Возраст возрастная периодизация психического развития ребенка

Возраст возрастная периодизация психического развития ребенка thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требует 1 правка.

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).

Проблема периодизации[править | править код]

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации[править | править код]

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Периодизации[править | править код]

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского[править | править код]

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1—3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3—7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7—13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13—17 лет)
  • кризис 17 лет
Читайте также:  Центр развития ребенка в сао

Периодизация Эльконина[править | править код]

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]

  • Раннее детство
    • Младенчество (0—1 год)
    • Ранний возраст (1—3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3—7 лет)
    • Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1—3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
  • Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
  • Юность (13—19 лет)
  • Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:

  • Новорождённые — от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство — от 1 до 2 лет
  • Первый период детства — от 3 до 7 лет
  • Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст — от 76 до 90 лет
  • Долгожители — старше 90 лет

Биологический возраст[править | править код]

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:

Возрастные периоды у детей

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1—3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
  • Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17—18 лет
    • мальчики: 12 — 17—18 лет

Возрастные периоды взрослого человека

  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21—35 лет
    • женщины: 20—35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35—60 лет
    • женщины: 35—55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60—75 лет
  • Старческий возраст: 75—90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См. также[править | править код]

  • Возраст
  • Психология развития
  • Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
  • Нормативные кризисы развития

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
  • Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;

Ссылки[править | править код]

  • Проблема возраста и возрастной периодизации

Источник

3

Вопрос № 3

Возрастная
периодизация психического развития
ребенка.

Возраст
качественно
своеобразный период физического,
психологического или поведенческого
развития, характеризующийся присущими
только ему особенностями.

Виды
возрастов:

• биологический
— определяется степень созревания
организма, состоянию нерв­ная система
и ВНД.

• социальный —
определяется уровнем социальных ролей,
функции человека (16 лет — права и
обязанности).

• психологический
— особенности психологии и поведения,
качественные изме­нения в психическом
развитии — достигнутый к этому времени
уровень психо­логического развития.

• физический —
характеризует время жизни ребенка в
годах, месяцах и днях, прошедших с момента
его рождения.

Периодизация
– разделение жизненного цикла на
отдельные периоды или возрастные этапы.

Периодизация
Л.С. Выготского

Основные
понятия теории Выготского.

Выготский рассматривает развитие,
прежде всего как возникновение нового.
Стадии развития характеризуются
возрастными
новообразованиями,
т.е. качествами или свойствами, которых
не было раньше в готовом виде. Источником
развития, по Выготскому, является
социальная среда. Взаимодействие ребенка
со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его, определяет
возникновение возрастных новообразований.

Читайте также:  Щетинина диагностика социального развития ребенка книга

Выготский
вводит понятие «социальная
ситуация развития»
— специфическое для каждого возраста
отношение между ребенком и социальной
средой. Среда становится совершенно
иной, когда ребенок переходит от одной
возрастной стадии к следующей.

Динамика
возрастного развития.

Л.С. Выготский выделяет стабильные и
кризисные стадии развития.

Для стабильного
периода характерно плавное течение
процесса развития, без резких сдвигов
и перемен в личности ребенка. Стабильные
периоды составляют большую часть
детства. Они длятся, как правило, по
нескольку лет. И возрастные новообразования,
образующиеся так медленно и долго,
оказываются устойчивыми, фиксируются
в структуре личности.

Кроме
стабильных, существуют кризисные периоды
развития. Это краткие, но бурные стадии,
в течение которых происходят значительные
сдвиги в развитии. Кризисы длятся
недолго, несколько месяцев, при
неблагоприятном стечении обстоятельств
растягиваясь до года или даже двух лет.

В кризисные периоды
обостряются основные противоречия: с
одной стороны, между возросшими
потребностями ребенка и его все еще
ограниченными возможностями, с другой
— между новыми потребностями ребенка
и сложившимися раньше отношениями со
взрослыми.

Периоды
детского развития.

Кризисные и стабильные периоды развития
чередуются. Поэтому возрастная
периодизация Л.С. Выготского имеет
следующий вид:

— кризис
новорожденности;

— младенческий
возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года;

— раннее детство
(1-3 года) — кризис 3 лет;

— дошкольный возраст
(3-7 лет) — кризис 7 лет;

— школьный возраст
(8-12 лет) — кризис 13 лет;

— пубертатный
возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

Периодизация
Д.Б. Эльконина

Д.Б.
Эльконин создал периодизации на основе
идей Выготского и Леонтьева. Основана
на смене ведущего типа деятельности.
Среди видов ведущей деятельности
Эльконин выделяет две группы.

В
первую группу
входят деятельности, которые ориентируют
ребенка на нормы отношений между людьми:

  • непосредственно-эмоциональное
    общение младенца,

  • ролевая игра
    дошкольника

  • интимно-личностное
    общение подростка.

Деятельности
первого типа связаны с системой отношений
«ребенок —взрослый».

Вторую
группу составляют
ведущие деятельности, благодаря которым
усваиваются способы действий с предметами:

  • предметно-манипулятивная
    деятельность ребенка раннего возраста,

  • учебная деятельность
    младшего школьника

  • учебно-профессиональная
    деятельность старшеклассника.

Деятельности
второго типа связаны с системой отношений
«ребенок —предмет».

Согласно Эльконину,
каждый возраст характеризуется

  • социальной
    ситуацией развития;

  • ведущей
    деятельностью;

  • возрастными
    новообразованиями.

Границами возрастов
служат кризисы — переломные моменты в
развитии ребенка.

Периодизация
детского развития
.
Согласно периодизации Эльконина, процесс
детского развития в целом можно разделить
на этапы (более крупные временные
образования), включающие в себя периоды
детского развития.

Этапы
детского развития.

Детство, охватывающее период времени
от рождения ребенка до окончания школы,
по возрастной классификации делится
на следующие три этапа:

— дошкольное детство
(от рождения до 6—7 лет);

— младший школьный
возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по
четвертый-пятый классы школы);

— средний и старший
школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с
пятого по одиннадцатый класс школы).

Периоды
детского развития.

Весь процесс детского развития в целом
можно разделить на семь периодов:

1.
Младенчество: от рождения до 1 года
жизни.

2.
Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3.
Младший и средний дошкольный возраст
: от 3 до 4-5 лет.

4.
Старший дошкольный возраст: от 4-5 до 6-7
лет.

5.
Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
лет.

6.
Подростковый возраст: от 10-11 до 13-14 лет.

7.
Ранний юношеский возраст: от 13-14 до 16-17
лет.

Каждый из этих
возрастных периодов имеет свои
особенности, требует своего стиля
общения с детьми, применения особых
приемов и методов обучения и воспитания.

Источник

Понять
закономерности возрастного развития,
специфику отдельных возрастных этапов
позволяет разделение жизненного пути
на периоды.

Возраст
эмпирическое
понятие, возникшее как обобщение внешне
заметных воспринимаемых признаков
(особенности психологии и поведения
чел на определённом жизненном этапе,
обусловленные законом-ями формирования
организма, условиями жизни, обучения и
воспитания) и имеющие конкретное
историческое происхождение.
Периодизация –

деление онтогенеза на возрастные периоды
в соответствии с заданным критерием.

Критерии
возрастной периодизации
определяются
прежде всего историческими и
социально-экономическими условиями
воспитания и развития, которые соотносятся
с различными видами деятельности, а
также с возрастной физиологией и
созреванием психических функций, которое
определяет развитие и принцип обучения.
Основанием для периодизации психического
развития Л.С. Выготского является сам
ход детского развития. Л.С.
Выготский
выделял
три группы периодизации:

Читайте также:  Развитие игр ребенка на возрастных этапах

1.
По
внешнему критерию
(В.
Штерн и Рене Заззо)

2.
По
одному признаку развития
Ш.П.
Блонский и 3. Фрейд)

3.
По
нескольким признакам психического
развития
(Л.С.
Выготский и Д.Б. Эльконин).

1.
В. Штерн выделял:

первые
месяцы — стадия
млекопитающих,
после
года — начало
стадии человеческого состояния,
после
трех лет — соотношение
со стадией первобытного народа;
с
поступлением в школу -усвоение
культуры древнего мира;
в
подростковом возрасте — культура
Средневековья;
зрелый
возраст — стадия
культуры Нового времени;

2.
Рене Заззо выделял:

до
3-х лет-раннее
детство
(воспитание
в семье); от 3
до 6 —
дошкольный
возраст
(воспитание
в дошкольном учреждении);

от
6
до
12
-младший
школьник
(начало
школьного образования); от 12 до 16
подростковый
и юношеский возраст
(стадия
общего

образования);
от 16 до 23
начало
зрелости
(начало
высшего университетского образования).

3.
П.П. Блонский считал признаком смены
возрастных этапов развитие костных
тканей, в частности, появление и смену
зубов:

до
2,5 лет
беззубое
детство,
до
6,5 лет
детство
молочных зубов,
до
появления «зубов мудрости» — детство
постоянных зубов.

4.
Фрейд считал главным признаком
человеческого поведения перенасыщенность
сексуальной энергии и отсюда выделил
стадии возрастного развития, которые
связывал со смещением эрогенных зон
(т.е. тех областей тела, стимуляция
которых вызывает удовлетворение):

до
1 года — оральная
стадия
;
от
1
до 3 —
анальная
стадия,
от
3
до 5 —
фаллическая
стадия,
от
5
до
12
—латентная
стадия
(вытеснение
детских сексуальных интересов и
перемещение на стадию общения); от 12
до 18
генитальная
стадия
(соответствует
половому

созреванию).

5.
Лев Семенович Выготский в качестве
критериев рассматривал психические
новообразования и возрастные кризисы.

Новообразование

качество и свойство личности на новом
возрастном этапе.

Возрастной
кризис

особый, непродолжительный по времени
период онтогенеза, характеризующийся
резкими психическими изменениями.

кризис
новорожденности

смена
среды обитания;

кризис
I
года

связан
с прямохождением;

кризис
3 лет

связан
с отделением себя от других («Я сам!»);

кризис
7лет

связан
с новой социальной позицией;

подростковый

связан
со стремлением к взрослости;

кризис
17
лет

кризис
самоопределния («Кто я в этой жизни?»).

6.
Даниил Борисович Эльконин в основу
своей периодизации положил ведущие
виды деятельности и их соотношение с
ведущим типом общения.

Ведущий
вид деятельности

это тот вид деятельности, который
определяет наибольшие успехи в развитии
познавательных процессов (игра, учебная
деятельность общение, трудовая
деятельность).

Ведущий
тип общения

в рамках которого быстрее и лучше всего
формируются и закрепляются положительные
качества личности.

младенчество

(от
рождения до 1 года) — эмоциональное
общение со взрослыми вне совместной
деятельности с ними; ранее
детство

(от
1
до
3) — предметно-манипулятивная
деятельность без активного взаимодействия
со взрослыми; дошкольный
возраст

(от
3 до 6-7) — сюжетно-ролевая игра в сочетании
с общением со сверстниками; младший
школьный возраст

(от
6-7 до 10-11) — учебно-познавательная
деятельность в сочетании с межличностным
общением; подростковый
возраст

(от
10-11 до 14-15) — профессионально-личностное
общение в сочетании с групповой
деятельностью; старший
школьный возраст

(от
14-15 до 16-17) — учебно-профессиональная
деятельность в сочетании с интимно-личностным
общением.

Каждый
из авторов считал, что возраст
характеризуется своей социальной
ситуацией развития — это специфическая
для каждого возрастного этапа система
отношений в социальной действительности,
отраженная в переживаниях и реализуемая
в совместной деятельности с другими
людьми.

На
сегодняшний день не существует единой
общепринятой классификации возрастных
периодов развития чел.

Общепринятая
возрастная периодизация
была
принята на Международном симпозиуме
по возрастной периодизации в 1965 г.

до
10 дней — новорожденность,

от
10 дней до 1 года — младенчество’,

от
1 до 3 лет:-ранее
детство,

от
3 до 6-7
дошкольный
возраст,

от
6-7 до 10-11 -младший
школьный возраст,

от
10-11 до 14-15
подростковый
возраст,

от
15 до 17
период
ранней юности,

от
17 до 21
период
поздней юности,

от
21 до 35
первый
период зрелого возраста,

от
35 до 60
второй
период зрелого возраста,

от
60 до 75
пожилой
возраст,

от
75 до 90
старческий
возраст,

от
90 до
долгожительство.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник