Взаимодействие в семье как фактор развития личности ребенка

Цивилизованное общество не может существовать без смены поколений, единственным источником которых является семья.

Все дети приходят в мир беспомощными и беззащитными. Их жизнь, здоровье и будущее до периода взросления целиком зависят от родителей. Важнейшими факторами влияния семьи на детей являются атмосфера кровно-родственных эмоциональных связей и близость между ее членами. Особую значимость они приобретают для детей дошкольного возраста. Взаимные глубинные чувства и отношения между ребенком и родителями, доверие к ним делают его особенно восприимчивым к их нравственным установкам и требованиям, определяют прочность воздействия семейного примера.

Многовековая практика человечества убедительно показывает следующее: сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуативных условиях. Именно в этом заключается семейная доминанта и ее генезис.

Дети, растущие в благополучных и полноценных семьях, имеют меньше валеологических и адаптационных проблем, связанных с посещением ДОУ, переходом в первый класс. Однако нарушение или отсутствие гармонизированных детско-родительских отношений как обязательное следствие влечет за собой ухудшение успеваемости и асоциальное поведение как способ компенсации недостатка признания и внимания со стороны взрослых. Так вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы деструктивного поведения и отношения к семье и ближайшему окружению. Здесь кроются истоки беспризорности, асоциальности и дезадаптации. Из выше изложенного следует, что проблема профилактики семейных отношений, в частности, в условиях детского образовательного учреждения, является в настоящее время актуальной, а ее приемлемое решение — востребованным.

Исследования педагогов, психологов, социологов, медиков, правоведов и других специалистов убедительно свидетельствуют о низкой семейно-правовой, психологической и медицинской составляющих культуры родителей, о необходимости специальной планомерной работы в этих направлениях, разъяснения родителям особенностей возрастного развития детей.

Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их адаптивное взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения.

В связи с усложнением социальной и экономической обстановки в нашей стране резко увеличилась численность социальных и межличностных конфликтов, статистика фиксирует рост разводов и внебрачных детей, всплеск социального сиротства. Наука и практика отмечают разрушение традиционной структуры семьи, ее системы ценностей.

В связи с этим психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность и решать комплекс профилактических задач:

— способствовать формированию у родителей соответствующих знаний и умений, в частности, желание использовать их в общении с детьми и в интересах собственного развития;
— создавать условия для оптимально сбалансированного психического развития детей на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в его становлении как дееспособной личности.

Помимо этого решаются задачи предупредительного характера, предотвращающие наступление нежелательных психических последствий в их развитии. Родители и педагоги ДОУ должны уметь наблюдать за каждым ребенком, своевременно замечать и корректировать негативные особенности его развития. Это позволит избежать последствий реадаптации и дезадаптации. Исходя из этого, считаются оправданными следующие формы сотрудничества с семьей:

посещение семей с целью изучения внутрисемейных отношений и установления контакта с родителями;
— проведение Дней открытых дверей, которые знакомят родителей с традициями дошкольного учреждения, особенностями воспитательного процесса;
консультирование родителей в рамках усвоения определенных знаний и умений в решении проблемных вопросов;
— организация семинаров-практикумов для начинающих родителей, наиболее нуждающихся в приобретении практических навыков воспитания детей;
— проведение родительских собраний (общих и групповых), на которых обсуждаются задачи воспитания детей, разбираются педагогические ситуации;
— организация родительских конференций с целью обмена опытом семейного воспитания.

Все эти мероприятия могут организовываться и проводиться как целевые, по отдельности, так и в оптимальных сочетаниях.

В заключение необходимо отметить следующее: несмотря на внедрение в последнее время новых перспективных форм сотрудничества ДОУ и семьи, которые предполагают активное включение родителей в педагогический процесс, чаще всего эта работа ведется по одному из традиционных направлений в форме педагогической пропаганды. К сожалению, семья при этом является лишь объектом частного, а не системного воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Л.А. Ястребова (г.Армавир, Краснодарский край, Россия)

Источник

Наталья Янгулова
Формирование личности ребенка через систему отношений в семье

Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции, то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

малыш полноценно применяет личные местоимения;

имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;

ребенок владеет навыками самоконтроля;

он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);

новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т. п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

«Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, – их родители.»

Б.Шоу

Взаимоотношения в семье играют значительную роль на формирование его личности. Особенности межличностных отношений напрямую зависят от тех обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует, от уровня образования и культуры членов семьи, материального положения, традиций и ценностей, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, от места жительства, социальной принадлежности семьи, нравственных убеждений супругов и т.д.

Проблема влияния межличностных отношений на мировоззрение ребенка очень актуальна, т.к. общаясь со своими сверстниками он использует тот стиль общения, к которому он привык, он действует так, как приучен и как считает правильным, он выбирает ту группу общения, в которой он чувствует себя комфортно.

С целью выяснить, каким образом гармоничные или тревожные отношения в семье влияют на развитие личности ребенка, было проведено исследование

Объем выборочной совокупности составили 10 семей респондентов (01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10), из которых имеют полный состав – ребёнка воспитывают оба родителя, 1 семья (04) – формально полная (в этой семье отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов), в 1семье (10) − отсутствует мать. По количеству детей: в 1 семье (07) 3 детей, 5 семей (02, 03 , 05, 06, 08) , где 2 детей, 4 семьи (01, 04, 09, 10), где 1 ребенок.

При этом, в исследовании участвовало только по 1 ребенку возраста 5-8 лет из каждой семьи.

Для определения отношения ребенка к семейной ситуации, детям был предложен тест «Рисунок семьи», авторами которого являются Р. Бернс и С. Кауфман.

Тест состоял из двух частей: рисование и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. Тестирование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Ему предлагалось нарисовать рисунок, где все члены его семьи заняты обычным делом.

При помощи наводящих вопросов исследователь уточнял смысл нарисованного ребенком, его чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло).

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д

В тесте «Рисунок семьи» выделяют 5 симптомокомплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация.

  2. Тревожность.

  3. Конфликтность в семье.

  4. Чувство неполноценности в семейной ситуации.

  5. Враждебность в семейной ситуации.[1]

Результаты проведения теста с детьми младшего представлены в таблице 1.

Таблица 1 – симптомокомплекс семейной ситуации в семье.

Симптомокомплекс

Семья №

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Благоприятная семейная ситуация

0,3

0,4

0,9

0,5

0,5

0,4

0,5

0,1

0,6

0,6

Тревожность.

0,4

0,4

0,2

0,3

0,9

0,3

0,2

0,3

0,6

Конфликтность в семье

0,1

0,3

0,3

0,6

0,3

0,2

0,5

Чувство неполноценности в семейной ситуации

0,1

0,5

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,2

0,2

Враждебность в семейной ситуации

0,2

0,5

0,2

0,4

0,2

0,5

В семьях 03, 04, 07, 09 – семейные отношения детьми определяются как благоприятные. Например, на рисунке ребенка из семьи 03 (Рисунок 1) ни тревожности, ни конфликтности практически не ощущается, об этом говорят такие признаки как преобладание всех членов семьи, отсутствие изолированных членов семьи, отсутствие штриховки и показателей враждебности, хорошее качество линий, адекватное распределение людей на листе

Рисунок 1− нарисовал ребенок из семьи 03.

В семьях 02, 06, 08 выражена тревожность детей. Анализируя рисунок ребенка из семьи 08 (Рисунок 2), можно выделить: отсутствие на рисунке некоторых членов семьи, двойные линии, линии с сильным нажимом, стирание, агрессивные позиции фигур.

Рисунок 2− нарисовал ребенок из семьи 08.

В семьях 01, 05, 10 наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. В семье 05, несмотря на общую благоприятную ситуацию(преобладание людей на рисунке, преобладание всех членов семьи, отсутствие показателей враждебности), ребенок ощущает конфликтность об этом говорят: стирание отдельных фигур, изоляция отдельных фигур, член семьи, стоящий за спиной (Рисунок 3).

Рисунок 3− нарисовал ребенок из семьи 05.

Таким образом, можно сказать, что в данных семьях дети растут в благоприятной семейной атмосфере, однако, не маленький показатель тревожности, связанный с семейным микроклиматом, также присутствует.

Для определения видения родителями ситуации в семье, им предложено было пройти тест-опросник Варги-Столина. Родителям предлагалось выразись свое согласие или несогласие с утверждениями в опроснике. Его заполняли оба родителя из каждой семьи. Затем производился подсчет совпавших ответов с ключом согласно пяти шкал:

1.Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2.Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3.Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. [2]

Таблица 2 – отношение родителей к детям.

Родитель

Принятие – отвержение ребенка

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Отношение к неудачам ребенка

1.

Мать

18

6

5

6

3

Отец

15

6

3

4

7

2.

Мать

11

3

6

5

3

Отец

7

4

5

4

6

3.

Мать

20

7

7

5

4

Отец

16

6

6

3

1

4.

Мать

25

8

5

4

5

Отец

5.

Мать

17

5

5

5

6

Отец

19

6

6

4

8

6.

Мать

15

7

6

4

5

Отец

12

2

4

6

6

7.

Мать

22

7

6

6

4

Отец

17

5

4

3

5

8.

Мать

14

4

3

7

4

Отец

11

5

5

3

5

9.

Мать

16

8

7

5

7

Отец

18

6

5

7

5

10

Мать

Отец

19

7

6

5

3

В результате опроса были получены результаты, представленные в таблице 2. В семьях 01, 03, 04, 05, 06, 07, 09, 10, в основном, ощущается благоприятное отношение к ребенку, по крайнее мере, со стороны одного из родителей. В семьях 02, 08 проявляется достаточно много негатива в отношении к ребенку.

Если сопоставить результаты обоих тестов, можно заметить некоторую закономерность:

  • в семьях под номерами 01, 03, 04, 05, 07, 09 , показатели, как со стороны родителей, так и со стороны ребенка, дают положительные результаты. Здесь не ощущается агрессия или какая-либо враждебность по отношению к детям, и дети не ощущают её со стороны родителей

  • 02, 08 – это семьи, в которых, напротив, результаты тестов показывают, что дети чувствуют тревожность и конфликтность со стороны родителей. И эта тревожность обусловлена тем, что у взрослых действительно негативное отношение к детям: они их считают «маленькими неудачниками», проявляют либо повышенный контроль, либо наоборот, совсем их не контролируют и дети остаются без внимания.

  • в семье 06, мать близка к ребенку, и по результатам теста, у нее положительное отношение к нему, что нельзя сказать об отношении отца: взрослый не проявляет должного интереса к ребенку. Несмотря на благоприятное отношение матери, из-за плохого отношения отца, ребенок ощущает на себе выраженную тревожность, которую показал его рисунок.

Анализ полученных результатов показал, что, действительно, неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный и психологический дискомфорт. В семье с высоким уровнем критики у ребенка формируется негативная схема восприятия себя, своих способностей в сочетании с высокими требованиями к себе и стандартами. Именно эти установки задают соревновательный тон, которые сопровождают ребенка по жизни.

В тех семьях, где родители проявляют интерес к ребенку, близки с ним, положительно настроены к нему, у детей в меньшей степени проявляются такие чувства как тревожность, конфликтность, враждебность и неполноценность. Такие взаимоотношения не приведут к деструктивному развитию ребенка, а, напротив, способствуют его конструктивному развитию. Внимательные, заботливые по отношению к ребенку, стремящиеся помочь и поддержать, родители, являются залогом формирования полноценного, развитого и способного человека. И, наоборот, в тех семьях, где родители негативно относятся к ребенку, не ценят его, не проявляют должного интереса к его успехам, чрезмерно контролируют, в большей степени проявляются чувства детской тревожности, конфликтности, враждебности и неполноценности. В таком случае, мало вероятности, что развитие ребенка будет конструктивным.

В целом, нельзя сказать со 100% уверенностью, что в семьях с тревожными или конфликтными отношениями дети ничему не научатся или будут развиваться категорически неправильно. Однако, семья это то место, где люди находятся большую часть своей жизни, здесь они растут, живут. Общаться и знакомиться они начинают в семье, именно родители являются эталоном поведения для ребенка, поэтому, безусловно, она накладывает немалый отпечаток на человека и влияет на развитие личности.

Список использованной литературы:

  1. Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».[Электронный ресурс]:[сайт] https://test-metod.ru (дата обращения: 06.11.2013);

  1. Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин. [Электронный ресурс]:[сайт] https://test-metod.ru (дата обращения: 06.11.2013).

Источник