Взаимодействие семьи по интеллектуальному развитию ребенка

Взаимодействие семьи по интеллектуальному развитию ребенка thumbnail
Взаимодействие ДОУ с семьей

по вопросам интеллектуального развития ребенка.

(из опыта работы)
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка»

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова взаимодействие:

1. Взаимная связь двух явлений.

2. Взаимная поддержка.

Конечно, каждому родителю очень хочется, чтобы его ребенок был не только воспитанным, добрым, уважительным, счастливым, но и умным и интеллектуально развитым. Очень многие родители ошибочно вкладывают в понятие «интеллект» непосредственно умение хорошо считать, красиво писать и правильно считать.

Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; это система всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.

Как утверждают психологи, формирование интеллекта ребенка в первую очередь зависит не от специальных занятий с дорогостоящими специалистами, а от элементарного семейного воспитания.

Познавательное развитие является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе познания ребенок постигает человеческий опыт, выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.

Представления, познавательные процессы, эмоции являются составляющими познавательной сферы — сложного образования, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.

В процессе познавательного развития особое значение играет период от 4 до 7 лет, когда ребенок переходит на определенную ступень развития, более высокую и качественно отличающуюся от предыдущей. Это связано с физиологическими изменениями в коре головного мозга.

После 4 лет восприятие, память, внимание, мышление превращаются из непроизвольных процессов в произвольные, т.е. ребенок прилагает усилия для включения познавательных процессов, действует по принципу «не хочу, но надо». Произвольность познавательных процессов — одно из наиболее необходимых условий последующего развития ребенка и его успешного обучения в школе.

Исследования педагогов и психологов показали, что дети 4-7 лет способны постигать самые разнообразные знания в достаточно большом объеме.

Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. От внимательного отношения семьи к познавательному развитию своего ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие родителей может ослабить познавательную активность дошкольника, отрицательно сказаться на расширении кругозора и развитии познавательных интересов.

Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых

(педагогов и родителей), окружающих ребенка. Взаимодействие, сотрудничество — это прежде всего диалог, который постоянно обогащает всех партнеров и участников.

А это значит, что педагоги и родители, объединив усилия, должны сообща решать следующие задачи:


  • побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;

  • побуждать детей постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения;

  • поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;

  • направлять поисковую деятельность детей;

  • помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы, нестандартные проблемные ситуации;

  • приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

  • поощрять возникающие проблемные вопросы.

Работу по взаимодействию с семьей начинаем с изучения семьи. На основе наблюдений за взаимоотношениями детей и взрослых, анкетирования и бесед с родителями вновь поступивших в детский сад детей создается социальный паспорт семьи. Составлены рекомендации по посещению семей воспитанников.

Предварительно в конце учебного года проводим анкетирование среди родителей с целью найти новые актуальные темы для общения, проводим экспресс — опрос для педагогов с целью изучения особенностей работы воспитателя с родителями и трудностей, которые они испытывают в данном аспекте. Результаты анкетирование показали, что родители наибольшие трудности испытывают в вопросах психического развития ребенка, а воспитатели ограничены в выборе форм взаимодействия с родителями.

Далее разработали план взаимодействия с родителями, в который постарались включить разнообразные формы.

Для педагогов ДОУ проведены консультации по развитию психических процессов у детей, теоретический и практический семинар по взаимодействию ДОУ с родителями, организована выставка методической литературы по данной теме, приобретаем литературу по взаимодействию ДОУ с родителями, по интеллектуальному развитию детей

Разрабатывая содержание мероприятий для родителей, следует остановиться на сущности интеллектуального развития детей. Необходимо познакомить родителей с тем, что может ребенок в том или ином возрасте, каковы психологические закономерности его развития.

В каждой возрастной группе используем наглядные формы работы с родителями, которые включают подготовку памяток, материала на стендах, наглядного материала на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.

Также проводим педагогическое консультирование для родителей. Рассмотрены следующие темы:

— «Психологические особенности детей дошкольного возраста»;

— «Сенсорное развитие ребенка. Игры на развитие сенсорного восприятия»;

— «Значение воображения для развития ребенка. Игры на развитие воображения» с предварительным анкетированием родителей о важности воображения в развитии ребенка.

В подготовительной к школе группе организуем круглый стол на тему:

«Специальная готовность детей к школе» с приглашением учителей начальных классов школ города, с показом занятия с детьми, выставки литературы по проблеме.

Ежемесячно в группах проводим «Дни открытых дверей» для родителей и законных представителей детей. Тематика определена в каждой группе. В конце учебного года проводим неделю открытых занятий с обязательным приглашением родителей с целью выявления достижений каждого ребенка в разных видах деятельности.

Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребенка является творчество, детское или совместное со взрослыми не имеет значения. Этот период в интеллектуальном развитии ребенка один из самых важных и самых значительных. Свое видение мира дети совместно с родителями воплощают в рисунках и поделках, поэтому традиционными стали выставки рисунков на темы: «Здравствуй осень», «Моя мама», «Зимушка хрустальная», выставки поделок, сделанных руками родителей из природного и бросового материала : «Осенние мотивы», «Необычное в обычном» , «Это сделано руками наших пап», «Мамины руки золотые»

Изготовление книги «Сердце Казани» к 1000- тию Казани стало совместной работой родителей, детей и педагогов. Общими силами оформили выставки «65- летию Победы посвящается», «Любимым городом горжусь». Совместный труд по изготовлению книги «Профессия наших пап» объединил родителей, педагогов и детей подготовительной к школе группы.

Особое значение для познавательного, интеллектуально развития детей на протяжении всего детства имеют игры. С помощью игр идет развитие всех сторон ребенка, познавательных процессов. Игра не только дает возможность укреплять тело, тренировать ум и вырабатывать навыки социального общения, но и развивает наблюдательность и умение концентрировать внимание. Именно в игре проявляется характер ребенка, выявляются его наклонности. Различные игры способствуют развитию малыша на всех его уровнях, от сенсомоторного до словесно — логического.

По этому направлению в нашем ДОУ используются следующие формы работы:


  • отбор старшим воспитателем педагогически целесообразных развивающих, которые могут быть рекомендованы родителям;

  • консультации для родителей «Игра и игрушка», «Руководство игровой деятельностью детей» и т.д.;

  • вечера «Поиграем вместе» (2 младшие — подготовительная группы)

  • обучающие тренинги «Как играть с ребенком» (2 млад. группы);

  • тренинги по развивающим играм для воспитателей с приглашением психологов;

  • совместные игры с родителями и сотрудниками ДОУ на праздниках и развлечениях;

  • спортивные игры соревнования с родителями;

  • приобретение развивающих игр родителями в каждой возрастной группе;

  • помощь родителей в изготовлении атрибутов для сюжетно — ролевых игр;

  • новая форма работы «Игры с семейным альбомом».

Были подготовлены для родителей «Правила руководства игрой в семье».

Важной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки. Музыкальные руководители проводят консультации для родителей с целью знакомства с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Родителей привлекаем к организации и проведению праздников и развлечений. Традиционные праздники стали эффективной формой общения детей со своими родителями.

Психолог ДОУ организует индивидуальные коррекционные занятия с детьми, в развитие которых наблюдаются небольшие отклонения от нормы. Грамотное проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память. Но работа психолога с ребенком не будет достаточно эффективной, если он не приобщил к делу взрослых, которые общаются с ребенком постоянно. Отношения психолога, педагогов и родителей в нашем ДОУ построены на партнерском взаимодействии.

Психологом разработаны рекомендации педагогам и родителям для индивидуальной работы с детьми по развитию их познавательных возможностей.

Опыт работы детского сада по данному направлению был представлен на семинаре для заведующих детских садов и старших воспитателей города Заинска Республики Татарстан и получил высокую оценку присутствующих.

Список использованной литературы:

  1. Андрей и Ольга Дружинины, «Как развить интеллект вашего малыша»,-М.:

Центрполиграф, 2005.

2. Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями,- М: Просвещение, 2004.

3. Карпова С.И., Мамаева В.В.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников, — СПб.:Сфера, 2010.

4. Севостьянова Е.О.Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет,-М.: Сфера, 2005.

Источник

Работа с родителями

Познавательная лекция «Значение семьи в интеллектуальном развитии ребёнка»

Добрый вечер, уважаемые родители. Все мы знаем, что наши детки скоро пойдут в школу, вступят уже во взрослую жизнь, поэтому ваша роль очень важна для интеллектуального развития вашего ребёнка, и мне сегодня хотелось бы рассказать вам, что же такое интеллектуальное развитие ребёнка?

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые не мечтали бы о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всесторонне развитым ребёнком. А для того, чтобы успешно развивать интеллект, необходимо понимать, что это такое.

В психологии существует несколько мнений на этот счёт, но все они сводятся к следующему: Интеллект – это некая сумма знаний и умений + способность эти самые знания усваивать и решать с помощью них любые нестандартные ситуации. А усваивать эти знания и умения помогают другие способности – познавательные (восприятие, внимание, память), своевременное и достаточное развитие которых является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка.

Психологи сводятся также во мнении, что интеллект – это генетически заданная характеристика, выражаемая в виде задатков. А вот развитие этих задатков – задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль педагогов и родителей в процессе интеллектуального развития. Нужно понимать и помнить о том, что интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком – то этапе (в зависимости от обстоятельств). Ведь развитие мышления у детей определяется не только и не столько их способностями (задатками) и возрастными особенностями, а в большей мере объёмом и характером информации, которую они получают и степенью её усвоения.

Для гармоничного интеллектуального развития ребёнка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям! Именно в дошкольном возрасте маленькие «почемучки» очень любознательны. Они, как губка впитывают новые знания. Очень важно не упустить момент для интеллектуального развития ребёнка. Научно доказано, что дети в первые 5 лет жизни усваивают столько же информации, сколько за всю оставшуюся жизнь. Поэтому, чем раньше вы позаботитесь о его умственном развитии, тем легче ему будет потом получать новые знания в школе. И именно в этом возрасте, если вы заинтересованы в интеллектуальном развитии своего ребёнка, направьте его неуёмную энергию, желание узнать как можно больше в конструктивное русло.

Что нужно для интеллектуального развития ребёнка?

• Поощряйте его активность (разумеется, в пределах возможного). Например, поощряйте его стремление что – либо разбирать, собирать, открывать, закрывать, ломать и чинить – в процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности ребёнок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность.

• Подберите интересную для обоих (родителя и ребёнка) интеллектуальную задачу, игру и попытайтесь вместе этим позаниматься. Зачастую именно в такой совместной деятельности ребёнок начинает любить то или иное занятие, предмет.

• Научите любить чтение. Самое главное – не принуждайте силой ребёнка к чтению, сделайте так, чтобы он получал удовольствие от процесса.

• Одним из важных аспектов интеллектуального развития ребёнка является творчество – детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для дошкольного возраста. Всячески поощряйте малыша, хвалите его за различные поделки и рисунки.

• Интеллектуальное развитие ребёнка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые вы рассказывайте ему на ночь, с отношений между малышом и взрослым… Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Если внимательно наблюдать за малышом, в какие сюжетно – ролевые игры он предпочитает играть, можно определить тип отношений семьи, в которой он воспитывается. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать малышу достойный пример для подражания. Так, в семье, где царит спокойная, доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребёнка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, умный карапуз.

• Следует помнить о главном условии развития интеллектуальных способностей ребёнка – необходимо, чтобы ребёнок получал удовольствие, радость от самого процесса познания. Если же малыш выполняет какие – то задачи, из желания получить награду, из послушания, из страха быть наказанным, то, конечно, он усвоит определённые знания, но это не будет иметь никакого отношения к способностям.

Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка?

Каждого родителя интересует, а достаточно ли развит его ребёнок для своего возраста? Нет ли у ребёнка, каких – либо нарушений в интеллектуальном развитии?…Ответы на вопросы могут дать специальные тесты, каждый из которых рассчитан на определённый возраст ребёнка. И нужно сказать, что при правильном (профессиональном) использовании тесты на оценку интеллектуального развития ребёнка дают довольно – таки достоверную информацию для вас, родители. Спасибо за внимание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Модифицированный опросник по Дж. Чейпи для родителей

Цель: Определение уровня интеллекта детей самими родителями.

1. Оценка базового опыта ребёнка

• Приходилось ли ребёнку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?

• Был ли ваш малыш в библиотеке?

• Приходилось ли ребёнку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?

• Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

• Проявляет ли Ваш ребёнок повышенный интерес к чему – либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка речевого развития

• Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

• Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?

• Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щётка, пылесос, холодильник?

• Может ли ребёнок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

• В состоянии ли Ваш ребёнок рассказать историю, описать какой – либо происшедший с ним случай?

• Чётко ли ребёнок выговаривает слова?

• Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики.

3. Оценка умения общаться

• Включается ли ребёнок в игру других детей?

• Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация?

• Способен ли ребёнок слушать других, не перебивая?

• Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую – либо сценку в домашнем спектакле?

4. Оценка когнитивного развития

• Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, непохожую на остальные?

• Может ли ребёнок различать буквы и читать короткие слова?

• Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

• Может ли ребёнок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?

• Может ли ребёнок рифмовать слова?

• Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

• Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Всего – 23 вопроса.

От 20 – 11 отрицательных ответов – низкий уровень интеллекта

От 10 отрицательных ответов – средний уровень

1 – 2 отрицательных ответа – высокий уровень

Источник

Юлия Новикова
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Аннотация. В статье раскрывается сущность социального развития дошкольника, его включение в систему общественных отношений. Описывается процесс социально личностного развития дошкольников в условиях взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Ключевые слова: социализация, дети дошкольного возраста, социально-личностное развитие, социально-коммуникативное развитие, педагогическая деятельность, дошкольное образование, игровая деятельность.

Социальное развитие (социализация)процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

• трудовых навыков;

• знаний;

• норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, так как общество сегодня предъявляет высокие требования к уровню сформированности социально-коммуникативных качеств личности ребенка. Современное общество нуждается в активных, инициативных, коммуникабельных личностях, способных на самостоятельные поступки и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующих с окружающим миром.

Комплексные исследования последних лет (Г. М. Андреева, Ю. Н. Галагузова, И. С. Кон, М. Мид, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и потребность инноваций в процессе педагогического управления им. Выготский Л. С., в теории культурно-исторического развития психики, обращал внимание на то, что «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным» [2, с. 103].

Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е. А. Аркина, Л. Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды на развитие личности ребёнка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В. В. Абраменковой, Н. Ф. Головановой, И. С. Кона, А. В. Мудрика и др.

Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка- дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Целью нашей работы является: исследование эффективности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в вопросе социально-личностного развития дошкольников.

Социализация личности начинается с первых лет жизни. В раннем возрасте, в процессе взаимодействия с близкими ему взрослыми ребенок постигает первые уроки социализации, формируются начальные представления об обществе, правилах поведения в социуме. Семья является главной общественной площадкой, на которой непрерывно происходит передача социальных и культурных ценностей, формируются первичные моральные и нравственные качества личности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. О. В. Солодянникова отмечает, что ребенок перенимает от родителей множество личностных смыслов, которые становятся фундаментом для его дальнейшего самоопределения и идентичности. Однако данные представления о мире и себе не всегда являются для него конструктивными. В ситуациях неправильного взаимодействия родителей с ребенком (например, без учета его личностных особенностей) у него возникает негативный образ себя, вследствие чего искажается и его мировосприятие [7,38].

Первым институтом социализации для ребенка является детский сад. Именно в дошкольном учреждении ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.

Дошкольное образование в Республике направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста[1, п. 1.8]. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» нацеливает педагогов ДОУ на формирование у дошкольников представлений о нормах и ценностях, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников [2,22].

Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.

Опираясь на возрастные особенности дошкольников педагоги ДОУ проводят целенаправленную и систематическую работу по формированию и развитию социально-коммуникативных качеств и потребностей ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс имеет большую эффективность при расширении использования в работе с дошкольниками игровой деятельности. Так как именно игровая деятельность позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать больше условий для проявления им самостоятельности, активизации его познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений. Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности [5,477].

Благодаря игре личность ребёнка совершенствуется:

Развивается мотивационно — потребностная сфера;

• Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;

Развивается произвольность поведения;

Развиваются умственные действия.

К сожалению, из результатов анкетирования, индивидуальных бесед мы можем сделать вывод, что родители, имеют слабое представления о ценности игры, в силу каких-либо причин сами они редко играют с детьми дома. Главной задачей дошкольного образования родители видят в обучении детей, как можно раньше, счету и чтению. А. С. Макаренко отмечал: «у ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра». Принятие родителями этого высказывания как истины, как девиза для совместной деятельности с детьми, Является

Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции разнятся, но для полноценного развития ребёнка требуется их взаимодействие. Чтобы положительно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена.

К сожалению, современные семьи не всегда педагогически грамотны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных специалистов. Педагогу необходимо использовать следующие принципы организации работы с семьей:

• открытость детского сада для семьи;

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

• отсутствие формализма в организации работы с семьёй;

• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Доверие родителей к педагогу базируется на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители станут взаимодействовать с педагогом, когда будут уверены в хорошем отношении к своему ребенку, его человеческих и профессиональных качествах.

Взаимопонимание и сотрудничество редко возникает сразу. Это долгий процесс, требующий терпения, взаимоуважения, признания роли каждого из участников воспитательного процесса в становлении и развитии личности ребенка.

В нашем дошкольном учреждении используются различные формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников:

• Наглядная пропаганда. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с раздевалки, в которой организован родительский уголок. Информационное наполнение уголка яркое, привлекающее внимание. Педагоги ДОУ регулярно обновляют консультативную информацию, создают стенды: «Наше творчество», «Наши достижения», фото отчеты проведенных совместных мероприятий и акций.

• Родительские собрания проходят в группе, используются различные формы организации (круглые столы, педагогические гостиные). Так на февраль текущего учебного года в нашей группе (1 младшая группа) запланировано родительское собрание, в ходе которого родителям будет предложено поиграть в сказку «Мишка в детском саду». Целью проведения театрализованной игры является снижение тревожности родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ.

• Дни открытых дверей у нас проводятся регулярно. В эти дни родители имеют возможность присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

• Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов, детей и родителей, как совместный досуг (Веселые старты, День Нептуна, Новогодняя сказка и др., где последние выступают полноправными участниками. Родители принимают активное участие в пошиве костюмов, изготовлении декораций, большая работа проводится по разучиванию стихов, песен, изготовлению подарков. С большим удовольствием все большее количество родителей принимает участие в районных конкурсах рисунков, творческих работ и др. Нами была организована и проведена экологическая акция «Берегите птиц!» в ходе которой родители совместно с детьми изготавливали из бросового материала кормушки для птиц.

• Так как современные родители не на минуту не выпускают из рук всевозможные гаджеты, мною было принято решение о создании консультативной, информационной группы в интернет ресурсе ВКонтакте, что способствует сплочению и неформальному общению родителей.

Семья и дошкольное учреждение – это два кита, совместная эффективная деятельность которых способствует успешному социально-личностному развитию ребенка.

Ни один человек не рождается готовым членом общества. Несформированная в дошкольном возрасте социальная компетентность может привести к отчужденности, тревожности, низкой успеваемости в школе, эмоциональной глухоте, враждебности, агрессивности, применению физической силы. Поэтому только грамотно спланированная совместная работа педагогического коллектива и родителей воспитанников по социализации дошкольников способна дать плодотворные результаты.

Наша общая задача — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Источник