Выготский л с психология развития ребенка м издательство смысл 2006

Выготский л с психология развития ребенка м издательство смысл 2006 thumbnail

Автор

Лев Семенович Выготский (1896–1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии. Им написано более 270 работ, которые стали значимыми для различных ответвлений психологии, дефектологии, педагогики.

Сложность изложения

3 из 5.

Целевая аудитория

Психологи, вузовские преподаватели, школьные педагоги, а также все, кому интересна психология развития человека.

Зачем читать

Автором создан монументальный труд по культурно-исторической теории психического развития человека, который заложил основы построения практики образования в нашей стране, а также дал направление в исследованиях российской и мировой возрастной психологии. В книге рассказывается о закономерных изменениях жизни человека во времени, становлении его внутреннего мира и закладывании его духовных основ.

Читаем вместе

В психологии совершалась попытка научного подхода к душе, к способности овладения психики мыслью, поскольку идея научного строения о душе включает будущий путь психологии. Человек, в отличие от животных, наследует опыт прежних поколений, который можно назвать историческим. Рядом с ним обязательно стоит социальный опыт, который является значимым компонентом человеческого поведения. Развивая формы активного приспособления, люди удваивают опыт, а их поведение становится системой победивших реакций. Человек ежеминутно наполняется неосуществившимися возможностями, ряд связей в организме создаются за счет опыта. Сознание выступает взаимодействием и отражением систем рефлексов, своеобразным эхом в ответ на раздражители. Мы сознаем себя, сознавая других, это является взаимообратным процессом.

Автор рассматривает окружающую среду как основу развития высших психических человеческих функций. Сначала они возникают как форма коллективного поведения ребенка, становясь впоследствии его индивидуальными функциями. Речь, как средство общения между людьми, со временем трансформируется во внутреннюю, несущую интеллектуальную нагрузку. Высшие психические функции всегда осознанны, обладают опосредованностью, произвольностью и системностью. Развитие ребенка подчинено историческим и общественным законам, поскольку силой развития человека является обучение. Оно запускает внутренние процессы развития, давая ребенку возможность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. И только потом они становятся его личным достоянием. Взрослые помогают выявить разницу между уровнем актуального развития ребенка и его возможного развития. То, что ребенок может сегодня выполнять в сотрудничестве, а завтра уже самостоятельно, является зоной ближайшего развития.

Сознание человека достаточно системно и структурно: сначала идет восприятие, затем память и мышление. Психическое развитие перестраивает систему сознания, обусловленную уровнем развития обобщений. Войти в него можно лишь через речь, а перейти от одной его структуры к другой — только через обобщения. Сознание, по Выготскому, является вершинной психологией, так как имеет историческую и знаковую природу. Знаки продуцирует само общество, а их усвоение перестраивает психическую деятельность ребенка. Низшие и высшие психические функции отличаются уровнем произвольности, обеими группами можно управлять.

Ребенок с возрастом усваивает культуру поведения и определенные способы мышления. Одна линия его поведения связана с общим ростом и созреванием, вторая уже принадлежит культуре, когда совершенствуются психологические функции, вырабатываются новые способы мышления. Здесь важно говорить о возрасте человека, для которого изменяется роль среды в его развитии, для этого Выготским был выдвинут ряд законов психического развития ребенка:

1. Развитие ребенка идет в определенных темпе и ритме, меняющихся на разных возрастных ступенях.

2. Развитие предполагает качественные изменения, психика ребенка не похожа на психику взрослого человека.

3. Ребенок развивается неравномерно, у психики имеются конкретный период развития, пик проявления и стабилизация. Когда изменяется одна функция, она влечет за собой изменение других, сознание при этом остается системным образованием.

Личность всегда равна самосознанию, это нечто надприродное в человеке, являющееся результатом его культурного развития. Личность формируется в процессе перехода изнутри вовне традиций и социальных форм поведения, ведущих к личностной адаптации и саморегуляции. Аффект и интеллект личности рождаются за счет воздействия окружающей среды: ребенок на разных стадиях развития по-разному переживает эти воздействия. Это называется социальной ситуацией развития: оно либо плавное, либо кризисное, поэтому психическое развитие можно поделить на два периода — динамический и содержательный. Первый включает спокойствие или критику, второй влечет за собой вывод ребенка на новую ступень развития с новым уровнем интеллекта, индивидуальной позиции и т.д. Эти периоды делятся на кризис новорожденного, кризис одного года и еще четырех периодов взросления. Социальная среда всячески помогает созреванию индивида и его развитию, формируя тем самым усложненные формы его психической жизни.

Читайте также:  Обучающие семинары по развитию ребенка

Выготский связывает деятельность со знаковостью и определением психологической роли языка. Деятельность неотделима от ее первоначальных связей с общением и со знаково-символическими системами. Слово, общение и деятельность выступают определенным единством:

1. Значение анализируется как психологическое понятие, а не просто как логическая, лингвистическая и семиотическая составляющая.

2. Значение обладает динамическим характером, то есть определенным путем от мысли к слову.

3. Значение предметно.

4. Сознание по строению осмысленно, то есть является результатом значения.

5. Значение имеет социальную природу.

6. Знак обозначается как равенство общения и обобщения.

7. И слово, и действие встроены в единую психологическую систему.

Лучшая цитата

«Когда говорят: подросток открывает свой внутренний мир с его возможностями, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, — это может быть обозначено как овладение внутренним миром».

Чему учит книга

— Проблема сознания являлась ключевой для истории отечественной психологии, его обусловленность подчеркивается социальной жизнью людей и его активной ролью в их деятельности.

— Действие всегда идет впереди слова, но они тесно связаны между собой.

— Особенность развития ребенка состоит в подчинении действию социальных законов, а уже от того, насколько развит социум, зависят продолжительность детства и само содержание развития детей.

От редакции

Дать ребенку ощущение защищенности, надежности, безопасности и любви — задача родителей. Как правильно оберегать ребенка, чтобы случайно не удушить; сколько свободы ему давать, чтобы она не обернулась вседозволенностью, и от чего детей оберегать не надо, рассуждает в своей статье писатель, популярный блогер Марта Кетро: https://psy.systems/post/razumnaya-zaschita-kak-oberegat-rebenka.

Помощь ребенку должна заключаться и в том, чтобы привить ему навыки, необходимые во взрослой жизни. Один из них — умение правильно распоряжаться деньгами. Как научить своего ребенка основам финансовой грамотности, рассказывает психолог и мама троих подростков Ольга Юрковская: https://psy.systems/post/kak-nauchit-rebenka-osnovam-finansovoj-gramotnosti.

Человек, в отличие от животных, наследует опыт прежних поколений, который можно назвать историческим. Однако не все правила и установки, пришедшие к нам от предков, полезны и применимы сегодня. Некоторые из них становятся ограничителями. Разобраться в этом вопросе поможет статья психолога, врача-вертебролога Натальи Терещенко: https://psy.systems/post/pochemu-skrepy-meshaut-soxraneniyu-roda.

Источник

#MAKomania_литература

Лев Семёнович Выго́тский — советский психолог. Основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. По его имени назван коллектив исследователей, известный как «круг Выготского-Лурии» (также «круг Выготского»).

1. Воображение и творчество в детском возрасте

Воображение и творчество в детском возрасте — Выготский Л.С.Рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Впервые увидевшая свет в 1930 году и переизданная «Просвещением» в 1967 году, эта работа не потеряла своей актуальности и практической ценности.
Книга снабжена специальным послесловием, в котором дается оценка трудам Л.С.Выготского в. области детского творчества.

2. История развития высших психических функций

Автор рассматривает развитие высших психологических функций (внимания, памяти, мышления, речи, арифметических операций, высших форм волевого поведения; личности и мировоззрения ребенка) как переход «естественных» функций в «культурные», который происходит в ходе общения ребенка со взрослым на основе опосредования этих функций речью и другими знаковыми структурами.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям беременности риски

3. Лекции по педологии

В основу книги положены лекции выдающегося психолога XX в. Л.С.Выготского, прочитанные им в 1933-1934 гг.
В доступной форме изложены фундаментальные проблемы педологии — специальной науки о развитии ребенка.

4. Психология развития человека

Работы Льва Семеновича Выготского представляют лучшие страницы российской психологической науки. Идеи Выготского и его школы служат основой научного мировоззрения новых поколений психологов по всей России. Именно для них и была подготовлена эта книга.

5. Педагогическая психология

Книга содержит основные научные положения крупнейшего отечественного психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), касающиеся связи психологии с педагогикой, воспитания у детей внимания, мышления, эмоций.
В ней рассматриваются психолого-педагогические проблемы трудового и эстетического воспитания школьников, учета их одаренности и индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания. Особое внимание уделяется изучению личности школьников и роли психологических знаний в учительском труде.

6. Основы дефектологии

Книга включает опубликованные в 20-30-х гг. труды, посвященные теоретическим и практическим вопросам дефектологии: монографию «Общие вопросы дефектологии», ряд статей, докладов и выступлений.Детей с дефектами зрения, слуха и т. д. можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными членами общества, — вот ведущая идея работ Л. С. Выготского.

7. Психология

В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского.
Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов. Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии.

8. Этюды по истории поведения

Книга классиков современной психологии Л. С. Выготского и А.Р. Лурия раскрывает основные положения теории культурно-исторического развития психики, С привлечением широкого материала из областей сравнительной психологии, этнопсихологии и генетической психологии авторы в яркой форме обсуждают три различных пути развития, из которых складывается история поведения человека.

9. Умственное развитие детей в процессе обучения

Сборник работ Выготского, изданный посмертно его московскими (Л.В. Занков) и ленинградскими (Ж.И. Шиф и Д.Б. Эльконин) сотрудниками. Именно в этих работах позднего периода выражены идеи Выготского о «зоне ближайшего развития» и его представления о соотношении обучения и развития.

#полезная_литература

Источник

Выготский л с психология развития ребенка м издательство смысл 2006

Выготский л с психология развития ребенка м издательство смысл 2006

М.: 2000
— 1008 с. (Серия «Мир психологии») 

В книге собраны все основные работы выдающегося
российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва
Семеновича Выготского.
Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам
«Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов.

Для студентов, преподавателей и всех интересующихся
вопросами психологии.

Формат:
pdf
/ zip 

Размер:
 8,63 Мб

Скачать:
  

  
RGhost     

ОГЛАВЛЕНИЕ
От составителей 2
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
О поведении и реакции
Три элемента реакции
Реакция и рефлекс
Наследственные и приобретенные реакции
Наследственные, или безусловные, рефлексы
Инстинкты
Происхождение наследственных реакций
Учение об условных рефлексах
Суперрефлексы
Сложные формы условных рефлексов
Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека
Законы торможения и растормаживания
Психика и реакция
Поведение животного и поведение человека
Сложение реакций в поведение
Принцип доминанты в поведении
Конституция человека в связи с его поведением
Инстинкты
Происхождение инстинктов
Соотношение инстинкта, рефлекса и разума
Инстинкты и биогенетические законы
Две крайности во взглядах на инстинкт
Инстинкт как механизм воспитания
Понятие о сублимации
Эмоции
Понятие об эмоциях
Биологическая природа эмоций
Психологическая природа эмоций
Внимание
Психологическая природа внимания
Характеристика установки
Внутренняя и внешняя установка
Внимание и рассеянность
Биологическое значение установки
Внимание и привычка
Физиологический коррелят внимания
Работа внимания в целом
Внимание и апперцепция
Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций
Понятие о пластичности вещества
Психологическая природа памяти
Состав процесса памяти
Типы памяти
Индивидуальные особенности памяти
Пределы развития памяти
Интерес и эмоциональная окраска
Забывание и ошибочное запоминание
Психологические функции памяти
Техника памяти
Два типа воспроизведения
Реальность фантазии
Функции воображения
Мышление как особо сложная форма поведения
Двигательная природа мыслительных процессов
Сознательное поведение и воля
Психология языка
Я и Оно
Анализ и синтез
Темперамент и характер
Значение терминов
Темперамент
Строение тела и характер
Четыре типа темперамента
Проблема призвания и психотехника
Эндогенные и экзогенные черты характера
О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
СОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Предисловие
Глава первая. Проблема и метод исследования
Глава вторая. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже
Глава третья. Проблема развития речи в учении В. Штерна
Глава четвертая. Генетические корни мышления и речи
Глава пятая. Экспериментальное исследование развития понятий
Глава шестая. Исследование развития научных понятий в детском возрасте
Глава седьмая. Мысль и слово

Читайте также:  Как составлять карту развития ребенка

РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ….
Глава первая. Проблема развития высших психических функций
Глава вторая. Метод исследования
Глава третья. Анализ высших психических функций
Глава четвертая. Структура высших психических функций
Глава пятая. Генезис высших психических функций
Глава шестая. Развитие устной речи
Глава седьмая. Предыстория развития письменной речи
Глава восьмая. Развитие арифметических операций
Глава девятая. Овладение вниманием
Глава десятая. Развитие мнемических и мнемотехнических функций
Глава одиннадцатая. Развитие речи и мышления
Глава двенадцатая. Овладение собственным поведением
Глава тринадцатая. Воспитание высших форм поведения
Глава четырнадцатая. Проблема культурного возраста
Глава пятнадцатая. Заключение. Дальнейшие пути исследования. Развитие личности и
мировоззрения ребенка
ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
Лекция первая. Восприятие и его развитие в детском возрасте
Лекция вторая. Память и ее развитие в детском возрасте
Лекция третья. Мышление и его развитие в детском возрасте
Лекция четвертая. Эмоции и их развитие в детском возрасте
Лекция пятая. Воображение и его развитие в детском возрасте
Лекция шестая. Проблема воли и его развитие в детском возрасте
ОРУДИЕ И ЗНАК В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Глава первая. Проблема практического интеллекта в психологии животных и
психологии ребенка
Эксперименты по практическому интеллекту ребенка
Функция речи в употреблении орудия. Проблема практического и вербального
интеллекта
Речь и практическое действие в поведении ребенка
Развитие высших форм практической деятельности у ребенка
Путь развития в свете фактов
Функция социализированной и эгоцентрической речи
Изменение функции речи в практической деятельности
Глава вторая. Функция знаков в развитии высших психических процессов
Развитие высших форм восприятия
Разделение первичного единства сенсомоторных функций
Перестройка памяти и внимания
Произвольная структура высших психических функций
Глава третья. Знаковые операции и организация психических процессов
Проблема знака в формировании высших психических функций
Социальный генезис высших психических функций
Основные правила развития высших психических функций
Глава четвертая. Анализ знаковых операций ребенка
Структура знаковой операции
Генетический анализ знаковой операции
Дальнейшее развитие знаковых операций
Глава пятая. Методика изучения высших психических функций
Заключение. Проблема функциональных систем
Употребление орудий у животного и человека
Слово и действие
ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема возраста
1. Проблема возрастной периодизации детского развития
2. Структура и динамика возраста
3. Проблема возраста и динамика развития Младенческий возраст
1. Период новорожденное
2. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
3. Генезис основного новообразования младенческого возраста
5. Основное новообразование младенческого возраста
6. Основные теории младенческого возраста
Кризис первого года жизни
Раннее детство
Кризис трех лет
Кризис семи лет
ЛИТЕРАТУРА
 

О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
— см. раздел «Программы; архиваторы; форматы

pdf, djvu

и др.»

 
Выготский л с психология развития ребенка м издательство смысл 2006

.

Источник