Выявление уровня развития коммуникативных способностей понимание ребенком состояния
Диагностика коммуникативных способностей ребенка
Методика 1.
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.
Задание 1. На какой картинке изображено, что
все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке
рядом с ней крестик.
Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?Задание 3.
На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.
Методика 2.
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик
кажется девочке? Рядом с нужной картинкой
поставь крестик в кружочке.
Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик
кажется девочке? Рядом с нужной картинкой
поставь крестик в кружочке.Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик
кажется девочке? Рядом с нужной картинкой
поставь крестик в кружочке.Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.Методика 3
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик
ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.Задание2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.
Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик
ведет себя так, что мама его поблагодарит.Задание4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Методика 4
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.
Задание 1. Отметь картинку, на которой
мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.Задание2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.Задание 3.Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.Задание4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.
Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.
Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Источник
Ольга Ахремова
Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста, необходимо иметь полное представление об уровне их сформированности у детей.
Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных умений занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Г. А. Урунтаева, Е. И. Щербакова, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, Ю. В. Филиппова и другие.
Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных умений у младших дошкольников.
В связи с этим перед нами встала проблема подбора диагностического инструментария, удовлетворяющего следующим условиям:
1. доступность,
2. надежность,
3. однозначность,
4. валидность
В качестве критериев оценки уровня форсированности коммуникативных умений мы использовали:
1. желание вступать в контакт;
2. умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Каждый критерий оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.
Диагностика проводилась во второй младшей группе МАДОУ № 239 «Колокольчики». Количество детей – 20 человек, в возрасте 3-4 года.
В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения коммуникативных умений детей: наблюдение, беседа, эксперимент. Мы использовали метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.
В качестве ситуаций наблюдения мы выбрали:
1. Сюжетно-ролевую игру «День рождения у зайчика». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных умений детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные умения в общении и со сверстниками и с взрослыми.
2. Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.
3. Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).
4. Совместные игры детей на прогулке.
Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому мы решили использовать так же метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.
Мы составили список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:
1. Нужно ли делиться игрушками с детьми?
2. Ты всегда стараешься так поступать?
3. Почему?
4. Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?
5. Почему?
6. Назови ласково маму, папу и других членов семьи.
7. Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы)
8. Как нужно попросить взрослого о помощи?
9. Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?
Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводился по следующим критериям:
1. Желание вступать в контакт:
Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.
Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.
2. Умение организовать общение:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.
Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:
Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.
Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.
Низкий уровень (1 балл) — не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».
Общий балл:
Высокий уровень –15 — 18 баллов
Средний уровень – 10 — 14 баллов
Низкий уровень – 6 — 9 баллов
Результаты определения уровня коммуникативных умений у детей заносились в разработанную нами диагностический рисунок, в которой наглядно представлена как общая картина сформированности коммуникативных умений в группе, так и результаты каждого ребенка (Приложение 1).
Результаты общего уровня развития коммуникативных умений у детей второй младшей группы №4 представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты общего уровня развития коммуникативных умений у детей второй младшей группы №4
Как мы видим из рис. 1, у детей преобладает низкий уровень сформированности коммуникативных умений (55%) и средний уровень (45%). Высокий уровень отсутствует.
В ходе наблюдения у детей отмечалось желание вступать в контакт со сверстниками. Однако наблюдался низкий уровень умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми.
В общении с взрослыми дети легко шли на контакт. Здесь проявлялись навыки умения организовать общение — это наблюдалось в частых обращениях к взрослому, например, за помощью или с целью получить какую-либо информацию. Однако, отсутствовали знания норм и правил поведения при общении: дети часто обращаются к взрослому на «ты», перебивают, не дослушав до конца, не знают, как правильно здороваться и прощаться с взрослыми.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей присутствовало желание вступать в контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми, что характерно для детей данного возраста, но наблюдался низкий уровень развития умения организовать это общение, а так же знание норм и правил, которых следует придерживаться при общении.
Источник
Гладких Мария
Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МАОУ СОШ №29 г. Липецк, в исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста, которые были поделены на 2 подгруппы – экспериментальную и контрольную по 10 человек. Описание выборки представлено в Приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий этап – первичная диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап – формирующий этап – организация работы по развитию коммуникативных навыков у младших дошкольников посредством использования образовательных ситуаций.
С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводилась деятельность, предусмотренная календарно-тематическим планом. Дошкольники, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
3 этап – контрольный этап – повторная диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах, сравнение и анализ полученных результатов.
Цель диагностики – определение уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.
Таблица 1
Критерии и уровни развития коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста
Группы коммуникативных навыков Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
информационно-коммуникативные
навыки не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, действует индивидуально не способен высказывать свою точку зрения легко находят контакт со сверстниками, но главным образом с детьми своего пола, существуют трудности при вступлении в контакт с незнакомыми людьми легко вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, проявляют умение выслушать собеседника, стремление получить информацию в процессе взаимодействия
регуляционно-
коммуникативные
навыки не пытается договориться или не может прийти к согласию не проявляет активности, пассивно следует за инициативой других,
провоцирует конфликты, от помощи взрослого и сверстников отказывается, не знает нормы организованного взаимодействия обсуждает варианты совместной работы, но есть разногласия в определенных действиях; недостаточно активен в общении, может быть и
инициатором общения; в конфликтах уступает и идет на компромисс, помощь принимает, но самостоятельно не просит; активно обсуждает возможный вариант совместной работы; приходит к согласию относительно способа выполнения деятельности; сравнивает способы действия
и координирует их, в конфликтных ситуациях стремится обратиться ко взрослому или найти справедливое решение
эффективно-
коммуникативные умения слабо проявляет эмоциональную отзывчивость, выражает переживание состоянию другого, не проявляет интереса к сверстникам способен проявлять переживание по поводу чувств другого, не всегда учитывает интересы собеседников, проявляет интерес к сверстникам своего пола способен к критическому осмыслению своего поступка, стремится к оказанию помощи, с удовольствием общается со всеми сверстниками
Для проведения опытно-экспериментальной работы использовались следующие методики:
1) методика М. А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности» (для изучения коммуникативных качеств личности ребенка);
2) методика А. М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу» (для изучения способности детей младшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу);
3) методика «Картинки» (авторы Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина) (Приложение 2).
1. Характеристика методики «Коммуникативные навыки личности» М. А. Никифоровой.
Цель методики: изучение коммуникативных навыков личности ребенка. Основной метод исследования – наблюдение.
Для достижения данной цели ведется наблюдение за детьми в процессе непосредственно организованной деятельности, а также во всех видах деятельности режимных моментах детей младшего дошкольного возраста. Результаты наблюдения вносятся в Карту наблюдений за проявлениями коммуникативных навыков у дошкольников.
Данная Карта состоит из двух разделов:
1) «Коммуникативные качества личности», среди которых эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность;
2) «Коммуникативные действия и навыки», включающие организационные, перцептивные, оперативные умения.
Коммуникативные навыки оцениваются по критериям: каждое проявление коммуникативных навыков оценивается определенным количеством баллов: 1 балл – способность или умение проявляется редко, 2 балла – проявляется чаще всего, 3 балла – проявляется всегда. По сумме полученных баллов можно определить уровень развития коммуникативных навыков ребенка.
Высокий уровень: ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.
Средний уровень: ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, умеет в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеет вербальными и экспрессивными средствами общения.
Низкий уровень: ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет эмоционально откликаться на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.
В результате исследования были получены следующие данные:
– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);
– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).
Таблица 1. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)
Уровень (%) Низкий Средний Высокий
Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)
Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)
На рисунке 1 представлены данные по первой методике.
Рисунок 1. Уровень коммуникативных навыков по методике М. А. Никифоровой (констатирующий эксперимент)
2. Характеристика методики «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетининой.
Цель: изучить способности детей младшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу.
Педагог наблюдает в течение недели за особенностями проявления детьми этих показателей в различных ситуациях, в том числе специально смоделированных (беседа). После этого проводится анализ проведенных наблюдений, его результаты помещаются в таблицу по следующим разделам: способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать.
Критерии оценки способностей детей к партнерскому диалогу: каждый компонент оценивается по 3-х балльной системе. По среднему баллу определяется уровень развития способностей.
Высокий уровень (3 балла) характеризуется тем, что ребенок активно общается, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, воспринимать речь; выстраивает общение по ситуации, свободно входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, четко и последовательно может выражать свои мысли, пользоваться различными формами речевого этикета.
Средний уровень (2 балла) характеризуется тем, что ребенок умеет выслушивать собеседника, понимать его речь; однако иногда недостаточно терпелив при слушании партнера и перебивает его, спорит, не соглашается, раздражается, в общении участвует чаще всего по инициативе других; пользование речевым этикетом неустойчивое.
Низкий уровень (1 балл) характеризуется тем, что ребенок не проявляет ни одного из перечисленных компонентов способности к партнерскому диалогу, или проявляется небольшое количество из указанных свойств, при этом он неактивен и неразговорчив в общении с детьми и взрослыми, часто наблюдается отсутствие внимания; редко использует формы речевого этикета, последовательно излагать свои мысли не умеет, передает их содержание неточно.
При выполнении Методики «Коммуникативные качества личности» А. М. Щетининой проводили наблюдение за взаимодействием детей со взрослыми (педагогами, родителями) во время проведения занятий, во время занятий в различных режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.
По итогам наблюдения были сделаны следующие выводы:
– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);
– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).
Таблица 2. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)
Уровень (%) Низкий Средний Высокий
Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)
Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)
На рисунке 2 представлены данные по второй методике.
Рисунок 2. Уровень коммуникативных навыков по методике А. М. Щетининой (констатирующий эксперимент)
В результате диагностики видно, что у большей части детей сформированность коммуникативных умений находится на среднем уровне.
В Приложении 3 зафиксированы данные по каждому ребенку.
3. Методика «Картинки» (авторы Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина) (Приложение 2).
Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.
Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки?»
Проведению методики предшествовала беседа об отношениях со сверстниками, которая помогла диагностировать эмоциональные проявления в коммуникативной деятельности.
Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить? Анализ результатов: По ответам детей оценивался их уровень эмоционально-оценочного компонента.
По итогам методики были сделаны следующие выводы:
– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);
– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).
Таблица 3. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)
Уровень (%) Низкий Средний Высокий
Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)
Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)
На рисунке 3 представлены данные по третьей методике.
Рисунок 3. Уровень коммуникативных навыков по методике «Картинки» (констатирующий эксперимент)
В результате трех методик получены следующие результаты:
– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%) (Вера К., средний уровень – у 7 детей (70%) (Аня К., Кирилл Т., Ратмир Н., Гриша О., Оля П., Паша Л., Олеся В.) и низкий уровень – у 2 детей (20%) (Ярослав Д., Нина Г.);
– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%) (Лида Ж., средний уровень – у 6 детей (60%) (Злата Д., Аля О., Олег К., Гоша Л., Борис М., Миша Д.) и низкий уровень – у 3 детей (30%) (Жанна Е., Инесса К., Юра И.).
Таблица 4. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)
Уровень (%) Низкий Средний Высокий
Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)
Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)
Обобщенные данные можно представить на рисунке 4.
Рисунок 4. Общий уровень коммуникативных умений (констатирующий эксперимент)
Таким образом, описанные методики позволили исследовать развитие коммуникативных навыков младших дошкольников и определить уровень развития навыков каждого ребенка – слушать партнера, уметь договариваться с ним, вступать, поддерживать и завершать диалог.
На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по развитию коммуникативных умений навыков с использованием образовательной ситуации.
Источник