Возрастные особенности нарушений личностного развития и поведения ребенка

Репина Екатерина
Психологические особенности детей с отклонениями в поведении старшего дошкольного возраста

К сожалению на сегодняшний день количество дошкольников, с девиантным поведением значительно увеличилось. Это происходит потому что увеличивается число провоцирующих факторов, которые способствуют формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение связано с несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, принятых в обществе. А. Коэн, дал определение понятию отклоняющееся поведение — это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде.

Отклоняющееся поведениеимеет в основе сложную природу взаимодействующих фактором между собой:

Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т. д.)

Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.

Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.

Поведение ребенка проявляется в индивидуальных формах, но не всегда они бывают адекватными. Современными учеными, педагогами, психологами и социологами было замечено, что природа отклоняющегося поведения разнообразна. Они считают, что нарушения поведения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с личностными особенностями ребенка.

Во время переживания ребенком одного из кризисов развития (1-го года, 3-х лет, 7-и лет) у детей возникают трудности с поведением. Данные периоды жизни ребенка свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития, несмотря на все сложности воспитания. Воспитательные воздействия на ребенка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка.

К отклонениям в поведении детей дошкольного возраста относят детей с такими отклонениями как: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, агрессивность, замкнутость.

Рассмотрим более подробно особенности поведения агрессивных детей.

Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. Выделяются также и такие причины агрессии, как боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Признаки агрессивного ребенка:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его[16 c.32].

Слово гиперактивность происходит от греческого hyper — много и латинского activus — деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность[18c.54].

Читайте также:  Развивающие темы для развития ребенка

В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия, физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте.

Гиперактивный ребенок импульсивен и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Но если же взрослые своим вмешательством внезапно прерывают его занятие, да еще кричат или наказывают, то у ребенка часто возникает реакция протеста в виде плача, крика, отказа выполнить требования родителей. Это физическое, нормальное явление. Поэтому не следует пытаться ограничить естественную подвижность ребенка. Если мешает крик ребенка или шум, создаваемый во время игры, лучше занять его чем-нибудь другим, более интересным, но не требовать немедленно прекратить его занятие.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

В старшем дошкольном возрасте гиперактивного ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удерживают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет просидеть за партой весь урок.

Как известно, с возрастом двигательная активность человека подвергается физиологическим изменениям. Она особенно развита у детей первых 3-4 лет жизни и значительно замедляется в пожилом и старческом возрасте. Все это имеет конкретное физиологическое объяснение. У детей младшего возраста процессы торможения выражены слабо.

Своеобразные замкнутые дети, которые предпочитают одиночество общению. Это замкнутые дети. В младенческом возрасте для них характерны беспокойность, общий сниженный фон настроения, плаксивость, нарушение сна, ухудшение аппетита. Позже ребенок начинает бояться чужих людей, а когда попадает в незнакомую ситуацию, долго не может избавиться от беспокойства и скованности.

Причины замкнутости ребенка:

• страх не справиться со сложной ситуацией;

• страх общения со сверстниками (страх быть обиженным, осмеянным или проигнорированным);

• трудности общения с противоположным полом;

• отрицательный эффект выраженной однажды искренности ребенка (в разговоре и поступках);

• нежелание выполнять требования взрослых, участвовать в чем-то;

• неумение осуществлять выбор, решаться на действие;

• затаенная накопившаяся обида, огорчения;

• повышенная тревожность (о себе, о ком-то из родителей);

• слишком большие обязанности для ребенка;

• строгое или жестокое наказание ребенка;

• сексуальное насилие или его попытки над ребенком;

• тяжелая болезнь или частая болезненность (физическая или психическая);

• культивирование родителями отчужденного, слишком послушного, «правильного» поведения;

• ощущение себя ненужным, лишним в семье.

Если ничего не предпринимать,то замкнутый ребенок останется в опасности:

• будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников, будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);

• не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни, будет в одиночестве;

• не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;

• постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;

• будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;

• не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;

• сохранит неуверенность в себе на многие годы (не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути, не будет решать сложные проблемные ситуации);

Читайте также:  Развитие ребенка по марии монтессори

• возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).

Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.

Таким образом учеными были выделены отклонения в поведении (СДВГ, агрессивность, замкнутость) детей дошкольного возраста и так же были даны характеристики каждого отклонения и методы работы с этими детьми.

Источник

Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском,
так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным
нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных
способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.

Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее
внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности.
Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к
объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и
переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и
обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в
развитии.

Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг
явлений:

  • формирование антисоциальной мотивации,
  • появление эмоциональных
    нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы
    (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),
  • низкий уровень социальной компетентности и т.д.
  • Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других
    сферах, условно могут быть разделены на два класса:

    • специфические для определенного возрастного этапа
      (например,
      отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным
      препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого
      феномена, например, в два-три года не может считаться негативным
      явлением развития);
    • неспецифические (общие) — такие нарушения
      в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие
      ситуативное эмоций и пр.

    Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются
    сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление
    позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.

    Вот ряд специфических проявлений эмоциональных
    нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения
    в личностном развитии.

    Так, в младенческом
    возрасте эмоциональными нарушениями личности
    являются:

  • отсутствие «комплекса оживления», определяющего
    эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте
    четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено
    индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном
    развитии ребенка);
  • задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения
    эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки,
    которая в норме возникает в три месяца;
  • неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого
    (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и
    т.п.);
  • апатия и равнодушие ребенка в ситуации
    взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;
  • На втором году жизни
    эмоциональными нарушениями являются:

  • отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще
    в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со
    взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться
    серьезной аномалией процесса развития личности;
  • высокая интенсивность и длительность эмоционального
    заражения, «застревание» эмоционального процесса, который в норме у
    ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;
  • отсутствие четко дифференцированной эмоциональной
    реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием
    эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции
    при общении с близкими людьми прежде всего,
    родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим
    условием развития симпатии к другому человеку становится уровень
    активности этого человека в совместной с ребенком деятельности.
    Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и
    симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными
    и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так,
    ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном
    случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного
    занятия) вызвать недовольство или противодействие;
  • отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;
  • боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и
    чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким
    детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка
    со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте
    свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об
    эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы,
    нежели в осторожности взрослых людей;
  • эмоциональная фиксация на каком-либо одном
    предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при
    манипулировании предметом являются признаком нормального развития
    эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает
    радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это
    может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую
    эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к
    повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным
    и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением
    желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего
    результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз
    повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции
    от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;
  • депрессия, длительность которой не адекватна силе
    воздействия. Так, если небольшое неприятное событие («шлепок» со
    стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально
    негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной
    саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных
    негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);
  • амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем
    возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным,
    если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на
    удовлетворение потребностей (ситуациях «хочу нельзя»). Вне подобных
    ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений
    личностного развития.
    В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и
    дошкольного возраста такое явление не свойственно,
    так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при
    наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый
    предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр
    взаимоисключающих друг друга действия).
    Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок
    «мечется», не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет
    или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные
    эмоции;
  • Читайте также:  Развития ребенка плода по неделям беременности

  • равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено
    социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации
    восстанавливает нормальное развитие ребенка.
  • В дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями
    являются следующие
    феномены:

  • отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в
    неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни
    при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку,
    идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все
    коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном
    поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное
    явление, но оно еще и негативно влияет на
    развитие просоциальной мотивации и «объединяющих» чувств, регулирующих
    межличностные отношения.

    Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным
    показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность
    эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной
    индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса.
    Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов
    возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным
    «застреванием». Соответственно осложняется и диагностика отклонения,
    ибо регулярная «эмоциональная неадекватность» может рассматриваться как
    аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями
    нейродинамики психических процессов.

    Отсутствие эмоционального предвосхищения
    может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения
    в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без
    эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума
    произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость
    внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон
    временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени
    выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения
    будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком
    желаний другого человека;

  • отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность
    откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего,
    «близкого», симпатичного). Синтония появляется к концу первого года
    жизни, но является признаком нормального развития личности не только в
    раннем, но и дошкольном возрасте;
  • отсутствие специфического феномена эмоциональной
    саморегуляции для дошкольного возраста «чувства
    вины», связанного с новым типом самосознания («Это я сделал») и
    способностью эмоционально возвращаться в прошлое;
  • множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих
    различные ситуации.
  • Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных
    эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и
    агрессивность.

    Источник