоньку и незаметно складывающиеся в психике ребенка при звуках музыки, формируют фундамент для развития у него индивидуальных вкусов, предпочтений и реакций на музыку, которые станут немалой частью его личности. Некоторые из личных музыкальных предпочтений могут очень удивить родителей, когда ребенок перейдет на следующий этап своего развития — подростковые годы.

«Зачем тебе, дошкольник, музыка

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать — вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

Воспитание характера без риска и травм;

Развитие математических способностей;

Развитие навыков общения;

Развитие структурного мышления;

Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);

— Выявление новых черт характера;

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Музыкальные педагоги существуют, прежде всего, не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на утренниках или концертах перед взрослыми!

У нас другая цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

Это и есть наша главная цель, а, может быть, даже МИССИЯ.

Таблица задач музыкального развития дошкольника

Возраст Задачи музыкального развития

Младших дошкольный возраст Обогащать музыкальные впечатления, воспитывать желание слушать музыку, прислушиваться к изменениям в ее звучании.

Различать звуки по высоте (октава-секста, разный ритм (шаг и бег).

Развивать певческое звучание голоса, элементарную выразительность и ритмичность движения под музыку

Средний дошкольный возраст Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её, закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш)

Обогащать музыкальные впечатления, содействовать развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца)

Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать впечатления о прослушанном.

Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Развивать певческое звучание голоса, элементарную выразительность и ритмичность движения под музыку.

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Старший дошкольный возраст Обогащать музыкальные впечатления.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, темп, ритм и т. д. ; с музыкальными жанрами; с творчеством композиторов, с мелодией Государственного гимна РФ.

Совершенствовать певческий голос, вокально-слуховую координацию.

Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

Совершенствовать навыки игры на доступных возрасту детских музыкальных инструментах.

Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста:

По Н. А.Ветлугиной:

воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей;

знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков музыкальной деятельности; развитие музыкальных способностей дошкольников;

содействие в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса, формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям;

Читайте также:  Развитие ребенка в полгода видео

развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

По Ю. Б.Алиеву:

формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка;

приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности как условия музыкального самовоспитания и самообразования; развитие музыкальных способностей дошкольников; совершенствование эмоциональной сферы ребенка.

По А. Н.Зиминой:

развитие музыкальности ребенка;

обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;

воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

развитие художественно-творческих способностей.

По А. Г. Гогоберидзе, В. А.Деркунской:

становление ребенка как субъекта музыкальной деятельности путем решения задач,для чего необходимо:

помочь ребенку понять смысл художественных образов, доступных по содержанию, т. е. научить его общаться с искусством;

помочь ребенку выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства, используя различные средства художественной выразительности

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). —Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

2. Ветлугина Н. А. Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.

3. Гогоберидзе А. Г. Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.

4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М.: Владос, 2000.

Источник

Цели и задачи музыкального развития дошкольников

Определение целей и задач музыкального развития дошкольников

Проблема определения целей и задач музыкального образования (воспитания, обучения) и развития детей в различные исторические периоды имела различное решение. Так, до недавнего времени цель следовала из социального заказа, идеологии и состояла в воспитании всесторонне развитой личности, ядром которой являлись коммуни­стические идеалы, мораль и пр. Музыка здесь не осознавалась как ценность, являясь лишь средством формирования нужного для государства человека.

Иной подход к определению целей связан с изучением музыкального искусства, с приоритетом дидактических целей: музыкальное знание важно само по себе, избегаются социальные, политические установки. Музыкальное произведение — объект анализа, его образно-эмоциональная природа уходит на второй план.

В основе третьего варианта решения этой проблемы — гумани тарные ценности — понимание самоценности человека и самоценности музыкального искусства, что обусловливает направленность музыкального образования на создание условий для художественного общения с произведением, для сотворчества и диалога.

Музыкальное произведение, соответственно, выполняет различные роли:

■как внешнее средство для формирования нужных качеств ребенка; как цель изучения и (научения) анализа;

■ как Заслуженный Собеседник (А. А. Ухтомский) — некое «явление в мире» (Б. В. Асафьев), с которым можно общаться диалогически, переживать его жизнь и проживать свою жизнь в нем.

Заданная триада соответствует следующим образом ребенок а, которые прослеживаются в истории (Л. Стоун):

■ ребенок как «чистая доска» (утилитарные цели воспитания, его средства)     как объект манипуляции («мешок для программ», по словам Ш. Амонашвили, «сосуд, который нужно наполнить»);

■ «у ребенка есть всё», задача педагога сводится к педагогической поддержке и сопровождению развития, созданию условий для актуализации, проявления того, что заложено в ребенке.

Обобщая, выделим источники для постановки педагогических целей:

■ социальный заказ как объективные тенденции развития общества и сознательно выражаемые образовательные запросы граждан;

■ ребенок как субъект детства, имеющий самоценность, потребности его развития;

■ культура и человек как ее творец и творение.

Помимо этих источников современные исследователи называют образовательные запросы родителей; воспитателя как носителя человеческой сущности, который является не только исполнителем «фирменных» методик, но и их соавтором, определяющим цели и содержание педагогического процесса.

Понимая музыкальное развитие как результат процесса музыкального  обучения, выделим его цели:

развитие музыкальности ребенка: эмоциональной отзывчивости на музыку; его музыкальных способностей;

формирование основ музыкальной культуры: развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус);музыкального опыта; музыкальной грамотности;креативности ребенка.

Обобщая, отметим, что достижение этих целей возможно только через решение задач,связанных с созданием благоприятных педа­гогических условий для «одухотворения музыкой» (Л. В. Горюнова), для становления его субъектом музыкальной деятельности, для раскрытия индивидуальности ребенка.

Постановка этих целей следует из российской реформы образования 90-х годов XX в., в основу которой положены принципы гума­нистической философии, психологии и педагогики:признание самоценности каждого возрастного периода, уважение личности ребенка; создание условий для его развития.

Поэтому «наполнительная» модель образования, где ребенок — «сосуд, который нужно наполнить», сменяется развивающей моде­лью, в которой, продолжая древний афоризм, ребенок становится «факелом, который нужно зажечь».

ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Воспитание, обучение, образование — базовые педагогические процессы. Их трактовка различается в соответствии с тем, понима­ются эти процессы как формирование или как развитие. Чем же они отличаются?

Сформировать — придать определенную, нужную форму, т.е. привнести извне. Механизмы формирования включают осознанное (или неосознанное, стихийное) воздействие на ребенка с помощью факторов и средств, не определявших вначале его естественного хода развития. Развитие — разворачивание вовне изначально при­сутствующих в структуре человеческого существа свойств в соответствии с естественными закономерностями их роста. Нельзя развивать то, чего пока нет внутри, что не стало компонентом струк­туры человеческого существа.

Традиция понимания воспитания как воздействия на ребенка себя изживает. А. С. Макаренко в «Книге для родителей» дал блестящую но своей ироничности иллюстрацию такого воспитания: «Берем ребенка, закрепляем его в трех метрах от себя и начинаем воспитывать». Гуманитарная педагогическая традиция всегда ориентироваться на воспитание нравственности. Специфика воспитания заключяетсяв воспроизводстве, развитии, поддержке подлинно человеческого в человеке, в становлении Образа Человека, развитии его призвания быть Человеком, понимании воспитания как «ухода за духовной жизнью ребенка» (М.Монтессори).

Читайте также:  Развитие ребенка с первых дней жизни по неделям

Соответственно, музыкальное воспитание — питание музыкой — направлено, говоря словами В.А. Сухомлинского, не на воспитание музыканта, а прежде всего на воспитание Человека, на «воспитание доброго ума и мудрого сердца».

Музыкальное обучение, как формирование, направлено на овладение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкального искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, музыкального сознания и пр.

Музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности. Развитие ребенка в человеческой культуре есть процесс, который организуется взрослым, так как ребенок не знает способы употребления культурных средств. Именно взрослый раскрывает ребенку способы их использования. Образование в Законе РФ трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (схема 1).

Именно воспитание и обучение создают содержательно-смысло­вую основу развития, становясь ого факторами и средствами.

Образование в области искусств, особенно музыкальное образование, обладает большими возможностями. Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: на физическое тело; на духовную сущность; на интеллект.

К XX в. накопились научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — источник мощнейшего влияния на человека. Для античности, например, показательна глубокая связь музыки с медициной. Так, Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.

Начиная с XIX в. наука накопила немало сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы. В XX в. интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека возрос во всем мире. Медики, психологи, педагоги стараются донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

Доказано, что даже внутриутробный период очень важен для последующего развития человека:музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Большинство медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки. В результате музыкального воздействия:

■ повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов;

■ улучшаются психические процессы внимания, восприятия, за­поминания;

■ регулируются обменные процессы;

■ снижается уровень тревожности.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минут­ный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также изменение мышечного тонуса и появление эмоций.

Исследователи формулируют «интеллектуальные выгоды» от музыки:

■ повышение уровня читательских, речевых навыков;

■ улучшение навыков решения временных и пространственных задач;

■ улучшение вербальных и арифметических способностей; улучшение концентрации внимания, памяти; улучшение моторной координации.

Вместе с этими «выгодами» от занятие музыкой все же основное направление методических поисков в музыкальном воспитании связывается, как определяет Л.В. ШкоАяр, с приближением музыки к ребенку и проживанием им детства в музыке.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.    Охарактеризуйте источники постановки целей музыкального образования дошкольников.

2.    Каково соотношение музыкального развития, музыкального обучения, воспитания и образования?

3.    Охарактеризуйте потенциал музыкального образования для развития личности дошкольника.

4.    Ответьте на вопрос Ю.Б.Алиева: «Зачем тебе, дошкольник, музыка?»

5.    Используя материал данного учебника (части II и III), составьте таблицу задач музыкального развития дошкольника на разных возрастных этапах в одном из видов музыкальной деятельности или в развитии его способностей.

6.    Изучите предложенную литературу. Выпишите цели и задачи музыкального образования, найдите то общее, что характерно для различных авторов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей [от дет­ского сада к начальной школе). Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983. Гогоберидзе А.Г., Деркунская6.Д.Теория и методика музыкаль­ного воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития де­тей младшего возраста. — М.: Владос, 2000. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников М.: Академия, 1998. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2004.

Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр, М.С.Красильникова, Е. Д. Крит­ская и др. — М.: Флинта: Наука, 1998.

Источник