Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья thumbnail

Статья на тему: «Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья». ( из опыта работы)

Автор : Муравьева Анна Алексеевна.

Как хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на чью помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Кто такие дети ОВЗ? К этой категории относятся лица, которые имеют недостатки как в физическом, так и в психическом развитии. Очевидным является тот факт, что работа с детьми ОВЗ требует глубокого изучения. Главное нужно научить родителей взаимодействовать со своим ребенком. Для этого необходимо создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре , проявления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:- стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы с ребенком ;- осуществлять показ игровых действий;- осторожно вовлекать в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек.;- поддерживать инициативные игровые действия ребенка.

Таким образом, огромное значение игры для развития психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является ведущей для всех детей дошкольного возраста. Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно.

 «Игру недаром называют «ведущей»,- писал Сухомлинский — именно благодаря ей

ребёнок познаёт окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в общество взрослых. Через игру ребёнок познаёт самого себя, свои возможности. Педагогические технологии — это всесторонне направленный комплекс педагогических приёмов, способов и методов ведения образовательной деятельности педагогом для достижения поставленных целей. Поскольку вопрос совершенствования воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитанию младших школьников с ОВЗ, организация всего воспитательного процесса, предполагает использование всех видов деятельности и общение детей, и особенно игровых технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Цель игровой технологии — дать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, при этом не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам. При использовании игровой технологии обязательно педагогическое сопровождение игры со стороны воспитателя. Причём это сопровождение подразумевает как непосредственное взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением ребёнка, изучение возможностей его развития. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение воспитателя и обучающегося. Игра выполняет следующие функции: 1) общевоспитательную — усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 2) познавательную — все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей. 3) развивающую — осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи — в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания. Развивающие возможности игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляются средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности. Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ. В сюжетно-ролевой игре они учатся взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка. Подвижные игры, игры забавы. К играм-забавам относятся народные: игры-потешки (« «Сорока», «Ладушки», хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. Подвижные игры, игры забавы применяются для развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Сюжетные игры способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания воспитанник осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.; в процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т. п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры — лото, домино, мозаики и пр. В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков. Игра занимает большую часть жизни младшего школьника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра — тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная — может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить. Основные термины : игра, игровая технология, игра забавы, развитие речи, ограниченная возможность здоровья, ребенок.

Источник

Tатьяна Чернышева
Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности

Читайте также:  Влияние живописи на развитие ребенка

Рисование — одно из любимых занятий детей с ограниченными возможностями здоровья, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность создает у ребенка определенную установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребенка, влияя на его восприятие в целом.

Изобразительную деятельностьмы включаем в разнообразные занятия детей: в коллективные игры, в подготовку и проведение праздников и утренников и т. д. Дети готовят рисунки, а затем организуют выставки на всевозможные темы: «Что нам осень принесла?», «Волшебница-зима», «Как я провёл лето». В подарок воспитателям, родителям, своим друзьям дети готовят поздравительные открытки (с аппликациями, делают небольшие изделия из природного материала (шишек, веточек, желудей, соломки, оформляют альбомы и т д.

Вся эта разнообразная деятельность служит основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности, повседневной жизни. В этой деятельностискладываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу. Дети, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются, так или иначе, определить и нравственную ценность изображаемого. Овладение ребенком критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.

Сталкиваясь с различными поступками людей в детском саду, семье, ребенок не всегда обращает внимание на нравственную сторону их

поведения. Мы учим детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению, нравственного опыта ребенка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.

Умение понимать других существенно помогает ребенку найти верную линию поведения среди сверстников. В группе, в играх, в общественных делах это качество необходимо ребенку для того, чтобы установить дружеские и товарищеские контакты в детском коллективе, и для формирования у него такого важного нравственного качества, как отзывчивость.

Ребенок переносит в рисунок свои оценки явлений окружающей жизни. Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества ребенка. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует. Для воспитания детей эта особенность процесса изобразительной деятельности очень важна, потому что сопереживание выражается в перевоплощения ребенка в героя события, происходит перенос оценки героя на себя. Ребенок перевоплощается в самые различные роли.

Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребенка способности к сочувствию людям. Изобразительная деятельность помогает формировать у ребенка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Эта деятельность влияет на развитие у детей правильного отношения к природе, умения ценить природу.

Большие трудности дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность, изобразительная деятельность способствует коррекции этих нарушений.Поэтому уроки рисования несут в себе несколько коррекционных задач:

развитие абстрактного мышления у детей;

развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности дошкольника;

— формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма;

— способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения.

Главная задача воспитателя, работающего с детьми с ограниченными возможностями – это открыть, зажечь, заинтересовать ребёнка художественной деятельностью. Поэтому мы стараемся разнообразить

техники исполнения работ. Ведь, то, что хорошо получается у одного ребенка, другому не подходит. Поэтому подходы работы с каждым ребёнком должны быть индивидуальными.

Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и является важным фактором формирования личности.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Как уже говорилось, каждое задание надо подстраивать под конкретного ребенка. Это касается не только тематики, но и способа исполнения. Мы используем не только кисточку, рисуем и пальцами. Необходимо использовать все известные ныне материалы и инструменты, ведь одному удобнее рисовать карандашом, мелком, шариковой ручкой, а другому — делать большие заливки краской, губкой.

В процессе хорошо организованных занятий у детей развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем образовательном процессе. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, аккуратными и внимательными. Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Эмоциональное отношение ребёнка к цвету как к украшению создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания детей с нарушением интеллектуальной деятельности.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятие рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребёнку развиваться.

Безусловно, что для ребёнка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют ещё большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

Так шаг за шагом, постепенно, в каждодневной, кропотливой работе мы решаем нелегкую задачу по воспитанию и формированию здоровой полноценной личности наших детей.

Источник

«Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Как учебный предмет рисование часто ошибочно считается в школе второстепенной. Между тем влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности

Читайте также:  Центр развития ребенка г красноярск

Рисование — одно из любимых занятий детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно учащихся младших классов, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей младшего школьного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

Изобразительная деятельность создает у ребенка определенную установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребенка, влияя на его восприятие в целом.

Изобразительная деятельность включается в разнообразные занятия детей: в коллективные игры, тренинги, в подготовку и проведение праздников и т. д. Дети готовят рисунки, а затем организуют выставки на темы: «Мы трудимся», «Наше лето», «Любимые игры», «Нашей армии герои» и т. д. В подарок учителям, воспитателям, замещающим родителям, своим друзьям дети готовят поздравительные открытки (с аппликациями), делают небольшие изделия из природного материала (шишек, веточек, желудей, соломки), панно, альбомы и т. д. Дети оформляют стенные газеты, альбомы, посвященные знаменательным датам.

Вся эта разнообразная деятельность служит основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности, повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу.

Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают ребят, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу. Полученный результат совместного труда (гравюры, керамические фигурки, открытки, книжки и т. д.) служит основой положительного поведения детей в реальных жизненных ситуациях.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу. Дети, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются, так или иначе, определить и нравственную ценность изображаемого. Овладение ребенком критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.

Сталкиваясь с различными поступками людей в школе, семье, ребенок не всегда обращает внимание на нравственную сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению, нравственного опыта ребенка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.

Накопление детьми опыта понимания чувств человека отражается в содержании их рисунков, способах отображения реакции людей, событий жизни. Сама задача – изобразить людей и отразить в рисунке их состояние — заставляет ребенка активно воспринимать окружающее, наблюдать за тем, как люди выражают свои чувства. Умение понимать других существенно помогает ребенку найти верную линию поведения среди сверстников. В классе, в играх, в общественных делах это качество необходимо ребенку для того, чтобы установить дружеские и товарищеские контакты в детском коллективе, и для формирования у него такого важного нравственного качества, как отзывчивость.

Ребенок переносит в рисунок свои оценки явлений окружающей жизни; поведение персонажей рисунка определяется представлениями, потребностями и идеалами ребенка. Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества ребенка. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует. Для воспитания детей эта особенность процесса изобразительной деятельности очень важна, потому что сопереживание выражается в перевоплощения ребенка в героя события, происходит перенос оценки героя на себя. Ребенок перевоплощается в самые различные роли.

Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведет, в конечном счете, к самовоспитанию.

Игровой характер процесса создания рисунка отмечает многие исследователи изобразительного творчества (С. Т. Шацкий, П. П. Блонский и др.). Для воспитания ребенка это исключительно важно, потому что в рисунке, как и в «освоение нравственных норм поведения более эффективно, а они более понятны, чем в обстановке реальных отношений».

Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребенка способности к сочувствию людям. Изобразительная деятельность помогает формировать у ребенка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Что в итоге отражается на формировании у детей с ограниченными возможностями здоровья коллективистических критериев нравственно-эстетической оценки явлений действительности. Эта деятельность влияет на развитие у детей правильного отношения к природе, умения ценить природу.

В. А. Сухомлинский учил детей видеть красоту природы, он говорил детям: «Посмотрите вокруг себя. Что вы видите красивое, что вам больше всего нравится, то и рисуйте». Наблюдая за детьми, он приходит к заключению: «…Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Только на уроках рисования развиваются творческое и абстрактное виды мышления, то, что выделяет человека его из царства животных. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.

Большие трудности дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность, изобразительная деятельность способствует коррекции этих нарушений. Поэтому уроки рисования несут в себе несколько коррекционных задач:

Читайте также:  Развитие ребенка в процессе общения и деятельности

Во-первых, развитие абстрактного мышления у детей, кстати, только два школьных предмета способствуют развитию этого вида мыслительной деятельности, это рисование и музыка.

Во-вторых, развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности учащихся.

В-третьих, формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма.

В-четвёртых, способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения.

В-пятых, помогают в профессиональном определении учащихся и так далее.

Главной задачей педагога работающего с детьми с ограниченными возможностями – это открыть, зажечь, заинтересовать ребёнка художественной деятельностью. Поэтому, я в своей работе с детьми пытаюсь как можно больше разнообразить техники исполнения работ. Ведь, то, что хорошо получается у одного ребенка, другому не подходит. Необходимо, чтобы каждый мог найти подходящий только для него способ выражения своих идей максимальной выразительности художественного образа. Мы занимаемся и аппликацией, и оригами, и лепкой, создавая коллажи и групповые работы. В живописных работах я пытаюсь максимально разнообразить технику исполнения, используя разные материалы и подходы, чтобы каждый ребёнок мог найти что-то своё в предлагаемом изобилии вариантов. Специфика нашей работы заключается в том, что постоянно приходится встречаться с различными категориями детей. У нас занимаются разные детишки, некоторые из них более сохранные, и в физическом, и в эмоциональном плане, а есть дети с сильными поражениями нервной системы, с грубым отставанием психофизического развития, есть различные по характеру личности и всех стричь под одну гребёнку — далеко неверное решение. Поэтому подходы работы с каждым ребёнком должны быть индивидуальными. У таких детей часто заниженная самооценка, апатичное отношение к жизни, они уже «сложили лапки», успокаивая себя: «А что я могу, я больной». Трудность кроится ещё в том, что в классе могут находиться дети с разными физическими возможностями, нужно сделать так, что бы каждому ребенку было интересно на уроке, что бы каждый ушёл удовлетворенным проделанной работой.

В своей практике я встречалась и с тем, что приходилось вовсе отказываться от всяческих программ, а искать совершенно индивидуальный подход к ребёнку. Главное заинтересовать, повести за собой, как бы исподволь подвести ребёнка к желанию выполнить то или иное задание.

Общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и является важным фактором формирования личности.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтому учитель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

Как уже говорилось, каждое задание надо подстраивать под конкретного ребенка. Это касается не только тематики, но и способу исполнения. Можно использовать не только кисточку, рисовать пальцами. Необходимо использовать все известные ныне материалы и инструменты, ведь одному удобнее рисовать карандашом, мелком, шариковой ручкой, а другому — делать большие заливки краской, губкой. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на чередовании жесткого контроля учителем ученика, вплоть до ведения рукой ребёнка по бумаге и предоставления ученику полной творческой свободы. Это помогает решать тройную задачу: а) развитие творческих способностей ученика, б) научить технике исполнения той или иной работы, в) вселить веру в собственные силы.

В процессе хорошо организованных занятий у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, аккуратными и внимательными. Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Эмоциональное отношение ребёнка к цвету как к украшению создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания детей с нарушением интеллектуальной деятельности.

Для того чтобы педагогический процесс имел коррекционную направленность, необходимо в ходе обучения рисованию учитывать особенности деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку их общее развитие происходит на дефектной основе, то и умственные операции во время рисования протекают своеобразно.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятие рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребёнку развиваться.

Безусловно, что для ребёнка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют ещё большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

Изобразительная деятельность влияет не только на душевное состояние, но и на всестороннее развитие ребёнка. Критическое отношение учащихся к результатам своей деятельности, хотя и на элементарном уровне, увеличивается с возрастом под влиянием коррекционно-воспитательной работы. Способность объективно оценить свою работу существенно возрастает в том, случае, если учитель создаёт необходимые для этого условия. Так происходит, например, в заключительной части урока, когда дети заняты только оценкой выполненных работ. Во время таких обсуждений дети отмечают положительные качества работ и делают правильные критические замечания. Таким образом, в ходе коррекционно-воспитательной работы учителю необходимо преодолеть значительные трудности, обусловленные специфическим характером деятельности учащихся специальной школы. Итогом урока станет самостоятельно выполненная ребятами работа. Своё отношение к уроку дети выразят в оценивании своих работ и работ одноклассников.

Так шаг за шагом, постепенно, в каждодневной, кропотливой работе решается нелегкая задача по воспитанию и формированию здоровой полноценной личности наших детей.

Источник