Выготский лев игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Выготский лев игра и ее роль в психическом развитии ребенка thumbnail



В данной статье рассматривается вопрос о роли игры в психическом развитии ребенка. Проанализированы характерные особенности игры в дошкольном возрасте, отличия игровой деятельности от других форм занятий ребенка.

Ключевые слова:Л. С. Выготский, игра, психическое развитие, ведущий вид деятельности, игровая деятельность, дошкольный возраст

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это первая деятельность, которой принадлежит особенно важная роль в развитии личности. Психические качества и личностные особенности ребенка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности.

Многие ученые занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин. Большое внимание роли игры в психическом развитии ребенка уделял Л. С. Выготский. «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов» — писал Л. С. Выготский [1, с.64]. В дошкольном возрасте возникают различные потребности и побуждения, которые очень важны для всего развития ребенка. У ребенка в этом возрасте появляются нереализуемые желания, непосредственно приводящие к игре. Ребенок играет, не осознавая мотивов игровой деятельности. Это существенно отличает игру от труда и других видов деятельности. Мотивы, действия, побуждения становятся в полной мере доступными сознанию только в переходном возрасте.

Игровая деятельность отличается от других форм занятий ребенка, так как в игре создается мнимая ситуация. Это происходит в результате расхождения видимого и смыслового поля, которое появляется в дошкольном возрасте. Мнимая ситуация заключает в себе правила поведения. Ребенок вообразил себя матерью, а куклу — ребенком, значит, он должен подчиняться правилам материнского поведения. Любая игра с мнимой ситуацией есть игра с правилами, и любая игра с правилами есть игра с мнимой ситуацией. Например, играть в шахматы, значит создавать мнимую ситуацию, потому что фигуры могут ходить только так, как установлено правилами.

В игровой деятельности формируются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Творческие процессы, которые уже в самом раннем возрасте проявляются у детей, лучше всего выражаются в играх. Девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в охотника, в солдата, в моряка, — все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного и настоящего творчества. В своих играх дети очень многое воспроизводят из того, что они видели.

Огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат лишь отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. По словам Л. С. Выготского, игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка [3, с.7].

Воображение в игре зависит от предыдущего опыта и реалистичности игрушек. Включившись в сценарий игры, дети редко принимают идеи или действия, которые нарушают разделяемую ими реалистичность игры. Например, не хотят изображать водителя, сидя на заднем сидении машины. Ребенок понимает, что водитель управляет машиной, сидя на переднем сиденье. Л. С. Выготский утверждает, что принятие воображаемой роли создает зону ближайшего развития ребенка. «К концу дошкольного возраста воображение становится сравнительно независимым от деятельности во внешнем плане, на базе которой оно формировалось. Примерно в этот же период в воображении появляются элементы творчества. Данные особенности воображения старшего дошкольника очень важны для подготовки к школьному обучению, в котором ребенку придется действовать с образами объектов, с которыми он еще не сталкивался в своем опыте, на основе накопленных понятий» [1, с.66].

В игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. в мысленной ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. К. Левин считал, что вещи обладают побудительной силой по отношению к действиям ребенка. Например, колокольчик тянет ребенка на то, чтобы позвонить, велосипед — на то, чтобы на нем покататься. Но в игре вещи теряют свой побудительный характер. Ребенок видит одно, а действует по отношению к видимому объекту совсем иначе. Ребенок учится определяться в своем поведении не только прямым восприятием вещи или действующей на него ситуацией, а смыслом этой ситуации.

В игре дети создают структуру — смысл-вещь, где смысловая сторона, значение слова и вещи, является главной, определяющей его поведение. Ребенок принимает слово за свойство вещи, он не видит слова, а видит за ним обозначенную им вещь. Для ребенка слово «лошадь», приравниваемое к палочке, означает: «там лошадь», т. е. он мысленно видит вещь за словом. У ребенка раннего возраста происходит тесное слияние слова с вещью, при котором расхождение смыслового и видимого поля невозможно. Ребенок двух лет, должен повторить, глядя на сидящего перед ним ребенка: «Дима бежит», но он изменяет свою фразу и говорит: «Дима сидит». Игра переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению.

Читайте также:  Реферат на тему роль игры в развитии ребенка

В игре ребенок делает то, что ему больше всего хочется и в тоже время он подчиняется правилам, отказываясь от некоторых своих желаний. Создается положение, при котором возникает двойной аффективный план. Ребенок, например, плачет в игре, как пациент на приеме у зубного врача, но радуется, как играющий. Ребенок координирует свое поведение, подчиняя каждый свой поступок игровым правилам. Благодаря игре с правилами рождается и развивается воля ребенка.

Л. С. Выготский рассматривал способность придерживаться правил как ключевую для готовности к школьному обучению, совершенно независимо от способности к воображению. Участие в игре со скрытыми правилами, которые могут изменяться в ходе игры, требуют более высокого уровня формирования когнитивных, социальных и вербальных навыков, чем игра с явными и неизменными правилами. Более того, использование изображения в играх соответствует более высокому когнитивному уровню, задействует более сложный и длительный процесс мышления, чем в играх с правилами, таких как настольные или спортивные [2, с.56].

Отношение игры к развитию следует сравнивать с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра является источником развития и поэтому она создает зону ближайшего развития. Л. С. Выготский отмечал, что «действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных» [1, с.67].

Через игровую деятельность движется ребенок. Движение начинается с мнимой ситуации, очень близкой к реальной. В первоначальной ситуации правило находится в сжатом виде. Сама мнимость в ситуации тоже очень мала. Игра больше напоминает воспоминание, чем воображение.

Игра — это целевая деятельность ребенка. Цель становится тем, ради чего совершается все остальное. Цель, как конечный момент, определяет аффективное отношение ребенка к игре. Цель к концу спортивных игр является одним из главных моментов игры, без которой она теряет свой смысл. В конце развития игры выступает правило, и чем оно строже, чем оно больше требует от ребенка приспособления, чем больше регулирует деятельность ребенка, тем игра становится напряженнее, острее, интереснее. Простое бегание без цели, без правил — это вялая, скучная игра, не захватывающая ребят. Ребенку приятно добежать первым, так как он получает удовлетворение от своей победы. Игровые правила существенно отличаются от моральных, таких как не трогать без разрешения чужих вещей, здороваться с воспитателем. Это отличие заключается в том, что игровые правила ребенок устанавливает для себя сам. Это правило внутреннего самоопределения и самоограничения.

В игре ребенок свободен, так как он определяет свои поступки, исходя из своего «Я», своих интересов и потребностей. Но это воображаемая свобода. Он подчиняет свои действия определенному смыслу, он действует, исходя из значения вещи. Ребенок учится осмысливать свои собственные действия, понимать, что каждая вещь имеет определенное значение. Создание мнимой ситуации с точки зрения формирования личности ребенка можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления.

Игра является особенностью дошкольного возраста. Игра ребенка до трех лет носит характер серьезной игры в такой же степени, как и игра подростка. Серьезная игра ребенка раннего возраста заключается в том, что играя, он не отделяет мнимой ситуации от реальной.

По мнению Л. С. Выготского, у школьника игра существует в виде ограниченной формы деятельности, прежде всего в виде спортивных игр, занимающих важную роль в общем развитии школьника, но не обладающих тем значением, которое имеет игра у дошкольника.

В школьном возрасте игра не исчезает, а проникает в отношение к действительности. Она продолжается в школьном обучении и труде. Игра служит на уроке средством введения, закрепления и контроля учебного материала, способствует снятию напряжения и повышения эмоционального настроя у учащихся.

Таким образом, на любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность, которая позднее становится ведущей в развитии ребенка. Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения, потому что, играя, ребенок подчиняется правилам. Через игровые отношения ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей и приобретает основные навыки общения и самосознания. В игре формируются новые мотивы и потребности: соревновательные, игровые; зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

Читайте также:  Система развития ребенка по дням

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 6.-1966.
  2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка — М.: Издательство Смысл, 2004.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, мнимая ситуация, дошкольный возраст, правило, школьное обучение, ранний возраст, школьный возраст, психическое развитие ребенка.

Источник

Развитие в отечественной психологии идей

Льва Семеновича Выготского

« Роль игры в дошкольном детстве»

    Проблема изучения игровой деятельности была и остается в центре внимания психологов, педагогов, методистов. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, способствуя возникновению психологических новообразований и стимулируя тем  самым психическое развитие ребенка. По мнению Н.С. Паниной, полноценное овладение игровой деятельностью в дошкольном детстве является необходимым условием решения различных задая интеллектуального , эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный  для этого период развития. Именно Поэтому исследованию игры в детском возрасте посвящено такое огромное количество научных работ.

    Исследования различных ученых ( Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.) создали теоретические и методологические основы изучения деятельности в отечественной психологии, в том числе  и игровой. В настоящее время произошло стремительное продвижение в соответствующих областях изучения детской игровой деятельности. Современными исследователями игры (Е.М.Гаспаровой, С.Н.Дыбиной, И.В.Коротковой, Н.Н.Лебедевой, А.М.Новиковым, Л.И.Элькониновой и др.) предпринимались попытки дальнейшего изучения игровой деятельности. Они состоят, с одной стороны, в проникновении вглубь происходящих при становлении игры у ребенка скрытых психологических процессов, с другой стороны, — в огромном расширении масштабов проводимых исследований, позволяющих делать выводы об общих закономерностях становления игровой деятельности и её множественных индивидуальных вариациях.

    Несмотря на современные исследования и перспективы научного поиска в решении данной проблемы, обращение к теоретико – методологическим основам исследования игры является важным. Изучение трудов основоположников теории и методологии игры позволяет создать общее представление о развитии данной проблемы, о различии взглядов ученых, имеющихся подходов к её решению, а также обозначить идеи, которые не потеряли своего значения до настоящего времени. Труды различных ученых могут быть полезны и педагогам – практикам при построении систем обучения, развития и воспитания дошкольников. В связи с этим обращение к трудам  различных  данных ученых, изучение их взглядов на проблему становления и развития игровой деятельности в дошкольном возрасте становится все более актуальным.

   Историко–методологические аспекты игровой деятельности приобретают особое значение в настоящее время, поскольку становится необходимым анализ проведенных исследований с целью выделения имеющихся в них тенденций, невостребованных или забытых идей, значимых для современной науки. Именно поэтому теоретический анализх трудов Л.С.Выготского и его последователей в отечественной психологии является по прежнему актуальным. В данной работе представлен анализ взглядов ученого и его сподвижников на проблему игровой деятельности в дошкольном возрасте.

     Цель работы – теоретический анализ проблемы развития игры в дошкольном возрасте в исследованиях отечественных психологов.

    Объектом работы выступает проблема игровой деятельности.

    Предметом работы – отбражение проблемы игровой деятельности в отечественной психологической науке.

    В работе мы ставили следующие задачи:

   1. Дать общее представление об игровой деятельности в современной психологической науке.

   2. Изучить взгляды Л.С.Выготского о роли игры в дошкольном возрасте.

   3. Рассмотреть развитие идей Л.С.Выготского об игровой деятельности дошкольника в трудах отечественных наук.

   Для достижения цели и задач использовался метод обзорно-аналитического изучения психолого-педагогической литературы по проблеме.

    Теоретико-методологические основы работы составили основные положения отечественной психологии о закономерностях развития ребенка, основы которых заложены Л.С.Выготским в теории культурно-исторического понимания развития психики.

Глава 1. Взгляд Л.С.Выготского  и его последователей  в отечественной психологии на роль игры в дошкольном детстве

  1. Представление об игровой деятельности в современной психологической науке.

Игра – особый вид деятельности человека, поэтому данную проблему пытались объяснить с различных научно-исследовательских позиций такие авторы, как К.Д.Ушинский, К.Гросс, Ф.Бойтендайк, К.Бюлер, Ж.Пиаже, К.Левин и другие. Значительное внимание развитию игровой деятельности уделили отечественные психологи Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец и другие. Многие из перечисленных выше ученых подчеркивали активный. Творческий характер игры, изучали компоненты и функции игровой деятельности. Большое внимание было уделено развитию ролевой игры ребенка как фактора социализации. Особое внимание уделялось использованию игры в обучении.

Читайте также:  Физическое и эмоциональное развитие ребенка 2 года

   По мнению С.Л. Новоселовой, игра – это особый вид предметной деятельности, в которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих взаимоотношений . Это создание воображаемых ситуаций и перенос одних предметов на другие предметы, происходящий в придуманных обстоятельствах .

   Г.С.Абрамова указывает, что специфика игры как деятельности состоит в следующем:  1) Основной единицей игры является роль. 2) В игре цель и мотив совпадают. 3) наличие в игре мнимой, воображаемой ситуации. 4) Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности. .

   М.В. Гамезо с соавторами выделяет следующие структурные элементы игры:

1. Игровой замысел – общее определение того , во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи и отражается в игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.

2. Сюжет (содержание) игры – это то, что определяет развитие и взаимосвязь игровых действий. Взаимоотношений детей.

3. игровые роли, которые берут на себя дети.

4. правила игры – они регулируют и определяют поведение детей в игре и взаимоотношения окружающих.

5. Игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещаются игровыми.

6. игровые действия, которые носят обобщенный и сокращенный характер.

7. Реальные отношения между детьми.

   В.С.Мухина считает,  что игра как особая форма детской деятельности имеет свою историю развития, связанную с изменением положения ребенка в обществе . На самых ранних ступенях развития общества основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением примитивных орудий (палок) для выкапывания съедобных корней. Дети с первых лет жизни включались в деятельность взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. Игры, отделенной от труда, не существовало.

   При переходе к охоте, скотоводству и мотыжному земледелию возникают такие орудия труда и такие способы производства, которые недоступны для детей и требуют специальной подготовки. Появляется общественная потребность в подготовке будущего охотника, скотовода и т.п. Взрослые изготавливают для детей уменьшенные орудия, которые являются точными копиями орудий взрослых. Эти своеобразные игрушки растут вместе с детьми, постепенно приобретая все свойства и размеры орудий труда взрослых людей .

   Далее автор пишет, что взрослые всячески содействуют играм – упражнениям детей. В таком обществе еще нет школы как специального учреждения. Дети в процессе упражнений под руководством взрослых овладевают способами употребления орудий. Общественным смотром достижений детей в овладении орудиями труда являются игры – соревнования .

   Е.О. Смирнова указывает на то, что происходит дальнейшее усложнение орудий труда и связанных с ними производственных отношений . Детей начинают вытеснять из сложных и недоступных для них сфер производственной деятельности. Усложнение орудий труда приводит к тому, что дети оказываются не в состоянии овладеть их использованием в играх – упражнениях с уменьшенными моделями. Орудия труда при их уменьшении теряют свои основные функции, сохраняя лишь внешнее сходство. Вместе с тем дети вытесняются и из общественных отношений взрослых членов общества .

   На этой ступени развития общества возникает новый вид игры – ролевая игра. В ней дети удовлетворяют свою основную социальную потребность – стремление к совместной жизни со взрослыми. Им уже недостаточно участия в труде взрослых. Дети, предоставленные сами себе, объединяются в детские сообщества и организуют в них  особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах социальные отношения и трудовую деятельность взрослых людей,  беря при этом  на себя их роли. Так из особого места ребенка в обществе, связанного с усложнением производства и производственных отношений, возникает ролевая игра как особая форма совместной жизни ребенка со взрослыми .

   Г.А. Урунтаева  утверждает, что в ролевой игре воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций . Тем самым удовлетворяется основная потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми .

   Многие ученые (А.О. Горышева, А.Л.Кутузова, А.С. Спиваковская , К. Тамаки и др.) в своих трудах указывают на различные классификации игр . В работе Н.Н Поддъякова, Н.Я. Михайленко мы обнаружили, что существуют различные виды игр, которые могут успешно использоваться в обучении и воспитании дошкольников .

   Ролевая , или Сюжетно-ролевая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в общественной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора. Водителя, пирата – и образцы его действий .

   По мнению Е.О.Смирновой, игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника .

Источник