Взаимодействие воспитателя с ребенком с отклонениями в развитии
Юлия Забабурина
Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.
Термин «задержка» подчеркивает несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Среди причин ЗПР выделяют следующие:
• Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка.
• Генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС).
• Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.
• Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, депривация и т. д.).
В своей работе мы чаще всего встречаемся с двумя формами задержки психического развития. А именно:
• ЗПР соматогенного генеза, обусловленная наличием у ребенка соматических заболеваний. Дети с такой формой задержки очень часто болеют и их развитие идет крайне медленно.
• ЗПР церебрально-органического генеза, обусловленная органическим повреждением головного мозга ребенка. Дети с такой формой задержки очень трудно усваивают новую информацию и их развитие идет тоже медленными темпами.
Вследствие данного нарушения развитие ребенка искажается. Все психические процессы, эмоционально-волевая сфера, личность такого ребенка приобретает специфические особенности развития. Например, у таких детей наблюдаются:
• Нарушение формирования общезначимых школьных навыков;
• Незрелость ЭВС;
• Своеобразное поведение;
• Системное нарушение всех сторон речевой деятельности;
• Недоразвитие ВПФ.
Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида. В нем функционируют 15 групп. Из них две группы для детей с задержкой психического развития по 12 человек в каждой группе. И наряду с ЗПР в наших группах находятся и дети с нарушением интеллектуальной сферы (с-м Дауна, умственная отсталость легкой степени, нарушением ЭВС (аутизм, аутоподобное поведение, смешанные расстройства поведения и эмоций, и нарушением поведения (СДВГ, гиперактивность, депрессивное расстройство поведения).
Как же попадают дети в эти группы? Они зачисляются по результатам прохождения ГПМПК. После того, как дети приходят к нам, с ними проводится диагностическое обследование. По результатам которого на каждого ребенка разрабатывается индивидуальный коррекционный маршрут. В нем прописываются основные направления работы с данным ребенком и рекомендации по коррекции нарушений ребенка от каждого специалиста.
Перед началом работы из всего многообразия программ мы в качестве основной коррекционной программы выбрали программу Л. Б. Баряевой «Воспитание и обучение дошкольников с ЗПР».
Вся коррекционная работа в нашем ДОУ подчинена нескольким целям:
-повышение уровня психического развития ребёнка: интеллектуального, эмоционального, социального;
-создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с задержкой психического развития в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум;
-обеспечение в коррекционно-образовательном процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.
В нашей работе решаются следующие задачи: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.
Среди диагностических задач ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.
Коррекционно-образовательная работа, направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Оздоровительные задачи направлены на защиту, сохранение и укрепление здоровья ребенка (формирование у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья, проведение всех возможных воспитательных и образовательных мероприятий, направленных на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия, комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с задержкой психического развития).
Образовательные задачи направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, подготовку детей с ОВЗ к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами нашего дошкольного образовательного учреждения (учитель – дефектолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, инструктор по плаванию, педагог-психолог, воспитатели) в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
Все специалисты работают под руководством учителя-дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей деятельности в этих группах. А теперь рассмотрим поподробнее, что же делает каждый из этих специалистов.
Работа учителя-дефектолога в дошкольном учреждении компенсирующего вида включает в себя следующие направления деятельности:
• психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;
• планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности;
• анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-развивающей деятельности;
• участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий: утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;
• осуществление связи с ПМПК;
• консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;
• участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.
Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы. Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности, а также в режимные моменты.
Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития и сформированности запаса знаний и представлений. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно. При составлении сетки коррекционно-развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, руководствуемся нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если учитель-дефектолог проводит с первой подгруппой математическое развитие, воспитатель со второй подгруппой — по развитию изобразительной деятельности. После десятиминутного перерыва подгруппы меняются.
Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Работа учителя – логопеда в ДОУ включает в себя следующие направления:
• Диагностирование уровня импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй);
• Составление индивидуальных планов развития, планов специально-организованных занятий;
• Осуществление на индивидуальных занятиях постановки диафрагмально-речевого дыхания, коррекции дефектных звуков, их автоматизации, дифференциации, введении в самостоятельную речь;
• Проведение подгрупповых занятий по формированию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте;
• Введение в режимные моменты игр и упражнений, направленных на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи;
• Консультирование педагогов и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
• Участие в методических объединениях.
Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:
• проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;
• воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;
• организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;
• применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;
• консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.
Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе.
В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо.
Работа педагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности:
• психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;
• участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;
• повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада;
• консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье.
На начало года педагог – психолог проводит углублённое обследование эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы; совместно с учителем-дефектологом определяется коррекционно-развивающий маршрут.
Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.
Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего процесса обучения.
Музыкальный руководитель:
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;
• использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.
Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.
Через музыкальное воспитание у некоторых безречевых детей можно добиться появления активной речи. В некоторых случаях, то, что учителю-дефектологу порой не удается развить у ребенка только вербальными и наглядно-практическими средствами, музыкальный работник может вызвать на музыкальной коррекционно-развивающей деятельности, поскольку ребенок на них более раскрепощен, эмоционально настроен и открыт для контактов в доступной и интересной для него деятельности.
Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре с другими специалистами обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей.
Инструктор по физической культуре:
• осуществляет укрепление здоровья детей;
• совершенствует психомоторные способности дошкольников;
• изучает двигательную сферу дошкольников с задержкой психического развития, основные движения, общую и мелкую моторику.
Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.
Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей, так как успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние своего ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
Основные направления взаимодействия с семьей:
• коллективные (собрания, консультации, «Дни открытых дверей», «Круглые столы», тематические праздники — где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике);
• индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);
• наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ, брошюры, педагогические журналы).
В своей работе мы выбираем следующие подходы:
• Индивидуальный подход (определенный вид деятельности, наиболее любимый ребенком).
• Предотвращение наступления утомляемости (релаксационные паузы, физкультурные минутки, подвижные игры).
• Активизация познавательной деятельности (сюрпризные моменты (появление нового сказочного героя, чудесный мешочек, просмотр мультфильма, компьютерной презентации по теме, компьютерные игры по теме, экскурсии).
• Проведение занятий (ознакомление с окружающим миром, ФЭМП, подготовка к обучению грамоте, коррекция психических процессов, лечебная физкультура, лечебное плавание, продуктивные виды деятельности).
• Обогащение знаниями об окружающем мире (дидактические игры, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия).
• Коррекция всех видов деятельности (релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, ЛФК, артикуляционная гимнастика, дидактические игры и упражнения).
Таким образом, успешное преодоление недостатков развития у данной категории детей возможно лишь при условии взаимодействия всех специалистов ДОУ.
И только благодаря тесной взаимосвязи всех специалистов нашего ДОУ мы смогли организовать и правильно простроить систему коррекционно-педагогической работы с нашими детьми. Она состоит из двух блоков:
-Коррекционно-педагогическая работа с детьми, направленная на коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.
-Коррекционно-педагогическая работа с родителями, направленная на обогащение родителей знаниями по вопросам воспитания детей, через специальные лекции, семинары, консультации и т. д.
Источник
Примерные вопросы и темы для подготовки к тестированию для
воспитателей дошкольных и школьных специальных (коррекционных) ОУ
Темы, которые будут представлены в тестовых заданиях:
1. Специальная педагогика (определение и основные понятия).
2. Предмет и объект специальной педагогики.
3. Цель и задачи специальной педагогики.
4. Отрасли специальной педагогики.
5. Виды учреждений для детей с ОВЗ.
6. Причины отклонений в психофизическом развитии детей. Вопросы развития детей в норме и патологии.
7. Классификация психического дизонтогенеза (классификация ).
8. Дети с умственной отсталостью. Формы умственной отсталости. Обучение и воспитание детей с умственной отсталостью. Олигофрения (понятие, причины возникновения). Особенности личности детей с умственной отсталостью.
9. Дети с задержкой психического развития. Основные варианты ЗПР.
10. Искаженное психическое развитие (понятие синдрома раннего детского аутизма). Психолого-педагогическая характеристика аутичного ребенка.
11. Основные направления работы воспитателя с детьми с ОВЗ.
12. Общепедагогические и специальные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.
Ниже приводится образец одного из вариантов тестового задания для воспитателей специальных (коррекционных) ОУ (данный вариант не будет использоваться при оценке профессиональной компетентности воспитателей).
Вариант – 1.
1. Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка (исключите лишнее)
1) ориентировочно-исследовательских действий;
2) восприятия предметов с точки зрения функционального назначения;
3) установление эмоциональных связей с окружающими людьми;
4) ориентировки на свойства и качества предметов.
2. ЗПР, обусловленная информационной и эмоциональной депривацией ребенка в семье, является:
1) ЗПР соматогенного происхождения;
2) ЗПР психогенного происхождения;
3) ЗПР церебрально-органического генеза;
4) ЗПР конституционального происхождения.
3. При сниженном слухе основная нагрузка ложится на:
1) слуховой анализатор;
2) зрительный анализатор;
3) речедвигательный анализатор;
4) вестибулярный аппарат.
4. Ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз, причинами которого являются функциональные расстройства зрительного анализатора – это:
1) амимия;
2) амблиопия;
3) амбидекстрия;
4) астигматизм.
5. Сравните понятия «умственно отсталые дети» и «дети-олигофрены»
1) одно является частью другого;
2) обозначают разные категории;
3) используются в разных областях;
4) тождественны.
6. Слабое развитие моторики умственно отсталых дошкольников проявляется:
1) в продуктивных видах деятельности:
2) в трудовой деятельности;
3) во всех видах деятельности;
4) не отмечается.
7. Взаимодействие воспитателя с ребенком с отклонениями в развитии должно быть направлено в первую очередь на:
1) стимуляцию познавательной деятельности;
2) совершенствование личностного контроля;
3) коррекцию негативных форм поведения;
4) установление эмоционального контакта с ребенком.
8. Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма называется:
1) декомпенсацией;
2) компенсацией;
3) коррекцией;
4) восстановлением.
9. Ведущей формой деятельности у ребенка двухлетнего возраста (без отклонений в развитии) является:
1) игра;
2) предметно-манипулятивная деятельность;
3) учебная деятельность;
4) эмоциональное общение.
10. Приведение индивидуального и группового поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в соответствие с системой общественных норм и ценностей является:
1) компенсацией;
2) реабилитацией;
3) социальной адаптацией;
4) реабилитацией.
11. Психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере основных психических потребностей — это
1) реабилитация;
2) социальная дезадаптация;
3) депривация;
4) декомпенсация.
12.Определите вариант ЗПР: обусловлен длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками систем организма, в первую очередь сердца:
1) конституционального типа;
2) церебрально-органического типа;
3) соматогенного типа;
4) психогенного типа.
13.Основным критерием оценки деятельности педагога является:
1) уровень развития и воспитанности детей, умение применять полученные знания в жизни;
2) количество награждений педагогов;
3) уровень планирования воспитательно-образовательного процесса;
4) умение обеспечить условие для активной детской деятельности.
14.Комплексный анализ занятия — это:
1) изучение выполнения психологических требований к занятию;
2) выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности; обеспечивающей развитие познавательных способностей детей;
3) одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия;
4) анализ основных дидактических категорий.
15.Результативность деятельности ОУ определяется исходя из:
1) определения профессиональной компетентности педагогов;
2) познавательных изменений в развитии ребенка;
3) наличия соответствующей документации, диагностической программы;
4) программы методического обеспечения образовательного процесса
16.Развивающая предметная среда в ДОУ (по ) это…:
1) система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей;
2) система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития;
3) совокупность бытовых удобств;
4) материально — техническая база.
17.Выделите новую задачу из основных задач ДОУ, утвержденных “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”
1) охрана жизни и укрепление здоровья детей;
2) обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
3) осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
4) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
18. Укажите видовой порядковый номер учреждений для детей с ЗПР
1) 5 вид;
2) 2 вид;
3) 6 вид;
4) 7 вид.
19. Приобретенные аномалии в психофизическом развитии детей обусловлены:
1) воздействием патогенных факторов в натальный и постнатальный периоды;
2) воздействием патогенных факторов в период внутриутробного развития;
3) наследственными заболеваниями родителей;
4) все ответы верны.
20.Основная задача учреждений для детей с умственной отсталостью в умеренной степени:
1).Усвоение знаний соответствующих программе начальных классов общеобразовательной школы;
2)Усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов С(К)ОШ 8 вида;
3) Привитие навыков самообслуживания, воспитание адекватного поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков;
4. Усвоение знаний, соответствующих программе всех классов С(К)ОШ 8 вида.
21. Какая особенность аутичного ребенка представлена: «обычные краски чрезмерны, неприятны, травмирующи»:
1) страх перед новым;
2) повышенная сенсорная чувствительность;
3) повышенная ранимость;
4) чувство самосохранения;
22. Умственно отсталые дошкольники лучше запоминают материал в следующей последовательности: (указать правильный ряд)
1) реальные предметы – слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы;
2) слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы – реальные предметы;
3) картинки, изображающие предметы — реальные предметы – слова, обозначающие предметы;
4) реальные предметы – картинки, изображающие предметы – слова, обозначающие предметы.
23. Разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, предупреждение новых речевых расстройств – это
1) коррекция;
2) компенсация;
3) адаптация;
4) депривация.
24. Задачами специальной педагогики являются:
1) изучение социологических проблем, связанных с интеграцией;
2) изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей;
3) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии;
4) все ответы верны.
25. К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся ( исключите лишнее):
1) замедленное и ограниченное восприятие;
2) недостаточная, по сравнению с обычными детьми, познавательная активность;
3) пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире;
4) развитие в соответствии с возрастной нормой.
Источник