Взаимодействие доу и семьи в развитии личности ребенка

 Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка

Е.В.Кругликова, О.А.Гаврилова – МБДОУ №144 г.Иркутск

Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. /В.А. Сухомлинский/

В условиях стремительно разворачивающихся во всем мире изменений  в

разных сферах жизнедеятельности человека – политической, экономической, культурной, профессиональной и других, – семья остается единственным институтом, сохранившим сравнительно неизменной свою роль в его жизни.

Проводя большую часть своей жизни (особенно в ее начале и конце) в семье, в ней человек получает первые представления о себе, об остальных людях, об окружающем мире, об основных нравственных категориях – добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Именно в семье он овладевает основными поведенческими навыками, составляющими основу дальнейшего усложнения его поведенческой активности. Она выступает той константой, которая, проходя через всю жизнедеятельность человека, задает контекст, позволяющий наиболее адекватно понять причину совершаемых им поступков. В семье закладываются основы той личности, с проявлениями которой мы активно взаимодействуем в быту или публично, постоянно или эпизодически, в профессиональной, политической, культурной или иной сферах.

Именно в семье человек получает наиболее полное признание своей личности. Она закладывает основы материального и психологического благополучия и более или менее успешно «подпитывает» его на протяжении всей жизни. Семья дает поддержку и генерирует реальные стимулы все большего и большего расширения своей успешности в многообразном и динамичном социальном контексте. Без полноценной семьи человек  утрачивает важнейшую «частичку себя», не позволяющую ему в полной мере получить удовлетворение от достигнутых свершений.

Дошкольное образование, как институт социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства. Одним из основных и главных социальных партнеров выступает семья.

Действительно, согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» приоритет воспитания ребенка отдан семье. Однако, свою очередь ДОО—как социальная структура, должна направить свои усилия на поддержку и помощь семье, дополнить ее воспитательную функцию. При этом результат возможен только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей).

Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В нашем детском саду уделяется большое внимание позитивному взаимодействию детей и взрослых, их партнёрским отношениям.

В своей работе мы используем заседания педагогической площадки, проходящей в особой форме — совместной непринуждённой деятельности взрослого и детей. Организация продуктивной деятельности, как партнёрской, связана с рядом методических вопросов, касающихся частоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя. Для детей мы обозначаем такие занятия как «работу в мастерской», в которую на время превращается групповая комната, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни. Мы заранее организуется общее пространство для работы: большой рабочий стол — его можно устроить, сдвинув обычные детские столы с необходимыми материалами, инструментами, образцами и т.д. За рабочим столом всегда предусмотрены места для потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей столом для воспитателя, а располагается рядом с ними. Для создания свободной, творческой обстановки, каждый устраивается, где захочет, выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по групповой комнате, если им требуется какой-то инструмент или материал. В ходе деятельности педагог находится рядом с тем ребёнком, который требует большего внимания или слабее других в данном виде деятельности с материалом или инструментами.

Организованное таким образом рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями. Возгласы детей «У меня получилось!», «Я сделал, как мой друг!» дорогого стоят. Значит мы, взрослые наставники, на верном пути.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает и у остальных участников это стремление.
Можно сказать, что пример педагогов в данном случае ведёт к хорошим результатам. Во-первых, дети с нетерпением ждут таких занятий. Во-вторых, получают новые знания и развивают навыки работы с различными материалами и инструментами. В-третьих, видят результат своей работы, могут оценить работы друзей. В-четвёртых, хотят поделиться своими открытиями с родителями. Вот мы и перекинули мостик сотрудничества родителям!

Мы стараемся побудить родителей наших детей к сотрудничеству и партнёрству. Родители помогают в проведении праздников, развлечений, экскурсий по городу, субботников. Принимают участие в благоустройстве групповой комнаты, помещений детского сада, участка. Родители с удовольствием берут на себя роль дизайнеров, художников, оформителей и прочее. Пример родителей подсказывает детям, как вести себя в той или иной ситуации, как корректно построить беседу с взрослыми и детьми.

Очень помогает способствовать сближению родителей и детей оформление проектов, в результате проектной деятельности родители привлекаются к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнёрских отношений, помогают научиться работать в команде, объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Часто практикуются творческие выступления детей на родительских собраниях и в «День открытых дверей», это позволяет родителям оценить качество образовательных услуг.

И всё же, какие бы методы и приёмы мы, педагоги, не применяли бы на практике, никто и никогда не заменит ведущую роль родителей в воспитании детей. Модель их поведения и взаимодействия полностью копируется детьми. Необходимо научить родителей воспринимать собственного ребенка как человека со скрытыми возможностями, помочь им в воспитании и развитии ребёнка. Семья – это великая сила в  развития личности ребенка, от которой во многом зависит дальнейшая судьба маленького человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: Сфера, 2002, – С. 114

2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – С. 89.

3. Мухина В.С. Детская психология. – М. 2006. – С.272.

4. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005. – С. 221.

Источник

Шапкина Юлия
Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка. Круглый стол «Я — родитель»

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».

Повестка дня:

1. «Взаимодействие детского сада и семьи. Решение педагогических ситуаций.

2. «Я – родитель». Разговор о правах и обязанностях детей, родителей и воспитателей.

3. Самоанализ «Узнай себя лучше» (какой я родитель).

4. Подведение итогов. Разное.

Ход собрания:

I часть «Взаимодействие детского сада и семьи».

Здравствуйте уважаемые родители!

Семья – это, прежде всего, любовь. Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

Недаром восточная мудрость гласит: Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед — посади дерево. Если ты думаешь на век вперед — воспитай человека.

Воспитание — это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с нормами поведения, принятыми в обществе. Благополучного воспитания можно достигнуть только при взаимодействии семьи и других социальных институтов (школ, детских садов). Все лица причастны к воспитанию, должны действовать сообща, придти к единым требованиям. А если воспитательные усилия противодействуют, то дети испытывают огромные психологические перегрузки, так как не знают, кому верить, за кем идти. И тогда получается, как в басни Крылова «Рак, Лебедь и Щука», которые, как известно, тянули воз в разные стороны.

В воспитании надо основываться на единых требованиях:

*Будьте к своему ребенку в меру добры и требовательны, если хотите чего-то добиться. Приведите, пожалуйста, пример.

*Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуйте вникнуть в ситуацию. Приведите, пожалуйста, пример.

*Покажите ребенку хороший пример. Приведите, пожалуйста, пример.

В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости. Мы учим их правилам речевого этикета, но зачастую не все родители закрепляют эти основы, а напротив, показывают не верный, то есть плохой пример.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).

Вежливость — способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка — постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми.Давайте объединим наши усилия в предъявлении детям единых требований ведь наша общая цель: воспитывать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, бабушек и дедушек, сестренок и братишек, всех друзей и близких. Подведя итог моего выступления и нашему с вами общению, я уверена, что наши совместные усилия дадут хороший результат в воспитании детей. Привести пример (утром дети не здороваются, перед тем как уйти домой не убирают игрушки).

Нам хотелось бы услышать ваш ответ на вопрос: «Для чего каждый из вас приводит своего ребенка в детский сад? Какие вы преследуете цели?» Ответы родителей.

А как вы думаете: «Какие задачи стоят перед детским садом по отношению к дошкольникам?» Ответы родителей.

Чтобы выполнить годовые задачи, нужна ваша помощь и участие в мероприятиях, направленных на реализацию Годового плана.

В группе, вы, наверное, обратили внимание, вывешивается тематическое планирование на неделю. И, главное, итоговые мероприятия по теме недели, в которых вам предлагается быть активными участниками. Хотелось бы, чтобы вы, родители, сотрудничали с нами более тесно и инициативнее, оптимистичнее.

Педагогические ситуации (Вопрос-ответ):

Наше сегодняшнее собрание — это еще одна возможность установить контакт с родителями, выработать какие-то эффективные решения возможных проблем. Повторюсь у нас с вами единая цель – воспитание ребенка. Предлагаю ответить на вопрос «На ваш взгляд как правильно разрешить ситуацию между воспитателем и родителем

1. Родители приводят ребенка в детский сад больного. Воспитательница не принимает, говорит, что для других детей он опасен. А мама говорит, что он совершенно здоров и категорически оставляет ребенка в саду. Правильно ли поступает воспитатель? Правильно ли поступает родитель? Как поступить в этой ситуации?

2. Родители не приходят на мероприятия, организованные в детском саду, не участвуют в творческих конкурсах, сторонятся участия в жизни группы и сада. Говорят, что очень заняты. Правильно ли поступают родители? Что должен сделать воспитатель в данном случае?

3. Двое детей поссорились между собой. Один из родителей пришел в детский сад и стал разбираться с другим ребенком. Прав ли родитель? И как поступить воспитателю?

4. Ребенок принес в детский сад новую игрушку и дал поиграть другому ребенку, тот ее поломал. Родители возмущаются, выясняют, кто сломал, просят родителя воспитанника сломавшего игрушку купить новую или заплатить за нее деньги. Правильно ли поступил родитель? Как должен поступить родитель? Какие действия со стороны воспитателя в этом случае? Нужно ли делиться игрушками, которые ребенок принес из дома.

5. Ребенок не ходил в сад 5 дней. Родители его привели без справки из больницы. Они просят оставить ребенка, т. к. ему срочно нужно на работу. Как правильно поступить воспитателю? Что думают об этом родители?

6. Родители не платят родительскую плату два месяца? Как поступить учреждению ДОУ? Что думают по этому поводу родители?

7. Утром ребенок не хочет идти в детский сад,в группу: плачет, держится за мамино платье. Маме жалко его, она его долго успокаивает, потом уходит. Ребенок еще больше начинает капризничать. Как правильно поступить родителю?

8. Ребенок не пришел в сад. Нужно ли родителям сообщать воспитателю о пропуске? Если воспитатель сделал замечание родителям, о том, почему они не сообщили о причине пропуска, правы ли родители, которые с возмущением отвечают, что они могут этого и не делать.

9. Родители приходят в детский сад и начинают громко выяснять с воспитателем какие-то проблемы в присутствии ребенка. Как поступить воспитателю? Прав ли родитель?

10. Родители пришли за ребенком, ребенок не хочет уходить, потому что он занят (играет, выполняет поручение, занимается с воспитателем). Как правильно поступить в этой ситуации? Родителям и воспитателю.

11. Во время прогулки у ребенка намокли варежки, воспитатель положила их на батарею для просушки, но из-за теплой погоды отопление не было включено на полную мощность и варежки не успели просохнуть. Родитель возмутился, на что воспитатель ответила – нужно было принести сменную пару. Родительвозмутился еще больше: «Может вам еще сменную обувь принести?» Оцените ситуацию.

12. Ребенок в саду дерется, отнимает игрушки физическим воздействием. На замечание воспитателя обратить внимание на поведении ребенка, родитель отвечает — пусть дает сдачу и учится отстаивать свои интересы. Прав ли родитель? Как должен поступить воспитатель?

13. У ребенка оказалась испорченной одежда. Ребенок порвал ее, когда пытался самостоятельно одеться. Родитель возмутился, почему воспитатели не одели ребенка сами? Оценить ситуацию.

Сегодня мы представили вашему вниманию, лишь часть проблемных ситуаций, которые случаются в нашей жизни. Для чего мы сегодня их обсуждаем? Для того, чтобы сейчас договориться об общих правилах поведения, если хотите создать свои традиции, чтобы в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций. Давайте в нашем доме будем сохранять мир, покой, уважение и любовь друг к другу, чтобы спустя много лет наши воспоминания об этом времени дарили нам лишь добрые улыбки. Предлагаем в нашей группе организовать «шкатулку вопросов». Затем на каждом родительском собрании обсуждать их и приходить к общему правильному решению.

II часть «Я – родитель»

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей и взрослых. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Мы на первом общем родительском собрании уже проговаривали все права и обязанности детей, родителей и дошкольного образовательного учреждения. Давайте озвучим некоторые договорные пункты о правилах пребывания дошкольников в ДОУ.

Насколько вы осведомлены в области правовых знаний, мы с вами сейчас увидим. С помощью сказок вспомним права человека.

Вопросы:

— Какое правило нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (право на жизнь)

— Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (он был не похож на других)

— Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок в сказке Толстого А. «Золотой ключик» (правом на бесплатное образование)

— Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей)

— Каким правом наши дети пользуются в группе в режимные моменты, то есть играют, с кем хотят и во что хотят (право на отдых, право индивидуальности).

А теперь предлагаем перейти к разрешению педагогических ситуаций:

Ситуация 1. Петя шумно бегал по группе во время занятия.На замечание воспитателя ответил: “ Ну и что? Я имею право на свободу перемещения” Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь неправ.

Ситуация 2.Мама: Сынок, а почему ты мусор в ведро не сложил и не убрал игрушки?Сын: Потому что закон запрещает использовать труд детей. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь неправ.

Ситуация 3. Во время занятия по развитию речи Клаве не досталось роли в драматизации сказки «Теремок», она начала громко плакать, тем самым абсолютно лишая возможности продолжить занятие. На слова воспитателя, о том, что она может поиграть с остальными детками, которые тоже не поучаствовали на занятии, самостоятельно, отреагировала еще более громким плачем. В результате воспитатель обратилась за помощью к младшему воспитателю – увести девочку в спальную комнату и там с ней поиграть, провести ненавязчивую беседу. Вечером мама высказала свое недовольство – были нарушены права ребенка на самореализацию его творческой деятельности. Пожалуйста, помогите разобраться кто здесь прав?

Каждый родитель желает своему ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать. Ответьте, пожалуйста,на вопрос: бытует мнение, что чрезмерной любовью можно навредить ребенку. Согласны, или нет с этим мнением, обоснуйте свой ответ.

Тест «Какой Я родитель

Уважаемые мамы и папы!Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Я родитель Именно, поэтому я предлагаю Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении со своими детьми. Каждый ответ – 1 бал.И так начнем:

1. Сколько раз тебе повторять?

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а)

4. И в кого ты такой уродился!

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну, на кого ты похож (а)

7. Я в твои годы….

8. Ты моя опора и помощник!

9. Ну что за друзья у тебя?

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая (какой) ты у меня умница!

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)

13. У всех дети, как дети, а ты…

14. Какой ты у меня сообразительный ребёнок!

15. Как я с тобой устал (а)

Итоги:

Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу! Он искренне любит, уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка!

11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Вам стоит задуматься над этим! И помните о том, что «Ребенок – зеркало семьи»!

III часть Самоанализ «Узнай себя лучше»

Перед, чем как Вы проанализируете итог сегодняшнего собрания и сделаете для себя вывод о том, какие вы родители, и что нужно вам изменить в процессе воспитания своего ребенка, да и в общении с другими. Начните с себя. Определите кто вы, какими качествами вы владеете и когда нужно ими пользоваться, ведь даже отрицательные качества нашего характера нужно использовать, но при этом помните, что во всем нужна мера.

Чтобы правильно воспитывать детей, нужно быть человеком с правильными нравственными устоями. Быть примером для своих детей.

IV часть «Разное»:

*

*

*

На этом собрание наше закончилось. Спасибо!

Источник