Игра как основа социального развития ребенка

Игра как основа социального развития ребенка thumbnail

МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ

Консультация

«Сюжетно – ролевая игра как основа социального развития ребенка»

В-ль: Бочкарникова Е.Ф

2017

«Сюжетно – ролевая игра как основа социального развития ребенка»

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Согласно концепции детской игры Д. Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом — особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка.

В игре дошкольник приближает мир взрослых к себе, различает видимые и смысловые поля, научается действовать в плане представления: палочка становится ложкой, а обычный стул лодкой, плывущей по волнам.

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я — космонавт», «Я — мама», «Я доктор»), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане — в представлении и воображении. Роль всадника, доктора или шофера невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Что же составляет основное содержание ролей, которые берут на себя дети и которые они реализуют посредством игровых действий?

На основное содержание ролевой игры, решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным.

В игре, как нигде, отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых. Сюжетно-ролевая игра не хаотична, а подчинена вполне определенной структуре (в ней различают сюжет и содержание; так, в сюжете отражается широкая сфера жизни, например, больница, а содержание игры охватывает лишь часть этой сферы, например, прием больного).

Главная задача сюжетно – ролевой игры – это приобретение социального зрения, чутья (социализация ребенка). А основным смыслом сюжетно-ролевой игры является переживание дошкольником своей роли, сюжета, наполнение их собственными эмоциями, приближение их к себе и предугадывания ответного поведения партнера и его переживаний.

Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт и многие другие.

И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.

Читайте также:  Стабильные периоды в дошкольном развитии ребенка

Сюжетно-ролевая игра — это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

В развернутой форме игра — это коллективная деятельность, в которой осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений. Усвоение этого опыта способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, организаторских навыков.

Источник

Татьяна Михайлова
Сюжетно-ролевая игра-основа социального развития дошкольника

Сюжетно-ролевая игра – основа социального развития дошкольника.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основные знания об окружающей жизни через основную деятельность-игру. Благодаря игровой деятельности происходит становление форм поведения, а вместе с тем формируется отношение к людям, их поступкам и поведению. Кроме этого, игра способна снять любые негативные переживания, что особенно важно для детей, которые по тем или иным причинам находятся в социально-реабилитационных центрах. Сюжетно-ролевая игра – основа социального развития ребёнка. Что даёт игра ребёнку? Игра способствует

— формированию личности ребенка,

— получению различных навыков, умений и знаний,

развитию логического мышления,

— раскрытию дополнительных талантов у детей,

— овладению элементами театральной игры,

— раскрытию творческого потенциала.

— предупреждению и развитию негативных качеств у ребёнка, таких как неуверенность в себе, замкнутость, лень.

Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

Читайте также:  Влияние пренатального периода на психическое развитие ребенка

Итак, можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом организуется его содержание). Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру. Содержание игры — это не иллюзия, не копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события, персонажи и их действия — все это, безусловно,продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении, комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен. И чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы непосредственно воспринятого.

Разработка сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная лечебница»

Цель: формировать интерес к профессии.

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость.

Роли: ветеринарный врач, медсестра, люди с больными животными.

Игровые действия:

В ветеринарную лечебницу приводят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы, задает вопросы, осматривает больных, прослушивает фонедоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны.

Предварительная работа:

Экскурсия в медицинский кабинет, слушание сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит», чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть», проведение занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Профессии людей»

Игровой материал:игрушечные животные, белые халаты, медицинские шапочки, фонедоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, карандаш и бумага для рецепта.

Воспитатель Михайлова Т. Н.

Источник

Слайд 1

КЛИМЕНКО ВИТАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, воспитатель I категории, МБДОУ «Энергетик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Энергетик» г. Нерюнгри Игра, как основа социального развития детей

Слайд 2

«…по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка» Л.С.Выготский

Слайд 3

Социальное развитие (социализация) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений

Слайд 4

Развитие социальных качеств личности, которые позволяют ребенку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развивать толерантность сознания Развитие толерантности сознания: (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Слайд 5

Е. Е. Кравцо в «Разграничения явлений» ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА

Слайд 6

В. Штерн «Этапы Э. Эриксон игры» Макросфера Микросфера Аутокосмическая игра

Слайд 7

Д. Джексон «Периоды иг ры» от 10 до 12 лет от 7 до 9 лет от 4 до 6 лет от 0 до 3 лет

Слайд 8

А. С. Макаре нко «Стадии игр ы» От 0 до 5-6 лет От 5-6 до 11-12 лет Старше 11-12 лет

Слайд 9

Основные принципы организации процесса социального воспитания индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений; воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 199 созидание

Слайд 10

Социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры; Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека; Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми. В Ы В О Д Ы

Слайд 11

РАЗЛИЧИЯ В ВОСПИ ТАНИИ ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ ИНТЕРЕСЫ * человек; * его внутренний мир; * переживания; * внешняя эстетика; * склонность опекать младших и слабых. * окружающий мир; * компьютеры; * автомашины; * спортивные состязания; * стремление к риску; * преодоление опасностей.

Слайд 12

РАЗЛИЧИЯ В ВОСПИ ТАНИИ ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ * доброта; * заботливость; * скромность; * аккуратность; * исполнительность; * общительность; * кокетство. * мужественность; * выносливость; * упорство; * уверенность в себе; * любознательность; * тактичность; * честность; * справедливость.

Слайд 13

КЛИМЕНКО ВИТАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, воспитатель I категории, МБДОУ «Энергетик» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

КЛИМЕНКО ВИТАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, воспитатель I категории, МДОУ «Энергетик» Му

Описание слайда:

КЛИМЕНКО ВИТАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, воспитатель I категории, МДОУ «Энергетик» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 48 «Энергетик» г. Нерюнгри

2 слайд

«…по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом см

Описание слайда:

«…по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка» Л.С.Выготский

3 слайд

Социальное развитие (социализация) процесс усвоения и дальнейшего развития ин

Описание слайда:

Социальное развитие (социализация) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений

4 слайд

Развитие социальных качеств личности, которые позволяют ребенку комфортно и э

Описание слайда:

Развитие социальных качеств личности, которые позволяют ребенку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развивать толерантность сознания Развитие толерантности сознания: (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

5 слайд

Е. Е. Кравцов «Разграничения явлений»

Описание слайда:

Е. Е. Кравцов «Разграничения явлений»

6 слайд

В. Штерн «Этапы Э. Эриксон игры»

Описание слайда:

В. Штерн «Этапы Э. Эриксон игры»

7 слайд

Д. Джексон «Периоды игры»

Описание слайда:

Д. Джексон «Периоды игры»

8 слайд

А. С. Макаренко «Стадии игры»

Описание слайда:

А. С. Макаренко «Стадии игры»

9 слайд

Основные принципы организации процесса социального воспитания индивидуальная

Описание слайда:

Основные принципы организации процесса социального воспитания индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений; воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

10 слайд

Социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный проце

Описание слайда:

Социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры; Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека; Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми. В Ы В О Д Ы

11 слайд

РАЗЛИЧИЯ В ВОСПИТАНИИ

Описание слайда:

РАЗЛИЧИЯ В ВОСПИТАНИИ

12 слайд

РАЗЛИЧИЯ В ВОСПИТАНИИ

Описание слайда:

РАЗЛИЧИЯ В ВОСПИТАНИИ

13 слайд

 КЛИМЕНКО ВИТАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, воспитатель I категории, МДОУ «Энергетик»

Описание слайда:

КЛИМЕНКО ВИТАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, воспитатель I категории, МДОУ «Энергетик»

Выберите книгу со скидкой:

Игра как основа социального развития ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Игра как основа социального развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Игра как основа социального развития ребенка

Курс повышения квалификации

Игра как основа социального развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-854946

Вам будут интересны эти курсы:

Источник