Взаимосвязь двигательного и познавательного развития ребенка

Взаимосвязь двигательного и познавательного развития ребенка thumbnail

МБОУ «СОШ им. А.Джанибекова с. Растопуловка»

«Развитие познавательной и физической

активности»

Инструктор физического воспитания: Айтмухамедова Руфия Файдрахмановна.

     Жизнь- это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Основные движения, которые активно развивает педагог на занятиях по физической культуре, гармонизируют физическое состояние детей, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.

        Все процессы внутреннего мира ребёнка (удовольствие, удивление, сосредоточение и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

         В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

         Сегодня концепция дошкольного воспитания направлена 
на развитие личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сфере. 
В этой связи актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования предметно-развивающей среды и развития детей дошкольного возраста на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым.

         Заботясь о физической нагрузке детей-дошкольников, педагог не должен забывать о любознательности и пытливости в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступать к физическим упражнениям, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения какой-либо задачи.

        А где может проявляться естественная активность ребенка? Конечно же, в самом естественном его виде деятельности – в игре (досуге, развлечении). Игры, развлечения, досуги являются одной из форм активного отдыха, это также и одна из форм работы по развитию двигательного творчества дошкольников.

        Играя с детьми, вы можете кроме традиционных задач физического воспитания: оздоровительных, образовательных, развивающих,  воспитательных – по ходу решать и сопутствующие общеразвивающие, решение которых сделает наших детей умнее, человечнее, разностороннее. Вот лишь некоторые из них:

  1. Формирование посредством движений пространственных, временных и энергетических представлений: длинный – короткий, тонкий – толстый, медленный – быстрый, сильный – слабый и т. д.
  1. Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств, фактуры предметов по типу: тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый, мягкий – твердый, мокрый – сухой и т. д.
  1. Ознакомление с назначением различных типов предметов и формирование на этой основе элементов «орудийной» логики (для чего и как применяется тот или иной предмет).
  1. Расширение и активизация словарного запаса детей: ловить, бросать, катать, набивать, футболить, висеть, забрасывать, лазать, спрыгивать, опускаться.
  1. Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет математических представлений, а также психических процессов: логики, памяти, внимания, наблюдательности.

        Играя, ребенок вживается в образ, знакомится с многообразием действительности, сознательно или бессознательно усваивает привычки, манеру поведения, отношение к окружающему миру.

        Не замечая того, ребенок в игре учится оздоравливаться, развивает физические качества, воспитывается, узнает много нового.

Для успешного проведения познавательно-оздоровительных игр-досугов у детей должен быть накоплен определенный двигательный опыт. Поэтому такие досуги целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

       Цель познавательного физкультурного занятия – это формирование у детей потребность в здоровом образе жизни и в самостоятельной двигательной деятельности.
      Задачи познавательного физкультурного занятия:
1.    формировать интерес к физическим упражнениям;
2.    воспитывать желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
3.    обогащать детей знаниями о роли двигательной активности в жизни человека;
4.    способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью;
5.    формировать уважительное отношение к культуре Родного края, с помощью подвижных игр народов.

          Познавательное развитие в сочетании с двигательной активностью помогает детям легче овладеть  знаниями, приобщает их к отечественным, этнокультурным  и национальным  ценностям. А подвижная игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой.    Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического и физического воспитания. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальный колорит обычаев, представления о чести, смелости,  желание обладать силой, ловкостью. Умение проявлять смекалку, выдержку, волю.

Читайте также:  Риск рождения ребенка с пороками развития

        Радость движения легко и непринужденно сочетается с познавательным развитием. У дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре народов России, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
       В ходе познавательного физкультурного занятия   создаются условия для формирования интереса к физическим упражнениям, чтобы каждый ребенок на занятии стремился раскрыть свои возможности.  Дети, понимая пользу физических упражнений для организма, иначе реагируют на предложение выполнить то или иное упражнение (стараются выполнить упражнение правильно, внимательно слушают объяснения и задают вопросы если что – то не понятно). У детей усиливается интерес и мотивация  к занятиям по физической культуре.
     Познавательные физкультурные занятия – это форма работы с детьми, которая направлена на формирование знаний о пользе занятий физической культурой, воспитание потребности к самостоятельной двигательной деятельности.

  Литература:

Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ. М., 2005

Дошкольное воспитание №1/ 2011

Подольская Е.И., Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия.- Волгоград: Учитель, 2012

Источник

Библиографическое описание:

Веретенникова А. Ю., Токарев А. А. Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 44-46. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2608/ (дата обращения: 19.03.2020).

Теория
физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает
возможности работоспособности организма, возникающие интересы и
потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и
логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в
связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике
ребенка, и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени
его развития

Познавая и учитывая
закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного
периода, теория физического воспитания предусматривает требования
научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного
комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки,
физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой
обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности
для поступления в школу.

Установлена прямая
зависимость между уровнем двигательной активности детей и их
словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием
физических упражнений двигательная активность в организме возрастает
синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон,
благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и
физическую работоспособность.

Ребенок по своей природе
готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.

В свою очередь процесс
психического развития детей дошкольного возраста происходит при
усло­вии
их высокой двигательной активности. При регулярном выпол­нении
перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон,
связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию
высших психических функций. Двигательная активность детей приобретает
особое значение для общего физического развития ребенка.

Осуществлять физическое
воспитание детей, это предполагает:

  1. Уметь
    анализировать и оценивать степень физического здоровья и
    двигательного развития детей.

  2. Формулировать задачи
    физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный
    год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей
    каждого из детей.

  3. Организовать процесс
    воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные
    средства, формы и методы работы в конкретных условиях.

  4. Проектировать желаемый
    уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к
    достижению целей.

  5. Сравнивать достигнутые
    результаты с исходными данными и поставленными задачами.

  6. Владеть самооценкой
    профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Малыши
растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуется ко­ординация
движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чув­ство
равновесия. Они способны овладеть всем спектром навыков актив­ной
деятельности, начиная от самых простых (кувыркание, футбол) и
заканчивая такими сложными и изящными, как набор номера телефона
умение держать вилку в руке.

У ребенка четырех-пяти лет
уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять
на одной ноге, ходить на пятках и на носках
и т.д.

Это возраст «граций»
— малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного
эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте особенно легко дается
гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на
коньках, на двухколесном велосипеде. После 4-х лет достигается
максимальная острота зрения и ребенок физически готов к начальному
чтению.

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года девочка занятия

Головной
мозг к пяти годам по размеру и массе (90 %) почти равен мозгу
взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и
борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка
доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное
восприятие, эмоциональную сферу и т. д., тогда как левое,
«отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не
сформировано. Ребенок находится во власти эмоций, неуравновешенны
основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно
достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и
искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и
отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей четырех-пяти
лет, мы предлагаем вам обратить
внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних
проявлениях ребенка:

  • сгорбленность,
    приниженность, подавленность, напряженность (втя­нутая
    в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты
    в кулаки);

  • походка — на
    цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у
    манекена;

  • позы — застывшие,
    скованные и однообразные;

  • движения —
    бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или
    психомоторная заторможенность;

  • жестикуляция и мимика —
    вялые, бедные, маловыразительные, воз­можно гримасничанье или
    неподвижность лица;

  • речь — невнятная,
    невыразительная, монотонная, возможны заика­ния.

Будьте
внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы полови­на
описанных признаков.
Побольше
играйте с ребенком в подвижные игры, подарите ребенку заботу,
внимание и любовь — он ждет их от вас, ему трудно.

Занятие
по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых
дверей.

Тема: Школа космонавтов.

Задачи:

Расширить объём знаний
детей о космосе.

Создать радостное,
праздничное настроение у детей, родителей и гостей.

Закрепить двигательные
умения, полученные на физкультурных занятиях.

Воспитывать чувство
патриотизма и любви к Родине.

Формировать положительную
самооценку и оценку деятельности товарищей.

Оборудование:

Ход
занятия

1 часть

Построение в шеренгу,
приветствие, Краткий разговор на тему: КОСМОС.

Воспитатель:

Здравствуйте,
дорогие ребята.

Давайте
вспомним, какой праздник мы отмечаем в апреле?

Дети:

12 апреля- день
космонавтики.

Воспитатель:

В нашей
стране в этот день отмечается день авиации и космонавтики. Именно 12
апреля в 1961 году, 50 лет назад, в космос полетел первый человек
планеты. Вы знаете, кто был первым космонавтом?

Дети:

Юрий Гагарин!

Воспитатель:

В темном небе звезды
светят,

Космонавт
летит в ракете.

День летит
и ночь летит

И на землю
вниз глядит.

Видит
сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной
– наш дом родной.

Несколько
десятилетий назад почти все мальчишки и девчонки в нашей стране на
вопрос: кем они хотят стать, когда вырастут, отвечали одинаково:
«Космонавтом!». Наверное, и сейчас среди вас есть ребята,
которые мечтают о космосе. А от предложения побывать на далёкой
неизведанной планете, я уверена, не откажется никто. Давайте сегодня
представим с вами, что мы находимся в школе космонавтов, где приходят
тренировки на ловкость и выносливость.

В начале,
сделаем хорошую разминку космонавтом с малыми планетами. Ходьба на
носках, руки вверх, в ладонях крутим мячи – ежики, на пятках –
мячи в ладонях крутим за спиной. Ходьба на внешней стороне стопы –
мячики вокруг тела. Ходьба на внутренней стороне стопы – мячик
вокруг тела, но в другую сторону. Ходьба, как лошадки, мячик передаем
под коленом. Бег с мячом по кругу, при этом закидывания мяча в
корзину (1 круг). На обратном пути, при беге взятия мяча из корзины,
через круг возвращения мяча в корзину. Бег переходит в ходьбу с
востанавлением дыхания.

II
часть. Общеразвивающие упражнения с речевым сопровождением.

Мы пришли
на космодром.

Посмотрели
мы кругом —

Видим
белую ракету

Высотой с
огромный дом.

Вышел из
нее пилот.

Посмотрел
на звездолет

И сказал:
«Привет, ребята!

Вот и
смена нам растет!

Вы скорее
подрастайте,

Тренируйтесь,
закаляйтесь.

Космонавтов
наш отряд

Будет вас
увидеть рад!»

Читайте также:  Игры для развития ребенка 4лет

1. «Вот
огромный звездолет, он готовится в полет»

И. п.:
ноги врозь, руки вниз.

1-2 —
подняться на носки, руки через стороны вверх, пальцы рук соединить —
вдох;

3-4 — и.
п., выдох. (8 раз)

2.
«Двигатель готов к полету, начинает он работу»

И. п.:
ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки вниз — вдох.

1 -4 —
выполнять последовательные вращательные движения прямых рук вперед —
выдох. То же, движения рук назад. (8 раз)

3.
«Двигатель пилот прогрел, мотор захлопал, загудел»

И. п.:
ноги вместе, руки вниз.

1 — руки
дугами через стороны

вверх,
хлопок над головой — вдох; 2-3 — наклон вниз, приближая голову к
ногам, хлопок за ними, на выдохе произнести «у-у-у»;

4-и. п. (8
раз)

4.
«Сверкая, вверх летит ракета навстречу звездам и кометам»

И. п.: о.
с., руки вверх, ладони прижать друг к другу.

1-2 —
присесть, колени развести в стороны, руки вперед, ладони вниз —
выдох;

3-4 — и.
п., вдох. (8 раз)

5. «Будем
дружно подрастать, свои мышцы укреплять»

И. п.:
ноги на ширине плеч, руки за головой.

1-2 —
наклон вправо, руки вверх — выдох;

3-4 — и.
п., вдох. То же в другую сторону. (8 раз)

6. «В
космос точно полетим, если очень захотим»-

И. п.:
ноги вместе, руки вниз. Выполнять прыжки: ноги врозь, руки в стороны
— ноги вместе, руки вниз. 10—12 прыжков, 8— 10 шагов на
месте. (3-4 раз)

7. «Дует
сильно свежий ветер на Земле — большой планете»

И. п.:
ноги врозь, руки вниз.

1-2 —
подняться на носки, руки вверх ,плавно — вдох;

3-4 — и.
п., выдох. (6 раз)

А теперь
идем по кругу и строимся в 2 колоны. Каждая колона – это
команда космонавтов. Построение на проведение игр и эстафет.

Эстафета
«Центрифуга».

По очереди бежать вокруг
3-х обручей до ориентира, обратно — бегом.

Эстафета«Созвездие».

Побеждает
та команда, чья команда быстрее осуществит полет звезды на голове
вокруг планеты «Попрыгунчик».

Эстафета
«Невесомость».
Прыжки
на фитболах до ориентира и обратно.

«Прыжок в
космическом пространстве».
Прыжки
по метеоритам в пространстве (по обручам плоским).

Игра-эстафета

«Разноцветные
планеты»

Дети
делятся на 2—3 команды. Команды играющих становятся в колонны
по одному на игровой площадке. Расстояние между колоннами 2—2,5
м. В руках игроков, стоящих в колоннах первыми, находятся мячи.
Игроки в колоннах встают на расстояние вытянутых вперед рук друг от
друга, ноги на ширине плеч. После слов педагога:

Разноцветные
мячи

В звездном
небе не ищи.

Мы вам
скажем по секрету:

В небе не
мячи – планеты.

Мы играем,
мы играем,

Мячи в
планеты превращаем.

Мяч — Юпитер,

Мяч —
Луна.

Начинается
игра!

Игроки передают мяч друг
другу между ногами. Последний игрок, получив мяч, прокатывает его по
земле обратно, первому игроку;

Играющие
передают мяч друг другу двумя руками сверху назад над головами.
Последний игрок, получив мяч, поднимает его над головой, что означает
окончание выполнения задания. Победителем становится команда, быстрее
выполнившая все три задания.

Эстафета
«Равновесие».

Команды идут по канату, проходят по звездному мосту (гимнастическая
скамейка) руки в стону, доходят до ограничения и бегут до своей
команды. Кто быстрее, тот и победитель.

Эстафета
«Полет ракет».

Эстафета с передачей космического корабля на скорость.

Итог:
Молодцы!
Тренировка в школе космонавтов показала нам, кто готов к полетам, кто
смелый, умелый и ловкий. Построились в шеренгу, на право. Космонавты
вперед шагом марш.

Литература:

  1. А.С. Галанова. Психическое
    и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет
    — М.,
    Артки,2001.

  2. А.Л. Сиротюк. Упражнения
    для психомоторного развития дошкольников Аркти,
    2008,–
    60с.

  3. Кенеман А.В., Хухлаева
    Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник –
    М.: Просвещение, 1985.- 271с.

  4. Мащенко М.В., Шишкина В.А.
    Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.

  5. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н.,
    а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.:
    ACADEMIA, 2000. – 176с.

Источник