Влияние музыки на развитие ребенка консультация для родителей

Влияние музыки на развитие ребенка консультация для родителей thumbnail

Консультация для родителей

Влияние музыки на развитие ребенка

        Музыка-это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка — это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку. Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта, его повышение. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами. Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых. А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка- это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

  • Чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности – Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн.
  • Чтобы успокоиться — Бетховен, Шуберт, Брамс.
  • От напряжения в отношениях – Бах.
  • Для поднятия жизненного тонуса, активности – Моцарт, Лист, Хачатурян.
  • Поднимает настроение – Чайковский, Бетховен.
  • Уменьшает злобность — Бах, Гайдн.
  • Концентрация внимания — это Чайковский, Дебюсси, Мендельсон.

         Появляется термин «музыкотерапия», как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии проблемных детей, с целью коррекции и т.п. Выбор музыки огромен. И можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку?

        Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен – классическая, инструментальная, различные мюзиклы…Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения. Так, когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании, ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми. Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только, что в ней содержится, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается, собственно, творческое воображение, а через него — восприятие разных сторон жизни! В последнее время все реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком — учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепиано. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов. Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему? Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями. В разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоции собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение, которое он исполняет. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее, и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность. Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Ребенок идет в десятый класс математической школы, и у него обнаружились блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепиано? Но перед тем, как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка дает и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Скажите откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от той ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье — форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор…»

       История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому.

  • Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.
  • Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом.
  • Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Энштейн играл на скрипке… Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества. Во-первых, ребенок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, чаще всего после окончания получения начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно и, как правило, без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребенка. О влиянии же музыки на человека можно говорит ь бесконечно…

Источник

голубева альбина
Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка»

Влияние музыки на развитие ребенка действительно очень значимо. Музыка — источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно. Если включать малышу классические произведения Баха, Бетховена и, например, Моцарта, он очень быстро научится их различать и уже скоро попросит Вас больше не включать Баха. Это совершенно естественно, так как данный композитор прожил нелегкую судьбу, и большинство его произведений это очень ярко отражает. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, но дети просто способы ощущать чувства композитора. И это прекрасно. Поэтому родители должны знакомить малыша с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка от 2 лет видео

Влияние музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.

Полезна музыка и для математиков. Ведь ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить малыша очень естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях. А музыка, несмотря на все свое многообразие и богатство, строится из нот и ладов, а также имеет очень четкие правила написания. Поэтому детки, которые умеют играть на музыкальных инструментах и разбираются в нотной грамоте, зачастую также делают успехи в написании сочинений и стихов. Вот и получается, что музыка не просто доставляет нам удовольствие, она влияет на многие другие сферы нашей деятельности.

Влияние музыки на здоровье детей

Влияние музыки на здоровье детей, также имеет место быть. Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность.

Также классическая музыка способна восстанавливать рефлексы у новорожденного. Поэтому врачи рекомендуют беременным слушать произведения Моцарта по несколько часов в день, а также включать классическую музыку в комнате ребенка в первые месяцы его жизни.

А если, например, грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как музыка сама стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность и как бы побуждая к общению.

Влияние музыки на психику ребенка

Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии.

Если родители хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать. А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность всех членов семьи. Не забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь. Мамина колыбельная без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша, но она также улучшает лактацию и у самой мамы. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и мелодичные песни. Выбирая музыку, учитывайте настроение и характер крохи, чтобы музыкальные произведения приносили Вам и малышу только положительные эмоции. И тогда музыка станет гармоничной частью Вашей жизни, наполнив ее новыми красками и эмоциями.

Источник

Носикова Марина
Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие детей»

Консультация для родителей.

Влияние музыки на развитие детей.

О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.

Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.

Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!

Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему?

Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.

В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.

Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятиязвучит практически стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».

Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют!

Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.

Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.

В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.

Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка в год и два месяца

Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т. к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.

Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.

Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П. И. Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».

Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.

Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.

Родителям рекомендуем читать детскую периодику и литературу о музыке.

Музыкальный руководитель Носикова М. Н.

Источник

Влияние музыки на развитие ребенка.

В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком – учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро? Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепьяно. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов… Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению. Широко известны сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо образованными людьми, как, например, русским дипломатом А. С. Грибоедовым, который помимо дипломатической и писательской деятельности сочинил ряд прекрасных музыкальных произведений. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных детей… Те, которые не поступали в школу , посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и полонез Огинского. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?

Музыка и личность

Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Ребёнок идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепьяно? Но перед тем как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Или же ребёнок внезапно решил забросить занятия музыкой начал писать хорошие и глубокие, не по возрасту стихи и сочинения? Скажите, откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от той ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье – форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор…» Рассказывает учительница музыки. Попробуем конкретизировать сказанное выше и объяснить, как игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.

Правописание и музыка

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то правильно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. Овладению грамотным письмом могут мешать:

— Нарушение пространственного восприятия. По статистике, 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. Не верите? Пусть определит, стоя напротив вас, где у вас правая рука, а где левая. Не справился? Задумался? Значит, на письме он пишет буквы (и цифры) зеркально, например «э» вместо «е», или «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и «заезжает» за поля. По этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение с маленькой буквы. Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука.

Знание подкреплено наглядностью – перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка – правая рука, нижняя – левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как «вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнят его пространственные понятия, а следовательно, уберут описанные выше ошибки в письме.

— Кинетические и динамические нарушения организации движений. Что это значит? А это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое, и от этого все внимание наше – на пальчики, и пока мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная программа уходит далеко вперед. Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев?

— Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой. Дети не могут воспроизвести на письме правильно услышанную фразу.

Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет. Следовательно, он будет писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет соблюдать правил переноса и опять же будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление слова на слух на слоги – это деление его на ритмические единицы. Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук. Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную форму – в слова и предложения – отражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства.

Читайте также:  Высказывания о значении общения для развития ребенка

Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в написании. Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему. Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в письменную форму. Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справится с этими задачами и в письменной речи!

Математика и музыка

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.

Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык вспоминается больше руками, а не головой.

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств… История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.

Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке… Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.

Во-первых, ребёнок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, чаще всего после окончания получения начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно и как правило без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребёнка. О влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно…

Музыка и младенцы

Экскурс в историю

То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз… Но все эти эксперименты проводились со взрослыми.

Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна Бомбардирова, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Что показали исследования

У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем? Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то — нет…

Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.

Какую музыку должны слушать младенцы?

Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Поскольку в начале своих исследований наши врачи опирались на опыт немцев в этой области — в Германии было больше всего литературы по этому вопросу, в их программах преобладала немецкая и венская классика: Моцарт, Шуберт, Гайдн… Потом добавились Вивальди, Чайковский… Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. И не важно, на каком языке поют, новорожденные прекрасно слушают, например, колыбельную Брамса или Рождественские песнопения на немецком языке.

А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Отдых на клеточном уровне.

Сейчас у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики.

А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство.

Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.

Источник