Взаимодействие взрослого с ребенком в процессе сенсорного развития

Взаимодействие взрослого с ребенком в процессе сенсорного развития thumbnail

Библиографическое описание:

Кириенко В. Л. Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 31-33. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14335/ (дата обращения: 05.03.2020).



Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Малыши не рождаются с набором определённых знаний и умений, поэтому каждому ребёнку надо осваивать этот мир: для чего нужна ложка, как держать карандаш, где расположен нос, на эти и еще множество других вопросов мы, взрослые, родители и педагоги должны помочь найти ответы.

Слово сенсорика от латинского слова «sensus» что означает «восприятие», «способность ощущения». Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. [1]

Почему же ученые педагоги и психологи придают такое большое значение сенсорному развитию детей именно в раннем возрасте? Потому что сенсорное развитие, во-первых, является базовым фундаментом для умственного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Во-вторых, усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны — это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, система цветов, система фонем родного языка. Усвоить сенсорный эталон — это не только значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ. И начинается этот процесс с раннего детства. Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и развития всех психических процессов таких как память, мышление, речь, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для многих видов детской деятельности. [1]

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говориться о признании периода детства как самоценном и уникальном периоде жизни человека. Организовывая образовательную деятельность, по реализации Программы, следует учитывать ведущий вид деятельности на каждом возрастном этапе развития ребёнка, а также ФГОС ДО были выдвинуты требования к развивающей предметно-пространственной среде, как к одному из важнейших условий реализации Программы в дошкольной организации. Она состоит из «материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Таким образом, в основном документе, регламентирующем деятельность любой дошкольной организации на территории РФ говориться о необходимости создавать условия для развития и воспитания детей, а также насыщать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными потребностями и возможностями каждого этапа детства.

Сенсорное воспитание — это целенаправленный процесс развития у детей сенсорных процессов (ощущение, восприятий, представлений). [3]

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На втором-третьем году жизни дети могут научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Ребёнок раннего дошкольного возраста может:

‒ различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по цветовому образцу;

‒ определять величину согласно трём понятиям: большой, маленький, средний.

‒ строить пирамидку из 5–8 колечек;

‒ собирать пазлы или разрезные картинки (4–8 частей);

‒ определять форму предмета. Отличать объемные фигуры куб, шар;

‒ сортировать предметы, имеющие общий признак, например, цвет, форму, размер.

Читайте также:  Развитие ребенка с диабетической фетопатией

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. [1].

Для детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) характерной является предметно-манипулятивная деятельность. Это когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей. В процессе это деятельности взрослый показывает ребенку, как действовать ложкой, расчёской и другими бытовыми предметами и игрушками, знакомит с сенсорными понятиями длинный — короткий, лёгкий — тяжёлый и т. д., при этом называя качества и свойства различных предметов и побуждая ребёнка показать и повторять их. [4]

Повседневное общение взрослых с детьми насыщено категориями сенсорного спектра. Проговаривая действия свои или ребёнка, взрослые используют такие слова, как, например большой — большая (кукла, Мишка, машина), маленький — маленькая (чашка, книжка, кроватка); низко-высоко, быстро-медленно, круглый — квадратный — треугольный; под — над — в — за и т. д. Эти понятия постоянно используются в речи взрослых, многократно повторяются ими в течении дня в различных ситуациях и входят в обиход и в понятийный аппарат ребёнка самым естественным образом. Сначала они закрепляются за конкретными предметами, затем по мере расширения горизонтов, приходит время их уточнения, сопоставления. В тарелке было много супа — стало мало; часы на стене круглые, платочек квадратный в кармашке, машина красная, платье на кукле желтое в синий горошек и т. п. Таким образом, в раннем возрасте ребенок осваивает сенсорные категории — обозначения величины, основных геометрических форм и основных цветов, он начинает ориентироваться в пространстве. Сенсорное развитие лучше всего происходит, когда дети с самого раннего возраста получают возможность приобрести соответствующий чувственный опыт. [2]

Делу обогащения чувственного опыта детей служит развивающая предметно-пространственная среда. Хорошо спланированное и организованное пространство групповой комнаты и других помещений детского сада даёт множество возможностей для исследования, конструирования и других видов деятельности, которые включают в себя сенсорные понятия. Практически все центры активности предоставляют возможность для обогащения сенсорного опыта детей. [2]

Центр сюжетно-ролевой игры. В играх, например «Покормим Мишку и Зайку», «Оденем Машу и Олю на прогулку» дети могут практиковаться в соотнесении крупной и мелкой посуды для разных персонажей, разной одежды, обуви, например Маше завяжем длинный шарф, а Оле короткий, бубон на шапке пушистый, пуговицы твёрдые и т. п.

Центр песка иводы или сенсорный центр наполняется ёмкостями не только с песком и водой, но различными сыпучими природными материалами, например каштаны, фасоль, горох, там может находиться сухой бассейн с пластмассовыми или поролоновыми шариками. Дети с удовольствием играют в игру «Найди сюрприз», когда взрослый зарывает в ёмкости с песком или горохом мелкую игрушку, а ребенок её находит. Здесь же ребенок практикуется в определении понятий мокрый — сухой, твёрдый — мягкий, прозрачная — непрозрачная. и т. д. В этом центре развивается самостоятельность, крупная моторика, умение управлять своей рукой.

Центр дидактических игр изобилует материалом для сенсорного развития ребёнка. Это крупная мозаика ярких цветов, рамки и вкладыши разные по цвету, величине и форме, разнообразные пирамидки, модные нынче бизиборды с различными шнуровками, кнопками, липучками, замочками, пуговицами и петельками, деталями для ощупывания и узнавания, издающие различные звуки. Игры и игрушки подбираются с учетом безопасности, разнообразия материалов и фактур. Также в этом центре находятся самодельные дидактические игры с сенсорным содержанием «Подбери по цвету», «Подбери дверцу к домику», кроме того, используются готовые пособия (блоки Дьенеша, палочки Кюзинера, Геометрическое лото и т. д.)

Центр ряжения, традиционный в группе раннего возраста также позволяет на практике примерить на себя и почувствовать такие понятия как длинный — короткий, пушистый — гладкий, высокий — низкий, мягкий — твёрдый. Фартучки, платочки, юбочки, колпачки различных оттенков позволяет практиковаться в сочетании по цвету, развивает эстетические чувства.

Центр музыкальных игр содержит погремушки различного звучания, бубны, ксилофон, барабаны, маракасы, а также большое количество самодельных звучащих игрушек, например, парные шумелки из контейнеров для киндер-сюрпризов с различным наполнением для игры «Подбери по звуку», настольная ширма для игры «Угадай что звучит».

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям все 9 месяцев

Таким образом, видно, что сенсорное развитие, являясь базовым для умственного развития ребенка, может быть осуществлено в повседневном общении взрослого и ребёнка и при насыщении предметно-развивающей среды материалами и атрибутами, служащих цели обогащения чувственного опыта ребенка раннего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте // Открытый урок. Первое сентября. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/413707/ (дата обращения: 28.05.2018).
  2. Михайлова-Свирская Л. В. Математика в детском саду. — М.: Национальное образование, 2015. — 56 с.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Консультант Плюс. URL: https://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/942–2010–10–01–13–14–03.html (дата обращения: 28.05.2018).
  4. Роль деятельности в психическом развитии ребенке. Понятие «ведущая деятельность». // Мир психологии. URL: https://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/942–2010–10–01–13–14–03.html (дата обращения: 28.05.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное развитие, ребенок, цвет, ранний дошкольный возраст, ранний возраст, развивающая предметно-пространственная среда, игра, полноценное восприятие, сенсорное воспитание, дошкольная организация.

Похожие статьи

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)…

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические игры.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе…

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей

сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина, вид деятельности, младший дошкольный возраст, признак.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста через… Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка

игра, ребенок, педагог, цвет, предмет, сенсорное воспитание, сенсорное развитие, занятие, геометрическое тело, какой цвет.

Природа как средство сенсорного воспитания детей

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаребенок, сенсорное развитие, предмет, окружающий мир, сенсорное воспитание, раннее детство, головной мозг, дошкольная педагогика, общее умственное развитие, вид деятельности.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаребенок, сенсорное развитие, предмет, окружающий мир, сенсорное воспитание, раннее детство, головной мозг, дошкольная педагогика, общее умственное развитие, вид деятельности.

Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале…

Ключевые слова: сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как… ребенок, ранний возраст, окружающий мир, игра, детский сад, действие, предмет, группа…

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей

сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические игры.

Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале… Это ставит восприятие в благоприятные условия развития в данном возрасте.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста

Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли.

Источник

Наталья Цысарь
Доклад по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников для сенсорного развития детей младшего возраста»

Сенсорное развитие ребёнка – это, с одной стороны, развитие восприятия предметов, с другой стороны,формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей.

Работая в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные представления, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предметов.

Результаты обследования нервно-психического развития детей показали, что большинство из них отстает в сенсорном развитии.

Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме.

Я наметила задачи и определила перспективу работы.

Задачи работы:

1. Создать в группе условия для обогащения сенсорного опыта детей.

2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.

3. Научить родителей способам обогащения сенсорного опыта детей.

Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом, взаимодействуют с окружающими их вещами, предметами и людьми. Поэтому, я старалась организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь и заботу взрослых, и у них была возможность удовлетворить познавательные потребности.

Читайте также:  Развитие психических функций у ребенка в раннем возрасте

Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.

В процессе работы над темой, я изучила тематическую подборку статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», содержащих идеи по сенсорному развитию детей и изготовлению наглядного материала.

Я разделила сенсорныйуголок на несколько условных зон:

— игрушки для развития мелкой моторики;

— игрушки для восприятия формы и величины;

— игрушки для восприятия цвета;

— игрушки для восприятия звуков;

— игрушки для тактильных ощущений;

— оборудование для элементарных опытов.

Я подобрала игрушки, разнообразные по величине, форме, цвету, качеству.

Учитывая, что дети данного возраста очень любят подражать взрослым,ввожу в детские игры различные предметы быта: ситечки, совочки, щеточки, губки – чтобы дети могли мести, вытирать, просеивать. Придумала игры с данными предметами. Например, в игре «Волшебное ситечко» дети просеивали крупы, отделяя рис от манки, вылавливали шарики из воды.

Разнообразный дидактический материал вызывал у детей большой интерес.

Необходимо отметить, что сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки расположены в шкафах, но я могу менять их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.

Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляю в продуктивных видах детской деятельности – рисование, лепка, конструирование; игровой деятельности – дидактические, конструктивно-строительные игры, и т. д.

Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления, полученных детьми знаний и умений.

Для того, чтобы работы велась в системе (от простого к сложному, составила перспективный план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь, дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики», «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам» (В сентябре использую 2 цвета, в ноябре — уже 3). Дидактические игры «Собери пирамидку», «Разноцветные шарики», «Просеивание через сито».

Сначала действия детей были неловкими. Детям было сложно соотнести предметы по форме, цвету. Со временем эти навыки стали все более совершенными и осознанными.

Уже во время пребывания ребенка с мамой в группе, на прогулке в период адаптации показывала и проводила словесные подвижные игры, так же использовала потешки, сказки, пальчиковые игры, что способствовало развитию фонематического восприятия, слухового внимания. Развитие слухового внимания, познавательной активности, способствует и экспериментированию со звучащими предметами, поэтому порекомендовала родителям изготавливать с детьми шумящие, гремящие, шуршащие предметы.

-Банки — погремушки из под кофе, сока, наполненные горохом, скрепками, камушками, песком, пуговицами.

-Шуршалки из бумаги, полиэтилена.

-Свистульки, дудочки из дерева, глины

Также запомнить ощущения помогут и игры в период приготовления обеда «Угадай на вкус?»,

при работе с тестом, с крупой- «Угадай на ощупь?»

Вся моя работа не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла заинтересовать родителей. На проводимом мною «Мастер-классе», родители побывали в роли детей, поиграли в игры. На родительских собраниях я рассказывала, какую роль оказывает сенсорное воспитание на развитие ребенка; показала родителям игры, имеющиеся в группе, предложила помочь пополнить игровой материал. В родительском уголке регулярно помещала консультации, памятки по сенсорному воспитанию, проводила анкетирование, индивидуальные беседы. Родители заинтересовались моей работой,стали активными участниками педагогического процесса: приносили в группу пробки, пуговицы, крупы, прищепки, шнуровки, сшили сенсорный коврик, застежки с пуговицами, липучками. Много дидактических игр мы изготовили только благодаря помощи наших родителей.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей.

Анализ нервно-психического развития детей в конце года показал, что почти все дети знают основные цвета, умеют ориентироваться на листе бумаги, выбирают заданную фигуру нужного размера, знают форму и качество предмета. У детей расширился словарный запас. Они могут отвечать предложениями на вопросы воспитателя.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьей, способствует формированию речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Источник