Взаимопомощь в нравственном развитии ребенка

Ираида Маликова
Совместная деятельность как основа развития готовности дошкольников к взаимопомощи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Черёмушки» города Балашова Саратовской области

Совместная деятельность как основа развития

готовности дошкольников к взаимопомощи

Автор: Маликова Ираида Геннадьевна

Воспитатель, 1 квалификационная категория

2016 г.

В период создания нового общества формирование нравственной активности является важной стороной воспитания гражданина.

Наряду с нравственным обновлением, обращением к общечеловеческим ценностям все больше обостряется противоречие между потребностью общества в нравственно активной личности и равнодушием, нравственной индифферентностью, а, зачастую и откровенной аморальностью части современной молодежи. Острота данной проблемы выдвигает на первый план задачу формирования нравственной активности уже с дошкольного возраста, так как исследования показывают, что именно в этом возрасте часто обнаруживается проявление безразличия к состоянию сверстника, равнодушия, пассивности, несправедливости, нежелания помогать товарищу (Крайнова Л. В., Репина Т. А., Рояк А. Д., Якобсон С. Г. и др.).

С детских лет необходимо воспитывать у ребенка умение взаимодействовать в группе сверстников, так как вся дальнейшая жизнь будет определена отношениями, в которые он будет вступать, включаясь в совместную деятельность. По своей сущности такая деятельность должна быть нравственной, учитывающей интересы партнеров. Активно вступая во взаимодействие со сверстниками, устанавливая с ними различные взаимоотношения, ребенок формируется нравственно.

В совместной деятельности дети учатся строить свое поведение в соответствии с желаниями и потребностями товарищей, помогать им для достижения коллективного результата. Общие цели, задания, интересы детей в процессе такой деятельности способствуют воспитанию положительных взаимоотношений, нравственной активности.

Взаимопомощь и отзывчивость — значимые характеристики нравственной активности.

Отечественная педагогика и психология рассматривает активность как свойство личности (Ганелин Ш. И., Левитов Н. Д., Люблинская A.A. и др.). Структурными единицами нравственной активности, по данным исследований,являются: инициативность, непримиримость к нарушениям (Дмитриев А. Е.); эмоционально-нравственное переживание поступка и умение сопереживать, готовность к активным нравственным действиям, умение сознательно, добровольно, с моральным удовлетворением совершать нравственно-ценные поступки (Зайцева И. А.); положительное отношение ребенка к себе и своему труду, отношение к другим детям и их труду, действия, поступки и речевые воздействия на сверстников, направленные на изменение возникающих обстоятельств в интересах общего дела в морально оправданных формах (Крайнова Л. В.).

Анализ исследований, посвященных проблеме определения природы взаимопомощи людей, в частности дошкольников, показывает, что на данный момент, как в зарубежной, так и в отечественной психологии нет единой точки зрения в определении содержания понятия «взаимопомощь». Разнообразие точек зрения с одной стороны порождает неопределенность

при попытке интеграции различных аспектов проявления людьми, в частности дошкольниками, взаимопомощи как сложного психологического образования.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым.

Иногда взрослые не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, по мнению В. Г. Нечаевой, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к

себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача взрослого.

Положительными взаимоотношениями называются такие отношения, при которых общение детей наиболее продуктивно.

Положительные взаимоотношения между сверстниками в группе детского сада проявляются, развиваются и совершенствуются в совместной деятельности. Вопрос о соотношении совместной деятельности и положительных взаимоотношений рассматривается Л. А. Пеньковой, Р. С. Буре, Н. И Мельцер, Д. В. Меджерицкой, Г. А. Репиной и другими авторами. Их исследования показали определяющее влияние совместной деятельности дошкольников в развитии их взаимоотношений. Другими словами, не деятельность возникает на основе взаимоотношений, а взаимоотношения на основе деятельности.

Исследуя взаимозависимость между межличностными отношениями детей и их совместной деятельностью, группа исследователей под руководством В. К. Котырло выделяет, что совместная деятельность учит детей умению подчинять свои личные намерения и их цели групповым, согласовывать действия, объединять усилия для достижения общего результата. У ребенка возникает направленность на партнера по деятельности, в ходе которой в условиях педагогических воздействий складываются положительные отношения в детской группе.

Показателями положительных взаимоотношений считаются такие, как наличие способов сотрудничества, умение действовать согласованно, подчиняться общей цели, осознание ответственности за качество своей деятельности перед коллективом (Р. С. Буре, О. Л. Ведмедь, Л. М. Таджибаева и др.).

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Одним из проявлений взаимодействия являются отношения взаимопомощи.

На феномен «взаимопомощи» обратил внимание Чарлз Дарвин у стадных животных. Он считал, что естественный отбор (фактор прогрессивной эволюции) обеспечивается не только борьбой за существование («борьба каждого против всех», но и инстинктом «общительности и взаимопомощи» («совместная борьба против чужих и помощь своим»). По мнению Ч. Дарвина, К. Ф. Кестлера и П. А. Кропоткина, этот инстинкт в дальнейшем, в процессе эволюции, явился основой человеческого альтруизма, основой нравственности.

Психологическая готовность дошкольников к взаимопомощи выступает как установка (Д Н Узнадзе) детей на выполнение действий оказания помощи.

Опираясь на работы А. В. Запорожца, Э. А. Колидзея, В. И. Слободчикова, Л. П. Стрелковой, С. Г. Якобсон и др., мы выделили психолого-педагогические условия, определяющие направления деятельности психолога и педагога ДОУ по развитию психологической готовности дошкольников к взаимопомощи:

1) формирование у дошкольников элементарных представлений о взаимопомощи,

2) развитие бескорыстной потребности осуществлять взаимопомощь,

3) развитие эмоционального побуждения к содействию,

4) развитие субъектности помогающего взаимодействия детей.

Таким образом, стоит особо отметить, что уже в дошкольном возрасте необходимо воспитание отзывчивости и взаимопомощи у детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова, В. В.Социальная психология детства: развитие отношений ребенка

в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. М.: МПСИ, 2000. 416 с.

2. Андреев, П. В. Психолого-педагогические условия развития психологической

готовности дошкольников к взаимопомощи: Автореф. дис. канд. Наук/ П. В. Андреев.

Самара, 2008. 26 с.

3. Буре, Р. С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в

процессе совместной трудовой деятельности: Автореф. .диссер. канд. пед. наук. / Р. С.

Буре. М., 1965. 18 с.

4. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / В. И. Перегуда, О. А.

Шаграева, С. А. Козлова. М.: Академия. 2003. 176 с.

5. Межличностные отношения ребенка от рождения до с еми л ет / П од. р ед.

Е. О. Смирновой.Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 240с.

6. Обозов, Н. Н. Совместимость и срабатываемость людей / Н. Н. Обозов. СПб.:

ЛНПП «Обилик». 2000. 212 с.

Источник

Романович Ирина Леонидовна

Воспитатель ДОУ

МДОУ «Детский сад «Черемушки»

города Балашов Саратовской области»

Особенности воспитания отзывчивости и взаимопомощи у детей дошкольного возраста 

Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В основе взаимопомощи и отзывчивости лежит направленность на другого человека. Это своего рода способы выражения сочувствия, сопереживания.

В психологии можно выделить три основных подхода к пониманию природы взаимопомощи: 1) личностно-нормативный, в котором рассматривается мотивационный компонент взаимопомощи дошкольников с точки зрения прагматичности — бескорыстия направленности мотива оказания помощи; 2) индивидуально-эмоциональный подход к пониманию взаимопомощи детей как результата эмпатийного процесса; 3) коллективистский подход, в котором взаимопомощь дошкольников рассматривается как результат действенной эмоциональной групповой идентификации.

Теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований проблемы проявления детьми взаимопомощи, определяет взаимопомощь дошкольников как содействие, при котором действия одного ребенка направлены на стимуляцию, поддержание и облегчение действий другого ребенка. Взаимопомощь как содействующее поведение связано с процессом распознания состояния другого (эмпатией), с умением — соотнести свое поведение с моральными нормами, а так же зависит от совместного характера деятельности детей.

Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике (Ф.С.Левин-Щирина, Л.А.Пеньевская, А.М.Виноградова и др.) и детской психологии (Т.А.Репина, А.Д.Кошелева). Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, к трём годам малыши способны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников. У детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказать друг другу помощь в самообслуживании, так как именно этим видом труда ребенок в этом возрасте активно овладевает и, чему-либо научившись, стремится реализовать свои умения в качестве обучающего. Формы взаимопомощи у детей пятого года более разнообразны. Дошкольники помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту. Более основательными становятся мотивы оказания помощи. Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и избирательностью. Они могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь. Дети этого возраста охотно помогают малышам и взрослым, но с меньшим желанием – сверстникам. Помощь сверстникам – это, как правило, действие, лишенное игры. Взаимопомощь часто выступает как чисто трудовое действие.

Исследование четырех психологических компонента дошкольника: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, деятельностный позволило выявить психологическую готовность дошкольников 3-4 лет к взаимопомощи, о чем можно было судить по содержанию ответов на вопросы, по анализу наблюдений занятий и их самостоятельной деятельности. Эти мероприятия показали, что большинство детей имеют среднюю потребность познавательных интересов (70%).

15% детей не способны к проявлению сочувствия.

Умеют помогать своим товарищам и родителям 12 человек (60%) из 20 опрошенных. Только 4 человек из группы могут уступить своему сверстнику в игре в свою очередь играть, большинство детей (60%) могут делятся игровыми предметами, через стремление соответствовать ожиданиям взрослого, тем самым большинство детей не умеют оказывать взаимопомощь товарищам, а, следовательно, с ними должна проводиться работа с педагогами и психологами.

На основании проведенного исследования оказалось, что в большинстве дети дошкольного возраста не совсем психологически готовы к оказанию взаимопомощи сверстникам. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям, затрудняются сделать вывод.

Для этого необходим комплексный подход к решению проблемы формирования взаимопомощи дошкольников, разработанный на основе современных достижений психологической науки.

Выявленная взаимосвязь между компонентами психологической готовности и проявлением взаимопомощи дошкольниками показывает, что работа с детьми должна отражать три аспекта развития взаимопомощи дошкольников (мотивационный, эмоциональный и деятельностный).

Только учитывая все три аспекта развития взаимопомощи дошкольников (мотивационный, эмоциональный и деятельностный) от детей можно ожидать, что они станут чаще проявлять: бескорыстную направленность мотива оказания помощи (причиной проявления взаимопомощи выступает благо другого человека); сочувствие другим (героям литературных произведений), что является показателем оценки эмоционального состояния другого, опосредованное нравственным знанием норм и правил. При совместном взаимодействии дети научатся проявлять действия оказания помощи самостоятельно, без вмешательства взрослого.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

  1. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под. ред. Е.О.Смирновой. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 240с.
  2. Римашевская Л. С., Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская. М.: Центр педагогического образования. 2007. 112 с.
  3. Смирнова, Е.О. Межличнотные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.
  4. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.П. Стрелкова. М., 1987. 24 c.
  5. Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования / М. И. Шевырёва // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2013. С. 70-72.

Источник

Людмила Балуева
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников»

Нравственное воспитание дошкольников.

Подготовила : Балуева Людмила Николаевна

I кв. категория

г. Добрянка, Пермский Край

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т. д.).

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Нравственноекачество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).

Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог должен помнить, что любая нравственная задача — более простая или более сложная — может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других.Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки,становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств — гуманизм, коллективизм, патриотизм. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Механизм нравственного становления личности

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы:

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т. д.).

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня качествами.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи:

нравственных представлений детей — представления о доброте, честности, скромности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т. д. ;

нравственных чувств- сопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелательности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственности, сложные чувства — любовь к труду, положительное отношение к трудящимся других национальностей, интерес к их жизни и труду;

нравственных привычек и норм — культурного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дисциплинированности, трудолюбия и т. д. ;

-практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Задачи нравственного воспитаниявторой группы сгруппированы в 4 блока:

воспитание гуманных чувств и отношений;

воспитание начал патриотизма и интернационализма;

воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т. к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

Средства, условия нравственного воспитания.

1. Художественные средства — художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др.

Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Природа.

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо-собствует формированию у ребенка уверенности в себе.

3. Собственная деятельность детей — игра, труд, учение, общение.

Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция нравственного воспитания. У нее большое практическое значение, так как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.

4. Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Только в условиях атмосферы доброжелательности, душевного тепла, понимания, человечности можно вырастить полноценную личность, дать возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребенке способностей и талантов.

5. Окружающая ребенка обстановка. Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование его моральных установок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.

Источник