Возрастной подход к проблеме развития ребенка

Возрастной подход к проблеме развития ребенка thumbnail

Возрастной подход к проблеме развития психики ребенка Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина

Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.

Рассмотрим периодизацию психического развития ребенка, основанную на трудах известных психологов XX века — Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина.

Процесс развития ребенка является стадиальным и состоит из последовательно сменяющих друг друга возрастов.

Определенный возраст (период) в жизни ребенка — это относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития (каждый возрастной этап неповторим и своеобразен). Каждый возраст характеризуется определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; основным или ведущим типом деятельности, а также основными психическими новообразованиями.

В развитии ребенка существуют два типа периодов:стабильные, которые текут очень медленно, с незаметными изменениями, и критические, для которых характерны стремительные изменения в психике ребенка. Эти два типа периодов как бы перемежают друг друга.

Стабильные периоды характеризуются медленным, эволюционным течением: личность ребенка меняется плавно и незаметно за счет микроскопических изменений, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования; при этом если сравнить ребенка в начале и в конце стабильного возрастного периода, то значительные перемены в его личности станут очевидными.

Другой тип периодов — кризисы. Термин «возрастные кризисы» был введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, кризисы обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка (новые возможности ребенка входят в противоречие с тем образом жизни и отношений, к которому он и окружающие уже привыкли во время стабильного периода). Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастных кризисов, то есть для преодоления кризиса важно изменить систему отношений с ребенком.

Общий признак критического периода — нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-вариативное. С чисто внешней стороны они характеризуются чертами, обратными по отношению к стабильным. Здесь на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер.

Критические периоды характеризуются следующими основнымиособенностями:

1) их границы являются неотчетливыми; кризис возникает и заканчивается незаметно, однако имеет кульминационную точку, что качественно отличает эти периоды от стабильных;

2) значительная часть детей, переживающих критические периоды своего развития, обнаруживает трудновоспитуемость; ребенок сталкивается с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами;

3) негативный характер развития (развитие здесь, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу).

Периодизация развития ребенка по Выготскому:

1) кризис новорожденности (до полутора-двух месяцев);

2) младенчество (примерно до года);

3) кризис первого года;

4) раннее детство (от года до трех);

5) кризис трех лет;

6) дошкольное детство (от трех до семи лет);

7) кризис семи лет;

8) младший школьный возраст;

9) кризис 13 лет;

10) подростковое детство (пубертатный возраст) (13-17 лет);

11) кризис 17 лет.

Другая периодизация психического развития ребенка сходна с предыдущей (ее автор — Д. Б. Эльконин), но разделяет возраста на эпохи (более глобальные) и периоды (внутри эпох). При этом кризисы между эпохами считаются более сложными, чем кризисы между периодами:

1. Этап раннего детства

1.1. Младенчество

Период младенчества (от 0 до 2-х лет) это — «непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия» Интерес и внимание младенцев друг к другу выступает в форме, слитой с практическим действием, — ощупыванием, прикосновением, сдавливанием.

К концу первого года у младенцев уже появляются первые совместные действия, они начинают подражать друг другу, затевая шумные совместные игры: догонялки, прятки. Все эти действия встречаются редко и отличаются краткостью. Особенность их в неустойчивом внимании к сверстнику — ребенок потеряет его из виду на секунду и словно забывает о нем, отвлекаясь на другой предмет, или очень быстро устает от сверстника.

В совместной деятельности со взрослыми отношения чаще всего строятся по типу полной зависимости или по типу следования заданному образцу. Здесь присутствует, естественно односторонняя ориентировка во взаимоотношениях.

Кризис 1 года связан с актуализацией предметно — практической стороны деятельности, в процессе которой ребенок осваивает социальный опыт, вырабатывает способы обращения с предметами, оценивает свои действия, утверждает позицию «Я» среди других.

1.2. Ранний возраст

В период раннего детства (2-4 года) — «предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами»

Раннее детство ребенка проходит среди людей (взрослых и сверстников, старших и младших детей), которые применяют по отношению к их жизненной активности санкции в виде наказания («нельзя», «табу»), ограничивая ее.

Психологическое пространство ребенка начинает приобретать семантическую глубину, появляются и проявляются первые обобщения переживаний, вызванных встречами со скрытыми от непосредственного наблюдения свойствами предметов, в том числе и своих собственных.

Решение ребенком важнейшей задачи развития — овладение самоконтролем — осуществляется на фоне действия наказания со стороны взрослых. Естественно, что не только его, но и других — прощения и поощрения тоже.

Кризис трех лет — упрямство и негативизм малыша — испытание силы -Я каждого из участников взаимодействия: и ребенка, и взрослого. К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив свое Я, начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми, обществом.

2. Этап детства

2.1.Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте — середина детства (5-7 лет) — «ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что… ребенок моделирует в ней отношения между людьми… На этой основе у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению»

Возможность экспериментировать с собственным Я и не Я, создающаяся в середине детства, переживание дифференцированных отношений (свои — чужие) с людьми создает условия для осознания границ собственного психологического пространства. Это осознание происходит очень сложно и связано с воздействием на его разные свойства — собственно психологические и телесные.

В это время дети подвергают свое тело разным воздействиям, проверяя известные им сведения о его свойствах или устраивают эксперименты.

Нарастающая дифференциация чувств требует некой упорядоченности, наверное, естественной шкалой для этого становится само тело ребенка. Именно в это время им решается задача установления своей половой идентификации. Половая принадлежность становится тем основанием, которое позволяет удержать разлетающиеся, когда-то целостные чувства, сделать их предметно отнесенными.

Успех ребенка в разных видах деятельности самым тесным образом связан с признанием его сверстниками, — это проявление обусловленного отношения человека к человеку (проще говоря, любят или хорошо относятся только за что-то, а не просто так — бескорыстно).

В литературе середина детства связывается с кризисом шести лет как периодом потери ребенком непосредственности и спонтанности в активности, а приобретения произвольности и опосредованности, то есть поведение становится многоплановым -разделяется план реальный и вымышленный, ребенок осознает их несовпадение; разделяется план предметный и отношенческий; становятся дифференцированными чувства, выделяется и осознается переход одного чувства в другое.

Ребенок уже не просто реагирует, усваивает, он уже и многое делает «понарошку», «специально», применяя для воздействия на себе и на других известные ему закономерности человеческих отношений и свойства предметов.

Опасность этого периода состоит в том, что ребенок еще не знает меры своим силам как физическим, так и умственным, поэтому его воздействие (как на себя, так и на других) может быть чрезмерным, взрослым надо обязательно пресекать агрессивное манипулирование и насилие.

2.2. Младший школьный возраст

Период конца детства (8-12 лет) редко привлекает специальное внимание исследователей. Его традиционно считают одним из самых стабильных периодов жизни человека

В отечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на период младшего — начало среднего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является обучение, в ходе которого «…происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка». Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности.

Считается, что самой главной задачей является установление и осуществление социальных связей. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца тайны собственного Я (непрозрачного для других). Границы собственного психологического пространства ребенок начинает охранять усиленно с применением самых разнообразных средств, выглядящих для наблюдателя как появление скрытности, как бы подтекста в отношениях ребенка с другими людьми. Одновременно это связано со структурированием своего психологического пространства — дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записные книжки, коллекции (для себя).

Именно в это время все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы, организующие его, так как все эти навыки связываются с переживаниями целесообразности потраченных усилий по организации своего Я.

Усвоение научных понятий формирует внутренний план действий ребенка; в нем проявляется содержательная ориентировка на все измерения времени («это уже знаю», «это изучу», «этого не знаю», «это буду знать»). Усвоение закономерностей вещей и явлений позволяет предвидеть свои действия и преобразования предметов, что отражается в умении планировать собственные движения в пространстве и времени.

Произвольность поведения, управление своими психическими процессами, внутренний план действий будут определяться содержанием взаимоотношений и взаимодействий ребенка со взрослым как носителем общественно значимых способов действия и подлинно нравственных отношений.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

У 6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень социального развития, когда ребенок не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себя как субъекта, вступить в широкий круг общественных отношений.

3. Этап отрочества

3.1. Подростковый возраст

Подростковый возраст (13-17 лет) — один из сложных периодов человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Наряду со стремлением ко взрослости у подростков отчетливо обнаруживается ярко выраженная потребность в общении со сверстниками.

В 15 лет вычленяется новый промежуточный рубеж социального развития («я в обществе»). Если в первом полугодии 14-летнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими, то уже у 15-летнего основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуального развития. От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к реализации себя. Происходит активное формирование самосознания, социальной позиции ответственного субъекта.

3.2. Ранняя юность (15-17 лет)

Психологическое пространство человека весьма неоднородно, это делает целостность его Я неустойчивой, восприятие жизни как моей-жизни колеблется, часто по причинам, непонятным самому человеку.

Развившееся тело, стремление Я к интегрированности с новой силой обостряет потребность (тоску) в подтверждении реальности собственного Я, обладающего не только потенциальной, но и настоящей, правдивой, истинной, принимаемой другими людьми силой. Появляется готовность к установлению особого отношения с другими. Я уже назвала его отношением дружбы.

У человека в юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость в интегрировании разных проявлений жизни своего Я — он чувствует, переживает возможность этого как направленность течения жизни, но для осуществления интеграции нужна сила, нужна энергия, позволяющая преодолеть противоречивость разных проявлений жизни, ее глобальную противоречивость — наличие в жизни смерти.

Источником такой силы, такой энергии становится друг — другой человек, который своим присутствием дает необходимую психологическую информацию для интеграции Я.

Кроме проблемы независимого существования своего Я — целостного, интегрированного, узнавшего свои свойства с помощью идентификации их в друге, в юношеском возрасте актуальными для развития (именно психического развития!) становятся задачи независимого существования. Для их осуществления необходимы умения и навыки организации своей социальной жизни, в том числе важнейший навык принятия ответственных решений.

Юношеский возраст — возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через противостояние с другими людьми юноши обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.

В заключении скажем о том, что проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации. Именно поэтому поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.

Источник

  1. Предмет
    и задачи возрастной психологии

Возрастная
психология

— это область психологии, которая изучает
психологические особенности формирования
личности на разных возрастных этапах.
Делится на подразделы: детская,
подростковая психология, психология
юности, взрослости, старости
(геронтопсихология).

Предметом
возрастной психологии

является изучение и представление в
виде научных фактов и соответствующих
теорий основных особенностей психического
развития детей при их переходе из одного
возраста в другой, включая разносторонние
содержательные психологические
особенности детей разного возраста.

Задачи 
возрастной психологии
.
1.
Изучение влияний наследственных
и социальных факторов на развитие;

2.
Влияние стихийного и организованного
обучения и воспитания на развитие детей
(что больше влияет, семья, улица,
школа?);

3. Соотношение и влияние
задатков и способностей;

4. Соотношение 
интеллектуальных и личностных изменений
в психическом развитии ребенка;

5.
Изучение кризисных и стабильных периодов
в развитии;

6. Влияние семьи на
психическое развитие;

7. Проведение
психодиагностической работы;

8.
Разработка рекомендаций для коррекционной
работы.

  1. Принципы
    и методы возрастной психологии

В
психологии существует несколько
методологических принципов, оказывающих
большое влияние на задачи, решаемые ею,
и на способы изучения духовной жизни
людей. Важнейшими из них являются
принципы детерминизма, системности и
развития. Принцип развития – ведущий
для той области психологической науки,
которая описывает генезис психики.
Однако прежде чем обратиться к анализу
роли и способов влияния принципа
развития, необходимо кратко остановиться
на описании двух других методологических
принципов и их места в психологии.

Принцип
детерминизма подразумевает, что все
психические явления связаны по закону
причинно-следственных отношений, т.е.
все, что происходит в нашей душе, имеет
какую-то причину, которая может быть
выявлена и изучена и которая объясняет,
почему возникло именно то, а не иное
следствие. В психологии существовало
несколько подходов к объяснению
возникающих связей.

Принцип
системности описывает и объясняет
основные виды связи между разными
сторонами психики, сферами психического.
Он предполагает, что отдельные психические
явления внутренне связаны между собой,
образуя целостность и приобретая
благодаря этому новые свойства. Однако,
как и в исследовании детерминизма,
изучение психологами этих связей и их
свойств имеет длительную историю.

Перейдем,
наконец, к принципу развития, который
утверждает, что психика постоянно
изменяется, развивается, поэтому наиболее
адекватным способом ее изучения является
исследование закономерностей этого
генезиса, его видов и стадий. Недаром к
одному из наиболее распространенных
психологических методов относится
именно генетический.

Методы
исследования в возрастной психологии.

Комплексный характер методов, используемых
в психологии возрастного развития, их
происхождение из ‘разных психологических
наук. Основные отрасли психологии,
вносящие вклад в методологию возрастной
психологии. Метод наблюдения в работе
с детьми. Использование опроса в
исследованиях детей. Эксперимент в
возрастной психологии. Тесты и тестирование
в психологии возрастного развития.

  1. Развитие
    отечественной и зарубежной детской и
    возрастной психологии

Развитие
отечественной возрастной психологии.

Задолго
до возникновения детской психологии
как самостоятельной науки вопросы
познания психики ребенка, его обучения
и воспитания занимали умы лучших
представителей мировой культуры.

В
истории становления и развития возрастной
и педагогической психологии в России
видное место занимают труды К.Д. Ушинского
(1824-1871), великого русского педагога и
психолога, посвятившего большое
количество исследований психологии
младшего школьника.

В
своих работах К.Д. Ушинский показал,
какое значение в учебной деятельности
имеют память, внимание, речь, мышление,
чувства и другие психические процессы.
Центральной психолого-педагогической
проблемой ученый считал развитие
мышления, от которого, по его мнению,
зависит результат обучения.

Заслуга
К.Д. Ушинского состоит в том, что на
основе научных знаний, которыми
располагали его современники, ученый
сумел сделать не только психолого-педагогические
выводы, но и выдвинул целостную
психологическую концепцию человека.

На
дальнейшее развитие возрастной и
педагогической психологии оказала
решающее влияние Великая Октябрьская
социалистическая революция. На повестку
дня была поставлена задача осуществления
общественного воспитания детей с раннего
возраста.

Большую
роль в развертывании конкретных
исследований по возрастной психологии
и разработке объективных методов
изучения развития личности ребенка
сыграли в этот период П.Ф. Лессафт, А.Ф.
Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Н. Рыбников,
Н.А. Сикорский и др.

Зарубежные
психологи

Теория
Ж. Пиаже о развитии детского интеллекта.
Швей­царский психолог Ж. Пиаже
(1896—1980) является создате­лем женевской
школы психологов по изучению
интеллектуального развития ребенка.
Исследование детского интеллекта он
строит на основе наблюдений-и изучения
действий детей.

  1. Сущность
    биогенетического и социогенетического
    подходов к проблеме психического
    развития ребенка.

1)
биогенетический, в центре внимания
которого находятся проблемы развития
человека как индивида, наделенного
определенными антропологическими
свойствами, проходит различные стадии
созревания по мере реализации фило
огенетичнои программы в онтогенезе
(биогенетические теории СХолла,
МГетчинсона, психоаналитический подход
ЗФройда)а);

2)
социогенетический — акцент на изучении
процессов социализации человека,
усвоения им социальных норм и ролей,
приобретения социальных установок и
ценностных ориентаций (теории научения
ДжУотсона, БСкиннера АБандуры), согласно
которым приобретение человеком различных
форм поведения происходит путем
наученияня;

сследуя
психическое развитие ребенка. Холл
пришел к выводу, что в его основе лежит
биогенетический закон, сформулированный
учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако
Геккель говорил о том, что зародыши в
своем эмбриональном развитии проходят
те же стадии, что и весь этот род за время
своего существования. Холл же распространил
действие биогенетического закона на
человека, доказывая, что онтогенетическое
развитие психики ребенка есть краткое
повторение всех стадий филогенетического
развития психики человека [3; 10].

Созданная
Холлом теория рекапитуляции утверждала,
что последовательность и содержание
этих этапов заданы генетически и потому
ни уклониться, ни миновать какую-то
стадию своего развития ребенок не может.
Главным законом психологии развития
С. Холл считал биогенетический «закон
рекапитуляции», согласно которому
индивидуальное развитие, онтогенез,
повторяет главные стадии филогенеза.
Младенчество воспроизводит животную
фазу развития. Детство соответствует
эпохе, когда главными занятиями древнего
человека были охота и рыболовства.
Период от 8 до 12 лет, который называют
иногда предподростковым, соответствует
концу дикости началу цивилизации; а
юность, охватывающая период с начала
полового созревания (12 — 13 лет) до
наступления взрослости (22 — 25 лет),
эквивалентна эпохе романтизма. Это
период «бури и натиска», внутренних и
внешних конфликтов, в ходе которых у
человека появляется «чувство
индивидуальности». Хотя Холл свел
воедино большой фактический материал,
что способствовало дальнейшей разработке
возрастной психологии, его теория сразу
же подверглась критике со стороны
психологов, указывавших, что внешнее
сходство детской игры с поведением
животных или первобытных людей не
означает психологической тождественности
их поведения. Поверхностные аналогии,
на которых основан «закон рекапитуляции»,
мешают понять конкретные закономерности
психического развития.

Ученик
Холла Гетчинсон на основании теории
рекапитуляции создал периодизацию
психического развития, критерием в
которой являлся способ добывания пищи.
Он выделил пять основных фаз в психическом
развитии детей (стадия рытья и копания,
охоты, пастушества, земледелия и т.д.),
подчеркивая, что только с семи-восьми
лет ребенок вступает в эру цивилизованного
человека и только с этого возраста его
можно систематически обучать. При этом
он исходил из идеи Холла о том, что
обучение должно надстраиваться над
определенным этапом психического
развития, так как созревание организма
подготавливает для этого основу.

И
Холл, и Гетчинсон были убеждены, что
прохождение каждой стадии обязательно
для нормального развития, а фиксация
на какой-то из них ведет к отклонениям
и аномалиям в психике. Исходя из
необходимости для детей проживания
всех стадий психического развития
человечества. Холл разработал и
представление о механизме, который
помогает переходу с одной стадии на
другую. Так как реально ребенок не может
перенестись в те ситуации, которые
пережило человечество, то переход от
одной стадии к другой осуществляется
в игре, которая и является таким
специфическим механизмом. Так появляются
детские игры в войну, в казаков-разбойников
и т.д. Важно не стеснять ребенка в
проявлении своих инстинктов, которые
таким образом изживаются [3; 10].

В
своей лаборатории Холл исследовал
подростков и юношей, разработав для них
специальные опросники, целью которых
было изучение различных сторон их
психики. Анкеты и опросники для подростков,
учителей и родителей давали возможность
составления комплексной характеристики
детей, анализа их проблем с точки зрения
как взрослых, так и самих подростков.

Созданная
Холлом педология — комплексная наука о
ребенке, основывается на идее педоцентризма.
Ребенок является центром исследовательских
интересов многих профессионалов-психологов,
педагогов, биологов, педиатров,
антропологов, социологов. Из всех этих
областей в педологию входит та часть,
которая имеет отношение клетям. Таким
образом, данная наука объединяет все
отрасли знаний, связанные с исследованием
детского развития.

Хотя
многие положения педологической
концепции Холла были довольно скоро
пересмотрены, но сама педология, созданная
им, очень быстро завоевала популярность
во всем мире и просуществовала почти
до середины XX века. Эта популярность
педологии была связана главным образом
с ее ориентированностью на практику,
т.е. связью с непосредственными нуждами
педагогики и практической психологии.
Действительно, в реальной педагогической
практике учителя и воспитатели
сталкиваются с целым комплексом проблем,
среди которых и здоровье детей, и их
психические качества, и социальный
статус и образование их родителей.
Именно эти задачи и помогала решать
педология, развивая комплексный подход
к исследованию детей.

Таким
образом, С.Холл реализовал носившуюся
в воздухе идею создания экспериментальной
детской психологии, соединив воедино
требования педагогической практики с
достижениями современной ему биологии
и психологии [3; 11].

  1. Важнейшие
    проблемы возрастной психологии. Проблема
    детства
    .

Одним
из основных вопросов, рассматриваемых
в рамках изучения возрастной психологии,
является понятие возраста.

Возраст
— это категория, служащая для обозначения
временных характеристик индивидуального
развития. .

Первая
попытка системного анализа возраста
как категории принадлежит Л.С. Выготскому.
В дальнейшем этой проблемой занимались
Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.

2.2 Закономерности психического развития

Следующей
проблемой возрастной психологии считают
проблему психического развития.

Психическое
развитие — закономерное изменение
психических явлений во времени,
выражающееся в их количественных,
качественных и структурных преобразованиях
(А. В. Петровский).

Развитие
идет при взаимодействии трех факторов:
генетического (наследственного),
социальной среды, обстоятельства жизни.

Существует
несколько подходов к пониманию ведущего
фактора в психическом развитии.

1.
Биогенетическое направление.

2.Социогенетическое
направление

3.
Эпигенетическое направление.

Л.С.
Выготский считал, что развитие зависит
от двух факторов: биологического и
социального.

Психическое
развитие — это процесс качественных
изменений в психике, появление новых
образований, новых механизмов, новых
процессов, новых структур. Психическое
развитие осуществляется одновременно
по линиям:


познавательной сферы (становление
интеллекта, развитие механизмов
познания);


психологической структуры и содержания
деятельности (становление целей, мотивов
и развитие их соотношения, освоение
способов и средств деятельности);


личности (направленности, ценностных
ориентаций, самосознания, самооценки,
взаимодействия с социальной средой и
т.д.).

Развитие
идет непрерывно в течение всей жизни,
и существуют определенные закономерности
возрастного развития.

1.
Психическое развитие определяет
деятельность, т.е. возрастные особенности
определяют характер ведущей деятельности.

2.
Деятельность определяет психическое
развитие т. е. чем активнее деятельность,
тем интенсивнее развитие. Появление
нового связано с активностью самого
человека.

3.
Неравномерность психического развития.
Для каждой психической функции есть
свой период наиболее благоприятного
развития (сенситивный период).

4.
Интеграция — все психические функции
постепенно приобретают все большие
связи друг с другом и все больше влияют
друг на друга.

5.
Акселерация — ускоренное психическое
и физическое развитие.

6.
Компенсация — при отставании какой-либо
психической функции в развитии, ее
начинает замещать другая функция.

7.
Кризис — противоречие, столкновение
между потребностями и возможностями.
Может проявляться в личностной,
интеллектуальной, эмоциональной, волевой
сферах.

2.3 Одной из фундаментальных проблем возрастной психологии является проблема периодизации

Разделить
жизнь на определенные периоды, этапы
предпринимались еще до нашей эры. Научные
разработки по этой проблеме начались
в 30-тые годы ХХ века. Свою периодизацию
предлагали Ж. Пиаже (периодизация
интеллектуального развития), Э. Эриксон,
П.П. Блонский (периодизация в соответствии
с появлением зубов), З. Фрейд (периодизация
в соответствии с психосексуальным
развитием), Л.С. Выготский и другие. В
настоящее время наибольшее распространение
получила периодизация, предложенная
Д. Б. Элькониным. Данная периодизация
опирается на следующие критерии:

1.
новообразования.

2.
ведущая деятельность

3.
характер противоречий (кризис)

1)
проблема органической и средовой
обусловленности психического и
поведенческого развития человека.

2)
проблема относительного влияния
стихийного и организованного обучения
и воспитания на развитие человека.

3)
проблема соотношение задатков и
способностей.

4)
проблема сравнительного влияния на
развитие эволюционных, революционных
и ситуационных изменений в психике и
поведении человека.

5)
проблема соотношения интеллектуальных
и личностных изменений в общем
психологическом развитии человека.

  1. Культурно-историческая
    теория развития (Выготский)

концепция
психического развития человека,
разработанная в 20—30-е годы Л. С. Выготским
при участии его учеников А. Н. Леонтьева
и А. Р. Лурии. Эта теория утверждает
примат в психическом развитии человека
соц. начала над началом натурально-биологическим.
По Выготскому, детерминация онтогенетического
развития человека имеет следующие
этапы: коллективная деятельность и
общение — культура (знания) — присвоение
культуры (обучение и воспитание) —
индивидуальная деятельность — психическое
развитие человека. В разные эпохи и в
разных культурах эта абстрактная
структура наполняется конкретным
содержанием, придающим историческое
своеобразие развитию психики индивида.

  1. Научное
    понимание сущности и закономерностей
    психического развития ребенка

Возрастные
закономерности и механизмы психического
развития растущего человека, периоды
психического развития и психологические
особенности возрастных периодов изучает
отрасль психологической науки –
возрастная психология или психология
развития.

Под
развитием понимается процесс изменения
объекта, характеризующийся возникновением
новообразований — новых процессов,
структур, механизмов.

Существует
множество теорий онтогенетического
развития психики. Они различаются по
трактовке самой структуры психики,
пониманию сущности развития, условий
и факторов психического развития, его
движущих сил, закономерностей, критериев
периодизации развития и др. Одним из
центральных вопросов при этом выступает
вопрос о соотносительной роли задатков
и среды как факторов развития. Первоначально
психическое развитие объяснялось на
основе биогенетического закона или его
вариаций. Так, основатель детской
психологии Ст. Холл полагал, что ребенок
в развитии повторяет фазы развития
человечества. Как вариант использования
биогенетического принципа может быть
рассмотрена концепция К. Бюлера,
выдвинувшего идею трех ступеней детского
развития, соотносимых со ступенями
развития животных.

В
биогенетических концепциях акцент
делается на врожденные, т. е. биологически
обусловленные «программы» развития.
Противоположной крайней позиции
придерживались бихевиористы, в
теоретических построениях которых
развитие отождествлялось с научением,
т. е. приобретением нового опыта в
результате стимуляции и подкрепления.
Третий вариант разрабатывался в так
называемой «теории конвергенции двух
факторов», основоположником которой
был В. Штерн, полагавший, что в психическом
развитии имеет место взаимодействие и
сближение факторов наследственности
и среды, но отдававший приоритет
наследственности.

Теория
конвергенции в различных вариантах
характерна для психоаналитических
концепций, в которых биологическая
предопределенность возникно?