Возрастные закономерности психомоторного развития ребенка

Возрастные закономерности психомоторного развития ребенка thumbnail

Основные закономерности возрастного развития

Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные за­кономерности нормального психомоторного развития.

Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрыв­ном единстве. Соотношение этих факторов в формиро­вании различных функций неоднозначно. Становление таких жизненно важных функции, как регуляция дыха­ния, сердечно-сосудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими фактора­ми (генетической программой развития). Формирование же функциональных систем, связанных с высшей нерв­ной деятельностью, в значительной степени обусловлено особенностями социального окружения, обучения и вос­питания.

Л. С. Выготским было выдвинуто положение о веду­щей роли обучения и воспитания в психическом разви­тии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запомина­ние, мышление и речь) проходят длительный путь свое­го формирования и преимущественно зависят от окру­жающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

Особенности психического развития в норме и пато­логии в значительной степени связаны с закономерно­стями созревания мозга, которое также обусловлено взаимодействием генетических и средовых факторов.

Закономерности развития мозга и созревания функ­циональных систем определяют преемственность этапов нервно-психического развития ребенка. Это определяет­ся важным принципом эволюция мозга, а именно прин­ципом гетерохронности его развития. Как указывал Л. С. Выготский, каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соот­ветствует периоду главенствующего положения этой функции в психике. Интенсивное и неравномерное раз­витие психических функций в эти периоды обуславли­вает их повышенную ранимость. Неравномерность со­зревания проявляется в парциальных (частичных) за­держках развития. Например, при нормальном психи­ческом развитии у ребенка может наблюдаться удов­летворительное понимание речи и временное отставание в становлении активной, разговорной речи. Про таких детей родители обычно говорят: «Все понимает, но не говорит». Безусловно, при таком неравномерном разви­тии речи ребенок должен быть тщательно обследован врачом-психоневрологом и логопедом.

Наряду с неравномерностью созревания отдельных функциональных систем и их звеньев важное значение для нормального психического развития имеет их взаи­модействие, иначе не возникнет полноценного соединения систем в единый ансамбль, что приведет к специ­фическим отклонениям в развитии. Несмотря на раз­личный темп созревания каждой функциональной си­стемы на разных этапах возрастного развития ребенка, его мозг во все периоды жизни работает как единое целое, что предполагает формирование межсистемных связей.                                               

Развитие межсистемных связей в нормальном онто­генезе начинается в первые месяцы жизни ребенка. За­тем их развитие осуществляется все интенсивнее. При этом наиболее активно формируются связи с двигательно-кинестетическим анализатором: поворот головы в сторону звука – слухо-моторные связи, манипуляции с игрушкой–зрительно-тактнльно-кинестетические и зри­тельно-тактильно-моторные, самоподражание звукам – слухо-вокальные. И, наконец, развивается одна из уз­ловых функций первого полугодия жизни–зрительно-моторная координация, которая будет совершенство­ваться на протяжении всего дошкольного возраста.

У новорожденного ребенка, наряду с набором пер­вичных врожденных рефлексов, обеспечивающих жиз­ненно важные функции сосания, глотания, дыхания, ре­гуляции мышечного тонуса, отмечается преобладание восприятия контактных раздражений. На различные тактильные раздражители ребенок отвечает общей и местной двигательной реакцией. При этом наиболее развиты у него защитные рефлексы, возникающие при раздражении глаз или области рта. Так, при болевом раздражении в области глаз ребенок зажмуривает гла­за, в области угла рта–поворачивает голову в проти­воположную сторону. Кроме того, у него хорошо выра­жены все безусловные рефлексы, связанные с кормле­нием. Угнетение или чрезмерная выраженность безус­ловных рефлексов свидетельствуют о поражении нерв­ной системы.

Одним из важных показателей нормального психо­моторного развития и формирования межфункциональ­ных связей является, в частности, фиксация взора ре­бенка на своей руке, которая в норме возникает в воз­расте 2–3 месяцев, а затем направление руки к объек­ту. С 12–13 недель ребенок начинает вскидывать руки на зрительный стимул и направлять их к объекту. Он также направляет руки ко рту, следит за движением своих рук. К 4 месяцам у ребенка формируется реакция активного осязания под контролем зрения. Это прояв­ляется в том, что после зрительного сосредоточения на каком-либо предмете он направляет к нему обе руки и начинает ими водить по этому предмету. В возрасте 5–5,5 месяцев ребенок начинает захватывать предметы.

Зрительно-моторная координация становится узловой функцией с 5-го месяца жизни ребенка. Это проявляет­ся в том, что ребенок тянется к видимому и близко рас­положенному предмету, контролируя движения руки взглядом. На этом же этапе у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные связи, что проявляется в тенденции тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.

Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактнльной служит основой для формирования в дальнейшем манипулятивной и игровой деятельности.

На основе зрительно-моторного манипулятивного по­ведения у ребенка уже со второго полугодия жизни формируется активная познавательная деятельность.

Уже в процессе наблюдения за ребенком раннего возраста можно отметить те особенности его поведе­ния. которые характерны для отставания психомотор­ного развития, В особо тяжелых случаях ребенок вооб­ще может не проявлять интереса к окружающему; или же его действия с предметом могут иметь характер стереотипий – длительных и однообразных повторений од­них и тех же действий: он однообразно стучит предме­том о предмет, раскачивается, размахивает руками пе­ред глазами и т. д. Подобное поведение характерно для детей с различными отклонениями в психическом разви­тии. Оно может наблюдаться у умственно отсталых де­тей, а также у детей, страдающих ранним детским аутизмом или задержкой психического развития вслед­ствие эмоциональной депривации.

В основе формирования и развития психики ребенка лежит разнообразная деятельность, взаимодействие с внешним миром, и прежде всего–с окружающими взрослыми.

Если у малыша имеется двигательная или сенсорная недостаточность, то у него прежде всего нарушено формирование восприятия предметов окружающего мира. Несформированность предметных действий задержи­вает становление предметного восприятия. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершен­ствования общей моторики под контролем зрения. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предмета­ми, если он хорошо держит голову, устойчиво сидит и когда у него сохранно зрительное восприятие. Только в этих условиях развивается описанное выше зрительно-моторное манипулятивное поведение. По мере действия с предметами у малыша развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функция–стереогноз–имеет важное значение для развития познавательной деятельности. У детей с от­клонениями в развитии, особенно при наличии двига­тельных и зрительных нарушений, спонтанное развитие этой функции нарушено, и необходимы специальные коррекционные занятия по ее формированию.

На каждом возрастном этапе та или иная психичес­кая или моторная функция имеет ведущее (доминирующее) значение в общем поступательном характере психомоторного развития. У ребенка первых месяцев жиз­ни такой функцией является зрительное восприятие. К 3 месяцам ведущую роль в психическом развитии ре­бенка начинает играть слуховое восприятие.

Читайте также:  Игры для развития ребенка 2 лет 6 месяцев

Реакция на звуковой раздражитель с возможностью локализации звука в пространстве появляется у здоро­вого ребенка в возрасте 7–8 недель, более отчетливо – в 10–12 недель, когда ребенок начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. Спустя не­которое время такая же реакция возникает на звуча­щую игрушку. В возрасте 8–10 недель ребенок пово­рачивается к источнику звука, расположенному над го­ловой, а к 3 месяцам он быстро локализует звук любого направления не только в положении лежа, но и в верти­кальном положении на руках у взрослого.

К 3 месяцам слуховые реакции начинают приобретать доминантный характер: если заговорить с двигательно возбужденным и кричащим ребенком или погреметь звучащей игрушкой, он замирает и перестает кричать. Если в момент появления звукового раздражителя ребенок был спокоен или спал, он вздрагивает.

Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность либо чрезмерная длительность латентного периода могут указывать на нарушения слуха. Такой ребенок срочно нуждается в специальном обследовании–электрокорко­вой аудиометрии. При этом следует иметь в виду, что отсутствие или слабость реакций на звуковые раздра­жители чаще всего обусловлены снижением слуха, в то время как неравномерность реакций на звуки, располо­женные с разных сторон, может быть обусловлена и особенностями поведения взрослых. Так, если взрослый подходит к кроватке ребенка всегда с одной стороны, то и поворот на звук в эту сторону будет проявляться бо­лее четко. Если в этих случаях дать указание родителям о необходимости речевого контакта с ребенком с другой стороны, то быстро можно отметить одинако­вость слуховых реакций.

При оценке слуховой функции у ребенка 3–6 меся­цев следует обратить внимание на способность локали­зовать звук в пространстве, избирательность и дифференцированность реакции. Так, ребенок в возрасте 3 ме­сяцев быстро и точно поворачивает голову к источнику звука. Ребенок же в возрасте 5–6 месяцев быстро по­ворачивает голову к источнику звука только тогда, ког­да его внимание не отвлечено другими более сильными раздражителями, т. е. если он в этом момент не зани­мается с игрушкой, не общается со взрослым и т. п. В противном же случае ребенок может вообще не про­явить реакции на звук либо отреагировать на него по­сле длительного латентного периода. Это свидетельст­вует не о снижении уровня звукового восприятия, а о развитии функции активного внимания.

У детей с отклонениями в развитии реакции на звук могут отсутствовать, быть неярко выраженными, фраг­ментарными или патологическими. Отсутствие реакций наблюдается при глухоте или тяжелой тугоухости, а также при глубокой умственной отсталости и иногда при раннем детском аутизме. Фрагментарность реакции, когда ребенок воспринимает звуковой раздражитель, но не поворачивается к нему, может быть обусловлена двигательными или зрительными дефектами. Снижение реакции проявляется в виде удлинения латентного пе­риода, ее быстрого угасания. Это имеет место у затор­моженных и апатичных детей, а также при раннем дет­ском аутизме. В отличие от тугоухих детей, которые ре­агируют только на более громкие звуки, для вызывания реакции у этих детей часто необходима повторная сти­муляция.

У ребенка, перенесшего родовую травму, асфиксию, особенно при наличии у него повышенного внутричереп­ного давления, реакция на звуковой стимул часто уси­лена и возникает очень быстро. Такой ребенок в ответ на любой звуковой раздражитель сильно вздрагивает, кричит, иногда у него появляется дрожание ручек и подбородка. Подобного типа реакция является патоло­гической. Ее длительное сохранение характерно для де­тей с задержкой психического развития и повышенной возбудимостью нервной системы.

Источник

Возрастные закономерности психомоторного

 развития в норме и патологии.

   Много лет назад И.М. Сеченов опубликовал работу «Рефлексы головного мозга», в которой он привел убедительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности мозга. Он подчеркивал, что ни одно впечатление, ни одна мысль не возникает сама по себе, а всегда в результате конкретной причины. Саамы разнообразные переживания, чувства, мысли в конечном итоге к тем или иным ответным действиям.

   В процессе наблюдения было установлено, что простые врожденные рефлексы с возрастом постепенно усложняются. Огромное влияние на этот процесс усложнения рефлексов оказывают обучение и воспитание. В результате человек овладевает сложными формами поведения.

   Процессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности ребенка, как в норме, так и патологии , неразрывно связаны  с процессом развития. Процесс развития носит неравномерный характер. Неравномерность созревания различных функциональных качеств обусловлено их неодинаковой значимостью на различных этапах индивидуального развития.

   Во внутриутробном периоде созревают главным образом  те функциональные качества мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание, и т.д.

   Созревание функциональных качеств в после родовом периоде самая большая во всем эволюционном ряду.

   Новорожденный от рождения не способен ни к чему, кроме способности всему учиться.

   Обучение и воспитание, имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь. Продвижение в развитии оказывает положительное влияние на обучение и воспитание.

   Есть два уровня развития: актуальный уровень развития и зона ближайшего развития. В процессе обучения ребенок может выполнить задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыт, навыки. Это актуальный уровень развития.  Если ребенок самостоятельно не справляется с каким – то заданием, он может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительные объяснения, показ, наводящие вопросы. Это второй уровень возможности ребенка – зона ближайшего развития.

   Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие.

   В развитии ребенка выделяют несколько возрастных кризов.

   Наиболее ответственным является 1-ый возрастной криз. Этот охватывает первые 2 – 3 года жизни ребенка. На первом году закладываются основные фазы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеет для грудного ребенка огромное значение. Происходит первичное обучение. Если ребенок не получает на этом этапе достаточного количества информации, заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков.

   К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды.

   В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате обогащаются его зрительные, осязательные и др. ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное развитие связано с речевыми; чем увереннее передвигается ребенок, тем он лучше  овладевает речью, хотя возможны и отклонения. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует и формированию чувства «Я», т.е. выделению себя из окружающего мира.

Читайте также:  Педсовет психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка

   До 2 – 2,6 лет ребенок общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха.

   От 2 – 4 лет поведение ребенка мало заметно изменяется. Более выражено чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный опыт, отмечается тяга к самостоятельности. Одним из последствий является упрямство, не всегда понятное родителям. Упрямство ребенка часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых (когда взрослые пытаются препятствовать проявлению допустимой самостоятельности).

   В возрасте  5 – 7 лет ребенок вступает в новый период. Это второй критический период.  В этом возрасте у ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. Но нет еще достаточной самокритики и достаточного самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые моменты.

   Психомоторная нестабильность —  это энурез, тики, заикание. Они могут сочетаться друг с другом. Это относится к заиканию и тикам. Подобное сочетание чаще встречается при холерическом темпераменте. При флегматическом темпераменте заикание будет дополняться энурезом.  Патогенным будет избыточная стимуляция их активности типа подстегиваний и понуканий, что приводит к неестественному для них перевозбуждению днем и компенсаторному торможению ночью. При холерическом темпераменте у детей с тиками более патогенным оказывается повсеместное ограничение активности: замечания, запреты, осуждения, предостережения.

   При заикании один из родителей стимулирует активность детей, а другой его подавляет, что создает резкий контраст в их отношениях с детьми. Сочетание противоположных типов темперамента родителей (холерик — флегматик) способствует возникновению у детей психомоторных расстройств.    

Источник

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
Читайте также:  Развитие психических функций ребенка раннего возраста

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

ВозрастОбласть развитияПоказатели
1 год и 3 месяцаПассивная речьБыстро растет число понимаемых слов
Активная речьРастет словарный запас
Сенсорное развитиеРебенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
ИгрыПовторяет знакомые действия
ДвижениеАктивно ходит, может приседать, пятиться назад
НавыкиСам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцевПассивная речьМожет обобщить предметы по значимым признакам
Активная речьИспользует в общении сложные слова
Сенсорное развитиеЗнает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
ИгрыКопирует часто повторяемые действия взрослых
ДвиженияМожет перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
НавыкиМожет сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцевПассивная речьВоспринимает рассказ по картинке
Активная речьУпотребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитиеРазличает предметы по размеру с разницей в 3 см
ИгрыМожет строить башенки, домики из кубиков
ДвиженияМожет ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
НавыкиЧастично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 годаПассивная речьМожет понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речьИспользует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитиеМожет подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
ИгрыВоспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
ДвиженияПреодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
НавыкиЧастично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Поделитесь опытом, приходилось ли вам сталкиваться с проблемами в сфере психомоторного развития ребенка?

Источник