Рабочая программа по развитию речи по программе особый ребенок

Рабочая программа по развитию речи по программе особый ребенок thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района

Рассветовская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Рассветовская СОШ

Приказ от №____

_________________/С. А. Крат /

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Уровень общего образования (класс) начальное общее, 2а класс (ы)

Количество часов 34

Учитель Миронец Татьяна Васильевна

Программа разработана на основе:

«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная степень интеллектуальной недостаточности и нарушение языковой и речевой функций тяжёлой степени, обучаемой рекомендовано домашнее обучение по программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Индивидуальная рабочая программа по развитию речи «Особый ребенок» 1-й год обучения для обучающегося Ламок Ксениисоставлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т. М. Головкиной

г. Переславль, 2007г и следующими нормативными правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26 ЗС.

Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Все предметы для учащейся имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

Место предмета: Учебный предмет «Развитие речи» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю — 1 ч, в год — 33ч. (для обучающихся на дому).

Индивидуальная рабочая программа по развитию речи, составлена, с учётом особенностей данного ребенка: ДЦП и умеренная степень интеллектуальной недостаточности и нарушение языковой и речевой функций тяжёлой степени. У девочки отмечаются трудности общей координации движений, несформированность статических движений (сидение за партой, удержание позы при выполнении упражнений). Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способна удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, несформированные графомоторные умения.

Зрительно-двигательная координация не сформирована.

Ребёнок эмоционально не устойчив, капризна. В течение дня заметны колебания настроения.

Обращённую речь не понимает, не понимает назначение предметов повседневной жизни, не реагирует на своё имя и фамилию. Говорит отдельные слоги. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат.

Навыки социального поведения не сформированы.

Функции индивидуальной образовательной программы

Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающейся, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута.

Информационная

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени.

Мотивационная

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающейся.

Организационная

Определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики.

Самоопределения

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.

Цель и задачи курса

Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

Приоритетными задачами коррекционной работы являются:

-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;

-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;

-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;

-развивать восприятие, память, внимание;

-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;

-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.

-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.

-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;

-воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.

Содержание основного минимума знаний, умений, навыков:

по курсу «Развитие речи»

Для детей с средней и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.

Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в глаза взрослому.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих предметы; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове.

На начальных этапах педагог формирует у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.

Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.

Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции. Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.

На занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог пел детям песенки, рассказывал стихи и при этом обращал их внимание на свою артикуляцию. Стимулировал детей подражать действиям губ взрослого, делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.

Читайте также:  Тест на развитие творческих способностей ребенка

Необходимо побуждать детей к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Далее детей учат отвечать на вопросы (да, нет); произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации (пить, гулять, хочу, кушать, стой, лови, там, туда, пока, Ваня, Катя и т.д.). Большое внимание уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Где кошка? и т.д.) и развитию фразовой речи. Детей учат в определенной ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание: «Дай пить», «Хочу спать», «Дай куклу» и т.д.

Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.

Программой определены следующие цели и задачи курса:

Цель:

1. Появление у обучающегося элементарной речи.

2. Понимание обращенной речи.

Задачи:

1. Формирование вербальных коммуникативных навыков.

2. Развитие и коррекция понимания речи;

— слушать и понимать учителя;

— выполнять несложные речевые инструкции;

— внятно выражать свои просьбы и желания;

— накапливать и активизировать словарь;

3.Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;

4.Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;

5.Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления.

6.Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом; умения подчиняться словесным инструкциям.

7.Развитие сенсорной сферы на основе упражнений, направленных на коррекцию зрительных, слуховых, двигательных ощущений и восприятий.

Требования к уровню подготовки обучающейся.

Обучающаяся должна уметь:

-пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы);

-воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова;

-узнавать предмет по его частям;

-обобщать названия изученных групп предметов;

-соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;

-слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

-выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении (используя жесты и пиктограммы).

Обучающаяся должна знать (реагировать):

-своё имя, отчество, фамилию, возраст;

-название и расположение основных частей тела и лица;

-профессии людей (учитель, врач);

-содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка».

Критерии оценивания знаний, умений, навыков

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

  • действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

  • действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Показатели самостоятельности учащегося.

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

!

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

пп

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.

п

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

и

Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.

о

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

с

При выполнении ниже 35% заданий учащаяся с тяжелой умственной отсталостью получает 3 «усвоила на минимальном уровне», оценку 3«удовлетворительно» получает, если она, верно, выполнила от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку 4«хорошо» — при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка 5«достаточно хорошо», если выполнено свыше 65% заданий.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

  • действие (операция сформировано – «ДА»;

  • действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;

  • действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;

  • действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».

Диагностический инструментарий оценивания знаний, умений, навыков

Название методики / оборудования

Цель

Пирамида

Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины

Найди такую же

Картинки половинки

Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними

Поиграй

Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней

Разрезные картинки

Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание

Времена года

Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение.

Найди пару

Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.)

Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела

Условия реализации программы

Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия:

— строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);

— сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

— наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

— сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

— детские музыкальные инструменты.

Методы и приёмы, используемые в ходе обучения: беседа, работа с изобразительными наглядными пособиями, наблюдения, работа с натуральными наглядными объектами, практические задания.

Методическая литература для учителя

  1. А.Р Маллер, Г.В Цикото. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.

  2. Л. Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д. И. Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». М. «Владос», 2009г.

  3. Л.М Шипицина. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

  4. Бгажнокова И.М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» М. «Владос», 2007г

  5. Т.М. Головкина «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития»

г. Переславль, 2007г.

6. Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.

  1. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.

Источник

Календарно- тематическое планирование по развитию речи (класс «Особый ребенок» 4 год обучения)

п/п

Тема урока

Дата

Требования к результату

Виды контроля

знать

уметь

I четверть – ч.

1

Наблюдения за сезонными изменениями в природе летом и осенью. Экскурсия.

01.09. Урок знаний

Приметы ранней осени

Дополнять высказывания товарищей

Экскур-

сия

2

Название осенних, зимних, весенних месяцев.

08.09.

Название осенних месяцев.

Отвечать на вопросы

Вопросы

3

Осень. Труд людей летом и осенью.

Читайте также:  Договор на оказание услуг по развитию ребенка

15.09.

Осенние и летние и месяцы

Отвечать на вопросы

4

Овощи: свекла.

22.09.

Названия овощей, вид корня свеклы.

Сравнивать предметы

5

Ягоды: крыжовник, смородина.

29.09.

Названия ягод

Составлять описание по вопросам

6

Сад и фрукты.

06.10.

Название и различие фруктов

Устанавливать общие и отличительные свойства

7

Растения: деревья, кусты, травы.

13.10.

Отличительные признаки растений.

Устанавливать общие и отличительные свойства

8

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

20.10.

Название и различие бахчевых культур

Сравнивать предметы

9

Цветы (роза, георгин). Название, распознавание.

27.10.

Название цветов: роза, георгин.

Устанавливать общие и отличительные свойства

II четверть – 8ч.

10

Деревья (клен). Название. Распознавание.

10.11.

Названия растений

Устанавливать общие и отличительные свойства

11

Сезонные явления в природе: ноябрь.

17.11.

Приметы поздней осени

Связно высказываться по плану

12

Экскурсия. Сбор листьев и классификация их по величине, форме.

24.11.

Виды транспорта

Устанавливать общие и отличительные свойства

Экскур

сия

13

Правила дорожного движения.

01.12.

Правила дорожного движения

Соблюдать правила

14

Сезонные изменения в природе: начало зимы.

08.12.

Приметы ранней зимы

Называть признаки начала зимы

Экскур-

сия

15

Комнатные растения (алоэ). Название, распознавание.

15.12.

Название растения: алоэ.

Определять алоэ по внешним признакам

16

Сезонная одежда: зимняя одежда и обувь.

22.12.

Сезонную одежду

Одеваться по погоде

17

Зимние забавы детей.

29.12.

Зимние игры. Правила ТБ во время игр

Участвовать в беседе

Экскур-

сия

III четверть – 9ч.

18

Сезонные изменения в природе в зимнее время. Зимние месяцы.

12.01.

Зимние месяцы

Называть и характеризовать предметы и явления

Вопросы

19

Экскурсия.

Зимующие птицы. Воробей.

19.01.

Зимующих птиц

Сравнивать и классифицировать

Экскур-

сия

20

Перелетные птицы. Скворец.

26.01.

Перелетных птиц

Различать птиц

21

Человек и природа: помощь зимующим птицам.

02.02.

Как беречь природу

Ухаживать за птицами

22

Домашние животные: свинья.

09.02.

Внешний вид, чем питается, какую пользу приносит человеку.

Различать домашних животных.

23

Сезонные изменения в природе зимой.

16.02.

Признаки зимы

Называть зимние месяцы

24

Труд жителей города и села зимой.

01.03.

Труд человека зимой

Дополнять высказывания одноклассников

25

Дикие животные нашего края. Лиса, волк.

15.03.

Привычки, распорядок животного

Рассказывать о животных

26

Признаки весны. Весенние месяцы.

22.03.

Названия весенних месяцев

Отвечать на вопросы

IV четверть – 8 ч.

26

Наблюдения за распусканием почек в природе, на ветках, находящихся в классе.

05.04.

Что такое почка

Отвечать на вопросы

27

Экскурсия .Сезонные изменения весной.

12.04.

Признаки весны

Связно высказываться по плану

Экскур-

сия

28

Насекомые (муравей, муха, божья коровка).

19.04.

Названия насекомых

Различать насекомых

29

Практическая работа: посев семян свеклы в ящик.

26.04.

Как правильно сажать семена свеклы

Отвечать на вопросы

30

Разнообразие животного мира. Охрана животных

03.05.

Названия животных

Различать

животных

31

День здоровья.

10.05.

Что такое экология.

Охранять окружающую среду

32

Весенние работы на огороде. Экскурсия.

17.05.

Весенние работы

Поливать растения на клумбе

Экскурсия

33

Человек. Охрана здоровья.

24.05.

Части тела человека

Ухаживать за собой

РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета ______________Е.В.Будаева

ГКОУ РО школы-интерната VIII вида ___________________2015 г.

от__________2015 года №_______

Председатель МС

__________________Л.В.Евсеева

Министерство общего и профессионального образования РО

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Новошахтинска

Директор ГКОУ РО

школы- интерната VIII вида

г. Новошахтинска

Приказ от ___________№________

__________________Л. В. Евсеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

класс «Особый ребенок» 4 год обучения

на 2015-2016 учебный год

Учитель Николаева Н.А.

Пояснительная записка

к рабочей программе по развитию речи для класса «Особый ребёнок» 4 год обучения

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года.

  2. Приказ МинОбрНауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » № 1015 от 30.08.2013года.

  3. ФГОС НОО

  4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»

№ 24/4.1.- 4851/м от 08.08.2014г.

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

  2. Положение о рабочей программе педагога ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Новошахтинска.

  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

  4. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

  5. Письмо министерства образования и науки РФ от 11.04.2008. №АФ 150/06«О создании условия для получения образования детьми с ограниченными .возможностями здоровья»

Развитие речи является одним из важных общеобразовательных предметов. Процесс обучения развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием культуры поведения и бережного отношения к растительному и животному миру.

Для детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), т.е. для детей с ограниченными возможностями здоровья будут созданы условия для получения образования. Благодаря инклюзии у обучающихся с ТМНР и аутистов появились условия для социальной адаптации – обучаться вместе с другими детьми.

Цель: формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Задачи:

  1. формировать умения употреблять слова в соответствии с ситуацией, задавать вопросы, развивать речь;

  2. формировать умения образовывать слова на базе однокоренных слов, составлять словосочетания;

  3. расширять и обогащать представления о непосредственно окружающем мире;

  4. готовить обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.

По учебному плану на изучение предметной области «Развитие речи» отводится 33 часов в год (1 ч в неделю).

Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, поэтому необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

Умственно отсталые обучающиеся будут назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Занятия по развитию речи по возможности будут проводиться в форме игр.

Занятия по развитию речи будут способствовать осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.

На уроках по развитию речи дети познакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей. Обучающиеся познакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий, научатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

На экскурсиях обучающиеся увидят предметы и явления в естественной обстановке.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделями во время беременности

Каждый урок-экскурсия завершится сбором материала для оформления коллекций, и гербариев. Этот природный материал можно будет использовать на уроках ручного труда, рисования и на других уроках.

Практические работы помогут закрепить определённые умения и навыки. Для развития различных органов чувств полезно лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино, диафильмов, видеофильмов.

Экскурсии, наблюдения, практические работы будут развивать речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей, а так же способствовать развитию коррекции личности школьника.

Национальный региональный компонент (НРК) указывается в разделе: примечания.

Возможные результаты образования обучающихся

Возможные предметные результаты:

— Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения

адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

— Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

— Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности,

полезных ископаемых).

— Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

— Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).

— Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

— Интерес к объектам живой природы.

— Расширение представлений о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.).

— Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, умение ухаживать за ними.

— Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

— Элементарные представления о течении времени.

— Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

— Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

— Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

— Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Средства мониторинга и оценки результатов обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации будут оценивать уровень сформированности действий/операций и представлений, внесенных в СИОП (специальную индивидуальную образовательную программу). Например: «выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет» (или «пассивно участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью»: физической частичной или существенной, по словесной инструкции, по образцу; представление: «невозможно выявить», «не сформировано», «сформировано частично», «сформировано».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИОП на следующий учебный период.

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИОП, самостоятельно, либо со значи-

тельной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции. Оценка результатов выполнения СИОП по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.

Система оценки результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимся специальной индивидуальной

образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:

— что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,

— что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

— насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

— необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

— в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);

— формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться индивидуально,

разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей;

— способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;

— в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);

— при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым);

— выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;

— выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИОП, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

Оценка результатов выполнения СИОП по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.

Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка предлагается использовать метод экспертной группы (на междисциплинар-

ной основе). Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения ребёнка и динамики его развития в повседневной жизни. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Программно-методический материал под редакцией И.М.Бгажноковой, г. Москва,

2007 г.

  1. «Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта» , г. Санкт- Петербург, Образование, 1996 г.

  2. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей», Москва. 1983 г. А.Р.Маллер.

    <