Воспитательное влияние коллектива на становление и развитие личности ребенка

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Как известно, основной принцип гуманистического воспитания – воспитание через организацию сплоченного и целеустремленного коллектива, объединенного общей целью. Именно поэтому так актуален на сегодняшнее время вопрос о положительном воспитательном влиянии коллектива на развитие и становление личности. На этот счет существует множество мнений различных авторов, но все они сводятся к одному: коллектив является опорой, помощником воспитателя, мощным орудием воспитательного воздействия, условием становления личности.

Развитие, становление личности предполагает и развитие психики, так как одно не может быть оторвано от другого. Нельзя представить себе нормального, включенного в социальные связи человека, то есть личность, лишенную психического мира, сознания, как нельзя представить нормального человека, обладающего сознанием, который не выступал бы субъектом межиндивидных отношений, не был бы личностью. Человек, оказавшийся на необитаемом острове, надолго отгороженный от общества, не может быть ни благородной личностью, ни подлецом, ни добрым, ни злым, хотя еще долго сохраняет те индивидуально – психологические особенности, которые лежат в основе формирования этих характеристик личности.

Организация правильных взаимоотношений в детском коллективе, приобретение опыта в коллективной общественно-полезной деятельности – важнейший путь формирования полноценной личности. Ведь с психологической точки зрения, в самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней. Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента в студенческий коллектив, эти процессы нельзя осмыслить иначе, как вхождение в общественно – историческое бытие. В коллективе личность претерпевает ряд изменений, которые выражаются в нескольких фазах:

1) адаптация;

2) индивидуализация;

3) интеграция.

Разумеется, роль коллектива в воспитании личности различна на разных возрастных этапах. Но само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует правильного формирования личности. Все зависит от того, каков коллектив и на какой основе организован. Именно потому, что коллектив обладает такой силой воспитательного воздействия, действиями его надо руководить.

Роль руководителя коллектива, а значит и руководителя процесса становления и развития личности, сводится по существу к нескольким моментам. Во-первых, надо добиваться сплоченности коллектива, ведь само определение коллектива предполагает некую общность, у которой общие цели. Вторая задача руководителя – добиться в коллективе наличия здорового общественного мнения, критики и самокритики. Третьей задачей является необходимость добиться, чтобы классный коллектив был естественной и необходимой частью общешкольного коллектива. Иначе может сформироваться групповой эгоизм, который очень негативно скажется на личности отдельных членов этого коллектива. И четвертая задача — создавать у коллектива умение применять правильные формы воздействия.

Воспитательная работа в коллективе, предполагает несколько обязательных этапов, а именно:

Анализ исходного состояния дел.

Планирование работы (формулировка цели, состояния перечня дел)

Организация деятельности (выбор ответственных, инструктирование их, расстановка).

Корректировка цели, плана, организации.

Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Анализ результатов, вывод.

При построении работы в классном коллективе учитель должен основываться на ряд правила организации коллективной деятельности:

— Гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно значимая для каждого члена коллектива цель организуемой деятельности.

— Предпочтение коллективным и групповым видам деятельности.

— Активное участие каждого.

— Технологическая организованность (время, место, объём действий, порядок их выполнения, оснащённость).

— Сочетание традиционности и вариативности в содержании и формах.

— Организация сменных отношений взаимной зависимости и взаимного подчинения в групповой деятельности.

— Ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждого члена коллектива.

В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллективные связи, у воспитанников развиваются коллективные навыки и привычки, коллективистское сознание находит своё выражение в поступках, в поведении.

В процессе формирования коллектива педагогу необходимо использовать разнообразные методы и средства, направленные на стимулирование деятельности всех его членов и его сплачивание. Это, прежде всего, система требований. Предъявление требований к ученикам должно иметь форму убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив традиции, устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспитанников. Они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь.

В практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать следующие технологические правила:

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить.

2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный организатор, на первой стадии, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

4. Приоритет ценностей формирует учитель, какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.

5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

Таким образом, можно сказать, что если существует классный коллектив с достаточно развитым ценностно-ориентационным единством, то он окажет воспитательное влияние на развитие многих сторон личности членов этого коллектива.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

— для достижения наивысших результатов, необходима систематическая работа по формированию сплоченного коллектива, а, следовательно, и развитию личности;

— сплоченный коллектив способствует формированию и реализации социальных потребностей ребенка;

— хорошо организованный коллектив помогает каждому ребенку адаптироваться к окружающей действительности, к школьным условиям;

— результаты этой работы позволят повысить эффективность учебного процесса в целом.

Методические рекомендаций для педагогов, классных руководителей и родителей:

Необходимо тщательно планировать работу по формированию сплоченного коллектива.

При выборе методов и средств работы с классом нужно учитывать индивидуальные возможности и особенности учащихся.

Планируйте работу в сотрудничестве с детьми.

Всегда помните, что коллектив является эффективнейшим средством влияния на личность.

Помните, что эффективность проводимых занятий зависит от педагогического мастерства учителя.

Источник

ВЛИЯНИЕ ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Актуальность. В наше время дети ещё в раннем возрасте сталкиваются с коллективом и подвергаются его воздействию, не всегда коллектив влияет на ребёнка положительно. Большое внимание этому вопросу посвящал Антон Семёнович Макаренко.

Цель статьи — определить степень влияния коллектива на личность. Осветить возможные проблемы и найти пути их устранения.

Более 70 лет педагогика повествует идеи всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Для практической реализации этой идеи сделано многое, но выполнить её так и не удалось, т.к. в разной время в это понятие вкладывается разный смысл.

Воспитание — процесс становления личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности полезной обществу [1, с. 133].

Существует множество видов воспитания, влияющих на формиромирование личности. Демократическое или гуманистическое – основывается на глубоком уважении личности воспитанника; интернациональное формирование системы толерантного отношения к людям разных национальностей; национальное — основанное на усвоении духовной и материальной национальной культуры народа, формируется национальное самосознание и достигается духовное единство поколений; нравенное — формирование нравственной культуры личности; патриотичен кии формирование системы отношений личности к Родине, земле, где он родился, вырос; трудовое — формирование сознательного отношения к труду, привитие умений и навыков трудовой деятельности; интеллектуальное — процесс развития умственных сил и способностей талантов и дарований ребёнка, формированию научного мировоззрения; эстетическое — формирование эстетической культуры личности путём превращения знаний в убеждения, а убеждения в поступки [2, с. 17].

Процесс воспитания носит комплексный характер, т.е. предусматривает единство воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Воспитание имеет двусторонний характер, он идёт в двух направлениях от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.

Процесс воспитания предусматривает:

  • целостное формирование личности;

  • приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям в области науки, культуры, искусства;

  • развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, возрастных и индивидуальных особенностей, социальных требований;

  • воспитание активной жизненной позиции, соответствующей демокра­тическим преобразованиям общества, не ущемляющих права и опре­деляющих обязанности личности;

  • формирование нравственных качеств личности на основе общечело­веческих ценностей, социально-ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в разви­тии личности.

«Воспитывать детей — это значит прививать им положительные каче­ства (честность, правдивость, добросовестность, ответственность, дис­циплинированность, любовь к учёбе) и на этой основе исправлять имеющиеся у них недостатки» [3, с. 279].

Раньше воспитание носило авторитарный характер, таким образом, ребёнок вырастает пассивным, не имеющим собственного мнения либо же боявшимся его выразить. Это являлось значительным минусом во многих школах.

А в наше время воспитание приобретает всё более демократический, т.е гуманный характер, что способствует формированию личности полезной обществу, личности, самостоятельной, активной, инициативной. Для этого необходимо приучать воспитанников отвечать за свои поступ­ки, думать, прежде чем, совершить что-либо, давать самому принимать решения и приводить их в действие, создавать проблемных ситуаций и побуждать детей и их решению, формировать умение сделать правильный нравственный выбор и др.

Не стоит забывать и о том, что большое влияние на формирование личности оказывает детский коллектив. Коллектив сверстников обладает огромной силой воздействия, способной перевоспитать и сделать попетыми членами общества даже самые неисправимые личности [1]. Имея ввиду огромную воспитательную роль коллектива и отношений в коллективе на формирование личности, психологии интенсивно изучают психологию групп и коллективов при помощи различных диагностических процедур и социометрического метода. Было определено, что сущест­вует два типа коллективов: официальные и неофициальные, т.е. фор­мальные и неформальные. Формальные коллективы создаются на основе устава, а неформальные — свободные объединения личностей на основе симпатии, взаимных интересов и т.д.

Если в коллективе проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование — в таком коллективе формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности; преодолевающего субъективные и объективные препятствия [1, с. 169].

В каждом коллективе должна быть дисциплина, это одно из важней­ших условий. Дисциплина — это лицо коллектива, его голос, его красота, щи подвижность, его мимика, его убеждённость [3, с. 135].

Учение Антона Семеновича Макаренко содержит подробную техноло­гию поэтапного формирования коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелёгкий путь качественных преобразований [1, с. 171].

Выделяют три наиболее распространённых модели развития отно­шений между личностью и коллективом:

  1. личность подчиняется коллективу (конформизм);

  2. личность и коллектив находятся в оптимальных условиях (гармония);

  3. личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм);

Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к само­утверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нём благоприятное для себя положение [1, с. 177]. Но этот процесс, так же, как и процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, неодно­значен, противоречив.

Рассмотрим влияние коллективов и групп на личность на примере трёх периодов:

    1. младший школьный возраст;

    2. подростковый возраст;

    3. старший школьный возраст

Наиболее ярким примером влияния коллектива является становление личности младшего школьника, т.к. оно происходит под влиянием новых отношений с множеством людей: учеников, учителей, одноклассников. Младший школьный возраст обладает колоссальными возможностями для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. В начальной школе закладываются основы нравственного поведения личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется у них учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, её роль в процессе социализации личности огромна [1, с. 66].

В подростковом возрасте идёт интенсивное социальное формирование личности. В этот период на их моральные принципы, суждении, поведения существенное влияние оказывает мнение других людей. Его оценочные моральные суждения не приобрели устойчивости, потому их разрушают любые возникшие противоречия. Подростковый возраст является тяжелым кризисом.

Нравственные и социальные качества старшеклассником формируются ускоренными темпами. Этому способствует сенситивный период нравственной зрелости [1, с. 71]. Проявляется стремление выразить свою индивидуальность. Усиливаются сознательные мотивы поведения.

Здесь коллектив способствует воспитанию как негативных, так и положительных качеств личности.

Таким образом, ученический коллектив — группа воспитанников, объединенных общими, имеющими общественно ценный смысл целями и совместной деятельностью организованной для их достижения.

Мы считаем, что коллектив учащихся оказывает не последнее формирую­щее влияние на развитие и становление личности в процессе чего вос­питываются нравственные качества, ценностные установки, взгляды и убеждения.

Список использованных источников

      1. Зарединова Э.Р. Педагогика : учебное пособие / Э.Р. Зарединова. — Симферополь : ДИАЙПИ, 2011. — 200 с.

      2. Краткий словарь педагогический понятий : учебное пособие для сту­дентов высших учебных заведений / Авт.-сост. А.А. Пермяков, В В. Морозов, Э.Р. Зарединова. — [изд. 2-е, испр. и доп.]. — Кривой Рог ; Симферополь : Видавничий д1м, 2010. — 144 с.

3 Макаренко А.С. Избранные произведения / А С. Макаренко / Ред. кол. : Н.Д. Ярмачеко (председатель) и др. — К : Радянська школа, 1983. — 576 с.

Источник