Воспитательное значение игры в развитии ребенка

                    «Значение игры в воспитании детей».

«Жизнь – это игра,

 а где игра – там другая жизнь»

       Игра – своеобразная самостоятельная деятельность ребенка дошкольного возраста, особая форма детской деятельности.

       Огромное значение имеет игра как средство воспитания детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми. Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может  нормально расти и развиваться.

       « Речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так он будет и работать».                   

       Эти слова принадлежат замечательному педагогу А.С. Макаренко, который большое внимание в своей педагогической практике уделял детским играм.

       Игра является важнейшим средством воспитания детей.

       Во-первых, игра выступает как средство воспитательно-образовательной работы, с помощью которого решаются задачи нравственного и эстетического, умственного и физического воспитания детей, формирования личности ребенка в целом.

       Во-вторых, игра рассматривается как форма организации жизни детей, поскольку она является важнейшей деятельностью ребенка.

       Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

       Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность — словом все, что составляет богатство человеческой личности.

       В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка.

       В игре больше, чем в какой либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Он сам выбирает игры, игрушки, различные материалы для игры, сам строит игровые сюжеты, в которых отражает окружающую жизнь, ставит цель и решает, какими средствами ее осуществить, выбирает товарищей по игре. Все это легко заметить, наблюдая сюжетно-ролевые (творческие), подвижные и дидактические игры детей.

      Игра нужна  и при воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

       Игры вызывают веселое и бодрое настроение, приносят радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные полезные навыки и знания, которые понадобятся им в жизни.

       Начиная организовывать игры в детском коллективе, воспитатель опирается уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивает существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

      Нельзя отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в свободной деятельности. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания, зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества.

      Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры подбирать продуманно, проводить правильно, то именно в играх можно достичь многого, чего нередко трудно добиться путем бесед, очень утомляющих детей.

      Подмечая, как дети ведут себя во время игры, педагог может вовремя поправить ребенка, помочь ему.

      В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

         Несмотря на большое воспитательное значение игры, ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей. Игра – это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях воспитания. Игра подобна белилам в живописи, без которых не получится картины. Белил нужно больше, чем любой другой краски, они  дают необходимый цвет нужную тональность, но одними ими можно написать картину только на темном фоне. Это сравнение игры с белилами приведено для того, чтобы верно представить место игры во всей композиции воспитательного процесса, понять, что игра нужна чуть ли не везде, дело только в большей или меньшей ее дозировке.

Читайте также:  Если родитель своим действиям или бездействием препятствует развитию ребенка

      Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

Источник

Татьяна Палеева
Игры дошкольников и их воспитательное значение

Игра имеет в жизни ребенка огромное значение Жаков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастите говорил Макаренко, В игре происходит первоначальное воспитание многих качеств. В игре же ребенок развивается физически, развивается сообразительность, настойчивость, выдержка, внимание, коллективизм. Нужно больше использовать игры в воспитательных целях, стараться, чтобы она не была бы только забавой. Одни и те же игры могут быть полезны для воспитания не одного, а нескольких качеств. Игра наполняет жизнь ребенка интересной содержательной деятельностью, помогает изучать окружающий мир, делать первые <скрытия>. A.M. Горький говорил, что «игра — это путь детей к познанию мира, в котором они живут». Маленький ребенок — очень деятельное и любознательное существо. Игра обогащает детей духовно, помогает им многое узнать, осмыслить, формирует их чувства. Игра — деятельность самого ребенка. Сочетая её с другими средствами воспитания, можно осуществлять развитие у ребенка положительных, нравственных качеств, интересов и способностей.

Ушинский видел в игре могучее воспитательное средство. Придавая важное значение игре, как средству воспитания, самостоятельности, По мнению Ушинского воспитание игрой, вести так, чтобы ребенок не присышался ею и умел переходить к занятиям. Дошкольные педагоги проявили много изобретательности в развитии игр. Дошкольный период занимает важное место в психическом развитии ребенка. Именно в этот период начинается формирование личности.

Усваиваются этические нормы отношений, возникает своеобразное мировоззрение! На протяжении дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления, восприятия и памяти ребенка. В этом возрасте возникают и развиваются разнообразные элементарные формы трудовой деятельности. Группа детей в детском саду представляет собой сообщество, живущее совместной жизнью. Наконец, в этот период возраста возникает и достигает высшего уровня развития игра.

Игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка, она обеспечивает развитие по трем основным направлениям. Во-первых, игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности; во-вторых, в игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает обобщенными действиями с ними; в-третьих, игра создает благоприятные условия для развития самосознания.

Задач, связанных с психическим развитием ребенка, с помощью игрырешаются и другие задачи: создания в группе эмоционально-положительной, спокойной атмосферы; формирования у ребенка чувства доверия.

Игра — доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психического комфорта, доставляет радость и удовольствие.

Однако все это не происходит само по себе. Нам надо помогать детям, играть и участвовать в игре наравне с ребенком.

Что такое игра и чем она отличается от других видов детской деятельности.

Но мысли выдающегося отечественного психолога А. Н. Леонтьева, игра принципиально отличается от любых других видов детской деятельности своими целями и способами их достижения.

Ребенок в жизни ставит перед собой обычные, вполне реальные цели, в игре те же самые, что ставят перед собой окружающие его взрослые. Эти цели обыденны, ребенок может их реализовать в игре. Поэтому способы и средства достижения этих целей являются необычными. Ведь в игре обед можно варить из мозаики, помешивая палочкой в крышке от банки! Итак, цель обычная, а пути ее достижения явно далеки от реальности. Вот это сочетание «настоящих» целей и «ненастоящих путей их достижения и характеризует игру.

Именно «ненастоящий) способ достижения цели позволяет использовать в игре предметы-заменители (кубик вместо мыла, палочка вместо расчески и

тому подобное) и совершать действия с воображаемыми предметами (есть несуществующую конфету).

Использовать предметов «не по назначению) развивает воображение ребенка, а свободный поиск новых оригинальных игровых способов для достижения каких-либо целей — первая ступень в становлении его творческих способностей.

Воспитатель должен принимать непосредственное участие в играх дошкольников, учить детей играть, формируя у детей все более сложные игровые умения. Часть бывает достаточно, чтобы ребенок вошел в игру. Но если дети затрудняются в воспроизведении игрового действия, воспитателю необходимо выполнить его совместно с ребенком, Девочка не может покормить куклу, тогда воспитатель берет ложку,вместе с ребенком и ободряюще говорит: «Давай вместе покормим куклу Лену, как хорошо она ест».

Очень важно, чтобы воспитатель эмоционально играл, подчеркивая свое отношение к содержаемым действиям и игрушкам. Взрослые должны помочь детям развернуть и продолжать начатую игру, иначе она быстро прекратится.

Первоначально взрослые должны принимать самое активное участие в играх детей, потому что играть дети также дети учатся с помощью взрослых. Сначала это простые игры, затем взрослый показывает ребенку, как надо выполнять то или иное действие и ребенок быстро это усваивает. Наблюдения показали, что в детстве нет ни одного действия, которым бы ребенок овладел без помощи взрослых, без их руководства. Вмешательство взрослого в детскую игру требует от родителей большого такта и внимания к содержанию игры. Почти во всякой игре взрослый может найти себе такую роль, которая дает возможность незаметно руководить игрой.

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка при эко

В настоящее время трудно, пожалуй, встретить родителей, которые не заботились бы о том, чтобы у их детей были игрушки. Одни покупают игрушки, думая только о том, чтобы порадовать детей. Для того, чтобы дети

радовались как можно чаще, они делают им новые и новые подарки, а этого делать нельзя.

Нужно думать пригодиться она ребенку, какую воспитательную задачу решите вы, что дает эта игрушка ребенку, когда вы приобретете новую игрушку. Если эта кукла, то нужно чтобы она имела одежду на все сезоны, которую Вы можете изготовить вместе с детьми. Если эта лопата, то для чего она нужна человеку, и как вы с её помощью дадите первые навыки пользования, что можно сделать полезного, имея эту игрушку.

Игры! Этой «болезнью» страдают все возрасты. Игра и игрушки, связь между ними понятна каждому. Игрушки входят в жизнь человека с первых дней его существования и на протяжении ряда лет остаются его верными друзьями.Вначале этого они очень простые: погремушки, кубики, пирамидки. Затем появляются и более сложные игрушки машины, строительные наборы, головоломки, игры, которые становятся более разнообразными. Меняются и отношения к ним, научившись управлять движениями своих рук, они переходят к более серьёзным занятиям.Со временем положение изменяется: одни дети начинают отдавать предпочтение куклам, другие машинам.Но в основном сохраняется единодушие: игрушки любят все ребята. Память о любимых игрушках сохраняется надолго. Роль игрушек в жизни человека необычно много образна.

Мир, в котором, безраздельно властвует ребенок. Ребенок искренне привязан к друзьям — плюшевому медвежонку, кукле, машине.

Первое время любые игрушки используются лишь как предметы, которые можно возить, носить. На третьем году жизни игра выделяется уже как самостоятельный вид деятельности, однако имеются различные формы детской игры (сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические).

Однако из первых форм детской игровой деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Ребенка двух лет воспитатель учит простейшим игровым действиям. В эмоциональной форме он показывает, как покормить куклу, мишку, покачать их, положить спать.

Для детей третьего года следует подбирать несложные сюжеты. Эти сюжеты могут быть придуманы воспитателем. «Лена заболела. Пришел доктор и поставил ей градусник, потом послушал, дал лекарства. Важно чтобы дети младшего дошкольного возраста научились выполнять несколько игровых действий. Важное значение в развитии самостоятельных игр младших дошкольников имеет подбор игрушек. Какие же игрушки необходимы малышам? Это, прежде всего куклы, мишки, зайцы соответствующих размеров. Для этих игрушек нужно подбирать мебель стон, стул, кровать.Игрушечная посуда также должна быть крупных размеров: с ней удобно играть ребенку.

На занятии со строительным материалом воспитатель учит детей делать постройки (дорожку, машину, мебель, башенку, а в самостоятельных играх помогает воспроизводить, эти постройки и показывает, как с ними играть. Детям трех лет, кроме кубиков и кирпичиков, дают бруски и пластины. Четырех лет строительный материал. Детей 3-4 лет начинает увлекать довольно разнообразная тематика игр,

Дети четвертого и пятого года жизни учатся на занятиях сооружать более сложные постройки (домики, гаражи, магазин). Руководя работой, воспитатель показывает, как построить гараж, чтобы в него въехала машина. Воспитатель формирует у детей умение создавать постройку не только по данному образцу, но и по собственному замыслу.

Подвижные игры не являются игры с правилами в полном смысле слова. В начале они носят подражающий характер, связанных с каким — ни будь знакомым для детей образом. Например, «Солнышко и дождик. Воспитатель может придумать игры сам. Для детей двух лет они доступны, например, «Птички в гнездышках, где действия происходят по сигналу. Для трехлетнего ребенка можно вводить подвижные игры с коротким стихотворным текстом <зайка беленький сидит», «поезд» и другие.

К концу четвертого года жизни дети четко представляют разницу между игры с правилами и сюжетно — ролевых. При проведении подвижных

игр во второй младшей группе и средней группе воспитатель должен стремиться, чтобы ребята запоминали правило игры.

Детей пятого года нужно постепенно приучать играть самостоятельно. Воспитатель составляет группу, напоминает правило, распределяет роли, один — два раза играет с ними, затем дети играют самостоятельно. Подвижные игры воспитатель проводит на прогулке и на физическом занятии. Дидактические игры используются на занятиях или вне занятий при участии взрослого. Дидактические игры делятся на две группы.

I- группа: «Что в мешочке, «Кто как кричим. «Угостим мишку чаем».

Читайте также:  Таблица особенности развития общения ребенка со сверстниками

II- группа: — это с дидактическими игрушками пирамидками, матрешками. Они используются для организации самостоятельной действительности детей, так же могут быть включены и в занятия, так как способствуют умственному, речевому развитию.

Дети двух-трех лет играют индивидуально или рядом. Дети четырех играют группами, к пяти годам дети обычно умеют самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры.

Дети в старшей группе должны научиться самостоятельно, строить сложные сюжеты, используя наблюдения из окружающей жизни. В игре старших дошкольников отражаются разнообразные впечатления окружающей жизни.

Игрушки старших детей должны быть разнообразны по тематике. В старших группах должно быть больше предметов, из которых дети могли сами создавать обстановку для игры: рейки, доски, камушки, шишки, катушки.

Строительные игры тесно связаны с сюжетно — ролевыми с одной стороны, строительные игры как бы обслуживают сюжетно — ролевые и являются средством детской фантазии. С другой сюжетно — ролевая игра является эффективными средством, побуждающим детей к конструированию. Перед воспитателем стоит задача заинтересовать детей

конструктивной деятельностью. Воспитатель должен использовать строительные игры для формирования положительных взаимоотношений между детьми.

Для детей старшего дошкольного возраста игры с правилами занимают большое место, они дают возможность проявить ловкость, смекалку. Важно, чтобы дети старшей и подготовительной группы не только приписками активное участие в играх, но самостоятельно их организовали. Самостоятельные игры, особенно связанные с соревнованиями, требуют от детей более сложных навыков поведения.

Начав с простых подвижных игр, воспитатель постепенно подводит детей к играм с более сложными правилами, например, «Хитрая лиса».

Одна из существенных сторон игры — взаимоотношение детей, которые в ней проявляются. Ребенок выступает в игре как член коллектива и это имеет немаловажное значение в формировании его личности. Макаренко — считал игру одним из важнейших путей воспитания. Приведу пример, как в игре используют правила взаимоотношений «В магазин игрушек прибежал мальчик в магазин, взял машину и убежал. Дети возмутились, не поздоровался и до свидания не сказал.

Воспитатель говорит: «Что в магазине покупают, а без денег брать нельзя, второй мальчик подчинился требованиям. Стал в очередь и вежливо попросил игрушку. Дети были довольны, лица светились улыбкой. Мальчик поблагодарил и вышел. В последнее время изучению детских взаимоотношений уделяется все больше внимания. Детские взаимопонимания возникают в процессе самой деятельности и разыгрываются в связи с ней. Игра, сюжет которой хорошо знаком детям и свободно ими воспроизводится. Игра протекает плавно и гладко. У ребенка рано начинается проявляться социальная потребность в обществе детей, равных ему по возрасту, интересам, деятельности. Семья не в состоянии полностью удовлетворить эту потребность. В детском саду имеются естественные условия для жизни и воспитания детей в кругу сверстников.

Ребенок познает радость, у него формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт взаимопонимания, он сталкивается с необходимостью считаться с мнением, желанием, учиться быть справедливым. Таким образом, детский сад создает прекрасные условия для становления всесторонние развитой личности ребенка, воспитывая у детей коллективизма.Игра способствует формированию правильных взаимоотношений между детьми: умеют вместе играть, согласовывать свои интересы и интересы коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Игрысоздают возможность формирования положительных черт личности: честности, справедливости.

Ребенок — дошкольник много времени проводит в игре. Родители некоторые смотрят на игру как на забаву, на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. С самого раннего детства ребенок овладеет различными умениями и навыками с помощью окружающих его взрослых. Общаясь с взрослыми, ребенок учится говорить, обращаться с различными предметами. Непосредственное влияние на содержание детских игр сказываются семейные отношения и характер жизни семьи. Отношения старших и молодых в семье, отношения к своим обязанностям являются для детей примером, который находит отражение в играх. Руководить детской творческой игрой лучше всего, играя вместе с ребенком. Дети очень любят и ценят совместные игры с родителями. Ребенок изображает шофера, мать пассажира.

Кроме непосредственного участия в игре родители могут сделать детям указания по ходу игры или подобрать соответствующие игрушки. Родителям необходимо помнить, что игра ребенка — это часть его жизни и относиться к игре надо очень внимательно. Ребенку важно не чем играть, а как играть и с кем. Ему нужен партнер, который сопереживал с ним вместе. Игры с взрослыми приносят детям радость.

В детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического

развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Важную роль в системе воспитания ребенка отводили в игре классики советской педагогике Н. К. Крупская и Макаренко.

Крупская считала, что игра дошкольников — это учеба, труд и серьезная форма воспитания.

Макаренко — говорил, что в игре происходит воспитание будущего деятеля.

Источник