Взаимодействие воспитателя с ребенком с отклонениями в развитии

Юлия Забабурина
Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчеркивает несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Среди причин ЗПР выделяют следующие:

• Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка.

• Генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС).

• Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.

• Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, депривация и т. д.).

В своей работе мы чаще всего встречаемся с двумя формами задержки психического развития. А именно:

• ЗПР соматогенного генеза, обусловленная наличием у ребенка соматических заболеваний. Дети с такой формой задержки очень часто болеют и их развитие идет крайне медленно.

• ЗПР церебрально-органического генеза, обусловленная органическим повреждением головного мозга ребенка. Дети с такой формой задержки очень трудно усваивают новую информацию и их развитие идет тоже медленными темпами.

Вследствие данного нарушения развитие ребенка искажается. Все психические процессы, эмоционально-волевая сфера, личность такого ребенка приобретает специфические особенности развития. Например, у таких детей наблюдаются:

• Нарушение формирования общезначимых школьных навыков;

• Незрелость ЭВС;

• Своеобразное поведение;

• Системное нарушение всех сторон речевой деятельности;

• Недоразвитие ВПФ.

Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида. В нем функционируют 15 групп. Из них две группы для детей с задержкой психического развития по 12 человек в каждой группе. И наряду с ЗПР в наших группах находятся и дети с нарушением интеллектуальной сферы (с-м Дауна, умственная отсталость легкой степени, нарушением ЭВС (аутизм, аутоподобное поведение, смешанные расстройства поведения и эмоций, и нарушением поведения (СДВГ, гиперактивность, депрессивное расстройство поведения).

Как же попадают дети в эти группы? Они зачисляются по результатам прохождения ГПМПК. После того, как дети приходят к нам, с ними проводится диагностическое обследование. По результатам которого на каждого ребенка разрабатывается индивидуальный коррекционный маршрут. В нем прописываются основные направления работы с данным ребенком и рекомендации по коррекции нарушений ребенка от каждого специалиста.

Перед началом работы из всего многообразия программ мы в качестве основной коррекционной программы выбрали программу Л. Б. Баряевой «Воспитание и обучение дошкольников с ЗПР».

Вся коррекционная работа в нашем ДОУ подчинена нескольким целям:

-повышение уровня психического развития ребёнка: интеллектуального, эмоционального, социального;

-создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с задержкой психического развития в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум;

-обеспечение в коррекционно-образовательном процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.

В нашей работе решаются следующие задачи: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.

Среди диагностических задач ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.

Коррекционно-образовательная работа, направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Оздоровительные задачи направлены на защиту, сохранение и укрепление здоровья ребенка (формирование у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья, проведение всех возможных воспитательных и образовательных мероприятий, направленных на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия, комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с задержкой психического развития).

Образовательные задачи направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, подготовку детей с ОВЗ к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами нашего дошкольного образовательного учреждения (учитель – дефектолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, инструктор по плаванию, педагог-психолог, воспитатели) в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Все специалисты работают под руководством учителя-дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей деятельности в этих группах. А теперь рассмотрим поподробнее, что же делает каждый из этих специалистов.

Работа учителя-дефектолога в дошкольном учреждении компенсирующего вида включает в себя следующие направления деятельности:

• психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;

• планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности;

• анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-развивающей деятельности;

• участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий: утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;

• осуществление связи с ПМПК;

• консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;

• участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.

Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы. Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности, а также в режимные моменты.

Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития и сформированности запаса знаний и представлений. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно. При составлении сетки коррекционно-развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, руководствуемся нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если учитель-дефектолог проводит с первой подгруппой математическое развитие, воспитатель со второй подгруппой — по развитию изобразительной деятельности. После десятиминутного перерыва подгруппы меняются.

Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Работа учителя – логопеда в ДОУ включает в себя следующие направления:

• Диагностирование уровня импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй);

• Составление индивидуальных планов развития, планов специально-организованных занятий;

• Осуществление на индивидуальных занятиях постановки диафрагмально-речевого дыхания, коррекции дефектных звуков, их автоматизации, дифференциации, введении в самостоятельную речь;

• Проведение подгрупповых занятий по формированию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте;

• Введение в режимные моменты игр и упражнений, направленных на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи;

• Консультирование педагогов и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

• Участие в методических объединениях.

Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:

• проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;

• организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;

• применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;

• консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.

Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе.

В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо.

Работа педагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности:

• психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;

• участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

• повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада;

• консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье.

На начало года педагог – психолог проводит углублённое обследование эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы; совместно с учителем-дефектологом определяется коррекционно-развивающий маршрут.

Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.

Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего процесса обучения.

Музыкальный руководитель:

• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;

• использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.

Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.

Через музыкальное воспитание у некоторых безречевых детей можно добиться появления активной речи. В некоторых случаях, то, что учителю-дефектологу порой не удается развить у ребенка только вербальными и наглядно-практическими средствами, музыкальный работник может вызвать на музыкальной коррекционно-развивающей деятельности, поскольку ребенок на них более раскрепощен, эмоционально настроен и открыт для контактов в доступной и интересной для него деятельности.

Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре с другими специалистами обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей.

Инструктор по физической культуре:

• осуществляет укрепление здоровья детей;

• совершенствует психомоторные способности дошкольников;

• изучает двигательную сферу дошкольников с задержкой психического развития, основные движения, общую и мелкую моторику.

Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.

Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей, так как успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние своего ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

Основные направления взаимодействия с семьей:

• коллективные (собрания, консультации, «Дни открытых дверей», «Круглые столы», тематические праздники — где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике);

• индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);

• наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ, брошюры, педагогические журналы).

В своей работе мы выбираем следующие подходы:

• Индивидуальный подход (определенный вид деятельности, наиболее любимый ребенком).

• Предотвращение наступления утомляемости (релаксационные паузы, физкультурные минутки, подвижные игры).

• Активизация познавательной деятельности (сюрпризные моменты (появление нового сказочного героя, чудесный мешочек, просмотр мультфильма, компьютерной презентации по теме, компьютерные игры по теме, экскурсии).

• Проведение занятий (ознакомление с окружающим миром, ФЭМП, подготовка к обучению грамоте, коррекция психических процессов, лечебная физкультура, лечебное плавание, продуктивные виды деятельности).

• Обогащение знаниями об окружающем мире (дидактические игры, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия).

• Коррекция всех видов деятельности (релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, ЛФК, артикуляционная гимнастика, дидактические игры и упражнения).

Таким образом, успешное преодоление недостатков развития у данной категории детей возможно лишь при условии взаимодействия всех специалистов ДОУ.

И только благодаря тесной взаимосвязи всех специалистов нашего ДОУ мы смогли организовать и правильно простроить систему коррекционно-педагогической работы с нашими детьми. Она состоит из двух блоков:

-Коррекционно-педагогическая работа с детьми, направленная на коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.

-Коррекционно-педагогическая работа с родителями, направленная на обогащение родителей знаниями по вопросам воспитания детей, через специальные лекции, семинары, консультации и т. д.

Источник

Примерные вопросы и темы для подготовки к тестированию для

воспитателей дошкольных и школьных специальных (коррекционных) ОУ

Темы, которые будут представлены в тестовых заданиях:

1.  Специальная педагогика (определение и основные понятия).

2.  Предмет и объект специальной педагогики.

3.  Цель и задачи специальной педагогики.

4.  Отрасли специальной педагогики.

5.  Виды учреждений для детей с ОВЗ.

6.  Причины отклонений в психофизическом развитии детей. Вопросы развития детей в норме и патологии.

7.  Классификация психического дизонтогенеза (классификация ).

8.  Дети с умственной отсталостью. Формы умственной отсталости. Обучение и воспитание детей с умственной отсталостью. Олигофрения (понятие, причины возникновения). Особенности личности детей с умственной отсталостью.

9.  Дети с задержкой психического развития. Основные варианты ЗПР.

10.  Искаженное психическое развитие (понятие синдрома раннего детского аутизма). Психолого-педагогическая характеристика аутичного ребенка.

11.  Основные направления работы воспитателя с детьми с ОВЗ.

12.  Общепедагогические и специальные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.

Ниже приводится образец одного из вариантов тестового задания для воспитателей специальных (коррекционных) ОУ (данный вариант не будет использоваться при оценке профессиональной компетентности воспитателей).

Вариант – 1.

1. Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка (исключите лишнее)

1) ориентировочно-исследовательских действий;

2) восприятия предметов с точки зрения функционального назначения;

3) установление эмоциональных связей с окружающими людьми;

4) ориентировки на свойства и качества предметов.

2. ЗПР, обусловленная информационной и эмоциональной депривацией ребенка в семье, является:

1) ЗПР соматогенного происхождения;

2) ЗПР психогенного происхождения;

3) ЗПР церебрально-органического генеза;

4) ЗПР конституционального происхождения.

3. При сниженном слухе основная нагрузка ложится на:

1) слуховой анализатор;

2) зрительный анализатор;

3) речедвигательный анализатор;

4) вестибулярный аппарат.

4. Ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз, причинами которого являются функциональные расстройства зрительного анализатора – это:

1) амимия;

2) амблиопия;

3) амбидекстрия;

4) астигматизм.

5. Сравните понятия «умственно отсталые дети» и «дети-олигофрены»

1) одно является частью другого;

2) обозначают разные категории;

3) используются в разных областях;

4) тождественны.

6. Слабое развитие моторики умственно отсталых дошкольников проявляется:

1) в продуктивных видах деятельности:

2) в трудовой деятельности;

3) во всех видах деятельности;

4) не отмечается.

7. Взаимодействие воспитателя с ребенком с отклонениями в развитии должно быть направлено в первую очередь на:

1) стимуляцию познавательной деятельности;

2) совершенствование личностного контроля;

3) коррекцию негативных форм поведения;

4) установление эмоционального контакта с ребенком.

8. Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма называется:

1) декомпенсацией;

2) компенсацией;

3) коррекцией;

4) восстановлением.

9. Ведущей формой деятельности у ребенка двухлетнего возраста (без отклонений в развитии) является:

1) игра;

2) предметно-манипулятивная деятельность;

3) учебная деятельность;

4) эмоциональное общение.

10. Приведение индивидуального и группового поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в соответствие с системой общественных норм и ценностей является:

1) компенсацией;

2) реабилитацией;

3) социальной адаптацией;

4) реабилитацией.

11. Психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере основных психических потребностей это

1) реабилитация;

2) социальная дезадаптация;

3) депривация;

4) декомпенсация.

12.Определите вариант ЗПР: обусловлен длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками систем организма, в первую очередь сердца:

1) конституционального типа;

2) церебрально-органического типа;

3) соматогенного типа;

4) психогенного типа.

13.Основным критерием оценки деятельности педагога является:

1) уровень развития и воспитанности детей, умение применять полученные знания в жизни;

2) количество награждений педагогов;

3) уровень планирования воспитательно-образовательного процесса;

4) умение обеспечить условие для активной детской деятельности.

14.Комплексный анализ занятия — это:

1) изучение выполнения психологических требований к занятию;

2) выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности; обеспечивающей развитие познавательных способностей детей;

3) одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия;

4) анализ основных дидактических категорий.

15.Результативность деятельности ОУ определяется исходя из:

1) определения профессиональной компетентности педагогов;

2) познавательных изменений в развитии ребенка;

3) наличия соответствующей документации, диагностической программы;

4) программы методического обеспечения образовательного процесса

16.Развивающая предметная среда в ДОУ (по ) это…:

1) система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей;

2) система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития;

3) совокупность бытовых удобств;

4) материально — техническая база.

17.Выделите новую задачу из основных задач ДОУ, утвержденных “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”

1) охрана жизни и укрепление здоровья детей;

2) обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

3) осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

4) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

18. Укажите видовой порядковый номер учреждений для детей с ЗПР

1) 5 вид;

2) 2 вид;

3) 6 вид;

4) 7 вид.

19. Приобретенные аномалии в психофизическом развитии детей обусловлены:

1) воздействием патогенных факторов в натальный и постнатальный периоды;

2) воздействием патогенных факторов в период внутриутробного развития;

3) наследственными заболеваниями родителей;

4) все ответы верны.

20.Основная задача учреждений для детей с умственной отсталостью в умеренной степени:

1).Усвоение знаний соответствующих программе начальных классов общеобразовательной школы;

2)Усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов С(К)ОШ 8 вида;

3) Привитие навыков самообслуживания, воспитание адекватного поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков;

4. Усвоение знаний, соответствующих программе всех классов С(К)ОШ 8 вида.

21. Какая особенность аутичного ребенка представлена: «обычные краски чрезмерны, неприятны, травмирующи»:

1) страх перед новым;

2) повышенная сенсорная чувствительность;

3) повышенная ранимость;

4) чувство самосохранения;

22. Умственно отсталые дошкольники лучше запоминают материал в следующей последовательности: (указать правильный ряд)

1) реальные предметы – слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы;

2) слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы – реальные предметы;

3) картинки, изображающие предметы — реальные предметы – слова, обозначающие предметы;

4) реальные предметы – картинки, изображающие предметы – слова, обозначающие предметы.

23. Разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, предупреждение новых речевых расстройств – это

1) коррекция;

2) компенсация;

3) адаптация;

4) депривация.

24. Задачами специальной педагогики являются:

1) изучение социологических проблем, связанных с интеграцией;

2) изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей;

3) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии;

4) все ответы верны.

25. К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся ( исключите лишнее):

1) замедленное и ограниченное восприятие;

2) недостаточная, по сравнению с обычными детьми, познавательная активность;

3) пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире;

4) развитие в соответствии с возрастной нормой.

Источник