Слушание музыки в развитии ребенка

Слушание музыки в развитии ребенка thumbnail

Оксана Семухина
Слушание музыки у дошкольников

Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:

знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки;

развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

различать музыкальные образы, особенности их развития;

дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания,

характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

В дошкольном возрасте, закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать крайне ограниченные возрастные возможности детей.

На первом-втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание.

В младших группах детского сада в силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Выразительные интонации певческого голоса, мимика поющего особенно их захватывают. Характерны для этого возраста внешние проявления эмоций — жесты удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. Однако чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и так же быстро исчезают.

Четырех-, пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти, желание рассказать о впечатлениях после прослушанной песни или пьесы.

Дети 5—7 лет имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность, интерес осознанны и проявляются в потребности многократного общения с любимыми произведениями. Отмечается также известная наблюдательность. Ребята способны почувствовать общее настроение музыки и проследить за развитием художественного образа. Они отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят своеобразные, самостоятельные определения: «Какая музыка медленная, тяжелая» (о пьесе В. Ребикова «Медведь»). Дети в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с впечатлениями от восприятия музыки. Например, прослушав «Кавалерийскую» Д. Кабалевского, мальчик заметил: «Я видел кавалеристов, они быстро едут, такие смелые, храбрые. Музыка правильно о них рассказывает. Я тоже буду смелым».

Содержание программы включает в себя три основных элемента:

ознакомление с музыкальными произведениями, воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

привитие навыков культуры слушания музыки;

формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений, первоначальных сведений о музыке.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Программа по слушанию музыки строится на основе четко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке. Усложняются и выразительные средства. Известно, что Д. Б. Кабалевский применил тематическое построение своей программы. Этот принцип можно использовать и при составлении программы музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Темы организуют процесс формирования музыкального восприятия детей. Последовательность тем вводит ребенка в мир музыки, обогащает его эмоциональное переживание, и, кроме того, ребенок начинает понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления и они могут быть выражены средствами музыкальной выразительности.

В основе программы лежат три основные темы.

Первая тема: «Какие чувства передает музыка Детей знакомят с жанрами, различным характером произведений, расширяют словарный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая). Так эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки.

Вторая тема: «О чем рассказывает музыка Детей знакомят с программностью и изобразительностью музыки: оказывается, она может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях.

Третья тема: «Как рассказывает музыка Детей знакомят с развитием художественных образов и средствами выразительности — музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи. Конечно, разделение тем очень условно, так как, привлекая внимание детей к одной из них, педагог затрагивает и другие темы.

К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать произведение в целом, отдельные его части, припев, заключение. Имея запас знакомых музыкальных произведений, он может различать их виды, характерные особенности (марш, пляска, колыбельная). У него формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес, их форме (вступление, заключение, запев, припев, часть, наиболее ярких средствах выразительности.

Последовательное выполнение требований программы слушания музыки ведет к гармоничному музыкальному развитию дошкольника.

Источник

Анна Банакова
Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста

I.Значение слушания музыки.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоц-го воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Более того, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дети приобщаются к муз. искусству в процессе различных видов муз. Деятельности:

-восприятие

-исполнительство

-творчество

-муз. образовательной деятельности.

Первым звеном в системе муз. воспит является слушание музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. В процессе слушания музыки у детей формируется любовь к музыке, потребность в ней. Для формирования эстет восприятия музыки важно не только понимать ее содержание, но и различать средства выразительности.

Работа по приобщению слушания музыки способствует тому, что дети начинают чувствовать т осознавать хар-р музыки, настроение выражаемое в ней, а затем уже выражают эти настроения в своей исполнительской и творческой деятельности.

Слушая муз. произведение дети знакомятся с более сложными, разнообразными муз. произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это способствует обогащению их муз. опыта, развивает интерес к музыке, расширяет муз кругозор, повышает муз восприимчивость детей, их эмоц. отзывчивость, воспитывает муз. вкус; развивает умственные способности, нравств. качества – происходит всестороннее развитие личности ребенка.

Читайте также:  Неделя ребенку развитие режим работы

II.Задачи по слушанию:

Осн. задача – формирование основ муз. культуры. Эта задача осущ-ся с помощью след-х:

1. Знакомить детей с худ. доступными их восприятию образцам соврем, класс, народ музыки.

2. Развивать муз. восприимч-ть детей, способность эмоц. откликаться на чувства выраж. в музыке.

3. Различать муз. образы (обобщенный образ идеи произведения).

4. Дать детям перврнач-е сведения о музыке, подводить их к запоминанию муз. произв, различению их содержания, хар-ра средств муз выразит, формировать оценочные отношения (подг. гр)

Все задачи видоизменяются и усложняются в каждой возрастной группе.

Содержание в программе:

С. п включает 3 осн. направления:

1. Ознакомление с муз произведение, их запоминанием, накопление муз впечптлений.

2. привитие навыков культуры слушания музыки

3. Формирование муз вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений перврначальных сведений о музыке.

В Программу по слушанию входят произведения, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке; усложняются и выразительные средства.

В основе слушания лежат три взаимосвязанные темы.

1. «Какие чувства передает музыка Детей знакомят с музыкальными жанрами, с различным характером произведений, расширяют словарный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая). Тема направляет, внимание детей на эмоциональное содержание музыки.

2.«О чем рассказывает музыка Музыка может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях.

3.«Как рассказывает музыка Музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи.

К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать произведение в целом, отдельные его части, припев, заключение. Имея запас знакомых музыкальных произведений, он может различать их виды, характерные особенности (марш, пляска, колыбельная). У него формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес, их форме (вступление, заключение, запев, припев, часть, наиболее ярких средствах выразительности.

III. Характеристика муз. репертуара.

Важными особенностями репертуара для слушания являются:

1. художественность

2. доступность

3. тематическое и жанровое разнообразие с учетом возр. возможностей.

Произведения по слушанию музыки для детей д. в – это музыка русских, зарубежных, современных композиторов, народное творчество. – это произведения преимущественно из детских альбомов написанных композиторами в разные истор эпохи

Пример: Александр Гречанинов «Бусинки», П. И Чайковский «Детск. альбом», Роберт Шуман «Альбом для юношества».

Так же входят произведения которые хорошо воспринимаются детьми в силу эмоц образного содержания музыки (Вивальди, Моцарт, Глинка).

Доступность: Эмоц. содержание должно соответствовать эмоц. опыту ребенка. В основном программная музыка: с заголовком, смыл. музыки понятен, близок по содержанию.

Для слушания используется вокальные и инструментальные произведения

Мл. д. в доступнее вокальная форма звучания. Половину произведения для слушания составляют вокальные произведения. Дети слушают контрастные по характеру произведения отражающие яркие, близкие образы. (Наша погремушка – Арсеева, Кошка – Александрова).

Ср. д. в – используется более сложный репертуар. Песни отражают явления природы (Осенняя песенка – Александрова).Значительное место занимает инструмент. музыка (Моя лошадка — Гречанинов, Бабочка – Грига).

Ст. д. в – знакомят с произведениями различных жанров передающих разнообразные чувства.

(Марш деревянных солдатиков – Чайковский; Колыбельная – Свиридова; Первая потеря – Шуман)

IV. Формы работы по слушанию музыки.

Работа по развитию навыков слушания музыки проводится:

— на музыкальных занятиях

— в развлечениях

— в ходе других занятий

— как самостоятельная деятельность.

Слушание музыки может использоваться на занятиях:

— по ознакомлению с окружающим (Дети знакомятся с явлениями природы – Дождик и Радуга- Прокофьева; Холодно,холодно –Гречанинов).

— по развитию речи – музыка помогает лучше воспринять художественный образ (Рассказывание сказки – спеть песенку персонажей: Сказка о царе Салтане – слушание фрагмента Римского-Корсакова).

— по ИЗО

Прослушивание музыки можно включить в праздники, развлечения. Особой формой по слушанию являются концерты. На них знакомят с творчеством композиторов, с муз. инструмен. и жанрами.

Источник

Поздеева М.О.

МБУ ДО «Приморская детская школа искусств»

Филиал «Детская школа искусств п. Васьково»

Слушание музыки как средство развития музыкального слуха

детей дошкольного возраста.

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» .

Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости [13].

Проблема восприятия музыки — одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество освещающих ее наблюдений, специальных исследований, во многом еще не решена .

Проблема развития восприятия музыки на нынешнем этапе приобретает всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современной молодёжи отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке». Одной из причин этого обстоятельства является неразвитое музыкальное восприятие, и как следствие – несформированность музыкальной культуры молодёжи. Причиной тому являются недостатки в воспитании музыкальной культуры детей, серьёзные упущения в формировании восприятия музыки, прежде всего в детском саду и начальной школе.

Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский , Е. В. Назайкинский В. Д. Остроменский, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая, Б. Л. Яворский. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.

Читайте также:  Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста курсовая

Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности в развитии музыкальных способностей. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке также даются в опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития.

Восприятие музыки — сложного многоуровневого явления — представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, — с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника. В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов.

Музыкальный слух – это способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавать их художественное значение.

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Музыка как вид искусства дает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде».

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор .

Из вышесказанного можно сделать вывод, что само явление музыкального слуха чрезвычайно сложно и многогранно, что определяет внимательное отношение к процессу развития музыкального слуха.

В процессе музыкальной деятельности развиваются умения ребенка. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно учитывая изменения возрастных особенностей построить и направить работу с самого раннего детства. В противном случае наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к семилетнему возрасту не сможет справиться с заданием, которое легко выполняет ребенок младшего возраста.

Проявление с ранних лет музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Именно в дошкольном возрасте закладываются первоначальные умения и навыки, которые помогают ребенку приобщиться к различным видам деятельности. Основной задачей педагога при выявлении музыкальности у ребенка в раннем возрасте, является развитие его музыкальных способностей и ознакомление с музыкой. Радынова О. пишет – «Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Она выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними» .

Восприятие музыки развивается в дошкольном возрасте и занимает главное место в музыкальном развитии и воспитании детей. Для достижения высокого уровня музыкального развития необходимо с самого раннего возраста создавать условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Необходимо закладывать с раннего детства отношение к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры.

Многие педагоги и психологи интересовались развитием музыкальности детей дошкольного возраста, рассматривая эту проблему в различных видах детской музыкальной деятельности, таких как восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Рассмотрим слушание и восприятие музыки как средство развития музыкального слуха. Как подготовлен ребенок к слушанию музыки, зависит сила воздействия музыки на развитие его личности. Восприятие музыки как вида музыкальной деятельности нужно развивать более активно подобно пению, игре на инструментах. Так как работа связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями ребенка это работа очень сложна для него. Прежде всего, необходимо понять, о чем «рассказывает» музыка, чтобы выявить понаблюдать и формировать детские эмоциональные переживания. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.

Одним из уникальных видов музыкальной деятельности является слушание музыки. Уникальность этого вида деятельности в том, что оно обеспечивает музыкальное и общее психическое развитие ребенка. Так как музыка отражает мир во всем его многообразии, поскольку она отражает его в звуках разносторонне и полно, ребенок, воспринимая музыку, познает мир.

Музыка является «языком чувств» и дает несравнимые возможности для развития эмоциональных переживаний детей.

Б.В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим».

Можно утверждать, что музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. У ребенка развивается произвольность и познавательная активность, мышление и воображение тогда когда он слушает и воспринимает и анализирует музыку.

У детей дошкольного возраста развивается речь в процессе повествования о музыке и ее анализа. Она становится более содержательной, образной и выразительной.

В музыкальных программах для дошкольников можно пронаблюдать, что слушание музыки как вид деятельности очень универсальный, его обычно выделяют в самостоятельный раздел, так как без восприятия музыки нельзя представить себе и другие виды музыкальной деятельности. Чтобы начать такую работу как разучивание песен, танцев, необходимо в первую очередь прослушать произведение. При прослушивании музыки на уроках дети знакомятся с разно жанровыми музыкальными произведениями и яркими средствами выразительности, которые использовал композитор.

Читайте также:  Что надо для развития ребенка в 6 месяцев

Знакомясь с произведениями яркой эмоциональной окраски, ребенка побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.

Важную роль для развития умений слушать и воспринимать музыку играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Музыкально-сенсорное восприятие ребенка предполагает развитие у него восприятия звуков различной окраски и высоты. Чтобы развить сенсорные способности детей дошкольного возраста необходимо проводить различные музыкально- дидактические игры. В этих играх используются звуковые сочетания, выражающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Средствами музыкальной деятельности являются высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука.

Чтобы слушание музыки приносило большую пользу в развитие детей дошкольного возраста необходимо систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений. Благодаря этому дети полюбят музыку, появится потребность слушать её и наслаждаться и в итоге разовьется музыкальный слух. Возможно избежать разговоров во время исполнения музыки в оперных театрах, что говорит о недостатке музыкальной культуры, которую нужно прививать детям начиная с раннего возраста.

Развивая музыкальный слух детей дошкольного возраста нужно обратить внимание на конкретные вещи, которые необходимы ребенку для выполнения определенных задач при слушании музыки, исполнения, творчества. Это, например: различение средств музыкальной выразительности, внимательного слушания музыки с начало и до конца и сопереживание, соответствующее характеру представленного произведения. Также сюда можно отнести чистоту интонации, игру на музыкальных инструментах.И, конечно же, творческое начало, которое проявляется в том, как ребенок себя проявляет, когда слушает музыку: подпевает, танцует.

Самым важным в развитии музыкального слуха является слушание музыки. Оно включает эмоциональный отклик на исполняемые песни. Знакомство детей с музыкой, с развитием музыкальной мысли не только прививает культуру восприятия, но и тренирует внимание, обогащает образное мышление ребенка.

Музыкальное восприятие у детей можно развивать при помощи дидактических игр. Дети слушали музыку в игровой форме. В таком виде работы лучше всего использовать какой-нибудь сказочный персонаж (мягкая игрушка, кукла, игрушечная машина и т.д.)

Игра, это основная деятельность ребенка в этом в возрасте. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. В своей практике на каждом занятии мы с ребятами «отправлялись» в гости в музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания на занятиях имеют игровую форму.Каждое занятие было пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия получались очень содержательными, интересными.

Проводя с детьми диагностические игры, направленные на развитие музыкального слуха детей дошкольного возраста в процессе слушания музыки можно утверждать, что у них увеличился запас музыкальных впечатлений, эмоциональный отклик на музыку стал более активен, внимание стало сосредоточенным, дети практически безошибочно стали определять характер, настроение и жанр музыкального произведения, движения под музыку передают их эмоциональные переживания и соответствуют характеру музыки, её образам.

В процессе опытно-экспериментальной работы мы выявили особенности развития музыкального слуха детей дошкольного, а также разработали и апробировали серию музыкально- тематических занятий по развитию музыкального слуха в процессе слушания музыки детей. На контрольном этапе нашего исследования была проведена контрольная диагностика, результаты которой свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методики.

Музыкальный опыт детей возможно обогатить при помощи слушания музыки. Становление музыкального слуха детей зависит в первую очередь от того, какая музыка окружает его, звучит в повседневной жизни в детском саду и дома или во время специально организованных занятиях .

Одной из важнейших функций музыкальных способностей является музыка, которая развивает эмоциональную сферу детей. При помощи слушания музыки можно развить не только музыкальность ребенка, но воспитать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку, которая может быть развита во всех видах музыкальной деятельности. Она проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). В восприятии музыки, прежде всего, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, слушание музыки как процесс развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста несет огромный положительный эмоциональный заряд, он позволяет ребенку проживать собственные эмоциональные переживания. Музыка является основой личностного становления ребенка. Можно определить потенциальные возможности музыкального искусства как педагогического фактора формирования музыкального восприятия. В ходе исследования было доказано, что слушание музыки будет способствовать развитию музыкального слуха детей дошкольного возраста при выполнении следующих условий:

– поддержка эмоционального отклика на музыку, формирование потребности в слушании музыки, увеличение запаса музыкальных впечатлений;

– развитие умения внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать и определять его общий характер и настроение контрастных частей; определять элементарный жанр пьесы;

– воплощение в творческих свободных движениях общего характера музыки, динамики ее образов; воспроизведение изобразительных движений (жалею подружку, качаю куклу, глажу котенка).

Список использованной литературы:

1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.

2. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.- М.: Просвещение, 1985-160с.

3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Учеб. Для студ. Высш. уч. заведений.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.- 304с.

4. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997 г., с.138.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Деятельность. Сознание. Личность. М., 1991 г., с.187. 11. Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия. // Музыкальная психология. М., 1993 г., с.175-182;

6. Никашина Г.А. Малыш и музыка. Мн. 2004 г., с.23.

7. Радынова О. Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания. — Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24

8. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей М., 1991г., с.123-124;

Источник