Вторая сигнальная система развитие речи ребенка

Формирование в коре большого мозга временных связей первой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинается уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. При переводе ребенка на кормление грудью появляются сосательные движения губ еще до того, как сосок вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выработаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце — на световые сигналы. Скорость образования условных рефлексов быстро возрастает в течение первых месяцев жизни. Так, в возрасте 1 мес необходимо произвести много сочетаний условного и безусловного раздражений для выработки условного рефлекса; в 2—4 мес для этого . достаточно нескольких сочетаний. Условное торможение вырабатывается у ребенка позже — на 2—4-м месяце; при этом разные формы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцировочное торможение, позднее — запаздыватель-ное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.

Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Для формирования свйзей второй сигнальной системы необходимо сочетание словесного обозначения предметов, явлений и людей, с конкретными их образами. Если многократно называть и показывать какого-либо человека или предмет, то при соответствующем слове у ребенка на него появляется реакция. После того как развивается узнавание некоторых слов, ребенок постепенно учится сам называть предметы. Позже ребенок начинает пользоваться тем запасом слов, которым он располагает, для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, он многократно называет ее все более требовательным голосом, пока она ему не будет дана. Здесь вторая сигнальная система достигает той степени развития, когда она начинает служить средством активного общения ребенка с другими людьми. Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно. Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним «общий язык». Это — глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция, не меньшая, чем, например, между пониманием мелодии (например, «Лунной сонаты» Бетховена) и умением самому исполнить ее на фортепьяно. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка. Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.

Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших. полушарий. Речь, по определению И. П. Павлова, стала орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» позволяет отвлечься от конкретных предметов и явлений, являясь основой развития отвлеченного, человеческого мышления.

Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи, не умели говорить, и, так же как люди, в молодом возрасте изолированные от других людей, вырастали умственно отсталыми. Необходимость понимания особенностей формирования высшей нервной деятельности, а значит и личности человека врачу чрезвычайно важны.

Источник

Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов», идущих от общей с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932).

В процессе эволюции животного мира на этапе становления и начального развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее активное и коллективное адаптивное приспособительное поведение, создавшее многообразные, принятые в группе системы сигнализации и языки: слово, по выражению И. П. Павлова, становится «сигналом сигналов». (см.подробнее: Знаковая система).
Появление второй сигнальной системы — возникновение речи и языков, сигнальных систем человека с сородичами, где условные (произвольные) сигналы индивида приобретают определенные, принятые группой значения и значимости, преобразуются в знаки языка в прямом смысле этого слова — это один из важнейших результатов длительной эволюции социальной жизни рода Homo, передающиеся через речевую деятельность из поколения в поколение.
Биопсихологические и социальные условия формирования структур мозга (неокортекса) и образования языков подвергнуты в последние полтораста лет глубокому анализу палеопсихологами Б. Ф. Поршневым, (см. его О начале человеческой истории) и антропологами. А лингвистами — лишь с открытием европейской наукой санскрита и с появлением сравнительного языкознания индоевропейских языков (см. В.фон Гумбольдт, Фердинанд де Соссюр) .

Читайте также:  Центр развития ребенка 402 г самара

В своей работе «Проба физиологического понимания симптомологии истерии» И. П. Павлов разделяет функции сигнальных систем следующим образом:

Всю совокупность высшей нервной деятельности я представляю себе так. У высших животных, до человека включительно, первая инстанция для сложных соотношений организма с окружающей средой есть ближайшая к полушариям подкорка с её сложнейшими безусловными рефлексами (наша терминология), инстинктами, влечениями, аффектами, эмоциями (разнообразная, обычная терминология). Вызываются эти рефлексы относительно немногими безусловными внешними агентами. Отсюда — ограниченная ориентировка в окружающей среде и вместе с тем слабое приспособление.

Вторая инстанция — большие полушария… Тут возникает при помощи условной связи (ассоциации) новый принцип деятельности: сигнализация немногих, безусловных внешних агентов бесчисленной массой других агентов, постоянно вместе с тем анализируемых и синтезируемых, дающих возможность очень большой ориентировки в той же среде и тем же гораздо большего приспособления. Это составляет единственную сигнализационную систему в животном организме и первую в человеке.

В человеке прибавляется… другая система сигнализации, сигнализация первой системы — речью, её базисом или базальным компонентом — кинестетическими раздражениями речевых органов. Этим вводится новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов предшествующей системы, в свою очередь опять же с анализированием и синтезированием этих первых обобщенных сигналов — принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека — науку, как в виде общечеловеческого эмпиризма, так и в её специализированной форме.[1]

— Павлов И.П. «Проба физиологического понимания симптомологии истерии»

В исследованиях В.с.с. в лаборатории высшей нейродинамики и психологии высших когнитивных процессов Е. И. Бойко [1] показана плодотворность учения И. П. Павлова о динамических временных связях В.с.с.[2] В развитие идей И. П. Павлова и Е. А. Бойко в школе Е. А. Бойко разработана общая когнитивистская модель целостного рече-мысле-языкового процесса, найдены решения сложнейших теоретических проблем психологии в её взаимосвязях с лингвистикой, такие как вопросы соотношения языка и речи в процессах речепроизводства и речепонимания; характер связей речи с мыслью, речи с личностью говорящего; особенности развития детской речи и др. Здесь разработаны новые методы анализа публичных выступлений (интент-анализ), позволяющий в известной мере реконструировать «картину мира» говорящего — его целевые и предметные направленности, их динамику, особенности в конфликтной ситуации, в свободных условиях общения, в публичных выступлениях и др.

Существенным резервом для дальнейших исследований остаются проблемы типологии колоссальных индивидуальных различий во взаимосвязях общего и специального типов ВНД, неокортекса и эмоционально-волевой и непроизвольной регуляции деятельности и общения, пока что слабо представленных как в физиологии ВНД [2], так и в психолингвистических исследованиях и в антропологической лингвистике.

Понятие второй сигнальной системы в современной мировой науке о мозге[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Шичко Г. А. Вторая сигнальная система и её физиологические механизмы. Л., Медицина, 1969;
  • Бойко Е. И. Механизмы умственной деятельности. М., 1976;
  • Чуприкова Н. И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М., 1976;
  • Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979.
  • Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. М., 1985;
  • Ушакова Т. Н. (ред.). Современные модели психологии речии психолингвистики. М., 1990.
  • Ушакова Т.Н . и др. Ведение политических дискуссий. М., 1995.
  • Ушакова Т. Н. и др. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. СПб., 2000.
  • Ушакова Т. Н. Психология речи и языка. Психолингвистика //Психология ХХ1 века, Учебник для вузов. М., 2003.
  • ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА. ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА в учебнике для студентов медвузов «Физиология человека» под редакцией В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько, 2007,-656 стр. 2-е перераб. изд. [3]
  • Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). — М.: Академический проект; Трикста, 2013. — 542 с.
  • Вторая сигнальная система / Кольцова М. М. // Вешин — Газли. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 5).

Примечания[править | править код]

Источник

Развитие речи у ребенка

У ребенка условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни.

Предъявление определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый предмет. Эта способность появляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, выступая на этом этапе развития как интегратор первого порядка.

Превращение слова в интегратор второго порядка или в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных связей (пучок связей). Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначаемыми одним словом. Если число выработанных условных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

Читайте также:  Основные задачи развития ребенка в 3 года

Между тремя и четырьмя годами жизни появляются слова — интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные».

К пятому году жизни у ребенка возникают более сложные понятия.

В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем.

Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются лишь на уровне первой сигнальной системы, то есть непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. По терминологии АГ. Иванова-Смоленского, это связи типа Н — Н: «непосредственный раздражитель — непосредственная реакция».

Во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. Добавляются условные связи типа С — Н: «словесный раздражитель — непосредственная реакция».

К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы при помощи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собственное состояние. Затем ребенок начинает произносить слова. Сначала они также не связаны с какими-либо событиями во внешнем мире. При этом в возрасте от полутора до двух лет часто одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но и действия, переживания, связанные с ним. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Прибавляется новый тип связей Н — С: «непосредственный раздражитель — словесная реакция».

На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 и более слов. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи, а затем строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500 — 700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. Таким образом, возникает новый тип связей С — С: «словесный раздражитель — словесная реакция».

С развитием речи и формированием обобщающего действия слова у ребенка в возрасте двух — трех лет усложняется интегративная деятельность мозга: возникают условные рефлексы на отношения величин, веса, расстояния, окраски предметов. У детей в возрасте трех – четырех лет вырабатываются различные двигательные стереотипы.

Однако среди условных рефлексов преобладают прямые временные связи. Обратные связи возникают позже, и силовые отношения между ними выравниваются к пяти — шести годам жизни.

Источник

По И.П. Павлову у человека следует различать I и II сигнальную системы.

I сигнальная система человека обеспечивает конкретное представление об окружающем мире, об его отдельных признаках: цвет, форма, запах, температура, вкус и т.д. Оценку признаков осуществляют сенсорные системы организма или по Павлову анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный и другие.

II сигнальная система обеспечивает формирование у человека обобщенного представления об окружающем его мире с помощью речи. Речь или язык представляют собой исторически сложившуюся форму общения людей. С помощью речи окружающий мир может быть выражен в словах, символах, образах. Важно, чтобы любое средство выражения несло определенный смысл. Словами или вербальным способом проще и быстрее передать информацию. Кроме слов человек может использовать и невербальные средства коммуникации. К ним относятся: а) мимические реакции, выражающие эмоциональное состояние человека: страх, угрозу, удивление, радость, неприязнь и др.; б) жесты, дополняющие смысл слов: кивание головой, положение и движение рук, поза, жесты, заменяющие речевую коммуникацию в условиях затрудненного речевого общения; в) символы – это знаки, наделенные определенным смыслом: дорожные знаки, азбука Морзе, рисунки и др.

В норме речь является главной формой общения. Разговорную речь еще называют моторной или внешней, ей предшествует внутренняя речь – человек обдумывает мысли перед тем, как сказать что-то, или он решает задачи в уме.

В разговорной речи слово может быть произнесенное и услышанное; в письменной речи слово может быть написанное и увиденное.

Структуру языка составляет его грамматический строй и словарный запас.

Речь неразрывно связана с социальной жизнью человека, является и результатом, и необходимостью общения. Вне общества, вне общения речь у человека не развивается, либо утрачивается. Примером являются дети, «воспитанные» животными.

Считается, что критическим периодом для овладения речью является возраст от полутора до трех лет. При более позднем усвоении языка речь обеднена, менее гибка.

Формирование речи у детей – процесс многоступенчатый. Ребенок рождается с набором анатомических структур – органов, обеспечивающих в течение первых трех лет формирование речи. К этим органам относятся: губы, язык, гортань, воздухоносные пути, полости рта и носа. К моменту рождения популяция нервных клеток в мозгу полностью укомплектована, а мозг запрограммирован на осуществление речи.

Дети в раннем доречевом периоде издают врожденные звуки, которыми он выражает свое состояние. Большинство языков в мире (их более 500) используют от 15 до 85 звуковых компонентов – фонем. Любой здоровый ребенок в первый год жизни произносит до 75 фонем, т.е. ребенок потенциально может говорить на любом языке мира. Ученые установили, что первый человек 60 тысяч лет назад использовал в речи до 100 звуков.

Артикулировать ребенок начинает на основе слухового восприятия речи окружающих его людей. Ребенок перестает произносить звуки, если он их не слышит. При ранней глухоте у ребенка нарушаются слуховое восприятие речи. За этим следует нарушение речевого развития. Если ребенок слышит собственные звуки, он их исправляет, корригируя под звуки взрослых. Если слух утрачивается после шести лет, когда уже речь сформирована, дефекты речи менее выражены.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка от 1 до 3 лет таблица

В Англии специалисты обратили внимание, что определенная часть детей начинает говорить позже необходимого срока. Выяснилось, что дело в колясках. Если используется коляска, в которой ребенок сидит спиной к взрослому, то он не видит артикуляцию взрослого и не подражает ему.

Процесс развития речи состоит из нескольких периодов: подготовительный период, период понимания речи, период использования слов, период овладения фразовой речью.

В подготовительный период ребенок кричит, гулит, лепечет. На протяжение первых месяцев жизни крик имеет сигнальное значение. Через крик ребенок выражает, что он в чем-то нуждается: в еде, воде, комфорте, либо его что-нибудь беспокоит. Гуление – это появление звуков из-за случайной позиции губ, языка, мягкого неба. Гуление постепенно приобретает интонационную окраску. Дети усваивают основные интонации родного языка.

Лепет формируется к 6-8 месяцам жизни ребенка. В этот период ребенок произносит отдельные слоги: да-, ма-, ба-, па-. Ребенок настраивает артикуляционный аппарат на слуховое восприятие речи других людей. Если в этот период ребенок не лепечет, нужно насторожиться, нет ли у ребенка нарушения слуха. Период лепетания переходит в период понимания речи, который начинается в 7-8 месяцев. Ребенок должен понимать смысл обращенных к нему слов и выполнять команды: «дай», «где», «нельзя». Это период формирования сенсорной речи.

В 10-12 месяцев ребенок произносит отдельные слова, что свидетельствует о формировании моторной речи. В слова ребенок вкладывает конкретный смысл. Слово «мама» он адресует собственной маме. Словарный запас к году составляет до 10 слов.

На II году жизни ребенок интенсивно овладевает моторной и сенсорной речью. И связывает слова в короткие предложения. В два года словарный запас у ребенка составляет от 200 до 400 слов. У взрослого человека в среднем словарный запас составляет 1-2 тысячи слов.

На III году ребенок отрабатывает правильные произношения слов, формирует многословные фразы. Речь совершенствуется.

По данным исследователей интеллект в основном формируется в первые 20 лет жизни. При этом к шести годам объем интеллекта составляет 1/3, к восьми годам – ½, а к двенадцати годам – ¾.

Как говорил Л.Н. Толстой: «К пяти годам ребенок приобретает столько, сколько он не приобретает в последующие годы».

Физиологические основы формирования речи основаны на работе центральных (мозговых) и периферических механизмов.

К мозговым механизмам относятся сенсорные системы, причастные к формированию речи: зрительная, слуховая, тактильная; и центры речи. Мозговые механизмы управляют периферическими механизмами, которые обеспечивают фонацию и артикуляцию – это речедвигательный аппарат. Письменную речь обеспечивает двигательный аппарат: моторная кора больших полушарий и мышцы руки. Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с участием органов дыхания, глотания, жевания и аппарата голосообразования: гортань, с ее голосовой щелью и голосовыми складками (связками).

Мозговые центры это центральное звено в формировании речи. Речевые центры располагаются в коре левого полушария, у женщин могут находиться и в правом полушарии. В левом полушарии располагаются центры доминирующей руки, речеслухового и речедвигательного аппаратов.

Сегодня уже никто не сомневается в существовании моторного центра речи Брока, сенсорного центра Вернике, а также центра письма, оптического центра восприятия речи, центра речевой памяти.

Знания о локализации этих центров стали накапливаться с начала XIX века. В 1836 г. сельский врач из Франции Марк Дакс выступил с докладом на медицинском обществе. На основании наблюдений за сорока больными с левосторонним повреждением головного мозга и страдающих нарушением речи – афазией, он сделала вывод, что речь контролируется левым полушарием. На его доклад никто не обратил внимания.

Позже в 1861 г. нейрохирург Поль Брока доложил, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях левого полушария. Информация была признана позже после демонстрации посмертных препаратов мозга. Этот центр назвали центром Брока. В 1876 г. Карл Вернике на основе клинического материала предположил, что задняя треть первой височной извилины левого полушария отвечает за понимание речи. По Бродману это 22 поле. Эта зона получила название центр понимания речи или центр Вернике.

Центр Брока (45 поле по Бродману) – это центр, организующий произношение, обеспечивает внутреннюю, внешнюю моторную и письменную речь вместе с центрами коры больших полушарий, ответственными за артикуляцию и письмо. Центр Брока – это моторный центр речи и при его поражении наблюдается моторная афазия и аграфия (нарушение письма). При афазии Брока собственная речь нарушена, а понимание чужой речи сохранено.

Центр Вернике или сенсорный центр речи находится в височной области преимущественно в левом полушарии (у женщин может находиться и в правом полушарии). Он обеспечивает способность человека воспринимать речь, при поражении этого центра развивается сенсорная афазия или сенсорная словесная глухота, утрачивается способность человеком понимать устную речь, способность писать под диктовку. Собственная речь беглая, но несвязная.

Источник