Высокая значимость игры для развития ребенка

Статья на тему: Значение игры для развития ребенка.

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника.

В последние годы в практике дошкольных учреждений все больше и больше игра незаслуженно отодвигается на второй план. Игра к сожалению не достигает должного уровня, уходит из жизни детского сада.

Часто в школе говорят, что ребенок «не доиграл». Какова же характеристика такого ребенка: он приходит в школу с игрушками, играет на уроках, не вступает в коммуникацию, у него не развита учебная мотивация, ребенок безынициативен, не может проявить самостоятельность, не хочет делать уроки ( т.е. у него не сформирована произвольность поведения) Есть такой термин «игровая дистрофия»

         Важно разобраться в причинах такой ситуации, необходимо понять

  • какой должна быть игра на разных этапах дошкольного детства
  • какова специфика педагогического воздействия по отношению к игре, по сравнению с другими видами деятельности
  • что подлежит оценке; деятельность воспитателя по организации игры детей, тематическое содержание игр или игровые умения детей.
  • иногда игру относят к «за организованным» действиям. Тенденция сложилась в 20 г.г.: внешний эффект великолепен, проверяющие довольны, деятельность высоко содержательная. Причины лежат глубже. Воспитатель заранее писал сценарий, игра проводилась по сценарию, как занятие.

На сегодняшний день тенденция изменилась. Новый подход направлен на активизацию свободной самостоятельной игры. В свободной, грамотно организованной игре ребенок ощущает всевожможность, эмоциональный комфорт.

В игре у ребенка развивается :

-способность к воображению, образному мышлению (сначала ребенок выполняет действия с игрушками, затем с пердметами-заместителями,  далее с воображаемыми предметами

-происходит умственное развитие: ребенок, принимая на себя роль, воссоздает поступки людей, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, учится коммуникации ( общаться,лидировать, подчиняться)

_развивается произвольность поведения ( не хочу, но должен выполнять правила)

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра сама собой не возникает, а передается другими людьми, которые уже имеют играть. Высокий уровень игры может быть не достигнут, если у ребенка не будет возможности своевременно овладевать постепенно усложняющимися игровыми действиями.

На сегодняшний день существуют следующие технологии по организации сюжетно-ролевой игры: Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.  и 2-я технология Н.М. Крыловой по пр. «Детский сад-дом радости»

(принципы разные)

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.

      1 Воспитатель должен играть вместе с детьми. Воспитатель занимает позицию «играющего партнера», с кот. ребенок  себя чувствует свободным и равным , «Побуждает к игре» через ознакомление с окружающим, через приготовление специальных игрушек-самоделок, с помощью которых можно реализовать в игре то, с чем детей ознакомили…) Воспитатель строит игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры.

2 Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный  способ ее построения.

3 На каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений ориентировать ребенка как на осуществление игрового действий, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

В раннем возрасте культивируют индивидуальную игру. В практической педагогике бытует мнение , что маленькие дети не могут играть вместе. Однако современные исследования в области педагогики и психологии показывают, что у детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить детей вступать в игровые взаимоотношения друг с другом. ( стр. 16 Михайленко) Но пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры – задача непростая даже для старших дошкольников, поэтому сюжетно-ролевая игра может развертываться только небольшими группами.

Такая стратегия обеспечит и развитие самостоятельной игры детей, и их согласованную совместную игру детей в небольших подгруппах (начиная с  элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте)

Важное условие активизации самостоятельной деятельности – обеспечение соответствующими игрушками , материалом. Особенно в младшем возрасте ( еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда стимулирует процесс самостоятельной игры)

Педагог  позволяет в игре выражать свои чусвтва, реализовывать свои планы, ни малейшего намека на «Цензуру».

Читайте также:  Таблица индивидуального маршрута развития ребенка в детском саду

Итак, на каждом возрастном этапе  процесс организации игры должен носить двучастный характер ( из 2 частей)

1. Формирование игровых умений

2.Создание условий для самостоятельной игры.

С возрастом меняется форма совместной игры воспитателя с ребенком – увеличивается доля самостоятельной игры в рамках режима дня.

В нашем режиме дня каждый ребенок имеет время для самостоятельной игры.

В-ль использует утренний отрезок времени, прогулку и время после дневного сна для организации с/р игры. ( суммарное сремя для игр не менее 2 часов – в 1 пол. дня, не менее 40 мин. – 2 пол дня)

Для информации: проводилось исследование (ж. «Дошк. восп-е № 4, 2002) со старш. возрастом

  1. Какие игры ты знаешь?  (1 место заняли  наст-печатные игры – лото, шашки, 2 место – подвижные игры, 3 место – с/ролевые, 4 – театрализованные)
  2. Знаете ли Вы правила игры ?

( 50 % не знают)

Источник

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая исключительное значение для развития ребенка дошкольного возраста. Психологи говорят о развивающем значении игры, педагоги отмечают её общевоспитывающий. характер. В психолого-педагогических исследованиях установлены факты влияния игры на становление отдельных психических функций, свойств и качеств личности, усвоение разнообразных знаний, норм и правил поведения, формирование взаимоотношений детей и др.

Множество подходов к определению значения игры можно объединить в три большие группы, подчеркнув ее роль в процессе становления:

отдельных психических функций (мышления, речи, памяти, внимания, воображения);

некоторых видов деятельности (познавательной, конструктивной, изобразительной, общения);

развитии личности ребенка в целом (физического, нравственного, познавательного, эстетического, трудового).

Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубин­штейн подчеркивали решающее значение игры в развитии воображения и образного мышления. Действительно, действия ребенка осуществляются в мнимой, воображаемой ситуации, реальные предметы заменяются другими, ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом постепенно с накоплением опыта развивается способность к творческому воображению.

Использование предметов-заместителей способствует постепенному переходу сначала к сокращенным игровым действиям, а затем — действиям во внутреннем, умственном плане. Выполнение различных ролей создает условия для принятия позиции другого человека, сопоставления собственной точки зрения с другими возможными вариантами. Это, по мнению Д.Б. Эльконина, способствует переходу мышления на более высокий уровень

Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности всех психических процессов и поведения. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают, чем в ситуациях прямого указания взрослого. В ходе разрешения игровых задач создаются условия для осознания ребенком собственных действий (запоминания, припоминания, выделения и построения социальных функций контроля), что ведет к более глубокому пониманию их значения.

Д.Б. Эльконин показывает значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. В процессе игры у детей происходит ориентация в общественных функциях взрослых, смысле их деятельности и взаимоотношениях. На этой основе у ребенка возникает иерархия мотивов, он учится подчинять свои непосредственные желания мотивам успешного выполнения взятой на себя роли. Д.Б. Эльконин отмечает, что «… в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности».

В совместных играх детей объединяет общая цель, совместные усилия по её достижению, общие переживания. Играя вместе, дети должны учитывать интересы друг друга, согласовывать индивидуальные замыслы, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Таким образом в играх разворачивается такая важная для детей деятельность, как общение.

Продуктивные виды деятельности, которые в дошкольном возрасте получают статус самостоятельных, зарождаются также в игре. Нередко игра ребенка начинается с постройки: домика для куклы, парохода для путешествия, замка для принцессы. Во время рисования дети разыгрывают тот или иной сюжет: покатился колобок дальше, а на встречу ему — зайчик. Иногда дети прерывают игру для того, чтобы изготовить недостающий материал: пакеты для игры в «магазин», конверты для почтальона, жезл для милиционера. Так в игре складываются другие виды деятельности конструирование, рисование, ручной труд.

В игре зарождаются элементы учебной деятельности. В играх с правилами дети выполняют учебную задачу, скрытую игровой формой, учатся контролировать свое поведение и поведение сверстников, объективно, доброжелательно оценивать результаты деятельности.

Читайте также:  Сказкотерапия как метод коррекции психического развития ребенка

В игре удовлетворяется потребность ребенка в двигательной активности, накапливаются знания, развиваются способности, формируются важнейшие качества ума. В ряде исследований сформулировано значение игры как формы самоорганизации детей. Совместная игра создает условия для возникновения детского общества и реальных отношений между детьми. Именно в этом А.П. Усова усматривала основное воспитательное значение игры. В ней развивается и действует «особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способным действовать друг с другом». Это качество было названо общественностью. Только при наличии этого качества ребенок становиться членом детского общества, входит в него и в нем действует, в чем-то завися от детского сообщества, в чем-то подчиняясь ему. На основе общественности, как качества личности ребенка, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения и отношений.

Принимая на себя различные _роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Через игру можно узнать особенности характера ребенка, его интересы, представления об окружающем, отношения со сверстниками. Яркость, красочность содержания, богатство замысла показывает богатство личности играющих (А.П. Усова).

С помощью игры можно осуществлять коррекцию поведения детей, их отношений со сверстниками, формировать уровень притязаний и характер самооценки дошкольников.

Исключительное значение игры для развития всех психических процессов, отдельных видов деятельности и личности ребенка в целом дало основание ученым считать её ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 3538; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9456 — | 7500 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Значение игры для полноценного развития ребенка.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…»

А. С. Макаренко

       Игра – одно из главных средств умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру, так как в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь найти лучший способ ее разрешения. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение ребенка, бороться со страхами, преодолевать неуверенность.

       Большое место в игре занимает воображение, которое позволяет создать игру, т. е. вообразить игровую ситуацию. Игровая ситуация в сочетании с игровым действием придает игре своеобразный, самодеятельный характер. В игре ребенок живет как в настоящей жизни, является активным ее деятелем. В этом и заключается привлекательность игры для детей. Игра постоянно развивается и усложняется, так как у ребенка расширяются связи с окружающим миром, а также растет круг представлений под влиянием воспитания и обучения. В процессе игры дети учатся организовываться, учатся изучать жизнь.               

 В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения — контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника. Игры с правилами могут выступать как дидактические игры, в которых кроме игровой задачи решаются задачи закрепления и систематизации знаний, развития и совершенствования мыслительных операций или специальных умений, например, речевых. Так, систематизации детских представлений способствуют игры-лото («Четыре времени года», «Игрушки», «Растет, цветет, зреет» и пр.). Словесные игры типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Читайте также:  Развитие ребенка как удовлетворение потребностей матерей

 Игра «Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит: Тук, тук!

  • Кто там?
  • Покупатель.
  • Зачем пришел?
  • За краской.
  • За какой?
  • За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например, проскакать на одной ножке по голубой дорожке.

Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

        В подготовительной группе значительно расширяется игровой опыт детей, благодаря тому, что детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети-исполнители/артисты, дети-сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование.

Аптека

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Кругосветное путешествие

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».

Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Дети на седьмом году жизни уже умеют предлагать различные игровые замыслы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в придумывании игровых событий, используют разные сюжеты для построения игры. В игре дети вступают в ролевой диалог со сверстником, стремятся ярко передать игровую роль: изменяют интонацию голоса в зависимости от роли, передают отношения, характеры и настроения персонажей («требовательный учитель», «любящая мама», «капризная дочка» и т. п.) с помощью невербальных средств выразительности (мимика, жесты, движения). В ходе игрового сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.

Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (например, игрушек-самоделок, деталей костюмов).     

Таким образом, наблюдая за детской игрой, можно выявить особенности развития и психического состояния ребенка, увидеть чувства, которые он испытывает проигрывая различные ситуации, а также темперамент ребенка.

Источник