Возрастная периодизация развития ребенка по блонскому

Возрастная периодизация развития ребенка по блонскому thumbnail

Павел
Петрович Блонский выбрал объективный,
легко доступ­ный наблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
растущего организма признак —
появление
и смену зубов.

Детство делится поэтому на три эпохи:
беззубое детство (от рождения до 8
месяцев), детство молочных зубов (примерно
до 6,5 лет) и детство постоянных зубов
(до появления зубов мудрости).

Периодизация з. Фрейда.

Зигмунд
Фрейд считал главным двигателем
чело­веческого поведения бессознательное,
насыщенное сексуальной энергией.
Сексуальное
развитие,

по Фрейду, определяет разви­тие всех
сторон личности и может служить критерием
возрастной периодизации.

Стадии
развития детской сексуальности

определяются, по Фрейду, смещением
эрогенных зон — тех областей тела,
сти­муляция которых вызывает
удовольствие.

Оральная
стадия.
На
оральной стадии (до 1 года) эрогенная
зона — слизистая рта и губ. Ребенок
получает удовольствие, когда сосет
молоко, а в от­сутствие пищи —
собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немед­ленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного 3. Фрейдом «Оно», развивается
вторая инстанция — «Я». Формиру­ются
такие черты личности, как ненасытность,
жадность, требова­тельность,
неудовлетворенность всем предлагаемым.

Анальная
стадия.

На анальной стадии (1-3 года) эрогенная
зона смещается в слизистую оболочку
кишечника. Ребенка в это время приучают
к опрятности, возникает много требований
и запретов, в результате чего в личности
ребенка начинает формироваться тре­тья
инстанция — «Сверх-Я» как носитель
морально-этических норм, внутренняя
цензура, совесть. Развиваются аккуратность,
пункту­альность, упрямство, агрессивность,
скрытность, накопительство и некоторые
другие черты.

Фаллическая
стадия.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует
высшую ступень детской сексуальности.
Ведущей эрогенной зоной становятся
ге­ниталии. Если до сих пор детская
сексуальность была направлена на себя,
то сейчас дети начинают испытывать
сексуальную привя­занность к взрослым
людям, мальчики к матери (Эдипов
ком­плекс), девочки к отцу (комплекс
Электры). Это время наиболее строгих
запретов и интенсивного формирования
«Сверх-Я». За­рождаются новые черты
личности — самонаблюдение, благоразу­мие
и др.

Латентная
стадия.

Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно
прерывает сексуальное развитие ребенка.
Влечения, исходящие из «Оно», хорошо
контролируются. Детские сексуальные
переживания вытесняются, и интересы
ребенка направляются на общение с
друзьями, школь­ное обучение и т.д.

Генитальная
стадия.

Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует
собственно поло­вому развитию ребенка.
Объединяются все эрогенные зоны,
появ­ляется стремление к нормальному
сексуальному общению. Биоло­гическое
начало — «Оно» — усиливает свою
активность, и лич­ности подростка
приходится бороться с его агрессивными
импуль­сами, используя механизмы
психологической защиты.

Периодизация л. Колберга. Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.

Л.
Колберг рассматривает развитие морального
со­знания как последовательный
прогрессивный процесс, выделяя в нем
6 стадий разви­тия, объединяющихся в
три уровня.

Первый
доморальный
уровень.

Нормы морали для ребенка — нечто внешнее,
он выполняет правила, установленные
взрослыми, из чисто эгоистических
соображений. Первоначально он ориентируется
на наказание и ведет себя «хорошо»,
чтобы его избежать (1 стадия). Затем он
начинает ориентироваться и на поощрение,
ожидая полу­чить за свои правильные
действия похвалу или какую-нибудь другую
награду (2 стадия).

Второй
уровень — конвенциональная
мораль

(конвенция
– договоренность, соглашение).
Источник
мо­ральных предписаний для ребенка
остается внешним. Но он уже стремится
вести себя определенным образом из
потребности в одобрении, в поддержании
хороших отношений со значимыми для него
людьми. Ориентация в своем поведении
на оправдание ожи­даний и одобрение
других характерна для 3 стадии, на
авторитет — для 4. Этим определяется
неустойчивость поведения ребенка,
за­висимость от внешних влияний.

Третий
уровень — автономная
мораль.

Моральные нормы и принципы становятся
собственным достоянием личности, т.е.
внутренними. Поступки определяются
не внешним давлением или авторите­том,
а своей совестью: «на том стою и не могу
иначе». Сначала появляется ориентация
на принципы общественного благополучия,
демократические законы, принятые на
себя обязательства перед обществом (5
стадия), потом — на общечеловеческие
этические принципы (6 стадия).

Все
дошкольники и большинство семилетних
детей (при­мерно 70%) находятся на
доморальном уровне развития. Этот низший
уровень развития морального сознания
сохраняется у час­ти детей и позже —
у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.

Многие
дети к 13 годам решают моральные проблемы
на втором уровне, им присуща конвенциональная
мораль. Развитие высшего уровня морального
сознания связано с развитием интеллекта:
осознанные моральные принципы не могут
появиться раньше подросткового возраста,
когда формируется логическое мышление.

Периодизации,
основанные на одном признаке, субъективны:
авторами произвольно выбирается одна
из многих сторон разви­тия. Кроме
того, в них не учитывается изменение
роли выбранно­го признака в общем
развитии ребенка на протяжении детства,
а значение любого признака меняется
при переходе от возраста к возрасту.

Периодизации
детского развития

по
совокупности внутренних критериев.

В
третьей группе периодизаций предпринята
попытка выделить периоды психического
развития ребенка на основе существенных
особенностей
этого
развития.
Это периодизации Эрика Эриксона, Л.С.Выготского
и Д.Б.Эльконина. В них ис­пользуются
три критерия — социальная
ситуация развития, ве­дущая деятельность
и центральное возрастное новообразование.

Периодизация
Э.Эриксона.

Эрик
Эриксон — последователь 3.Фрейда,
расширивший пси­хоаналитическую
теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря
тому, что начал рассматривать развитие
ребенка в более широкой системе социальных
отношений.

Основные
понятия теории Эриксона.
Одно
из центральных понятий теории Эриксона
идентичность
личности
.
Личность раз­вивается благодаря
включению в различные социальные
общности (нацию, социальный класс,
профессиональную группу и т.д.).
Идентичность (социальная тождественность)
определяет систему ценностей личности,
идеалы, жизненные пла­ны, потребности,
социальные роли с соответствующими
формами поведения.

Идентичность
формируется в юношеском возрасте, это
характе­ристика достаточно зрелой
личности. До этого времени ребенок
должен пройти через ряд идентификаций
— отождествления себя с родителями;
мальчиками или девочками (половая
идентифика­ция) и т.д. Этот процесс
определяется воспитанием ребенка,
по­скольку с самого его рождения
родители, а затем и более широкое
социальное окружение приобщают его к
своей социальной общ­ности, группе,
передают ребенку свойственное ей
мировосприятие.

Еще
одно важное положение теории Эриксона
кризисность
развития
.
Кризисы присущи всем возрастным стадиям,
это «поворотные пункты», моменты выбора
между прогрессом и ре­грессом. В каждом
возрасте личностные новообразования,
приобретаемые ребенком, могут быть
позитивными, связанным с прогрессивным
развитием личности, и негативными,
вызывающими отрицательные сдвиги в
развитии, его регресс.

Стадии
развития личности.

Эриксон выделил несколько стадий
развития личности.

1-я
стадия.

На первой стадии развития, соответствующей
младенческому возрасту,

возникает доверие
или недоверие к миру.

При прогрес­сивном развитии личности
ребенок «выбирает» доверительное
от­ношение. Оно проявляется в легком
кормлении, глубоком сне, не­напряженности
внутренних органов, нормальной работе
кишечни­ка. Ребенок, с доверием
относящийся к миру, без особой тревоги
и гнева переносит исчезновение из его
поля зрения матери: он уверен, что она
вернется, что все его по­требности
будут удовлетворены. Младенец получает
от матери не только молоко и необходимый
ему уход, с ней связано и «питание» миром
форм, красок, звуков, ласк, улыбок.

В
это время ребенок как бы «вбирает» в
себя образ матери (возникает механизм
интроекции). Это первая ступень
формиро­вания идентичности развивающейся
личности.

2-я
стадия.

Вторая стадия соответствует
раннему возрасту.

Резко возраста­ют возможности ребенка,
он начинает ходить и отстаивать свою
независимость, возрастает чувство
самостоятельности.

Родители
ограничивают появляющиеся у ребенка
желания требовать, присваивать, разрушать,
когда он проверяет свои силы. Требования
и ограничения родителей создают основу
для негативного чувства стыда
и сомнений.

Ребенок чувствует «глаза мира», следящие
за ним с осуждением, и стре­мится
заставить мир не смотреть на него или
хочет сам стать не­видимым. Но это
невозможно, и у ребенка появляются
«внутрен­ние глаза мира» — стыд за
свои ошибки. Если взрослые предъявляют
слишком суровые требования, часто
порицают и наказывают ребенка, у него
возни­кают постоянная настороженность,
ско­ванность, необщительность. Если
стремление ребенка к независи­мости
не подавляется, устанавливается
соотношение между спо­собностью
сотрудничать с другими людьми и настаивать
на своем, между свободой самовыражения
и ее разумным ограничением.

3-я
стадия.

На третьей стадии, совпадающей с
дошкольным возрастом,

ре­бенок активно познает окружающий
мир, моделирует в игре от­ношения
взрослых, быстро учится всему, приобретает
новые обязанности. К самостоятельности
добавляется инициатива.
Когда
поведение ребенка становится агрессивным,
инициатива ограничивается, появляются
чувства вины и тревожности; таким образом
закладываются новые внутренние инстанции
— совесть и моральная ответственность
за свои действия, мысли и желания.
Взрослые не должны перегружать совесть
ребенка. Чрезмерное неодобрение,
наказания за незначительные проступки
и ошибки вызывают постоянное ощущение
своей вины,
страх перед наказа­нием за тайные
мысли, мстительность. Тормозится
инициатива, развивается пассивность.

На
этом возрастном этапе происходит половая
идентификация,
и
ребенок осваивает определенную форму
поведения, мужскую или женскую.

4-я
стадия.

Младший
школьный возраст —

предпубертатный, т.е. предше­ствующий
половому созреванию ребенка. В это время
развертывается четвертая стадия,
связанная с воспитанием у детей
трудолюбия, необ­ходимостью овладения
новыми знаниями и умениями. Постижение
основ трудового и социаль­ного опыта
дает возможность ребенку получить
признание окружаю­щих и приобрести
чувство компетентности. Если же достижения
не­велики, он остро переживает свою
неумелость, неспособность, невы­годное
положение среди сверстников и чувствует
себя обреченным быть посредственностью.
Вместо чувства компетентности образуется
чувство неполноценности.

Период
начального школьного обучения — это
также начало профессиональной
идентификации,

ощущения своей связи с пред­ставителями
определенных профессий.

5-я
стадия.

Старший
подростковый возраст

и ранняя юность составляют пятую стадию
развития личности, период самого
глубокого кризи­са. Детство подходит
к концу, завершение этого этапа
жизненного пути приводит к формированию
идентичности.
Объединяются все предыдущие идентифика­ции
ребенка; к ним добавляются новые,
поскольку повзрослевший ребенок
включается в новые социальные группы
и приобретает другие представления о
себе. Целостная идентичность личности,
доверие к миру, самостоятельность,
ини­циативность и компетентность
позволяют юноше решить задачу
самоопре­деления, выбора жизненного
пути.

Когда
не удается осознать себя и свое место
в мире, наблюдается диффузность
идентичности.

Она связана с инфантильным желанием
как можно дольше не вступать во взрослую
жизнь, с состоянием тревоги, чувством
изоляции и опустошен­ности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требует 1 правка.

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).

Проблема периодизации[править | править код]

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации[править | править код]

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Периодизации[править | править код]

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского[править | править код]

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1—3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3—7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7—13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13—17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина[править | править код]

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]

  • Раннее детство
    • Младенчество (0—1 год)
    • Ранний возраст (1—3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3—7 лет)
    • Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1—3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
  • Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
  • Юность (13—19 лет)
  • Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:

  • Новорождённые — от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство — от 1 до 2 лет
  • Первый период детства — от 3 до 7 лет
  • Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст — от 76 до 90 лет
  • Долгожители — старше 90 лет

Биологический возраст[править | править код]

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:

Возрастные периоды у детей

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1—3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
  • Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17—18 лет
    • мальчики: 12 — 17—18 лет

Возрастные периоды взрослого человека

  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21—35 лет
    • женщины: 20—35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35—60 лет
    • женщины: 35—55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60—75 лет
  • Старческий возраст: 75—90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См. также[править | править код]

  • Возраст
  • Психология развития
  • Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
  • Нормативные кризисы развития

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
  • Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;

Ссылки[править | править код]

  • Проблема возраста и возрастной периодизации

Источник