Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

Ирина Горячкина
Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

План работы по самообразованию

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»

Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

Цель:

Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.

Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

Последовательное знакомство детей с видами театра.

Поэтапное освоение детьми видов творчества.

Совершенствование артистических навыков детей.

Раскрепощение детей.

Работы над выразительностью речи, интонации.

Коллективные действия, взаимодействия.

Умение сочувствовать, сопереживать.

Актуальность:

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?». В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь — это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности;

• обучением вербальным и невербальным видам общения;

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на четыре учебных года.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

• Чтение и совместный анализ сказок.

• Проигрывание отрывка из сказок.

• Прослушивание сказок, потешек

• Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

• Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

• Словесные, настольные и подвижные игры.

• Пантомимические этюды и упражнения.

• Дыхательная гимнастика

• Артикуляционная гимнастика.

• Пальчиковые игры со словами.

• Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми.

• Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

• Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

• Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

• При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием проекта

Дети будут знать и уметь:

• Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.

• Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

• Научатся запоминать и описывать любого героя.

• Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.

• Сочинять этюды по сказкам.

• Строить простейший диалог.

• Распределять между собой обязанности и роли.

• Использовать средства выразительности драматизации.

(поза, жесты, мимика, голос, движения).

Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:

• Уверенность в себе.

• Умение играть в коллективе.

Работа проекта складывалась следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».

Читайте также:  Роль общения в развитии личности ребенка

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

— покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

— покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

— произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т. д.

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т. д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

6. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.

Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Сроки работы над проектом: октябрь 2015 г. – май 2016г.

№ Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы

1 Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический. Октябрь – Февраль Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2 Основной этап. Январь-Март Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками. Распространение материала на уровне ДОУ.

3 Заключительный этап. Апрель Диагностика. Мониторинг.

4 Обобщение. Май Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов на педсовете.

Используемая литература:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.

4. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.

5. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. — М.:ВАКО, 2007

7. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

8. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. — М., 1994.

9. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-N4.

10. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.

11. Караманенко Т. Н., Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. -М., 1982.

12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2000.

13. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.

14. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк. восп. –1999.- N11.

15. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М.: Сфера, 2001.

Читайте также:  Остановка в развитии ребенка причины

16. Николаичева А. П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.

17. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

18. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

19. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. —М. ,1989.

20. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. –1983.-N12.

21. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.

22. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. –1983.-N4.

23. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.

24. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. — 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.

25. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. -М. ,1985.

.

Источник

светлана мосеева
Проект «Всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности»

1 слайд

Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Подготовила воспитатель МБДОУ №135

Мосеева С. А.

2 слайд

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…” (Б. М. Теплов)

Театральная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию,

творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе,

почувствовать себя успешным, т. е. способствует развитию

интегративных качеств личности, заложенных в ФГОСДО.

3 слайд

Актуальность-театральная деятельность-самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку,потому, что связана с игрой. Всякую свою выдумку,впечатления из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его окружает. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт,- все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

4 слайд

Цель проекта: создание оптимальных условий для развития речи, эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развитие творческих и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником. В течении последних лет театр «живет» в нашем детском саду. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театральной деятельности, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

5 слайд

Задачи:

-приобщение детей к театральной деятельности,

-обогащение и активизация словаря детей,

-стимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация)

развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности :общительности, доброты, отзывчивости, вежливости, умение довести дело до конца

-поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке

6 слайд

Паспорт проекта «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Вид проекта (по виду деятельности)

Творческий, исследовательский, игровой

Вид проекта (По составу участников)

Групповой

Вид проекта (по срокам реализации)

Долгосрочный

Состав участников

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Планируемые результаты проектной деятельности

Для детей- 1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

2. Развитие речи, мимики, жестов.

3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

4. Формирование гражданской позиции, воспитание любви к родному краю

Для педагогов- 1 Личностный профессиональный рост, самореализация педагогов.

2. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей.

3. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.

4. Создание видеотек

.Для родителей -1. Повышение уровня личностного сознания.

2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Актуальность:

-В доступной форме дети знакомятся со сценическим искусством, получают возможность для самовыражения и самореализации, усваивают опыт межличностного взаимодействия, осознают ответственность своего участия в о общем деле

7 слайд

Формы реализации:

— Чтение художественной литературы

— Речевые и дыхательные упражнения

— Праздники и развлечения

— Беседы

— Просмотры театральных произведений для детей, презентации

— Работа с родителями

Читайте также:  Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка

— Сюжетно ролевые игры

— Оформление фото — газеты

— Походы в театр

Средств реализации проекта: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

8 слайд

Работа с родителями:

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия с родителями:

— индивидуальные беседы;

— наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в определенной группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».

— выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;

— совместная деятельность;

— день открытых дверей, дружеские встречи;

— помощь в изготовлении костюмов и декораций.

9 слайд

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

-Выбор произведения с учетом возрастных особенностей детей (с понятной для детей моральной идеей, динамичными событиями, персонажами, наделенными выразительными характеристиками)

-Написание варианта сценария

-Мотивирование детей на театрализованную деятельность

10 слайд

Практический этап

Работа с детьми — выразительное чтение, игровые движения, мимика

Индивидуальная работа по ролям

Работа над отдельными эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей

Работа над выразительностью речи

Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями костюмов и реквизита, музыкальным оформлением

Репетиция всего спектакля с элементами костюмов, реквизита и декораций

Знакомство детей с народным творчеством, с творчеством Чуковского К. И., С. Я. Маршака

Назначение ответственных за смену декораций и реквизита

11слайд

Презентационный этап

Чтобы сказки не обидеть

Надо их почаще видеть

Их читать и рисовать

Их любить и в них играть

Сказки всех отучат злиться

А научат веселиться

Быть добрее и скромнее

Терпеливей и мудрее.

В рамках знакомства со сказками с детьми второй младшей и старшей группы мы проводили развлечение «Заюшкина избушка»

12 слайд

Интересно прошла театрализация сказки «Репка» с детьми средней группы. Детям очень нравится смотреть и показывать сказки.

13 слайд

Наиболее ярко в практической деятельности стало развлечение по сказке «Три медведя» с детьми второй младшей группы. Видно,что дети с интересом следят за развитием сюжета.

14 слайд

Показ детям сказки «Волк и семеро козлят»

После просмотра сказки

детям самим хочется играть в сказку.

15 слайд

Проводили для родителей театрализованную постановку по мотивам сказки Альфа Прейсена «Козленок, который умел считать до 10»с детьми подготовительной группы. С этой сказкой мы участвовали в театральном конкурсе ОРЦ. Для сказки мы вместе с родителями готовили костюмы, атрибуты, декорации.

16 слайд

Игра-драматизация. Использование сказок в качестве сюжетов для драматических импровизаций помогает детям глубже понять содержание, почувствовать характеры персонажей, объяснить их поступки. Дети с удовольствием участвовали в драматизации сказки «Теремок».

17 слайд

В нашей группе книжки есть, невозможно глаз отвесть. Читаем и рисуем любимые сказки

Рисуем сказочный домик «ТЕРЕМОК»

18слайд

Мы так же как дети с удовольствием участвуем в развлечениях, сказочных мероприятиях, принимая различные роли сказочных героев

19 слайд

Театрализованные игры являются составной частью в занятиях по развитию речи, занятиях познавательного цикла, музыкальных занятий, широко используются при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и конечно же, украсят любой праздник. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

20 слайд

Дети не только смотрят и играют в сказки, но и танцуют, изображая сказочных героев

21 слайд

В мире много сказок грустных и смешных

И нельзя на свете нам прожить без них

Театрализованная деятельность в детском саду -это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

22 слайд

Сказка помогает детям и родителям лучше понимать друг друга. Сказка это очень красивый путь! Не случайно она существовала во все времена, не случайно рядом с малышом по этому пути пойдете вы!

23 слайд

Спасибо за внимание!

Источник