Возрастная и индивидуальная норма развития ребенка

Возрастная и индивидуальная норма развития ребенка thumbnail
noor244

Абсолютно любой человек с момента зачатия активно начинает свое развитие. Каждый прожитый период времени является этапом в развитии, что отражается на навыках, умениях и физической зрелости. Существует понятие возрастной нормы развития, которое отражает возраст как временную характеристику. В итоге возрастную норму развития в психологии принято воспринимать как отрезок, период, цикл.

Что такое возрастная норма развития?

Наличие особенных критериев, которые можно выделить у человека в определенном возрасте, дают возможность провести анализ насколько правильно происходит развитие организма. Но, в процессе работы над данным критерием возникают трудности в том как произвести определенный аналитику, которая будет подходить всем без исключения.

Существует ряд методов которые помогают дать четкую характеристику состоянию человека в пределах возрастных норм развития:

  1. Статистический подход. Он подразумевает измерение индивидуальных особенностей человека по показателям (например роста, веса и т.п) Наличие данных показателей дает возможность строить график, согласно усредненным данным, наблюдать рост или наоборот торможение того или иного параметра. Нормой считается значение близкое к средним параметрам, а вот вышедшие за пределы нормы являются отклонением. Данный метод является достаточно субъективным.
  2. Функционально-системный подход. В данном методе отсутствует набор показателей, а оценка состояния возрастной нормы производится за счет определения оптимального состояния взаимодействия человека с социальной средой в соответствии с возрастом.
  3. Медико-биологический подход. Данный метод дает возможность оценить состояние организма с точки зрения зрелости систем в том числе ЦНС. Нормативы для такого принципа определения возрастной нормы подразумевают анализ строения тела, состояние физической подготовки, параметров умственных возможностей на определенный период жизни. Полученные результаты принято сравнивать со среднестатистическими данными той или иной категории населения (разделение по месту проживания, уровню жизни, половой принадлежности, и т.д).

Возрастная норма может быть частью индивидуальной нормы развития человека, поскольку возраст-понятие которое носит личных характер, в проведении аналитики того или иного человека.

Индивидуальная норма развития

Под понятием индивидуальной нормы развития принято понимать параметры развития физической психической и моральной системы отдельно взятого человека. Индивидуальные нормы развития имеют ряд особенностей:

  • Они не имеют четко направления и рамок в развитии.
  • Развитие человека происходит на протяжении всего жизненного цикла.
  • Данные нормы неповторимы и индивидуальны для каждого.
  • Индивидуальность-продукт, который является неповторимым и формируется за счет огромного количества факторов (социального уровня развития. генетических параметров, наследственности, географической среды обитания, состояния финансового обеспечения).

Отличие возрастной от индивидуальной нормы развития

Таким образом, фактором который объединяет эти две нормы можно считать время. Именно временной промежуток является решающим для возрастных норм. Наличие индивидуальных показателей тоже зависит от жизненного периода человека, возраста (что можно тоже считать параметром прямого влияния времени на организм).

Возрастная норма является частью индивидуальной нормы развития. Определенные навыки лучше всего приобретать в детском и юношеском возрасте, ведь память в это время работает лучше.Это говорит о том, что эти два понятия являются частью общего процесса развития личности.

Для оптимального формирования физически и психически здорового человека, нормы должны соответствовать и не опережать или отставать друг от друга. Большое количество ведущих психологов и медиков сошлись в том,что необходимо развивать возрастные и индивидуальные качества гармонично с самого начала жизни. В таком случае достигается физическое и психическое равновесие.

Источник

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развития – Сайт о

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развития

05.12.2019

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ.

Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды.

На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш — это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе — главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст — первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст — осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии.

Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается.

Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст — самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник:

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Определение «степени нормальности» человека — сложная и ответственная междисциплинарная проблема.

Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образования на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только так называемого среднестатистического ребенка, но ребенка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.

В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.

Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.

Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности.

Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения.

Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д.

Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные

Рис. 1. Процентное распределение случаев под кривой нормального распределения Гаусса

варианты нормативного развития или как «отклонения» (так называемая кривая Гаусса). Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение (рис. 1).

Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патоло-гичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом1 развития каждого человека.

Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений.

В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.

  • Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя
  • 1 Понятие тренд — в научной литературе часто используется как синоним понятий «склонность», «тенденция», «направление», «путь» душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адапти-рованности (текст 2).
  • Текст 2

«…Мы считаем ребенка нормальным:

  1. а)  когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
  2. б)  когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
  3. в)  когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности детей и подростков». (Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.-С. 58-59.)

Идеальная норма — это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. С. 13-15.

Источник: https://sosh16zernograd.ru/dom-i-semya/chem-otlichayutsya-vozrastnaya-i-individualnaya-normy-razvitiya.html

☀ Возрастные особенности ☀ детей: этапы развития, ☀ переходные периоды

Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развития

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Источник

Негосударственное
образовательное учреждение

высшего
профессионального образования

«Московский
институт современного академического
образования»

Федеральный
институт повышения квалификации и
переподготовки

Возрастная и индивидуальная норма развития ребенка

Факультет
дополнительного профессионального
образования

Самостоятельная
работа

по
дисциплине: «Специальная
психология»

Выполнил:

Слушатель
факультета ДПО

Андреева
А.Ш.

г.
Москва, 2016г.

Список
вопросов:

  1. Дайте
    определение понятий «норма» и «аномалии»
    в психологии.

  2. Чем
    отличаются возрастная и индивидуальная
    нормы развития?

  3. Что
    входит в понятие «аномальный ребенок»?

  4. Приведите
    классификацию нарушений в психическом
    развитии.

  5. В
    чем причина нарушений в психическом
    развитии?

  6. Подумайте,
    как соотносятся понятия «общая
    психология» и «специальная психология»?
    Проследите специфику целей, содержания,
    форм, методов обучения и воспитания
    специальной психологии, а также
    особенности реализации основных
    дидактических принципов.

  7. Сравните
    между собой понятия «дефектология»,
    «возрастная психология», «специальная
    психология». Чем они отличаются друг
    от друга? Как можно проследить
    закономерность возникновения специальной
    психологии как самостоятельной отрасли
    знания?

  8. Изучите
    материал, содержащийся в лекции. Из
    доступных вам источников выпишите
    определения основных понятий курса,
    установите их иерархию и взаимосвязь.

  1. Понятие «аномалия», 
    в переводе с греческого, означает
    отклонение от нормы, от общей
    закономерности, непра­вильность в
    развитии. В таком значении это понятие
    су­ществует в педагогической и
    психологической науках.

Вопрос
об аномалиях в развитии психических
процес­сов, в поведении человека может
рассматриваться только в контексте
знании о нормальных параметрах этих
про­цессов и поведения. Проблема нормы
и ее вариантов — одна из самых сложных
в современной психологической науке.
Она включает в себя такие вопросы, как
норма реакции (моторной, сенсорной),
норма когнитивных фун­кций (восприятия,
памяти, мышления и др.), норма ре­гуляции,
эмоциональная норма, норма личности и
т.д. Сюда же относятся вопросы половых
и возрастных раз­личий. Одно из основных
значений термина «норма» (лат. norma) —
установленная мера, средняя величина
чего-либо. Понятие нормы относительно
постоянно. Его содержание зависит от
культуры и существенно меняется со
временем.

  1. Фактором,
    который объединяет эти две нормы, можно
    считать время. Именно временной
    промежуток является решающим для
    возрастных норм. Наличие индивидуальных
    показателей тоже зависит от жизненного
    периода человека, возраста (что можно
    тоже считать параметром прямого влияния
    времени на организм).

Возрастная
норма является частью индивидуальной
нормы развития. Определенные навыки
лучше всего приобретать в детском и
юношеском возрасте, ведь память в это
время работает лучше. Это говорит о том,
что эти два понятия являются частью
общего процесса развития личности.

Термин
«возрастные особенности» чаще
используется для описания особенностей,
свойственных большинству людей. А
«индивидуально-типологические
особенности» — применяется для описания
особенностей конкретного индивида.

  1. Понятие
    «аномальный ребенок» предполагает
    наличие серьезных отклонений в развитии,
    вызванных болезнетворными влияниями
    и обусловливающих необходимость
    создания специальных условий для
    обучения и воспитания. К «аномальным»
    относятся дети, у которых физические
    или психические отклонения приводят
    к нарушению нормального хода общего
    развития. Дефект одной из функций
    нарушает развитие ребенка только при
    определенных условиях.

  1. Классификация
    нарушений психического развития по
    характеру нарушения развития (т.е. по
    типу дизонтогенеза). Выделяют шесть
    типов дизонтогенеза:

1. Недоразвитие,
под которым понимается общее стойкое
отста­вание в развитии всех
функций вследствие
раннего органического поражения
мозга (прежде
всего — коры больших полушарий).
Пора­жение может иметь наследственную
природу (эндогенную) или быть результатом
внешних (экзогенных) факторов, действующих
во внутриутробный, природовой периоды
или в раннем детстве. Наи­более
характерным примером недоразвития
является самая распро­страненная
форма умственной отсталости — олигофрения.

2. Задержанное
развитие —
замедление темпа всего психиче­ского
развития, возникающее чаще всего в
результате слабо вы­раженных
органических поражений коры головного
мозга (обыч­но парциального характера) или
длительных и тяжелых сомати­ческих
заболеваний.

3. Поврежденное
психическое развитие,
представленное орга­нической деменцией
— нарушением психического развития в
конце раннего возраста или уже после
трех лет вследствие массивных
травм мозга, нейроинфекций, наследственных
дегенеративных за­болеваний.
Во многих случаях органическая деменция
имеет про­грессирующий характер.

4. Дефицитарное
психическое развитие.
Наиболее ярко его пред­ставляют
нарушения психического развития при
недостаточности анализаторных систем —
зрения, слуха и мышечно-кинестетической
системы (т.е. опорно-двигательного
аппарата).

5. Искаженное
психическое развитие —
разные варианты слож­ных сочетаний
общего недоразвития, задержанного,
ускоренного и поврежденного развития.
Причинами искаженного развития яв­ляются
некоторые процессуальные наследственные
заболевания, например шизофрения,
врожденная недостаточность обменных
процессов.
Ранний детский аутизм — наиболее яркий
пример это­го типа нарушенного
психического развития.

6. Дисгармоническое
психическое развитие,
связанное с наруше­нием формирования
эмоционально-волевой сферы. К нему
отно­сятся психопатии и случаи
патологического развития личности вследствие
крайне неблагоприятных условий
воспитания.

  1. Основными
    причинами нарушений психического
    развития являются:


наследственные патологии головного
мозга;


хромосомные заболевания;


пороки головного мозга;


эпилептический синдром;


поражения и патологии центральной
нервной системы;


опухоли головного мозга;


гидроцефалия;


тяжелые заболевания нервной системы и
нейрокожные синдромы;


наследственные эндокринные заболевания;


соматические патологии;


нарушения и заболевания органов чувств;


отсутствие воспитания и педагогическая
запущенность.

  1. Общая
    психология имеет несколько ответвлений,
    одним из которых является специальная
    психология.

В
специальной психологии отсутствуют
какие-либо особые, спе­циальные методы
исследования. В ней, как и в общей, детской
и педагогической психологии, применяются
индивидуальный и груп­повой лабораторный
психологический эксперимент, наблюдение,
изучение продуктов деятельности
(например, анализ письменных работ
детей, изучение их рисунков, предметов,
производимых ими в процессе трудового
обучения, и др.), анкетирование, проективные
методики, тесты, обучающий эксперимент
, используются также условно-рефлекторные
методики.

специальные
дидактические принципы:


принцип
коррекционно-компенсирующей направленности
обучения
.

Реализация
данного принципа обеспечивается
современной системой специальных
технических средств обучения и коррекции,
компьютерными технологиями, особой
организацией образовательного процесса.
Это, например, меньшая наполняемость
классов, увеличение сроков обучения,
охранительный лечебно-педагогический
режим, индивидуальные занятия, специальные
предметы (уроки) для коррекционной и
компенсирующей работы, специфические
методы и приемы учебной и обучающей
деятельности и т.п.


принцип
целостности обучения

 реализуется
через сознательность и активность
обучающихся.


Принцип
деятельностного подхода в обучении.

Реализация
принципа деятельностного подхода
предполагает организацию обучения с
опорой на ведущую деятельность возраста.
Однако нарушенное развитие характеризуется
тем, что ни один из видов деятельности
не формируется своевременно и полноценно,
каждая деятельность в свою очередь
нуждается в коррекционном воздействии.


Принцип
социально-адаптирующей направленности
содержания образования
.

На
первый план выступает развитие социальной
мотивации учения, формирование знаний
и навыков (коммуникативных, трудовых и
др.), необходимых в будущей взрослой
жизни.

В
значительной мере социальная мотивация
учения обеспечивается в условиях
интегрированного обучения, когда
стремление учиться «не хуже обычных
детей» становится для ребенка с ОВЗ
мощным стимулом саморазвития.


Принцип
фасилитации
т.
е. облегчения трудностей и поддержки
педагогом ребенка на начальном этапе
обучения (формирования навыков) и
постепенного и своевременного уменьшения
такой помощи по мере освоения ребенком
этих навыков (моторных, сенсорных,
интеллектуальных).


Принцип
эмоциональной окрашенности

достигается
благодаря взаимосвязи между познавательной
деятельностью и формированием, обогащением
личности учащихся, расширением их
чувственного восприятия. 

  1. Дефектология
    и специальная психология находятся в
    тесной связи между собой. Дефектология
    изучает особенности психофизических
    отклонений у детей, и методы обучения
    и воспитания дефективных детей.
    Специальная психология изучает
    психологические особенности детей с
    определёнными дефектами: глухих, слепых,
    умственно отсталых; сурдопсихология,
    тифлопсихология и олигофренопсихология,
    соответственно. А возрастная психология
    изучает психологические изменения
    человека, переходя от одного возраста
    к другому.

Специальная
психология возникла и развивалась как
пограничная область знаний, имеющая
широкие связи с другими науками, особенно
с общей психологией, медициной,
педагогикой. Она вбирает в себя достижения
гуманитарных и естественных наук
(философии, социологии, юриспруденции;
биологии, генетики, анатомии, физиологии
и др.).

Как
и любая наука, являющаяся самостоятельной
отраслью человеческого знания, специальная
психология имеет свой предмет — это
закономерности атипичного развития,
его причины и механизмы, особенности
освоения социокультурного опыта людьми
с атипиями (отклонениями и нарушениями
психического развития), в частности,
закономерности спонтанного и направленного
познания окружающего мира, приобретения
практического опыта, социализации и
тех изменений в психике, которые
происходят в процессе корректирующего
воздействия специалистов.

  1. Специальная
    психология
     –
    отрасль психологии, изучающая
    закономерности психологического
    развития и особенности психической
    деятельности детей и взрослых с
    психическими и физическими недостатками.

Выделение
специальной психологии как целостной
области психологической науки связано
с именем выдающегося отечественного
психолога Л.С. Выготского.

Л.С.
Выготский был первым в мировой психологии,
выделившим общие закономерности
психического развития при разных
дефектах: умственной отсталости, глухоте,
недостатках зрения, нарушениях речи.
Благодаря этому стало возможным
объединение отдельных ветвей психологии,
изолированно изучавших детей и взрослых
с такими недостатками, в специальную
психологию. Существенный вклад в ее
развитие внесли такие крупные отечественные
ученые, как Г.Я. Трошин, Л.В. Зан­ков,
И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев,
Р.Е. Левина, И.А. Соко­лянский и
другие. Многие из них были соратниками
и учениками Л.С. Выготского.

Объект
изучения специальной психологии
 – дети
с врожденными или приобретенными
нарушениями физического и психического
развития.

Предметом
специальной психологии
 являются
закономерности развития и проявлений
психики различных групп детей с
нарушениями в развитии.

Задачи специальной
психологии
:

1)  
раскрытие закономерностей развития и
проявлений психики, общих для нормально
развивающихся детей и детей с нарушениями
в развитии;

2)  
исследование закономерностей развития
и проявлений психики, специфичных для
детей с нарушениями в развитии;

3)  
изучение нарушений в развитии и
формировании конкретных форм психической
деятельности и психических процессов
у различных групп аномальных детей;

4)  
выявление путей, средств и способов
компенсации нарушений в развитии у
детей.

Основной
задачей специальной психологии на
современном этапе является формирование
адекватной личности в условиях применения
специальных методов и приемов воспитания
и обучения, за счет которых происходит
замещение и перестройка нарушенных
функций.

Специальная
психология возникла и развивалась как
пограничная область знаний, тесно
связанная с психологией, педагогикой
и медициной. Ее связь с психологией
определяется общностью методологических
позиций, понятийного аппарата, методов
изучения психики.

В
своем развитии специальная психология
опирается на достижения таких медицинских
наук, как физиология, невропатология и
психиатрия. Глубокий учет медицинских
данных позволяет получить представление
о причинах возникновения, структуре и
механизмах того или иного дефекта,
помогает в изучении особенностей психики
аномального ребенка.

По
поводу связи специальной психологии с
патопсихологией в литературе высказывается
точка зрения, что специальная психология
является частью патопсихологии. Однако
с этим нельзя согласиться. Патопсихология
изучает структуру и закономерности
распада сформировавшейся психической
сферы и личности, особенность же психики
аномального ребенка – развитие в
условиях текущего или закончившегося
патологического процесса. Кроме того,
патопсихология ориентирована на решение
задач, поставленных клинической
психиатрией, а специальная психология –
на теорию и практику коррекционной
педагогики.

Взаимосвязь
специальной психологии с педагогикой
выражается в том, что вопросы обучения
и воспитания детей с аномалиями в
развитии разрабатываются на основе
общей теории дидактики и частных методик
обучения.

Специальная
психология теснейшим образом связана
с коррекционной педагогикойУ
этих отраслей знаний общий предмет
изучения – дети с нарушениями в
развитии, определенная общность задач,
общие методологические основы, методы
изучения, естественнонаучная база, что
позволяет квалифицировать изучаемые
явления в единых понятиях. Однако
коррекционная педагогика разрабатывает
и научно обосновывает систему обучения
и воспитания, а специальная психология
изучает закономерности развития
аномальных детей.

Взаимосвязь
и взаимообусловленность этих двух наук
подтверждается словами выдающегося
отечественного психолога С.Л. Рубинштей­на:
«При всей взаимосвязанности психического
развития ребенка и педагогического
процесса предметом психологии является
психика ребенка в закономерностях ее
развития, педагогический процесс здесь
выступает как одно из условий этого
развития. В педагогическом исследовании
взаимоотношения меняются: предметом
педагогики является процесс воспитания
и обучения в его специфических
закономерностях, психические свойства
ребенка выступают как условия, которые
должны быть учтены»

Источник