Возрастные этапы психического развития ребенка выделил

Возрастные этапы психического развития ребенка выделил thumbnail

Психологическое развитие ребенкаПсихическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

Читайте также: Учимся писать грамотно при ОНР

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.
Читайте также:  Физическая культура и развитие здорового ребенка в детском саду

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

Читайте также: Развитие речи после кохлеарной имплантации

5. Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Источник

Стабильныепериодыикризисы.
Психическое
развитие
детей
происходит
неравномерно.
В
нем
наблюдаются
периоды
относи­тельно
медленных,
постепенных
изменений,
когда
ребенок
на
протяжении
длительного
времени
сохраняет
одни
и
те
же
основные
черты
психического
облика,
и
периоды
гораздо
более
резких,
скачкообразных
изменений,
связанных
с
отмиранием,
исчезновени­ем
старых
и
появлением
новых
психических
черт,
подчас
делающих
ребенка
буквально
неузнаваемым
для
окружающих.
Эти
скачко­образные
переходы
называют
кризисамиразвития.
Они
возникают
у
всех
детей,
живущих
в
сходных
условиях,
примерно
в
одном
и
том
же
возрасте
и
позволяют
делить
период
детства
на
несколько
возрастных
этапов.

В
период
от
рождения
до
поступления
в
школу
ребенок
проходит
(если
не
считать
кризиса,
связанного
с
самим
рождением,
резко
изменяющим
условия
существования
новорожденного)
три
кризисных
момента:
в
год,
в
три
года
и,
наконец,
в
семь
лет.
Соответственно
в
этом
периоде
выделяют
три
возрастных
этапа:
младенчество(от
рождения
до
года),
раннеедетство(от
года
до
трех
лет)
и
дошкольноедетство(от
трех
до
семи
лет).

Основные
психические
черты,
объединяющие
детей,
которые
находятся
на
одном
возрастном
этапе
психического
развития,—
это
их
отношение
к
окружающему
миру,
их
потребности
и
интересы
и
вытекающие
из
этих
потребностей
и
интересов
виды
детской
деятельности.
Специально
надо
отметить
ведущую
деятельность,
от
которой
зависят
важнейшие
особенности
психического
развития
на
данном
этапе.
Для
младенца
ведущей
деятельностью
является
эмоциональное
общение
со
взрослым,
для
ребенка
раннего
детства

предметная
деятельность,
для
дошкольника

игра.

44

Социальные
условия
развития
ивозраст.
Возрастные
этапы
психического
развития
не
тождественны
биологическому
развитию.
Они
имеют
историческое
происхождение.
Конечно,
детство,
понимаемое
в
смысле
физического
развития
человека,
времени,
необходимого
для
его
роста,
представляет
собой
естественное,
природное
явление.
Но
длительность
периода
детства,
когда
ребенок
не
участвует
в
общественном
труде,
а
только
готовится
к
такому
участию,
и
формы,
которые
принимает
эта
подготовка,
зависят
от
общественно-исторических
условий.

Данные
о
том,
как
проходит
детство
у
народов,
стоящих
на
разных
ступенях
общественного
развития,
показывают,
что,
чем
ниже
эта
ступень,
тем
раньше
включается
подрастающий
человек
во
взрослые
виды
труда.
В
условиях
примитивной
культуры
дети
буквально
с
момента,
когда
начинают
ходить,
трудятся
вместе
со
взрослыми.
Детство
в
том
виде,
как
мы
его
знаем,
появилось
только
тогда,
когда
труд
взрослых
стал
недоступным
для
ребенка,
начал
требовать
большой
предварительной
подготовки.
Оно
и
было
выделено
человечеством
как
период
подготовки
к
жизни,
к
взрос­лой
деятельности,
в
течение
которого
ребенок
должен
приобрести
необходимые
знания,
умения,
психические
качества
и
свойства
личности.
И
каждый
возрастной
этап
призван
сыграть
в
этой
подготовке
свою
особую
роль.

Читайте также:  Влияние речи воспитателя на развитие речи ребенка

Роль
школы
состоит
в
том,
чтобы
дать
ребенку
знания
и
умения,
необходимые
для
разных
видов
конкретной
человеческой
деятель­ности
(работы
на
разных
участках
общественного
производства,
науки,
культуры),
и
развить
соответствующие
психические
каче­ства!
Значение
периода
от
рождения
до
поступления
в
школу
заключается
в
подготовке
более
общих,
исходных
человеческих
знаний
и
умений,
психических
качеств
и
свойств
личности,
которые
нужны
всякому
человеку
для
жизни
в
обществе.
К
ним
относится
овладение
речью,
употребление
предметов
обихода,
развитие
ориентировки
в
пространстве
и
времени,
развитие
человеческих
форм
восприятия,
мышления,
воображения
и
т.
д.,
формирование
основ
взаимоотношений
с
другими
людьми,
первоначальное
приобщение
к
произведениям
литературы
и
искусства.

В
соответствии
с
этими
задачами
и
возможностями
каждой
возрастной
группы
общество
отводит
детям
определенное
место
среди
других
людей,
определяет
систему
требований
к
ним,
круг
их
прав
и
обязанностей.
Естественно,
что
по
мере
роста
возможностей
детей
эти
права
и
обязанности
становятся
более
серьезными,
в
частности
повышается
отводимая
ребенку
степень
самостоятель­ности
и
степень
ответственности
за
свои
поступки.

Взрослые
организуют
жизнь
детей,
строят
воспитание
в
со­ответствии
с
тем
местом,
которое
отведено
ребенку
обществом.
Общество
определяет
представления
взрослых
о
том,
чего
можно
требовать
и
ожидать
от
ребенка
на
каждом
возрастном
этапе.

Отношение
ребенка
к
окружающему
миру,
круг
его
потребно­стей
и
интересов
определяется,
в
свою
очередь,
занимаемым
им

45

местом
среди
других
людей,
системой
требований,
ожиданий
и
воздействий
со
стороны
взрослых.
Если
для
младенца
характерна
потребность
в
постоянном
эмоциональном
общении
со
взрослым,
то
это
объясняется
тем,
что
вся
жизнь
малыша
целиком
определяется
взрослым,
причем
определяется
не
каким-либо
косвенным,
а
самым
прямым
и
непосредственным
путем,
здесь
осуществляется
почти
непрерывный
физический
контакт,
когда
взрослый
пеленает
ребенка,
кормит
его,
дает
ему
игрушку,
поддерживает
при
первых
попытках
ходить
и
т.
п.

Возникающая
в
раннем
детстве
потребность
в
сотрудничестве
со
взрослым,
интерес
к
ближайшему
предметному
окружению
связаны
с
тем,
что,
учитывая
возрастающие
возможности
ребенка,
взрослые
изменяют
характер
общения
с
ним,
переходят
к
общению
поповодутехилииныхпредметовидействий.
Взрослые
создают
для
ребенка
особый
мир
специально
приспособленных
предметов
(пирамидки,
матрешки,
песочницы),
с
которыми
можно
выполнять
разнообразные
предметные
действия.
От
ребенка*
начинают
требовать
известной
самостоятельности
в
самообслуживании,
что
невозможно
без
усвоения
способов
употребления
предметов.

Возникновение
потребности
приобщиться
к
действиям
и
взаи­моотношениям
взрослых
людей,
выход
интересов
за
пределы
непосредственного
окружения
и
вместе
с
тем
направленность
интересов
на
сам
процесс
деятельности

не
на
ее
результат)

черты,
которые
отличают
дошкольника
инаходят
выражение
в
сюжетно-ролевой
игре.
Эти
черты
отражают
двойственность
места,
занимаемого
детьми
дошкольного
возраста
среди
других
людей.
С
одной
стороны,
от
ребенка
начинают
ожидать
понимания
человеческих
поступков,
различения
добра
и
зла,
сознательного
выполнения
правил
поведения.
С
другой
стороны,
все
жизненные
потребности
ребенка
удовлетворяются
взрослыми,
серьезных
обязанностей
он
не
несет,
к
результатам
его
действий
взрослые
не
предъявляют
сколько-нибудь
значительных
требований.

Внешнийивнутреннийфакторыместа.
Зависимость
психиче­ских
черт,
характерных
для
каждого
возрастного
этапа
развития,
от
места,
занимаемого
ребенком
в
обществе,
не
может,
однако,
сама
по
себе
объяснить
перехода
ребенка
с
одного
этапа
на
другой.
Этому
переходу
предшествуют
появление
неудовлетворенности
ребенка
тем
местом,
которое
он
занимает
среди
других
людей,
и
стремление
это
место
изменить.
Наступает
момент,
когда
развитие,
происходящее
внутри
данного
этапа,
приводит
к
тому,
что
возросшие
возможности
ребенка

его
знания,
умения,
психические
качества

вступают
в
противоречие
со
старым
образом
жизни,
старыми
видами
деятельности
и
взаимоотношений
с
окружающими
людьми.
Ребенок
чувствует
свои
новые
возможно­сти
и
теряет
интерес
к
недавно
привлекавшей
его
деятельности.
Он
начинает
стремиться
к
новым
взаимоотношениям
со
взрослыми.
Это
противоречие
и
выражается
в
виде
кризиса:
старое
уже
не
устраивает
ребенка,
а
новое
еще
не
сложилось.

46

В
это
время
в
воспитании
ребенка
возникают
известные
трудности:
ребенок
отрицательно
реагирует
на
требования
взрос­лых,
может
проявлять
упрямство,
негативизм.
Насколько
велики
эти
трудности
и
как
долго
они
длятся,
в
значительной
мере
зависит
от
взрослых.
Они
должны
вовремя
обнаружить
и
учесть
стремление
ребенка
к
новому
виду
деятельности
и
взаимоотношений
и
помочь
ему.
Прежде
всего,
взрослые
должны
сами
изменить
свое
отноше­ние
к
ребенку:
предоставить
ему
больше
самостоятельности,
признать
его
возросшие
возможности
и
дат-ь
образцы
того
нового
вида
деятельности,
в
котором
эти
возможности
могут
быть
реализованы.

Читайте также:  Игры на развитие лексики ребенка

Противоречия,
возникающиевходепсихическогоразвития
иведущиекпоявлениюновыхпотребностейиинтересовиовладе­ниюновымивидамидеятельности,
являютсядвижущимисилами
психическогоразвития.

Если
бы
эти
противоречия
не
возникали,
оказал^
бы
невозможным
переход
с
одного
этапа
психического
развития
на
другой,и
ребенок
должен
был
бы
остановиться
на
достигнутом

ровне,
так
как
у
него
не
было
бы
стимула
двигаться
дальше,
усваивать
то,
чему
его
учат
взрослые.

Закономерностиразвития.
Поскольку
этапы
психического
развития
детей
имеют
историческую
природу,
они
не
могут
быть
неизменными.
Те
этапы,
которые
перечислены
выше,
отражают
условия
жизни
детей
в
современном
обществе.
Их
проходят
в
той
или
иной
форме
все
дети
цивилизованных
стран.
Однако
воз­растные
границы
каждого
этапа,
время
наступления
критических
периодов
могут
существенно
варьировать
в
зависимости
от
обычаев,
традиций
воспитания
детей,
особенностей
системы
образования
каждой
страны.

Те
основные
психологические
черты,
которые
объединяют
детей,
находящихся
на
одном
возрастном
этапе
психического
развития,
до
известной
степени
определяют
и
более
частные
психологические
особенности
детей.
Это
позволяет
говорить,
например,
о
типичных
для
ребенка
раннего
возраста
или
дошкольника
особенностях
внимания,
восприятия,
мышления,
воображения,
чувств,
волевого
управления
поведением.
Однако
мы
уже
видели,
что
такие
особенности
могут
быть
изменены,
перестроены
при
изменении
обучения
детей.

Психические
качества
не
возникают
сами
собой,
они
формиру­ются
в
ходе
воспитания
и
обучения,
опирающегося
на
деятельность
ребенка.
Поэтому
дать
общую
психологическую
характеристику
ребенка
определенного
возраста
невозможно,
не
учитывая
условий
его
воспитания
и
обучения.
Дети,
находящиеся
на
разных
этапах
психического
развития,
различаются
между
собой
не
тем,
что
они
имеютразные
психические
качества,
а
тем,
что
у
них
при
известных
условиях
воспитания
и
обучения
могутбытьсформированыразные
качества,
апсихологическаяхарактеристикавозрастасостоит
преждевсеговвыявлениитехпсихическихкачеств,
которыевэтом

47

возрастеможноинужновыработатьуребенка,
используя
имеющиеся
потребности,
интересы
и
виды
деятельности.

Современные
дети
развиваются
во
многих
отношениях
быстрее,
чем
в
прежние,
даже
не
столь
отдаленные
от
нас
времена.
Наиболее
заметно
это
в
области
физического
развития.
Установлено,,
например,
что
шестилетние
дети
в
наши
дни
в
среднем
на
семь
сантиметров
выше
и
на
три
килограмма
тяжелее,
чем
были
их
сверстники
пятьдесят
лет
назад.
Явление
ускорения
развития
детей,
или
акселерация,
наблюдается
не
только
в
области
физиче­ского
развития.

Выяснившиеся
возможности
умственного
развития
дошкольни­ков
побуждают
некоторых
психологов,
педагогов
и
родителей
искусственно
ускорять
умственное
развитие,
стремиться
к
уси­ленному
формированию
у
дошкольников
таких
форм
мышления,
которые
более
характерны
для
школьников.
Например,
имеются
попытки
научить
детей
решать
мыслительные
задачи
путем
отвлеченных
словесных
рассуждений.
Однако
такой
путь
является
неверным.
Он
не
считается
с
особенностями
дошкольного
этапа
психического
развития
ребенка,
с
характерными
для
него
интереса­ми
и
видами
деятельности.
Не
учитывает
он
и
сензитивности
дошкольников
по
отношению
к
обучающим
воздействиям,
на­правленным
на
развитие
образного,
а
не
отвлеченного
мышления.
Основная
задача
обучения
на
каждом
возрастном
этапе
психиче­ского
развития
заключается
не
в
ускорении
этого
развития,
а
в
его
обогащении,
в
максимальном
использовании
тех
возможностей,
которые
дает
именно
этот
этап.

Выделение
этапов
психического
развития
основывается
на
внутренних
закономерностях
самого
этого
развития
и
составляет
психологическуювозрастнуюпериодизацию.

Наряду
с
психологической
существует
педагогическаявоз­растнаяпериодизация,
в
основу
которой
положены
имеющиеся
типы
воспитательно-образовательных
учреждений
и
задачи
воспи-,
тания
детей
в
разные
возрастные
периоды.
В
нашей
стране
принята
следующая
педагогическая
периодизация
детства
от
рождения
до
поступления
в
школу:
ранний
возраст
(от
рождения
до
двух
лет),
младший
дошкольный
возраст
(от
двух
до
четырех
лет),
средний
дошкольный
возраст
(от
четырех
до
пяти
лет),
старший
дошколь­ный
возраст
(от
пяти
до
семи
лет,
причем
особо
выделяется
пе­риод,
подготавливающий
к
школе,—
от
шести
до
семи
лет).

Легко
увидеть,
что
педагогическая
возрастная
периодизация
не
совпадает
с
психологической.
В
ней
не
отмечены
кризисные
переломные
моменты
в
развитии.
Это,
конечно,
не
значит,
что
воспитание
не
считается
с
ними.
Программу
воспитания
составля­ют
дифференцированно
для
каждого
года
пребывания
ребенка
в
воспитательно-образовательном
учреждении
и
в
ней
учитывают
психологические
особенности
каждого
возраста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник