Все о развитии и обучении ребенка с дцп

Все о развитии и обучении ребенка с дцп thumbnail

Если у ребенка ДЦП, то родители должны понимать все проблемы и особенности его состояния. Да, это больные дети. Чаще всего у них существенные затруднения с самыми обычными движениями. Кроме того, вместе с физическими нарушениями могут присутствовать умственная неполноценность, снижение интеллекта. Однако все это не повод забросить ребенка и не заниматься его развитием.

Сегодня существует множество вариантов для обучения детей с разными формами ДЦП. Первый из них — самая обычная школа. Если его состояние позволяет, а школа готова помочь ему, то это вполне возможно. Другой вариант — надомное обучение. Тут основная нагрузка ложится на родителей. Третий вариант – школы-интернаты, которые предлагают круглосуточный уход за ребенком. Там он может проводить 5-6 дней в неделю или даже все 7, если необходимо. Это не только обучение, но и медицинская помощь, массажи. В любом случае нужно учитывать возможности и потребности самого ребенка. Так его жизнь будет полноценной настолько, насколько это возможно.

Особенности диагноза ДЦП

Диагноз ДЦП чаще всего могут поставить еще во время беременности. Различается несколько форм ДЦП по тяжести заболевания. В любом случае это Особенности обучения детей с дцпбольной ребенок, который ограничен физически и часто имеет умственные отклонения, ведь детский церебральный паралич поражает лобные доли мозга. Часто причиной становится неправильный образ жизни матери в период беременности, но это не единственная причина. ДЦП также может быть следствием тяжелых родовых травм или болезней, которые малыш перенес до первого года жизни. К ним относится, например, полиомиелит.

Поражены зоны мозга, которые отвечают за движение, его активность. У таких детей наблюдаются серьезные нарушения:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • интеллектуальные;
  • проблемы речи;Особенности обучения детей с дцп
  • другие проблемы, связанные с высшей нервной деятельностью.

ДЦП у детей может быть последствием полиомиелита, хондродистрофии (заболевание, при котором рост конечностей затруднен), миопатии (неправильно развиваются мышцы). Все это ведет к необратимым изменениям функций конечностей, внутренних органов и нервной проводимости, иногда сопровождается регулярными болями.

Физические ограничения

Их очень много, и тут все зависит от тяжести заболевания у детей и возможностей лечения. Часто с помощью массажа и терапии удается исправить некоторые проблемы. Самые частые ограничения физической активности:

  • ограничения Особенности обучения детей с дцппроизвольных движений;
  • проблемы с мышечным тонусом;
  • нарушения координации движений, равновесия;
  • отсутствие ощущения конечности, части тела.

Каждое из физических ограничений может быть выражено в большей или меньшей степени. Такие особенности ребенка не всегда позволяют ему учиться в школе и даже выходить на прогулку без помощи трости или кресла-каталки. В особо тяжелых случаях это лежачие пациенты, которым нужен круглосуточный уход. Здесь уже речь идет не про обучение, а про обеспечение приемлемого уровня жизни и обезболивание.

Отставание психического развития

Нарушение умственной деятельности встречается очень часто у детей, страдающих ДЦП. В большинстве случаев оно минимально, но бывают тяжелые нарушения. Особенно это характерно для детей, которые пережили родовую травму. У них умственная деятельность может быть сведена к минимуму. Для них, конечно, нет возможностей обучения, в лучшем случае за несколько лет удается привить элементарные бытовые навыки.

Чаще Особенности обучения детей с дцпвсего нарушения характеризуются быстрой утомляемостью и нарушением концентрации. Целенаправленная деятельность может быстро начать раздражать ребенка. В этом случае необходим индивидуальный подход к обучению, который учитывает эти индивидуальные особенности. В результате такого беспокойства дети начинают много двигаться, совершать непроизвольные судорожные движения. Это очень мешает им и может доставлять дискомфорт.

Очень тяжело организовать произвольную деятельность такого ученика. Дети с диагнозом ДЦП часто бывают ранимые, и замечания, даже вежливые, могут надолго их обидеть, приведут к слезам и отказу от деятельности. Еще отмечаются серьезные адаптационные проблемы. Ребенка тяжело оторвать от матери даже на короткое время вроде 2-3 часов.

Необходимость развития и обучения детей с ДЦП

Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза. Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу. Они оставались невостребованными.

В последнееОсобенности обучения детей с дцп время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует. Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий. Конечно, настолько, насколько это возможно.

К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.

Учеба в обычной школе

Некоторые школы принимают детей с подобными проблемами. Но нужно учесть много «но», прежде чем малыш сядет за парту вместе со всеми. Здесь все зависит от нескольких факторов:

  • физическаяОсобенности обучения детей с дцп и интеллектуальная способность к обучению;
  • разрешение врача на посещение учебного заведения;
  • минимальная агрессивность ученика;
  • способность школы принять ребенка-инвалида;
  • наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.

К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.

КромеОсобенности обучения детей с дцп того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 127

Домашнее обучение

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

ОбучениеОсобенности обучения детей с дцп – это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Два правила для успешного домашнего обучения

Если вы решились на домашнее обучение, то стоит учитывать все особенности данной ситуации. Есть два коротких, но простых правила, которые помогут родителям. Да, обучение дома малыша с ДЦП — это всегда тяжелый труд, постоянное внимание к нему. Но это ваше дитя и ваш выбор.

  1. У каждого свой круг возможностей. Не стоит перегружать детей, желая им добра. От повышенной Особенности обучения детей с дцпнагрузки такой малыш только пострадает, а не станет сильнее, умнее, быстрее. Но и давать меньше тоже не стоит. Он может учиться, и скоро вы поймете его минимум и максимум возможностей. Оставайтесь в этом диапазоне.
  2. Терпение, хороший план занятий и вера в успех — вот то, что может сильно помочь. Никто не говорил, что это легко и просто, но забудьте о неудачах и двигайтесь вперед. Некоторым вещам дети учатся годами, хоть это что-то очень простое. Детишки с ДЦП стараются, но у каждого их них есть четкие границы возможностей.

Эти два правила подходят не только для обучения, но и могут стать концепцией любых занятий для малышей с ДЦП, будь то чтение, спорт, личная гигиена. Ругать их за то, чего они просто не могут, глупо со стороны родителей или учителей.

Специализированные интернаты

Действительно хороший выход для детей и их родителей в случае с ДЦП — школа-интернат. Часто в таком интернате дети проводят 5-6 дней в неделю, их забирают Особенности обучения детей с дцпдомой на выходные и каникулы. Если у родителей нет такой возможности, ученик может провести часть и этого времени в интернате. Конечно, звучит это все довольно жестоко: больных детей приходится отрывать от дома, отдавать в интернат… Однако не у всех родителей есть возможность и силы заниматься развитием и оказывать уход таким малышам, не все готовы принять их особенности. В этом смысле интернат — хороший выход. Главный его плюс — дети не изолированы от общества.

Здесь есть условия для получения образования, работают педагоги-дефектологи, нянечки и медицинский персонал. Они разделяют детей на группы по возможностям для более эффективного обучения. Занятия проходят в рамках обычной школьной программы. После окончания обучения ребенок получает аттестат, как и обычные дети.

Еще в Особенности обучения детей с дцпинтернате обязательно есть возможности для лечения и регулярной терапии. Если нужно обезболивающее, его будут предоставлять. Здесь же делают лечебный массаж, занимаются специальной физкультурой. Занятия подбираются индивидуально для всех детей.

Конечно, чаще всего в интернат попадают дети с тяжелой формой заболевания. Многим из них нельзя давать школьные знания, а необходим лишь правильный уход и терапия. Это спорный вопрос, где лучше: в интернате или дома. Каждая ситуация должна рассматриваться отдельно. С одной стороны, это общение в кругу детей с общим недугом, тут не будет злых насмешек и обид. С другой — малыш оторван от дома, а ведь никакие нянечки не смогут дать столько любви, сколько дает семья.

Возможность продолжить обучение

Главная задача всех учебных заведений, работающих с больными детьми, состоит в том, чтобы привить им самостоятельность. Одного обучения школьным дисциплинам мало – нужно показать деткам, как они могут быть полезны для общества, что могут делать для себя. Многие из них страдают легкой формой ДЦП. Это позволяет им вполне нормально работать, обеспечивать себя и вести нормальную жизнь.

Для некоторых Особенности обучения детей с дцпдетей есть возможность продолжить обучение – опять же все зависит от физических возможностей и состояния. Некоторые решают посещать профильные училища для получения профессии, а кто-то даже идет в ВУЗы. Если сохранен интеллект, то такие профессии, как программист, экономист, медицинский работник (медсестра, медбрат), педагог, вполне доступны для них. Есть масса возможностей для работы. Сейчас работа на компьютере становится самой популярной, а ведь ее можно выполнять даже из дома.

Диагноз «детский церебральный паралич» совсем не означает, что малыш будет прикован к инвалидному креслу и не сможет сам даже умываться и чистить зубы. Все зависит от того, как с ним занимались. У многих детей наблюдается прогресс, но не сразу, а в результате труда их родителей. Возможность учиться и развиваться они получили не так давно – это стоит учитывать. Сегодня качественная терапия и занятия с правильными педагогами дают очень хорошие результаты.

Источник

У детей с ДЦП развитие идет не так, как у здоровых малышей. Уже с первых месяцев видны различия. Они позже начинают говорить, реагировать на звуки, движения, свет. Уже к 7-8 месяцу проявляются проблемы мышечного тонуса особенности развития детей с дцп– малышу становится тяжело сидеть, пользоваться ручками.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка его оценка на 1 году жизни

Повреждение коры головного мозга и других его отделов ведет к тому, что двигательная активность снижается, движения становится тяжело выполнять.

Все особенности детей с ДЦП зависят от степени тяжести болезни. У некоторых она слаба выражена – они могут посещать обычные школы, вести почти нормальный образ жизни. У других наблюдаются сильные нарушения развития тела, умственная отсталость или снижение интеллекта. Родителям необходимо набраться терпения. Существует несколько вариантов для организации обучения таких детей. Среди них домашнее обучение, специализированные школы и интернаты. Выбор должен делаться исходя из особенностей ребенка, индивидуальной ситуации. Обучение необходимо, ведь без него психика не сможет развиваться.

Коротко о ДЦП

Детский церебральный паралич — болезнь очень коварная. Практически невозможно заранее определить, какие именно симптомы будут проявляться у ребенка. Бывает, что за страшным диагнозом скрываются лишь минимальные повреждения и особенности ребенка. Такие дети могут посещать обычную школу, вести практически нормальную жизнь. Другая сторона — серьезная форма инвалидности: боли, невозможность самостоятельно совершать даже простейшие действия. Какую форму получил малыш, родители узнают только с течением болезни

ДЦП особенности развития детей с дцпне прогрессирует. Это серьезные повреждения мозга, полученные в период внутриутробного развития. Повреждаются, как правило, речевой и двигательный центр. Иногда ДЦП  возникает из-за родовой травмы, проблемах при родах, когда младенец испытывает сильную гипоксию. Лекарства от ДЦП нет, а лечение только симптоматическое. Часто болезнь связана с болями, тогда можно снимать или облегчать симптомы терапией и массажем.

Детям, подросткам с ДЦП тяжело управлять своим телом. Из-за постоянного напряжения мышц движения становятся резкими, неконтролируемыми. Часты судороги. Процесс развития ребенка с таким диагнозом идет по иному пути, нежели у здорового малыша. Это касается не только его физического развития, но психического. Интеллект может быть полностью сохранен, и тогда дети через какое-то время начинают осознавать свое положение и отличие от других. К сожалению, очень часты случаи повреждения мозга, при которых интеллект сильно снижен.

Особенности физического развития

Главная особенность всех форм ДЦП — расстройство двигательной сферы. Вслед за этим идет ослабленный или, наоборот, увеличенный тонус мышц. Мелкая особенности развития детей с дцпмоторика дается ребенку с большим трудом, а часто самые простые движения для него просто невозможны.

Наиболее часты скелетные деформации. В процессе развития такие деформации могут серьезно помешать нормальному росту тела. Если ДЦП стал последствием родовой травмы головы, то часто встречаются аномалии развития черепа, челюстей, шеи и плеч. Зубы являются проблемным местом: они тоже подвержены деформации.

Проблемы развития

Уже с первых 2-3 месяцев жизни малыша видны проблемы развития:

  • появляются судороги конечностей;
  • на вид мышцы все время напряженные или же, наоборот, расслабленные, мягкие;
  • ребенок не особенности развития детей с дцпреагирует на свет, громкие звуки;
  • уже после первых 4 месяцев пропадает рефлекс реакции на свет (не поворачивает головку к источнику света);
  • после 4 месяцев прекращается интерес к произвольным движениям;
  • малыш самостоятельно сидит только до 7-8 месяцев;
  • пользуется правой рукой, а левая может висеть или быть малоподвижной;
  • видно, что ребенку тяжело ходить, переносить вес с ноги на ногу;
  • шаг делается на пальцах, а не на всю стопу.

Часто основные проявления болезни видны только после первых 6 месяцев. Тогда врачи уже могут дать более или менее точный прогноз состояния малыша.

Питание и диета

Диета назначается после консультации с врачом. У детей с легкой формой ДПЦ нет проблем с питанием. Возможны проблемы с функцией ЖКТ – в этом случае нужно добавить в рацион больше молочных особенности развития детей с дцппродуктов, супов, мягкой пищи. Это предотвратит застойные явления и запоры. Если проблем не наблюдается, то питание может быть самым обычным.

Если же проблемы затронули глотательную или жевательную функцию, то ребенку необходима жидкая пища. Это могут быть овощные или фруктовые пюре, измельченное мясо. К сожалению, иногда приходится кормить ребенка через зонд. Часто, когда ДЦП выражается как комплекс проблем, наблюдается невозможность самостоятельно глотать.

Массаж

Специальный массаж должен выполняться профессионалом. Чтобы снять напряжение с мышц и не допустить развития болевого синдрома, массаж нужно делать регулярно. Сегодня многие специальные учреждения для больных ДЦП предлагают особенности развития детей с дцпстационарный массаж, к лежачим больным приходит на дом медсестра. Если массаж не проводить, то через некоторое время может наступить ухудшение двигательной функции, начнутся боли в суставах.

Со временем родители тоже могут научиться делать массаж. Часто это неприятная и даже болезненная процедура, однако необходимая. Лечебный массаж помогает на некоторое время облегчить состояние больного.

Психическое развитие

Очень часто малыш с ДЦП думает, говорит, даже читает нормально, однако можно заметить, что все эти процессы происходят гораздо медленнее. С большим трудом ему дается математика, счет, пространственное воображение. Тут необходимо подбирать развивающие материалы, которые будут доступны малышу. Не стоит ставить сложные задачи в надежде, что у него появится стимул учиться. Это не обычный ребенок – существуют многие особенности психического и особенности развития детей с дцпинтеллектуального развития детей с этим диагнозом.

К сожалению, многие детки с ДЦП страдают от снижения интеллекта, поэтому с ними необходимо все время заниматься. Память, внимание, концентрация сниженные, так что приходится все повторять по много раз. Это касается не только уроков, но и самых обычных бытовых действий. Возможно, потребуется не один год, но так кроха сможет научится многому.

Есть несколько правил, которые помогут родителям:

  1. Любите вашего ребенка. Если вы показываете ему прямо или завуалированно, что он ущербный, больной, инвалид, то он будет чувствовать вашу нелюбовь, и на развитие можно не рассчитывать.
  2. Не настаивайте на том, что он ничего не может сам. Может сам пить из чашки? Ходит? особенности развития детей с дцпРазговаривал на прогулке с другим малышом? Сам помыл ручки? Все это большие достижения для вашего малыша – хвалите его за это. Только так можно достичь нормального развития. Если же ограничивать его во всем, жалеть, потакать всем капризам, то никакого позитивного развития психики не будет.
  3. Никакой агрессии. Агрессивное поведение со стороны родителей очень сильно вредит психике ребенка. У детей с ДЦП в таком случае наблюдаются аномальные психические реакции, страхи и аффективное поведение.
  4. Обучение необходимо. Не думайте, что ребенок неспособен учиться. Многие детишки с ДЦП выросли и получили профессию. Без учебной деятельности не будет личностного и интеллектуального развития, а это значит, что ребенку будет становиться только хуже.
  5. Общение с другими детьми очень важно. Как и здоровые дети, дети с ДЦП способны общаться и стремятся к этому Они должны общаться, дружить, пытаться играть. Для более старших детей дружба будет иметь большое значение.
Читайте также:  Значение игр с правилами для развития ребенка

Особенности поведения ребенка с ДЦП

Характер и поведение такого малыша часто зависят от перемен настроения. Тут родителям нужно выбрать тактику своего поведения. ДЦП практически всегда ведет к личностным изменениям. Дети с ДЦП капризные, они требуют, думают только о своих желаниях. Чувства, возможности другого человека для них не имеют значения. Такое поведение начинается не само по себе, а из-за того, что родители, учителя, медсестры часто жалеют таких малышей. Как следствие, с детства они привыкли получать желаемое, стоит только заплакать.

У здоровогоособенности развития детей с дцп ребенка такое поведение тоже присутствует, однако с возрастом у здорового ребенка это поведение корректируется при должном отношении родителей. А у малышей с ДЦП оно остается и становится привычным методом достижения цели. Кроме того, часто проявляется агрессия по отношению к другим, здоровым детям. Родителям необходимо контролировать эти проявления.

Если носоглотка повреждена, появляются проблема с речью. Дети начинают говорить только после 1 года, и это лишь простые звуки, крики, а до этого возраста может быть только плач. Родителей не должно это смущать: таково развитие при наличии данного заболевания. Активно общайтесь с ребенком, разговаривайте, читайте. Только тогда у него будет нормальный стимул говорить.

Необходимость обучения

Если интеллект сохранен или снижен незначительно, ребенка обязательно нужно учить. Дети в таком состоянии часто страдают от того, что родители ставят на них крест. Ребенок с ДЦП вполне может закончить школу и получить профессию. Сегодня многие из них работают на дому, используя компьютер. Обучая малыша, вы даете ему возможность стать полноценным членом общества.

Если интеллект сохранен на должном уровне, малыш все понимает: и свою болезнь, и отношение других людей к нему. К сожалению, многие дети жестоки к своим сверстникам с подобным заболеванием. особенности развития детей с дцпИменно поэтому учеба в обычной школе может стать проблемой. Существует несколько вариантов:

  • надомное обучение;
  • специализированные школы;
  • интернат для детей с ДЦП.

В процессе обучения малыш общается с преподавателями и другими детьми. Это позволяет избежать депривации, снижения интеллекта. Поведение становится более стабильным, реже проявляются капризы, эгоистичное отношение к окружающим.

Учимся дома

Надомное обучение, конечно, проще для ребенка: так для его комфортного развития создаются все условия. Дома всегда можно сделать перерыв, отдохнуть. Тут о нем заботятся родители, сиделка или медсестра. Учителя посещают его в определенные часы, а все остальное время он дома. С точки зрения многих родителей это удачный вариант. Конечно, есть и минусы.

  1. Минимум общения со сверстниками. Общаясь, дети учатся друг у друга. Это стимулирует развитие логики, мышления. Малыш нуждается в играх, даже если у него диагноз ДЦП. А при надомном обучении большей части обычного детства он лишен, ведь из тех, с кем можнособенности развития детей с дцпо пообщаться, рядом только взрослые.
  2. Минимизация ответственности. В школе или другом учебном заведении для детей с ДЦП существует определенная ответственность: ребенку необходимо самостоятельно принимать решения и действовать. Это благотворно влияет на развитие психики, воли, эмоций. Рядом с родителями это не всегда получается, ведь малышу дается все, чего он хочет. Отсюда капризы, истерики, которые свойственны детям и подросткам с ДЦП.
  3. Нерегулярность учебного процесса. В школе есть четкий план занятий, расписание, уроки, а дома ситуация гораздо более гибкая. Для одних детей это, действительно, то, что нужно. Родители уже сами знают, когда крохе проще сконцентрироваться, заняться уроками, а когда нужно дать ему отдохнуть. Для его эмоционального и волевого развития это проблема, ведь учебный процесс становится подвержен настроению.

Выбор остается за родителями. Домашнее обучение вполне может пойти на пользу для развития малыша, главное — правильно его организовать.

Специализированные учебные заведения

Специальные учебные заведения для детей с ДЦП делятся на два типа.

  1. Специальные школы. Работают так же, как обычные: вы приводите малыша утром и забираете после окончания уроков. В такой школе есть медсестры и нянечки, несколько преподавателей. Каждому малышу нужно особенное внимание, с ними нужно заниматься, поэтому обычно формируются группы по 5-7 человек. Так можно достичь наилучшего результата.
  2. Школа интернатного типа. Здесь ребенок проводит 6-7 дней в неделю, остается на ночь. С одной стороны, это хорошее решение для родителей со сложной финансовой ситуацией, когда все работают и нет возможности маме или другому родственнику оставаться дома с малышом. В интернате много сотрудников, в том числе врачи. Здесь проводится массаж, есть возможность посещать терапию. С другой стороны, интернат есть интернат. Для маленького ребенка его обстановка может быть травмирующей.

Главное – помочь малышам с ДЦП учиться. Если интеллект ребенка сильно снижен, то в специальной школе его будут обучать простейшим вещам. Особенное внимание уделяется уходу за собой. Как умываться, пользоваться туалетом, переодеваться или помогать маме переодевать себя – как минимум этому вашего малыша точно научат.

Источник