Индивидуальный маршрут музыкального развития ребенка инвалида

Индивидуальный маршрут музыкального развития ребенка инвалида thumbnail

Лариса Степанова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с проблемами в музыкальном развитии

Пояснительная записка

Сегодняшняя действительность требует от человека активности и успешности. Хорошо понимая, что задатки будущего закладываются уже в детстве, взрослые стремятся приобщить своих детей к занятиям, которые развивают не только способности, но и активность, самостоятельность, коммуникабельность.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах в жизни. Содержание Основной общеобразовательной программы, по которой работает наш детский сад, направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Приоритетное направление нашей работы с детьми – познавательно-речевое развитие. Но также большое внимание уделяем художественно-эстетическому развитию детей, используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаем создать условия для развития личности, и основываемся на знании индивидуальных особенностей дошкольника. В ходе диагностики мы выделяем группы детей с недостаточным развитием и способные дети. На каждую группу детей ведется индивидуальная документация – диагностическая карта. Диагностическое обследование проводится два раза в год (согласно годового плана): сентябрь-октябрь и апрель-май. Для детей, показавших низкие результаты, проводится дополнительная диагностика в январе. Используется 3-х уровневая оценка (высокий уровень-3, средний -2, низкий уровень-1, которая позволяет качественно определить уровень развития каждого ребенка, отследить динамику индивидуального развития. Подсчет ведется по 3-х бальной системе. Ребенок обследуется как со стороны родителей, так и со стороны музыкального руководителя: заполняются анкеты с целью выявления проблем в развитии музыкальных способностей. Для проведения диагностики по развитию музыкальныхспособностей детей используются методики обследования: наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.

Психолого-педагогический портрет ребенка

Анкетные данные

Имя: Илья

Возраст: 6 лет

Проблема в развитии

Обследование Ильи показало, что мальчик мало интересуется музыкой, испытывает трудности при пении и выполнении музыкально-ритмических движений. Илья не может определить жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется, характер музыкального произведения. Ребенок не владеет игрой на детских музыкальных инструментах, не проявляет себя в творческой, танцевальной и музыкально-игровой импровизации. Илья очень замкнутый мальчик, не проявляет творческой активности.

Рекомендации.

Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкально-творческой активности в образовательной деятельности и в свободное время, потребности к восприятию музыки.

Цель и задачи.

На основе выводов и рекомендаций, полученных при анализе ситуации развития ребенка, считаем, что целью является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.

Чтобы осуществить эту цель,поставили следующие задачи:

• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.

Развивать и совершенствовать музыкальные способности.

• Формировать культуру слушания музыки.

• Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.

• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.

Материально-техническое обеспечение:

• Наглядно-дидактические пособия;

• Аудиотека;

• Альбом, иллюстрации;

Музыкальные дидактические игры;

Музыкальные подвижные игры;

• Детские музыкальные инструменты.

Ожидаемые результаты:

Ребенок:

• Проявляет интерес к музыке

• Владеет навыками слушания музыки

• Владеет певческими и музыкально-ритмическими умениями и навыками

• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности

Родители активно участвуют в образовательном процессе.

Для дальнейшей работы с мальчиком составлен план индивидуальной коррекционной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей, организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.

Месяц Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком Взаимодействие с семьей Участники

Сентябрь Развитие тембрового и динамического восприятия.

М/игры: «Угадай, на чем играю?», «Тихо-громко», «Музыкальный магазин».

Игра на детских музыкальных инструментах: ложки, бубен, колокольчик, металлофон. Консультация «Как создать условия для музыкального воспитания в семье»

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Октябрь Формирование навыков культуры слушания музыки.

Слушание произведений из детского альбома П. И.Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др. Беседа «Музыкален ли ваш ребенок».

Подбор аудиотеки по теме «Детский альбом П. И. Чайковского» Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, родители.

Ноябрь Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки. Советы как научить ребенка слушать классическую музыку и высказывать своё мнение о ней. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Декабрь Работа над звуковысотным восприятием.

Д/игры: «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет» Подбор музыкальных игр по развитию звуковысотного восприятия Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Январь Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания):

«Яблоко»;

«Восстанови рисунок»;

— Запомни и нарисуй»;

«Соедини фигуры»;

«Дорисуй по клеткам»;

— «Составь предмет из фигур. Рекомендации «Особенности психических процессов»

Игры на закрепление психических процессов:

«Чего не достает»;

«Что лишнее»;

«Найди различия»;

«Парные предметы». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Февраль Совершенствование музыкально-ритмических движений:

развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки;

— передавать музыкальный образ в играх и танцах.

— выразительно выполнять движения танцев, игр. Советы «Музыкальные подвижные игра и их использование в домашних условиях» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Март Развитиеи совершенствование ритмического слуха:

«Ритмическая мозаика»

«Подними нужный символ»

«Раз, два, три, за мною повтори»

— Игра на одной пластине металлофона.

Консультация «Особенности ритмического восприятия у детей»

Игры с ребенком на развитие ритмического слуха:

«Сыграй и повтори»

«Запомни, повтори»

«Морзянка»

«Музыкальные брусочки». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Апрель Развитиепевческих умений и навыков:

— чисто интонировать мелодию;

— четко проговаривать слова песни;

— правильно брать певческое дыхание

-петь коллективно и индивидуально. Беседа «Развитие певческих умений и навыков»

Вместе с ребенком петь песни, импровизировать их. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Май Побуждение к элементарному музыкальному творчеству:

— Выполнение дыхательной гимнастики;

— Использование знакомых плясовых движений в импровизации;

-Выразительная передача музыкальных образов в игре;

— Песенное творчество.

— Придумывание мелодий на металлофоне. Памятка «Приемы развития музыкального творчества у дошкольников»

Игры на развитиетворческих способностей:

«Придумай и покажи»;

«Нарисуй музыку»;

«Выхожу я поплясать»;

«Музыкальная лесенка». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Источник

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида, воспитанника МБДОУ «Детский сад «Ёлочка»

Музыкотерапия

  1. Сведения о ребёнке:

Ф.И.О:

Дата рожд.:

Статус: Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.

Диагноз: Синдром Дауна, синдром Ландауна, церебральная ишемия.

Основные проблемы:

● Слабо развита крупная и мелкая моторика

Читайте также:  Консультация по воспитанию или развития ребенка

● Неустойчивое внимание, низкая концентрация

● Не проявляет эмоциональной отзывчивости при слушании музыки

● Речевые нарушения

● Отсутствие вокализации

Цель сопровождения:

Создание условий для улучшения устойчивости внимания, музыкальной памяти, развития эмоциональной отзывчивости. Включение ребёнка инвалида в социальную группу воспитанников с возможностью коллективного музицирования.

Коррекционные задачи:

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, способствуя коррекции эмоционально-поведенческих расстройств.

  2. Обогащать музыкально – слуховой опыт, способствуя эмоционально – личностному развитию (внимание, память) и улучшению социальной адаптации.

  3. Развивать пространственную ориентацию, зрительно – моторную координацию, слуховое восприятие.

  4. Формировать музыкально-ритмические навыки в целях исправления мелкой и крупной моторики и улучшения общего самочувствия.

Срок реализации индивидуального маршрута: На 2013 – 2014 гг и 2014 – 2015гг

Содержание индивидуального маршрута развития ребенка – инвалида

2013 – 2014

Раздел программы: Музыкальное развитие

Ответственный за реализацию: Музыкальный руководитель

Содержание

Терапевтические свойства

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Народная музыка:р.н.м. «Ах вы, сени»; р.н.п. «Коровушка» Классическая музыка: И. Штраус «Вальс»; А. Гречанинов «Колыбельная»

Упражнения: (В.В.Емельянов) артикуляционная гимнастика; произнесение согласных звуков «Н», «М»; М. Картушина «Ветер»

Детский репертуар: Ан. Александрова «Кошка», «Осенняя песенка»; Е. Тиличеева «Лошадка»; М. Раухвергер «Собачка» Элементарное музицирование:р.н.м. «Да и где же это видано» (нетрадиционные инструменты)

Упражнения и игры: М. Рустамов «Мы идём»; А. Филиппенко «Паровоз»; р.н.м. «Игра в прятки», «У медведя во бору»; Я. Степанова «Кукла спит и пляшет»; Г. Хохлова «Аленький платочек»

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

Воспитание эмоциональной сферы.

Укрепление гортани, улучшение работы головного мозга и речевых функций.

Развитие дыхательных мышц.

Снятие мышечного напряжения.

укрепление голосового аппарата.

Повышение общего тонуса организма, эмоциональный подъём.

Развитие двигательных функций, общей моторики.

Декабрь

Январь

Февраль

Упражнения: звукоподражания голосам животных и птиц; пропевание гласных звуков «А», «У»

Песни: М. Красев «Санки»; Т. Попатенко «Ёлка»; А. Филиппенко «Дед Мороз»; М. Красев «Топ – топ»

Упражнения и игры: Э. Парлов «Марш»; Г. Финаровский «Зайчики и лисичка» Н. Метлов «Поезд»; М. Раухвергер «Воробушки и автомобиль»

Танцы, пляски, хороводы:р.н.м. «Танец Петрушек с погремушками»; М. Раухвергер «Гуляем и пляшем»; р.н.м. «Пружинка»; Е. Тиличеева «Парный танец»; венг.н.м. «Танец бельчат»

Развитие дикции, координация слуха и голоса. Улучшение дыхания, стимуляция и гармонизация работы внутренних органов. Мобилизация защитных функций организма.

Улучшение координаций движений, снятие мышечных зажимов и спазм.

Повышение социальной адаптации, стимулирование физиологических функций организма.

Март

Апрель

Май

Народная музыка:р.н.п. «Как у наших у ворот», «Веснянка» Классическая музыка:П. Чайковский «Подснежник»; М. Глинка «Жаворонок»; В. Моцарт «Колыбельная» Детский репертуар: М. Картушиной «Ёжик», «Пирожок»; музыкальная сказка «Курочка Ряба»

Элементарное музицирование:р.н.п. «На зелёном лугу» (бубны, погремушки)

Упражнения: (М. Картушина) дыхательная и артикуляционная гимнастика

Песни: Г. Фрид «Песенка о весне»; Ю. Слонов «Очень любим маму»; Н. Кукловская «Жучка» Ан. Александрова «Кошка»

Упражнения и игры: релаксирующие упражнения; Е. Тиличеевой «Тише – громче в бубен бей»; В. Витлин «Кошка и котята»; В. Карасёва «Игра с куклой»

Повышение концентрации внимания и сосредоточенности, избавление от депрессии.

Формирование двигательных навыков в процессе «проживания» музыки через движения.

Укрепление мышц органов артикуляционного аппарата.

Формирование правильного дыхания и голосообразования, укрепление сердечно – сосудистой системы.

Снятие нервного напряжения и утомления, создание атмосферы покоя.

Содержание индивидуального маршрута развития ребенка – инвалида

2014 – 2015

Раздел программы: Музыкальное развитие

Ответственный за реализацию: Музыкальный руководитель

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Народная музыка:р.н.п. «Ах ты, берёза», «Баю–баюшки, баю» Классическая музыка: С. Рахманинов «Итальянская полька»; А. Рубинштейн «Мелодия»; Д. Кабалевский «Вальс» Детский репертуар: Д. Васильева «Осенняя песенка»; Ю. Матвеева «Зайчик», В. Шаинский «Антошка» Элементарное музицирование: Т. Попатенко «Кап, кап, кап» (треугольник, металлофон)

Упражнения:В.В.Емельянов «Буквоежки», артикуляционная гимнастика

Песни:И. Кишко «Осень»; р.н.м. «Мы пришли на огород»; фр.н.п.«Три мальчугана»; З. Левина «Что нам осень принесёт?»; Е. Тиличеева «Кап, кап…»; р.н.п. «Репка – репонька»

Упражнения и игры:М. Сатулина «Весёлые мячики»; Г. Фрид «Курочка и петушок»; М. Михайлова «На бабушкином дворе», «Качели», «Осень»; р.н.м. «Васька – кот»; Н. Вересокина «В лесу»

Танцы, пляски, хороводы: А. Филиппенко «Урожай собирай»; р.н.м. «Хоровод грибов»; лат.н.м. «Танец с осенними листочками»; З. Левина «Неваляшки»; Г. Хохлова «Весёлый хоровод»

Успокаивающее воздействие, уменьшение проявлений гиперактивности.

Воспитание эмоциональной отзывчивости, появление чувства внутреннего умиротворения и покоя.

Развитие кистей рук и плечевого пояса.

Укрепление мышц артикуляционного аппарата, стимулирование правильного звукопроизношения.

Развитие мышц брюшного пресса, активизация работы органов дыхания.

Выработка правильной осанки, активизация движений стопы. Массаж всех групп мышц.

Совершенствование координации движений, повышение жизненного тонуса.

Декабрь

Январь

Февраль

Народная музыка:р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я», «Приходила коляда» Классическая музыка: П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»); А. Гречанинов «Котик заболел», «Котик выздоровел» Детский репертуар: М. Красев «Белочка», «На катке»; Б. Савельев «Если добрый ты» Элементарное музицирование:р.н.п. «Сорока-сорока» (деревянные ложки)

Упражнения:пропевание гласных звуков «И», «О»; М. Картушина «Смешинка»; Е. Тиличеева «Птица и птенчики»

Песни: Е. Тиличеева «Самолёт»; З. Компанейц «Паровоз»; латиноамер. н.п. «Ква-ква»; пол.н. п. «Пение птиц»; Л. Гавришева «Игрушки»

Упражнения и игры:М. Михайлова «Лесная зверобика», «В гости к Винни – Пуху», «Хлопай», «Мельница»; К. Черни «Ходит мишка»; р.н.м. «Пружинка»; Ю. Чичков «Светофор»

Танцы, пляски, хороводы: М. Красев «Праздничная пляска»; чеш.н.м. «Танец снежинок»; Е. Туманян «Спортивный танец»; р.н.м. «Танец птиц»; Т. Назарова «Топ и хлоп»; лат.н.м. «Покажи ладошки»

Снятие эмоционального напряжения.

Формирование слухового внимания, воспитание эмоциональной сферы.

Развитие чувства ритма, воспитание выдержки.

Стимулирование сердечной деятельности, «прочистка» носоглоточной полости.

Положительный эмоциональный настрой. Профилактика простудных респираторных заболеваний.

Активизация мышц плечевого пояса, предплечья, икроножных мышц.

Возникновение бодрости, радостного настроения.

Март

Апрель

Май

Народная музыка:р.н.п. «Как под наши ворота»; «Солнышко» Классическая музыка:П. Чайковский «Мама» (из цикла «Детский альбом»); Р. Шуман «Смелый наездник»; С. Прокофьев «Марш» Детский репертуар: М. Раухвергер «Воробей»; Г. Струве «Про козлика» Элементарное музицирование: А. Филиппенко «Весёлый музыкант» (шумовой оркестр – традиционные и нетрадиционные инструменты)

Упражнения: звукоподражания домашним животным и птицам; произнесение согласных – «С», «Х».

Песни:Н. Метлов «Зима прошла»; В. Витлин «Кошечка»; Р. Котляровский «Весёлый жук»; Г. Хохлова «Весёлый хоровод»; Л. Гавришева «Дождь»

Упражнения и игры: М. Михайлова «Заводные игрушки», «Мы играем», «Расслабление приятно»; М. Картушина «Лиса и зайцы»; М. Красев «Белые гуси»

Танцы, пляски, хороводы: А. Спадавеккиа «Танец с шумелками»; анг.н.м. «Полька»; р.н.м. «Пляска матрёшек»; р.н.м. «Танец с хохломскими ложками»; бел.н.м. «Танец шмелей и ос»

Улучшение самочувствия, активности, настроения.

Обогащение новыми музыкальными впечатлениями, наполнение внутреннего «я» чувством радости и защищённости.

Освобождение организма от отработанных веществ и негативной энергии, улучшение дыхания.

Активизация речи. Автоматизация звука «ж». Пение – как средство самовыражения и снятия внутреннего напряжения.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка антропометрические измерения

Напряжение и расслабление мышц, улучшение кровообращения.

Благоприятное воздействие на состояние организма в целом.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Лесовичок»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Макар С.

с. Тасеево 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии:

Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендовано

Продолжить обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе воспитания для детей с задержкой психомоторного и речевого развития.  Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога, кардиолога, педиатра. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, дифектологом.

Воспитатели:

Ф.И.О. Абукова И.Г.

Ф.И.О. Иванова М.В.

Специалисты:

Ф.И.О. Пашкова Е.В. – учитель – логопед

Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Макар посещает МБДОУ № 9 «Лесовичок» с 2017 года. За период посещения ДОУ уже научился самостоятельно ходить, с каждым разом чувствует себя более уверенно. Макар является ребенком проявляющим интерес к игрушкам (машинки, кубики, рабочие инструменты)  и настольным дидактическим играм (вкладыши, прищепки,  матрешки и др.). С помощью взрослого проявляет активность в исследовании новых объектов.

Макар стал интересоваться детьми, радуется встречи с ним. Стал стремиться больше контактировать со взрослым и детьми. Речевые инструкции не всегда понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях стал более усидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Макар не так быстро устает. Макар самостоятельно не  может  обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости не всегда принимает. В каждом конкретном случае педагог является  разъясняющей,  направляющей, стимулирующей стороной. Помощь ребенок использует продуктивно. У ребёнка  ослаблен контроль и регуляция деятельности. Макар  не понимает требований дисциплины, у него реже возникают  трудности в общении со сверстниками. Макар  может играть с детьми группы. Ребенок не всегда проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.

Отмечается отставание в речевом развитии. Не разговаривает. Обращённую речь понимает не в полном объёме. Общается при помощи некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. Макара  привлекают настольно-печатные дидактические игры, машинки, кубики, рабочие инструменты. Графические навыки не сформированы. Интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию проявляет очень редко. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.

Навыки самообслуживания не сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.

Актуальный уровень  развития не соответствует возрастной норме.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи: 

1. Развитие всех компонентов речевой системы.

2. Развитие и формирование познавательных процессов.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4.Развитие общей мелкой моторики.

5. Развитие основных видов движения.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

— Форма обучения очная, групповая.

— Работа в режиме 2 час в неделю.

— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Направления работы

• Познавательное развитие

Сенсорное воспитание:

— учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

— учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;

— учить различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий;

— учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);

— формировать поисковые способы ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач;

— создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия:

— учить выделять предмет из общего фона;

— учить соотносить игрушку с ее изображением;

— учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие — одной рукой;

— учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета:

— учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;

— учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

— учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;

— учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;

— учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.

— учить воспринимать величину (большой, маленький).

— учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;

— знакомить  с названиями двух цветов: красный, желтый;

— учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

Развитие слухового восприятия и внимания:

— знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;

— учить реагировать на слуховые раздражители;

— вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:

— учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);

— учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;

— учить дифференцировать звукоподражания.

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

— учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;

— учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);

— учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;

— учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.

— учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.

Итоговые показатели по разделу:

— воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;

— различать свойства и качества предметов: мокрый — сухой, большой — маленький, сладкий — горький, горячий — холодный;

— воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик — шарик);

— сличать два основных цвета (красный, желтый);

— дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);

— складывать разрезную картинку из двух частей;

— учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);

— дифференцировать звукоподражания.

Ознакомление с окружающим:

Читайте также:  Факторов наследственности и среды в психическом развитии ребенка

— формирование  целостного восприятия представлений об окружающем мире;

— знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.

Итоговые показатели по разделу:

— иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);

— уметь ориентироваться в групповом помещении.  

Развитие психических функций

Развитие внимания:

— привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;

— стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;

— развитие устойчивости непроизвольного внимания;

— формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;

— развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

— развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

— расширение круга узнаваемых предметов;

— развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;

— развитие непроизвольной памяти;

— увеличение объема запоминаемого материала;

— совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

Формирование мышления:

— развивать у детей наглядно-действенное мышление;

— создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;

— установление связей «восприятие — образ», «предмет — действие», «действие — его результат»;

— установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;

— установление причинно-следственных связей.

Итоговые показатели по разделу:

— рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;

— переключать свое внимание с одной игрушки на другую;

— находить парные предметы и картинки (2-3 пары);

— понимать и выполнять указания взрослого;

— освоить способы действий с предметами;

— воспроизводить действия взрослого путем подражания;

— узнавать знакомые предметы среди незнакомых.

Социально-эмоциональное развитие:

— формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;

— формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;

— формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;

— формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

— формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

— формировать доступные средства общения;

— формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.;

— обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);

— формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;

— обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;

— привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;

— развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.

Итоговые показатели по разделу:

— демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;

— положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

— выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;

— адекватно вести себя в привычных ситуациях;

— выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.

Речевое развитие:

— формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье;

— начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

— расширение объема понимания обращенной речи;

— формирование доступных средств общения;

— использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;

— развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;

— активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.  

Развитие импрессивной речи:

Развитие пассивного словаря:

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

— существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);

— глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);

— прилагательные (аналогичная методика);

— предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).

Понимание связной речи:

Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:

1. Изолированные действия

— демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;

— жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;

— демонстрация и называние этого же действия по картинке.

2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.

3. Работа над простой адаптивной сказкой:

— демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;

— работа с книгой по той же сказке.

Развитие экспрессивной речи

Развитие активного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

— называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);

— ответы на вопросы с использованием подражания;

— самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания);

— спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной);

— появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы);

Работа по вызыванию звуков

Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

— повторение за ребенком имеющихся у него звуков;

— поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;

— побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;

— имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;

— спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;

— использование усвоенных звуков в речи;

— включение звуков в слоги и в слова.

Итоговые показатели по разделу:

— выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;

— выполнять простейшие поручения и просьбы;

— пользоваться невербальными формами коммуникации;

— воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).

Моторное развитие:

— стимулировать двигательную активность;

— развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;

— обогащать двигательный опыт;

— формировать положительное отношение к двигательным играм;

— развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);

— формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;

— развивать ориентировку в пространстве;

— учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

— учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;

— развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;

— формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).

Итоговые показатели по разделу:

— выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

— выполнять серию д?