Возрастные этапы психического развития ребенка автор
Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.
Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».
Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.
По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.
1. Младенчество
Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.
Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.
Читайте также: Учимся писать грамотно при ОНР
2. Раннее детство
Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.
Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.
Особенности этапа раннего детства:
- постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
- освоение установленных правил;
- начало осознания собственного «Я»;
- начало формирования самооценки;
- постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.
Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.
3. Дошкольный возраст
Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.
Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.
- Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
- Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
- Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.
Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.
4. Младший школьный возраст
Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.
Что это значит?
- Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
- Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
- Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
- Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
- Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.
Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.
Читайте также: Развитие речи после кохлеарной имплантации
5. Подростковый возраст
Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».
Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.
Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.
Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.
6. Юношеский возраст
Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.
Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.
Источник
3
Вопрос № 3
Возрастная
периодизация психического развития
ребенка.
Возраст
— качественно
своеобразный период физического,
психологического или поведенческого
развития, характеризующийся присущими
только ему особенностями.
Виды
возрастов:
• биологический
— определяется степень созревания
организма, состоянию нервная система
и ВНД.
• социальный —
определяется уровнем социальных ролей,
функции человека (16 лет — права и
обязанности).
• психологический
— особенности психологии и поведения,
качественные изменения в психическом
развитии — достигнутый к этому времени
уровень психологического развития.
• физический —
характеризует время жизни ребенка в
годах, месяцах и днях, прошедших с момента
его рождения.
Периодизация
– разделение жизненного цикла на
отдельные периоды или возрастные этапы.
Периодизация
Л.С. Выготского
Основные
понятия теории Выготского.
Выготский рассматривает развитие,
прежде всего как возникновение нового.
Стадии развития характеризуются
возрастными
новообразованиями,
т.е. качествами или свойствами, которых
не было раньше в готовом виде. Источником
развития, по Выготскому, является
социальная среда. Взаимодействие ребенка
со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его, определяет
возникновение возрастных новообразований.
Выготский
вводит понятие «социальная
ситуация развития»
— специфическое для каждого возраста
отношение между ребенком и социальной
средой. Среда становится совершенно
иной, когда ребенок переходит от одной
возрастной стадии к следующей.
Динамика
возрастного развития.
Л.С. Выготский выделяет стабильные и
кризисные стадии развития.
Для стабильного
периода характерно плавное течение
процесса развития, без резких сдвигов
и перемен в личности ребенка. Стабильные
периоды составляют большую часть
детства. Они длятся, как правило, по
нескольку лет. И возрастные новообразования,
образующиеся так медленно и долго,
оказываются устойчивыми, фиксируются
в структуре личности.
Кроме
стабильных, существуют кризисные периоды
развития. Это краткие, но бурные стадии,
в течение которых происходят значительные
сдвиги в развитии. Кризисы длятся
недолго, несколько месяцев, при
неблагоприятном стечении обстоятельств
растягиваясь до года или даже двух лет.
В кризисные периоды
обостряются основные противоречия: с
одной стороны, между возросшими
потребностями ребенка и его все еще
ограниченными возможностями, с другой
— между новыми потребностями ребенка
и сложившимися раньше отношениями со
взрослыми.
Периоды
детского развития.
Кризисные и стабильные периоды развития
чередуются. Поэтому возрастная
периодизация Л.С. Выготского имеет
следующий вид:
— кризис
новорожденности;
— младенческий
возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года;
— раннее детство
(1-3 года) — кризис 3 лет;
— дошкольный возраст
(3-7 лет) — кризис 7 лет;
— школьный возраст
(8-12 лет) — кризис 13 лет;
— пубертатный
возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.
Периодизация
Д.Б. Эльконина
Д.Б.
Эльконин создал периодизации на основе
идей Выготского и Леонтьева. Основана
на смене ведущего типа деятельности.
Среди видов ведущей деятельности
Эльконин выделяет две группы.
В
первую группу
входят деятельности, которые ориентируют
ребенка на нормы отношений между людьми:
непосредственно-эмоциональное
общение младенца,ролевая игра
дошкольникаинтимно-личностное
общение подростка.
Деятельности
первого типа связаны с системой отношений
«ребенок —взрослый».
Вторую
группу составляют
ведущие деятельности, благодаря которым
усваиваются способы действий с предметами:
предметно-манипулятивная
деятельность ребенка раннего возраста,учебная деятельность
младшего школьникаучебно-профессиональная
деятельность старшеклассника.
Деятельности
второго типа связаны с системой отношений
«ребенок —предмет».
Согласно Эльконину,
каждый возраст характеризуется
социальной
ситуацией развития;ведущей
деятельностью;возрастными
новообразованиями.
Границами возрастов
служат кризисы — переломные моменты в
развитии ребенка.
Периодизация
детского развития.
Согласно периодизации Эльконина, процесс
детского развития в целом можно разделить
на этапы (более крупные временные
образования), включающие в себя периоды
детского развития.
Этапы
детского развития.
Детство, охватывающее период времени
от рождения ребенка до окончания школы,
по возрастной классификации делится
на следующие три этапа:
— дошкольное детство
(от рождения до 6—7 лет);
— младший школьный
возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по
четвертый-пятый классы школы);
— средний и старший
школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с
пятого по одиннадцатый класс школы).
Периоды
детского развития.
Весь процесс детского развития в целом
можно разделить на семь периодов:
1.
Младенчество: от рождения до 1 года
жизни.
2.
Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.
3.
Младший и средний дошкольный возраст
: от 3 до 4-5 лет.
4.
Старший дошкольный возраст: от 4-5 до 6-7
лет.
5.
Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
лет.
6.
Подростковый возраст: от 10-11 до 13-14 лет.
7.
Ранний юношеский возраст: от 13-14 до 16-17
лет.
Каждый из этих
возрастных периодов имеет свои
особенности, требует своего стиля
общения с детьми, применения особых
приемов и методов обучения и воспитания.
Источник
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии[1][2].
Критерии периодизации[править | править код]
В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.
Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.[3]
Структура психологического возраста включает в себя так же такой компонент как ведущая деятельность. Посредством ведущей деятельности происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.[4]
Ребёнок в процессе своего развития находится во взаимодействии с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». Физические свойства предметов не содержат в себе информацию об общественном происхождении предметов, о выработанных способах действий с ними. Для понимания способов действий с общественным предметом, для воспроизведения общественного опыта физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры, а носителем этих способов является взрослый человек. В процессе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его как члена общества. Взрослый выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной деятельности, осуществляющий определённые задачи и подчиняющийся определённым нормам. В то же время, из внешних свойств деятельности взрослого не следуют её задачи и мотивы: она для ребёнка воспринимается как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления».[3]
Соответственно этим двум системам(«ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребёнка: операционно-техническую и мотивационно-потребностную. Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.
Таким образом, каждый возраст в периодизации Д. Б. Эльконина может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]
Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка. В периодах можно выделить более мелкие единицы — фазы.
В периодизацию не включено пренатальное развитие, так как в этом периоде действуют другие механизмы развития (органического созревания).
Эпоха раннего детства (0-3 лет)[править | править код]
Данная эпоха начинается с кризиса новорожденности. Кризис порождается противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Разрешение кризиса происходит к 2 месяцам и связано с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении (комплекс оживления).
Период младенчества (2 месяца-1 год)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».
- Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)
- Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.
Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. В позднем же младенчестве появляется ситуативно-деловое общение и большее развитие происходит в сфере моторных функций (локомоторные и мануальные действия).
Период младенчества заканчивается кризисом одного года. Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами, чтобы осуществлять деятельность, соответствующую его сформированным мотивам. У ребёнка создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.
Период раннего детства (1-3 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
- Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).
- Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.
Период раннего детства так же делят на две фазы, граница между которыми проходит примерно в возрасте 1,5-1,8 лет. В первой фазе в основном развивается импрессивная речь ребёнка (происходит усвоение слов, названий предметов;), а во второй фазе преимущественное развитие происходит в сфере экспрессивной речи(ребёнок начинает говорить слова, пытается строить предложения, то есть сам использует речь для взаимодействия с окружающими людьми). Ранний возраст (и эпоха раннего детства, соответственно) заканчивается кризисом 3 лет — кризисом «Я-сам». ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.
Эпоха детства (3-11 лет)[править | править код]
Период дошкольного детства (3-7 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
- Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).
- Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).
Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:
- потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.
- манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
- феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.
Младший школьный возраст (7-11 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».
- Ведущая деятельность: учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).
- Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.
Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.
Эпоха подростничества (12-17 лет)[править | править код]
Младший подростковый возраст (12-15 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений.
- Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).
- Новообразования: чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».
Кризис 15 лет связан с необходимостью изменить своё место с обществе в связи с новым пониманием себя. У ребёнка к этому возрасту появляется желание видеть себя в роли взрослого, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а родители (и другие взрослые в окружении) оказываются ещё не готовы к этому.
Старший подростковый возраст (15-17 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
- Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений (операционно-техническая сфера).
- Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.
Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.
Выделение общих закономерностей развития после 17 лет оказывается очень затруднительным из-за огромного многообразия тех жизненных путей, которые может выбрать человек.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
- Выготский Л. С. Проблема возраста.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.
См. также[править | править код]
- Нормативные кризисы развития
- Возрастная периодизация
- Психосоциальное развитие
- Психосексуальное развитие
- Эльконин, Даниил Борисович
- Нормативные кризисы развития
Источник