Возрастная периодизация развития личности ребенка

Возрастная периодизация развития личности ребенка thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требуют 4 правки.

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).

Проблема периодизации[править | править код]

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации[править | править код]

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Периодизации[править | править код]

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского[править | править код]

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1—3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3—7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7—13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13—17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина[править | править код]

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]

  • Раннее детство
    • Младенчество (0—1 год)
    • Ранний возраст (1—3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3—7 лет)
    • Младший школьный возраст (7—13 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (13—19 лет)
    • Ранняя юность (от 19 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1—3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
  • Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
  • Юность (13—19 лет)
  • Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:

  • Новорождённые — от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство — от 1 до 2 лет
  • Первый период детства — от 3 до 7 лет
  • Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст — от 76 до 90 лет
  • Долгожители — старше 90 лет

Биологический возраст[править | править код]

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:

Возрастные периоды у детей

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1—3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
  • Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17—18 лет
    • мальчики: 12 — 17—18 лет

Возрастные периоды взрослого человека

  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21—35 лет
    • женщины: 20—35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35—60 лет
    • женщины: 35—55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60—75 лет
  • Старческий возраст: 75—90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См. также[править | править код]

  • Возраст
  • Психология развития
  • Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
  • Нормативные кризисы развития

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
  • Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;

Ссылки[править | править код]

  • Проблема возраста и возрастной периодизации

Источник

В современной науке принято несколько периодизаций,  рассмотрим принятую педагогике.

1.Младенчество (0-1): кризис рождения (переход от одной формы жизни в др.); непосредст-ое эмоц общение со взрослыми, формир-е сенсорно-моторных, манипулятивных дейс-й; кризис 1года (к концу этого периода происходит скачок от незнания и неумения к учению говорить и ходить).

2. Преддошкольный (1-3): предметно-орудийная де-ть, в ходе кт осущ-ся де-ть овладение де-й с предметами,; кризис 3лет (накопление соц.опыта, становление психических процессов, восприятие себя как отдельной личности «Я сам»).

3. Дошкольный (3-6): ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах; не характеризуется кризисами; происходит интеллектуальное накопление социально значимого опыта, ориентация в соц.пространстве.

4. младший школьный: гендерные различия, физиолог созревание (период продолжается: мальчики 6-12, девочки 6-11); интенсивное формир-е познавт-ых сил ребенка; кризис 7лет (переход от игровой деятельности к учебной; происходит завершение первонач-ого созревания физиолог-их и психологич-ких структур коры головного мозга, т.е дети готовы к учебному труду, но при этом рекомендуется использовать элементы игры в условиях знаний; продолжается накопление интеллектуальных сил ребенка).

5. Подростковый гендерные различия (мальчики 12-16, девочки 11-15); характерен кризис подростка: происходит становление личности, половое созревание, личное самосовершенствование, сознат-ое прояв-ие индивиду-и).

6. Юношеский (15-21,16-20): кризис самоопределения; завершается физическое и психическое созревание, формирование социальной готовности к труду, чувство ответственности.

7. Период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов:

  1. стадия ранней зрелости, или молодости (20-23 до 30-35), соответствует вступление человека в интенсивную и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя
  2. 2. стадия длиться (30-35 до 60)

8. Пенсионный период (60-75) 9. Старческий период ( до 90) 10. Долгожители (90 до …)

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Отечественная педагогика — воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход, заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

То, что развитие (как физическое, так и умственное) тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психологического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в целом, развитие конкретно человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Возраст — конкретная, ограниченная во времени ступень развития личности: детство, отрочество, юношество, молодость, зрелость и т.д. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических, биологических, психических изменений, являющихся общими для всех.

Возрастное развитие — это процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционным, а революционным путем. Это изменения, которые происходят в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности; они отличаются своей целостностью и формированием психических новообразований. Основная движущая сила развития — разрешение противоречий между достигнутым уровнем физического и психического развития. Противоречия — следствия изменения потребностей, порождаемых развитием.

Развитие личности идет всю жизнь и его можно условно поделить на периоды. Варианты периодизации различны. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, причем число периодизаций продолжает увеличиваться, т.к. пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной.

Возрастная периодизация — выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей — характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует научную область. В современной педагогической науке приняты следующие периодизации детского возраста:

1. Младенчество (0-1 год жизни): характеризуется кризисом рождения (переход от одной формы жизни в другую) и кризисом 1 года жизни. Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, формирование сенсорно-моторных, манипулятивных действий. Период первоначального активного приспособления и приведения в готовность сил к первичной адаптации. К концу этого периода происходит качественный скачок — от незнания и неумения — ребенок начинает ходить и говорить.

2. Преддошкольный возраст (1-3 года): предметно-орудийная деятельность, в ходе которой осуществляется овладение действий с предметами. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. Обогащение эмоциональной сферы, развитие речи. Заканчивается обретением ребенком самостоятельности, он начинает воспринимать себя как отдельная личность («Я сам!»). Кризис 3-х лет.

3. Дошкольный возраст (3-6 лет): ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах; не характеризуется кризисами; происходит интенсивного накопление социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру.

  • младший дошкольный возраст (3-4 лет),
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет),
  • старший дошкольный возраст (5-6 лет).

4. Младший школьный возраст (дев. 6-11, мальч. 6-12 лет): гендерные различия, физиологическое созревание, интенсивное формирование познавательных сил ребенка. Происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур коры головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Но при этом рекомендуется использовать элементы игры в условиях знаний; продолжается накопление интеллектуальных сил ребенка. Это время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству.

Кризис начала учебы — кризис 7 лет (переход от игровой деятельности к учебной). Кризис проявляется в нежелании идти в школу, и связан с тем, что ведущим видом деятельности еще остается игровой, а в школе от ребенка требуют учиться. Основная трудность — готов ли ребенок к системному труду.

5. Средний школьный возраст (подростковый) (дев. 11-15, мальч. 12-16 лет): гендерные различия; характерен кризис подростка. Новый качественный этап в становлении человека. Происходит становление личности, половое созревание, личное самосознание, сознательное проявление индивидуальности.

6. Старший школьный возраст (юношеский) (дев.15-18(20), мальч.16-18(21) лет): период завершения физического и психологического созревания, формирование социальной готовности к труду, чувство гражданской ответственности. Кризис самоопределения.

7. Зрелость (1 период — 21-35 лет, 2 период — 35-60 лет): период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов: 1.стадия ранней зрелости или молодости (20-23 года до 30-35 лет) соответствует вступление человека в интенсивную и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя. Вторая стадия длится от 30-35 лет до 60 лет.

8. Пенсионный период (60-75 лет).

9. Старческий период (75-90 лет).

10. Долгожители (90 и >).

Каждый возрастной этап завершается кризисом. Кризис развития — переходный период от одного этапа к другому, обострение противоречий. Характеристики кризиса: непослушность, раздражимость, упрямство, стремление к самостоятельности, повышение конфликтности. Каждый период несет новообразование.

Достоинства педагогической периодизации: учитывается половое различие (особенности пола), рассматривается весь жизненный цикл, в основу входят стадии психического и физического развития с одной стороны и условия, в которых протекает обучение — с другой; рассматривают особенности развития на каждом этапе в общении, обучении, игре, подражании и.т.д.

Психологические периоды развития личности обусловлены различием в мышлении, памяти, воображении и т.д. В психологии различают сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций (наиболее чувствительные для формирования тех или иных черт характера). В педагогике периодизация становления личности связана с особенностями процессов воспитания, задачами и методами педагогики.

Периодизация по Выготскому (по ведущей деятельности):

  • младенчество (0-1 год) — непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, формирование сенсорно-моторных, манипулятивных действий.
  • раннее детство (1-3) — предметно-орудийная деятельность, в ходе кт. осуществляется деятельность овладения действий с предметами.
  • дошкольники (3-7) — ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах.
  • младшие школьники (7-12) — интенсивное формирование познавательных сил ребенка.
  • подростки (12-15) — общение, построение интимно-личностных отношений.
  • старшие подростки (15-17) — учебно-профессиональная деятельность.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера. Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности?

Первая точка зрения — массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении. Убедительно эту мысль выразил Г. Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание».

Отечественная педагогика: воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход — организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения осуществляется с учетом индивидуальности учащихся, учебная деятельность обеспечивается на уровне потенциального возможностей для ученика. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, своеобразия их личности. Хорошее знание индивидуально-психологических особенностей школьника поможет найти наиболее целесообразные и эффективные методы, приемы и формы воспитательного воздействия на него. Учителю и воспитателю необходимо овладеть умением изучать школьников, видеть не серую, однородную ученическую массу, а коллектив, в котором каждый представляет собой нечто особое, индивидуальное, своеобразное. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, составляют учебное расписание, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов, и учебного материала в каждом предмете, обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Источник