Возрастные уровни и диагностика музыкального развития ребенка
Диагностические задания.
(старшая группа)
Задание №1.
Цель: определить уровень развития ладового чувства.
Музыкальный руководитель исполняет попевку или знакомую песенку на фортепиано или металлофоне. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок должен определить закончилась ли мелодия или педагог не доиграл ее до конца (до тоники).
Репертуар: р.н.п. «Жил-был у бабушки серенький козлик».
Задание №2.
Цель: выявить уровень развития музыкально-слуховых представлений.
Музыкальный руководитель играет любую несложную попевку на фортепиано или металлофоне. Задача ребенка, подобрать ее по слуху, спеть или сыграть на фортепиано или металлофоне.
Репертуар: р.н.м. «Андрей-воробей» или «Петушок».
Задание №3.
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный руководитель играет попевку на металлофоне или фортепиано. Задача ребенка повторить ритмический рисунок попевки в хлопках, притопах или на ударных инструментах.
Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап-кап» или «Тик-тик-так».
Задание №4.
Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений:
- П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;
- П.И.Чайковский «Полька»;
- Р.н.п. «Во поле береза стояла».
Ребенку раздаются карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:
- Произведение какого жанра прозвучало?
- Что можно под него исполнять?
- Характерные особенности.
Задание №5.
Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.
Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый), фонограммы или исполнение музыкальных произведений.
Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии соответствие определенных цветовых оттенков различным эмоциональным состояниям человека.
Ребенку предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким бы он нарисовал данную мелодию.
Задача ребенка создать цветовой образ музыкальной композиции (веселый, задорный — красный; грустный, печальный – синий; светлый, лирический — зеленый.)
Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных мелодии.
Репертуар: «Камаринская», «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, «Сладкая греза» П.И.Чайковского.
Задание №6.
Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч.ф.)
ребенку предлагается для прослушивания несколько музыкальных произведений разной формы. После исполнения ребенок определяет сколько частей в произведении и по каким средствам выразительности он это понял.
- В.Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;
- В.Салманов «Голодная кошка и сытый кот»
- Д.Кабалевский «Клоуны».
Задание №7.
Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)
Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).
Задание №8.
Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.
Ребенку предлагается спеть знакомую песню и выявляется его способность к выразительному и эмоциональному пению.
Репертуар: любая знакомая ребенку песня (песни В.Шаинского, Е.Крылатова, программные сочинения, несложные попевки, песни из мультфильмов знакомых детям).
Задание №9.
Цель: выявить способность ребенка чисто интонировать попевку или небольшую мелодию с музыкальным сопровождением и без него.
Ребенку предлагается попевка или песня для прослушивания. После этого, музыкальный руководитель просит ребенка спеть попевку сначала с сопровождением, а затем без него.
Репертуар: «Осенние распевки», «Та-та, два кота», и т.д.
Задание №10.
Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в соответствии с характером музыки, ее жанром.
Ребенку предлагается послушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, ребенок определяет, какие движения, можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняет их.
Репертуар: Т.Ломова «Тема с вариациями». Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.
Задание №11.
Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений для своего возраста.
Музыкальный руководитель ведет наблюдение за ребенком во время музыкально-ритмической деятельности. Индивидуально просит его показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера.
Репертуар: упражнения в ходьбе разного характера: «Великаны и гномы» Д.Львова-Компанейца, «Хороводный шаг» р.н.м., Е.Тиличеева «Лошадки», «Попрыгунчики» музыка Ф.Шуберта, «Пружинки» и т.д.
Задание №12.
Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на смену фраз и частей музыкального произведения в движении.
Ребенку предлагается прослушать произведение в записи или в исполнении музыкального руководителя и найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз.
Музыкальный руководитель предлагает сюжет: пошли подружки (молодцы) в лес по ягоды. Стали девочки (молодцы) ягоды собирать, набрали полный кувшинчик, обрадовались и пустились в пляс.
Стали они домой собираться и вдруг увидели большой гриб. Снова обрадовались и заплясали.
Репертуар: р.н.п. «Как под яблонькой».
Задание №13.
Цель: определить знания, умения и навыки ребенка в игре на детских музыкальных инструментах, выявить интерес ребенка к музицированию.
Музыкальный руководитель показывает ребенку изображения различных музыкальных инструментов, просит ответить его как они называются и изобразить способы игры на них, сопровождая его игру музыкальным аккомпанементом.
Репертуар: р.н.п. « Ах ты, береза», Г. Струве «Песенка о гамме», рум.н.п. «Кап-кап».
Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.
Задание №14.
Цель: выявить способность ребенка различать тембры музыкальных инструментов.
Материал: карточки с изображением барабана, балалайки, металлофона, дудочки и т.д. Сундучок, фонограммы со звучанием этих инструментов.
Музыкальный руководитель показывает ребенку «Волшебный сундучок». В нем спрятались музыкальные инструменты. После каждого звучания ребенок поднимает карточку с изображением звучащего музыкального инструмента, называет его.
Задание №15.
Цель: выявить уровень творческих проявлений детей в пении.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку поговорить с ним, только на музыкальном языке.
Ребенок и педагог ведут певческую перекличку:
Муз. рук.: Как тебя зовут?
Ребенок: Танечка, Вася, Никита и т.д.
Муз. рук.: Какое у тебя настроение?
Ребенок: Хорошее, грустное, веселое и т.д.
Затем очередность меняется, придумываются новые интонации.
Задание №16.
Цель: выявить способность детей импровизировать в свободном танце.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку придумать танец под не знакомую музыку. Сначала ребенок слушает произведение, затем выбирает характер движений соответствующих звучащей музыке и исполняет произвольную пляску.
Репертуар: р.н.м. «Перепляс», «Танец с листьями» (вальс), «Кошачий танец» (рок-н-ролл).
Задание №17.
Цель: выявить у детей творческие способности при передаче игрового образа.
Ребенку предлагается изобразить повадки зверей в движении, передать характерный образ.
Например, Лиса любуется своим хвостом, Зайка – прыгает, Медведь – ходит и т.д.
Материал: шапочки-маски: Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Козы.
Репертуар: игра «Плетень» музыка В.Калинникова.
Задание №18.
Цель: выявить творческие способности ребенка в импровизации на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку прослушать отрывок из музыкального произведения, а затем предлагает сыграть с ним в ансамбле, используя тот инструмент, который соответствует характеру и тональной окрашенности музыкального сочинения.
Репертуар:
- р.н.п. «Ах вы, сени»,
- П.И.Чайковский «Полька»,
- П.И.Чайковский «Утренняя молитва».
Источник
Марина Балясова
Диагностика музыкальных способностей детей. Методика проведения диагностических занятий
Диагностические занятия во всех возрастных группах, начиная со средней группы, рекомендуется проводить один раз в год в апреле-мае во второй младшей группе – два раза в год: в сентябре – октябре и апреле – мае. Занятия проводятся циклами, в каждый из которых входят: определение ровня эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе наблюдений за ребенком и четыре специальных диагностических занятия по определению детей ровней развития:
-чувства музыкального ритма
— мелодического слуха
— репродуктивного компонента музыкального мышления
— продуктивного компонента музыкального мышления.
Циклы диагностических занятий обозначаются, соответственно, как Д1 – Д5.
Проведение первого цикла занятий Д1 с детьми второй младшей группы в начале учебного года связано с необходимостью выявления них исходного ровня музыкального развития. В Эту группу обычно приходят как дети из яслей, так и домашние дети, с которыми еще ни кто систематически не занимался музыкой. Результаты диагностических занятий второго цикла Д, который проводится с этими детьми в коне года, позволяют судить об их продвижении в музыкальном развитии за год занятий.
Во время проведения диагностических занятий обще групповые занятия во избежание утомления детей и педагога лучше отменить.
Во всех диагностических циклах занятий для чистоты получаемых результатов используется в основном один и тот же музыкальный материал. Исключение составляют песни, которые дети поют по собственному выбору. Дополнительные более сложные произведения, предлагаемые наиболее продвинутым детям в коне старшей и подготовительной групп, при определении уровней развития репродуктивного компонента музыкального мышления и чувства музыкального ритма. Предлагаемый для диагностики музыкальный материал на обычных занятиях не используется.
Как показывает практика, все четыре диагностики занятия могут быть проведены с ребенком в один – два дня. Важно, чтобы ребенок не ставал. Диагностический срез всей группы может занять три- четыре дня.
Диагностические занятия проводятся строго индивидуально. Каждую задач ребенок решает трижды, т. е. им предлагается три попытки решения каждой задачи, при этом учитывается лучший результат.
Разрабатывая показатели – критерии ровней развития музыкальных способностей, рекомендуют опираться на средневозрастные показатели развития каждой из них. Эти показатели характеризуют уровень развития данной способности большинства детей, возрастной группы. Они выявляются в специальных исследованиях.
Ориентация показателей развития той или иной музыкальной способности на средневозрастной уровень обеспечивает объективную и адекватную картин нормального распределения способностей, помогает педагог в каждой возрастной группе выявить детей с высоким, средним и низким уровнями развития каждой способности. Достижение большинством детей группы средневозрастного ровня развития той или иной способности рассматривается как результат большой работы музыкального руководителя.
Возрастные показатели развития каждой из музыкальных способностей были разработаны в отношении задач определенного уровня сложности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку.
Об уровне эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку педагог судит, наблюдая за ним во время занятий по слушанию, музыкальном движению, оркестр и других. На каждом занятии педагог может наблюдать за двумя, максим тремя детьми.
Показатели уровней развития
Низкий уровень. Ребенок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, постоянно отвлекается. Без настроения участвует в музыкальном движении и игре на детских музыкальных инструментах.
Средний уровень. Ребенок, достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на инструментах.
Высокий уровень. Ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Ребенок хочет слушать музыку, просит ее повторить. Очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в иге на музыкальных инструментах.
Необходимо подчеркнуть, что далеко не всегда эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется внешне. Для того, чтобы исключить ошибку, необходимо длительно и внимательно наблюдать за ребенком в процессе занятий.
Большинства дошкольников отмечается высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку. Редко отмечаемые средний и низкий ее ровни могут говорить об общей низкой или средней эмоциональности ребенка, педагогической запущенности или каких либо иных особенностях.
Чувство музыкального ритма
Диагностическое занятие по определению ровня развития чувства музыкального ритма, как и все другие занятия, проводится индивидуально. Педагог сидит за фортепиано, ребенок – рядом, но не очень близко. Сначала он только слушает музыкальный отрывок, исполняемый на фортепиано, а затем, одновременно со вторым, третьим и четвертым его воспроизведением хлопает в ладоши под музыку. Ребенку предлагается, таким образом, три попытки решения музыкально-ритмической задачи. Анализ результатов проводится на основе выявленных и описанных выше типов решения задач. Таким образом, ребенок во время первого проигрывания только слушает музыку, а во время трех последующих проигрываний, одновременно воспроизводит ее ритм хлопками в ладоши.
Показатели уровня развития
Низкий уровень. Ребенок решает, предлагаемую ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация и хлопки следуют беспорядочно, фактически вне музыки.
Этот тип решения задачи характерен для большинства детей второй младшей группы и является для них показателем средневозрастного уровня. Поэтом если ребенок этого возраста решает задачу по беспорядочном тип, мы относим его к среднем ровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто либо из малышей решает ее по равномерном или адекватном тип, следует относить его к высоком ровню.
В то же время, если ребенок из трех последующих возрастов по беспорядочному типу решает эту задачу, то его показатель следует отнести, к низкому ровню развития этой способности.
Средний уровень. Ребенок решает ритмическую задачу по равномерному типу, когда воспроизводится только метрическая пульсация.
Этот тип характерен для большинства детей средней группы и является для них показателем средневозрастного ровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок этого возраста решает задачу по беспорядочному или адекватному типу, его относят соответственно, к низкому или высокому уровню.
Высокий уровень. Ребенок решает предложенную задачу по адекватному типу: воспроизводит ритмический рисунку без ошибок, или с двумя, тремя ошибками.
Этот тип решения задачи характерен для большинства детей старшей и подготовительной к школе групп и является для них показателем средневозрастного уровня развития чувства музыкального ритма. Для выявления детей с высоким уровнем развития, предлагается более сложная музыкальная задача. Если ребенок решает ее по адекватному типу, то он относится к высокому ровню развития.
Звуковысотный слух.
Об ровне развития детей звуковысотного слуха следует судить по показателю интонирования мелодии голосом. В возрасте от трех до семи лет было выявлено шесть этапов его становления, о которых мы говорили выше и которые стали основой при определении показателей развития звуковысотного слуха, как музыкальной способности. Первые пять этапов развития интонирования были выявлены в условиях пения песни с аккомпанементом, шестой этап, в условиях пения без аккомпанемента.
На диагностическом занятии ребенку предлагалось спеть песенку, которая ему нравится, или, если него возникли затруднения, педагог сам выбирал песню из числа тех, которые дети этой группы разучивали на музыкальных занятиях.
Показатели ровней развития
Низкий уровень. Интонирование мелодии голосом, как таковое, отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме. Или, интонирование появилось, но ребенок поет всю песню на одном, двух звуках.
Второй этап развития характерен для большинства детей второй младшей группы и является для них показателем средневозрастного уровня развития интонирования мелодии голосом. Детей, оказавшихся на этом этапе, следует отнести к среднем ровню. Другие дети этого возраста, которые не интонируют вообще или интонируют на более высоких уровнях, следует отнести, соответственно к низком или высоком уровням.
Средний уровень. Ребенок интонирует общее направление движения мелодии. На этом уровне находится большинство детей средней группы. Для них это средневозрастной средний уровень.
Если дети этого возраста интонируют только один-два звука – это низкий уровень. Если какой-то ребенок на фоне общего направления движения мелодии чисто поет и отдельные ее отрывки, его следует отнести к высоком ровню.
Высокий уровень. Ребенок интонирует общее направление движения мелодии, чисто поет и отдельные ее отрывки. Или ребенок интонирует чисто всю мелодию песни.
Четвертый этап характерен для детей старшей группы. Для них это средневозрастной уровень. Если кто- либо из детей находится на предыдущем, третьем этапе развития интонирования, значит он демонстрирует низкий уровень развития диагностируемой способности. Если ребенок старшей группы чисто поет всю мелодию песни, он находится на высоком возрастном уровне развития.
Пятый этап развития интонирования характерен для большинства детей подготовительной к школе группы. Для них чистое пение с аккомпанементом всей мелодии песни является средневозрастным средним уровнем развития, а чистое пение всей мелодии без аккомпанемента -высоким уровнем. Если ребенок этого возраста чисто поет с аккомпанементом только отдельные отрывки мелодии,, его следует отнести к низкому ровню по показателю развития этой способности.
Репродуктивный компонент музыкального мышления
Детей дошкольного возраста в результате специальных музыкальных занятий и стихийного накопления музыкального опыта складывается определенная система музыкальных значений, включающая интонационно-ритмические значения. Это позволяет им определять общее настроение. Характер музыкального произведения и его возможное содержание.
На диагностических занятиях всех возрастных групп детям предлагается прослушать две разнохарактерные по общему настроению и содержанию пьесы.
Инструкция ребенку. Послушай внимательно эту музыку, а потом скажешь мне какая она /в младшей группе –веселая или грустная/ и о чем может рассказать.
Названия пьес ребенку не сообщается. Каждая пьеса исполняется три раза. После каждого прослушивания ребенок делится своими впечатлениями о музыке. Таким образом ем предлагается три попытки решения задачи.
Ввиду ограниченности словарного запаса детей второй младшей группы может быть использовании прием выбора ребенком картинок, соответствующих по настроению и содержанию, исполняемому музыкальному произведению.
Показатели уровней развития
Низкий уровень. Ребенок не определяет вообще или определяет неверно общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находится часть детей второй младшей группы.
К детям этого возраста, достигшим средневозрастного уровня, которых было большинство, следует отнести тех, которые ярко, эмоционально реагировали на музыку, внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее общий характер. Дети, отнесенные к высокому уровню, не только правильно определяли настроение музыки, но и, то же односложно говорили о чем она рассказывает. При определении общего настроения пьесы большинство детей этого возраста ориентировались, главным образом, на ее темп.
Средний уровень. Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь на комплекс средств музыкальной выразительности, более тонко анализируя /музыкальную ткань/.
Этот уровень является средневозрастным для детей средней группы.
Высокий уровень. При восприятии музыкального художественного образа детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря этом возможность ошибки при определении настроения несложной музыки становится минимальной. Ребенок легко определяет название пьесы, может ловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы между собой. В ряде случаев это же рассказ ребенка о музыке. Имеющий определенный сюжет.
Такой уровень является средневозрастным для детей старшего дошкольного возраста. К высокому уровню следует относить детей, которые смогли адекватно воспринять и проанализировать значительно более сложное произведение.
Продуктивный компонент музыкального мышления
Методика проведения диагностического занятия была очень простой. Ребенок сидел за столиком, на котором лежал диагностический металлофон. Педагог предлагает ему сочинить на этом инструменте собственную музыку.
Инструкции ребенку. Мы с тобой сегодня будем очень интересно заниматься. Ты будешь сочинять свою собственную музыку. Как называется этот инструмент. Послушай какой у него красивый, серебристый звук.
Показатели уровней развития
Низкий уровень. На самой ранней ступени развития процесс импровизации имеет апробирующий характер. Дети изучают инструмент, прислушиваются к его звучанию. Чаще всего они /гуляют/ по клавишам сверху вниз и снизу вверх, гаммообразно или через несколько степеней, пользуясь, главным образом, тембровыми и темповыми характеристиками. Ритмическая структура проб беспорядочна, иногда появляется равномерный ритм.
Этот тип детского музыкального творчества называется пробующим, характерен для большинства детей младшей группы. Для них это средневозрастной уровень. Если ребенок не принимал творческую задач или извлекал лишь отдельные звуки, считается, что него низкий уровень развития этой способности. Если кто-либо из детей оказывался на ритмической ступени или в его импровизациях появлялась мелодия, мы относили его к высокому уровню.
Средний уровень. В импровизациях ребенка приоволирует ритм и чаще всего отсутствует законченная мелодия. Этот этап развития детского инструментального творчества, названный ритмическим, характерен для большинства детей средней группы. Для них это средневозрастной уровень. Если ребенок этого возраста оказывается на пробующем или мелодическом этапе, он относится, соответственно, к низком или высоком ровню.
Высокий уровень. В импровизациях ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, изложенная,чаще всего, в формате периода, состоящего из двух предложений. Это свидетельствует становлении следующего, мелодического этапа в развитии данной способности. На этом этапе находятся многие старшие дошкольники. Для них это средневозрастной уровень.
К высокому уровню относятся те дети, чьи импровизации отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним уровнем, и содержали, наряду с плавным течением мелодии, широкие интересные скачки. К низком – тех, чьи импровизации свидетельствуют о ритмическом этапе развития творческого музыкального мышления.
Данные, полученные в результате диагностического обследования ребенка на каждом этапе его музыкального развития, позволяют судить о качественном своеобразии системы его музыкальности, динамике его становления и являются основой индивидуального подхода к ребенку.
Индивидуальные данные служат основой для создания /портрета/ группы на каждом из этапов ее развития, который позволяет музыкальному руководителю выявить сильные и слабые стороны в своей собственной работе и провести соответствующую ее коррекцию.
Источник