Воспитания и развития одаренных ребенком

Воспитания и развития одаренных ребенком thumbnail

Как воспитывать одаренного ребенка?

Кто он такой — одаренный ребенок? Одаренными называют детей, которые отличаются выдающимися способностями, достижениями, а также имеют предпосылки к ним. При этом не является важным, в какой именно деятельности ребенок проявляет особые таланты. Он может быть способным к музыке и спорту, творчество и науке, обладать незаурядными познавательными процессами, такими как высокий уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия.

В настоящее время одаренность определяется специальными тестами, которые проводят в школе педагоги и психологи. Однако также признаки незаурядных способностей ребенка могут заметить и родители дома. Занимаясь воспитанием одаренных детей, следует придерживаться определенной тактики и поведения, потому что их уровень развития и природные особенности требуют к себе специального отношения. Как воспитывать маленького гения в школе и дома? Ответы можно узнать из данной статьи.

Признаки одаренности у детей

Одаренность, если рассматривать ее как природное качество личности, может проявляться в двух крайностях. С одной стороны, по ребенку с малых лет бывает заметно, что он более способный, чем его сверстники — он достаточно рано начинает ходить и говорить, его любопытство и неуемная энергия помогают усваивать информацию, которая другим детям непонятна и неинтересна. Одаренные дети в раннем дошкольном возрасте хорошо разбираются в географии и астрономии, технике или математике. От других детей, чей уровень мышления и восприятия находится в рамках среднего, они отличаются тем, что умеют хорошо контролировать себя, ставят цели и достигают их, интересуются знаниями больше, чем играми и общению с друзьями. Часто такие малыши похожи на маленьких взрослых — они рассудительны, внимательны и умны не по годам.

Другая сторона одаренности — это ребенок, который, наоборот, может быть очень молчалив и сосредоточен. Иногда родители, наблюдая за ним, начинают думать, что с ним что-то не так. Однако спустя время, он демонстрирует незаурядные способности в хобби, увлечениях, науке, творчестве.

Явные признаки одаренности:

  • Способность долгое время заниматься умственной деятельностью.
  • Энергичность и напряженность во время выполнения интересного дела.
  • Быстрые ответы на вопросы, молниеносный анализ, высокая результативность работы.
  • Широкий и разнообразный круг интересов, в который ребенок «погружается с головой», а не просто изучает на поверхности.
  • Высокий уровень интеллекта.
  • Нестандартное творческое мышление.
  • Высокий уровень мотивации.
  • Дисциплинированность и схватывание материала «на лету».
  • Нестандартное решение проблем.
  • Высокий уровень абстрактного мышления.
  • Высокие показатели развития в одной деятельности или нескольких сразу.

Потребность детей трудиться

Одаренного ребенка отличает высокая работоспособность, активность и целеустремленность. В результате этого родители могут замечать, что он не просто внимательно и серьезно занимается каким-либо делом, а отдает ему всего себя, свободное время и силы. К чему это приводит? К уменьшению живых контактов в жизни — например, посвятив всего себя музыке или конструированию, ребенок перестает хотеть общаться со сверстниками и проводить с ними время.

Если детей не «переключать» с деятельности на отношения, то они рискуют остаться в одиночестве. Кроме того, их потребность в труде приводит к развитию перфекционизма. Они живут в постоянном стремлении достичь совершенства, и совершить ошибку для них является непозволительным.

Что делать родителям? Хвалить за достижения и поддерживать, однако показывать, что кроме деятельности в жизни существуют и другие сферы — общение с близкими людьми и забота о себе, ничегонеделание и активный отдых, развлечения, досуг, коллективные мероприятия, на которых можно получить заряд положительных эмоций и найти друзей.

Развитие самостоятельности у детей

Иногда одаренные дети воспринимаются как особая ценность семьи, особенно если в ней больше никто не отличается выдающимися способностями или же наоборот — мама и папа, предыдущие поколения тоже были высокообразованными и одухотворенными личностями.

Существуют побочные эффекты одаренности, такие как постоянный контроль над ребенком и его деятельностью, детоцентричность в семье, «вознесение» маленького гения на пьедестал.

Если родители так относятся к ребенку, то, создавая ему условия для развития способностей, они упускают из виду необходимые навыки жизнедеятельности. Так, одаренный в математике или пении малыш может вырасти несамостоятельным и неспособным позаботиться о себе без помощи взрослых. Развить чувство ответственности можно, если чаще обращать внимание и формировать такие навыки как: умение себя поддержать, обслужить, накормить, подобрать гардероб, разрешать ссоры и конфликты в обществе самостоятельно.

Одиночество одаренного ребенка

Очень способные дети часто могут переживать чувство одиночества и повзрослев, испытать его на себе. Почему это происходит? Потому что они с детства ощущают себя не такими, как все, и в этом есть большой вклад родителей и педагогов.

Незаурядные способности часто переплетаются с непростым характером ребенка — он может больше понимать об окружающих людях, чем его сверстники, быть слишком педантичным или скептически настроенным, серьезным и глубокомыслящим. Такая характеристика больше свойственна взрослым людям, нежели ребенку. По этим причинам дети могут сторониться маленьких гениев только потому, что у них с ним нет общих интересов.

Читайте также:  Динамика развития ребенка по эмоциональному развитию

Чтобы оградить от одиночества, родители должны с детства обращать внимание на социальное окружение ребенка, на то, как он общается со сверстниками. Не стоит словами или поступками возвышать маленького гения над другими — он должен ценить свою личность и способности, однако лучше, если будет чувствовать себя наравне со всеми.

Воспитания и развития одаренных ребенком

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Полезные рекомендации родителям

  • Для того чтобы избежать скуки в школе, можно записать ребенка на более углубленную образовательную программу — так ему будет интереснее учиться.
  • Если ребенку трудно дружить со сверстниками, нужно подумать над тем, с кем он мог бы найти общий язык и интересы.
  • Не стоит «подпитывать» зацикленность маленького гения на себе.
  • Не стоит поощрять в нем бесконечное стремление к совершенству.
  • Одаренные дети очень впечатлительны и часто мыслят как философы. Хорошо если родители сумеют «разбавлять» их серьезность шутками и легким отношением к жизни.
  • Во время воспитания стоит избегать поощрения самокритики — ребенок должен знать, что, несмотря на свои способности, он остается таким же человеком, как и все остальные и имеет право как на выбор, так и на ошибки.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Понятие «одаренность» является
производным от понятия «способности».
В психологии

под способностямипонимают
индивидуально-психологические особенности
человека, проявляющиеся и формирующиеся
в деятельности и являющиеся условием
ее успешности. Различают общие способности,
обеспечивающие продуктивность и
достаточную легкость в осуществлении
различных видов деятельности и специальные
способности, помогающие достигнуть
высоких результатов в какой-либо области
деятельности.

Общие способностиотносятся обычно
к мыслительной деятельности и проявляются
в таких качествах ума, как сообразительность,
самостоятельность, критичность, гибкость,
вдумчивость и др. Общие способности
позволяют человеку проявить себя в
разных областях науки, техники или
искусства. Например, дети с такими
способностями хорошо учатся по разным
учебным предметам, характеризуются
быстрым темпом обучения.Специальные
способности
человека проявляются в
отдельных областях деятельности,
например, в музыке, рисовании, математике,
технике, при этом в других областях
особых успехов у него не наблюдается.

Откуда берутся способности? Все ли люди
обладают способностями? Какова роль
наследственных и средовых факторов в
развитии способностей? Однозначных, а
тем более окончательных ответов в науке
не существует. Большинство психологов
и педагогов утверждают, что способности
не даются человеку от природы в готовом
виде. Родившийся человек, как мы уже
знаем, обладает задатками –
анатомо-физиологическими предпосылками
развития способностей. Задатки
необходимый, но недостаточный момент
в развитии способностей.

Доказано, что каждый родившийся
физиологически здоровый ребенок
располагает достаточным фондом
природных задатков
для физического,
интеллектуального и эмоционально-художественного
развития. Но, во-первых, генетические
комбинации задатков у всех разные
(например, установлено, что статистически
чаще у девочек обнаруживаются задатки
к усвоению языков, у мальчиков – к
математике и технике); во-вторых, задатки
имеют благоприятные (сензитивные)
периоды для их развития, за рамками
которых способности могут так и не
развиться; в-третьих, реализация самого
богатого генотипа может быть блокирована
в ранние периоды развития ребенка
(условия пренатального развития,
экологические условия и т.п.).

Вместе с тем, установлено, что возможности
развития (задатки) огромны и даже в
благоприятных условиях используются
недостаточно. Важно знать также, что
сензитивным периодом для развития
большинства человеческих способностей
является период до трех-пяти лет.

На вопрос, как развить способности
ребенка, наиболее успешно отвечает
теория и практика пренатального
воспитания, а также раннего развития и
обучения. Например, теория и практика
раннего развития детей (Г. Доман, Б.П.
Никитин и др.) предлагает следующие пути
развития способностей детей: 1) раннее
начало; 2) создание окружающей обстановки,
несколько опережающей (находящейся в
«зоне ближайшего развития») развитие
детей; 3) максимальное напряжение
интеллектуальных сил («задания «под
потолок возможностей»); 4) предоставление
детям большой свободы в выборе и
осуществлении своей деятельности и др.

Кратко одаренностьможно
определить как высокий уровень развития
и проявления способностей. Соответственно
говорят об общей и специальной одаренности,
или таланте.

В современных теоретических концепциях
одарённость рассматривается как сложное
психологическое явление, охватывающее
личность в целом. Это интегральное
качество, включающее познавательную,
эмоционально-потребностную и волевую
сферы в их взаимосвязи. В структуре
одарённости обычно выделяют: ненасыщаемую
познавательную потребность (высокую
умственную активность), креативность,
настойчивость (мотивацию, нацеленность
на значимую задачу). Синтез этих свойств
и приводит к высокому уровню развития
и проявления тех или иных способностей.

Читайте также:  Антропометрия ребенку с оценкой по стандартам физического развития

Отсюда следует важный практический
вывод: одарённость – это особый склад
личности.

«Человек, наделённый развитыми
способностями, — другой и по характеру,
и по восприятию мира. Он по-другому
строит отношения с окружающими, по-другому
трудится» (Чудновский, В.Э. Одаренность:
дар или испытание / В.Э. Чудновский, В.С
Юркевич. — М.: Знание, 1990. — С. 5). Поэтому,
только осознавая и принимая, как
естественную, личностную непохожесть
одарённого ребёнка, можно помочь ему,
с одной стороны, реализовать свои
способности, а с другой – избежать
многих психологических и социальных
проблем.

Исследователями изучались также вопросы
о типах, видах и формах проявления
одарённости, о путях её развития.
Общепризнанны факты существования
актуальной и потенциальной, явной и
скрытой, ранней и поздней одарённости.
Наивысшую степень проявления одаренности
(таланта) принято называть гениальностью.
Это в большей степени общественная
оценка достижений личности. Для
гениального человека характерно
органичное соединение высокого
интеллекта, волевой целеустремленности,
интуитивной проницательности, богатства
чувств, высокопродуктивного творчества.

Общая одаренность– высокий уровень
развития общих способностей, определяющий
сравнительно широкий диапазон
деятельностей, в которых человек может
достичь больших успехов. Установлено,
что общая (умственная) одарённость
является фундаментом всех специальных
способностей, но представляет собой
независимый от них фактор. В общей
одаренности выделяют интеллектуальный
и творческий компонент.

Выделяют также следующие виды одаренности:
«художественная одаренность» (музыкальная,
изобразительная, сценическая и др.);
общая интеллектуальная и академическая
одаренность; творческая одаренность;
психомоторная (спортивная) одаренность;
социальная или лидерская (организаторская)
одаренность; «практическая» одаренность
и др.

Будущего педагога в большей степени
интересует проблема детской одаренности.
В последнее время детскую одаренность
рассматривают не как статическую, а как
динамическую характеристику. По мнению
исследователей, это всего лишь потенциал,
который при определенных условиях может
привести к значительному успеху. На
практике нередко наблюдается явление
«затухания одаренности».

Реальные проявления детской одарённости
индивидуально своеобразны. Вместе с
тем, существуют качества, присущие
большинству одарённых детей и отличающие
их от сверстников, развивающихся в
пределах нормы. Как отмечают специалисты,
опережающее познавательное развитие
одарённых детей
обычно
заключается в отличной памяти, большом
словарном запасе, широте восприятия,
высокой концентрации внимания, повышенных
математических способностях, большом
упорстве в решении каких-либо задач,
увлечённости тем или иным занятием.

Отличительными особенностями развития
познавательной сферы одарённых детей
также считают сверхчувствительность
к проблемам, стремление к постоянному
углублению в проблему, высокий по
сравнению с общепринятой нормой уровень
развития логического мышления, склонность
к задачам дивергентного типа, оригинальность
и гибкость мышления, лёгкость генерирования
идей (продуктивность мышления), способность
к прогнозированию и др.

Выявлены особенности психосоциального
развития одарённых детей
. К ним
относят такие качества, как повышенное
стремление реализовать свои личностные
возможности (самоактуализация),
перфекционизм, самостоятельность,
социальная автономность, склонность к
лидерству и к соревновательности. В
целом психосоциальная чувствительность
одарённых детей проявляется в живом
воображении, богатой фантазии,
изобретательности, творчестве, чувстве
юмора. Вместе с тем, у одарённости есть
свои оборотные стороны.

В первую очередь, это повышенная
возбудимость и чувствительность
одарённых детей. Родители и педагоги
нередко озабочены такими их свойствами,
как эмоциональный дисбаланс, нетерпеливость,
преувеличенные страхи, чувствительность
к невербальным сигналам окружающих,
чуткость к проявлениям несправедливости,
склонность к самообвинению, предъявление
завышенных требований к себе и окружающим.
Нередко у одарённых детей развивается
негативное самовосприятие, заниженная
самооценка. К особенностям одарённых
детей можно отнести и то, что они часто
недостаточно общительны со сверстниками.
У них возникают трудности в установлении
социальных контактов. Более того, среди
одарённых детей чаще, чем среди остальных
детей, встречаются дети с аутистическими
особенностями.

Пожалуй, наибольшие трудности в
образовании одарённого ребёнка вызывает
диссинхрония его развития, понимаемая
как «неравномерность развития отдельных
способностей и личностных свойств»
(Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив:
детская одаренность и домашнее обучение
/ А.И. Савенков. – Ярославль: Академия
развития, 2002. — С. 81). Исследователи
полагают, что она является результатом
гетерохронности созревания и развития
функциональных систем головного мозга
в условиях среды. Неравномерность
развития проявляется, например, в
несоответствии физического развития
ребёнка его умственным, творческим
возможностям. Практика работы с
одарёнными детьми раннего и дошкольного
возраста показывает, что у них «моторная
координация и владение руками часто
отстают от познавательных способностей»
(Одаренные дети: пер с англ. / Общ, ред.
Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого.- М.: Прогресс,
1991. — С. 92). Выявлено, например, наличие у
одарённых детей отрицательной корреляции
между их достижениями в области
математических и гуманитарных наук,
между математическими достижениями и
вербальной креативностью. Установлена
положительная корреляция между
достижениями в математике и одиночеством.
Поэтому большую ошибку совершают
педагоги и родители, требующие
гармоничности и разносторонности от
всех одарённых детей. По данным Е.С.
Беловой, разносторонне одарённые дети
составляют всего 1,5-3% от всех детей
(Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть,
понять, поддержать / Е.С. Белова. — М.:
Флинта, 2004. — С. 127).

Читайте также:  Все о 5 месячном ребенке развитие и питание

Педагогам и родителям следует учитывать
и такие проблемы одаренных как, неприязнь
к школе, изоляция от сверстников, протест
против стандартных требований, если
они кажутся им бессмысленными или не
отвечающими их интересам.

Как распознать (диагностировать)
одаренность? В систему диагностических
методики одаренности обычно включают
стандартизированные тесты на
интеллектуальное развитие и творческие
возможности. Эти методики дают возможность
получения белее или менее объективной
оценки количественных показателей
детской одаренности. Они предназначены
в основном для применения специально
подготовленными психологами.
Разрабатываются и методики диагностики
детской одаренности для педагогов и
родителей: опросники, схемы наблюдений,
алгоритмы составления характеристик.
Эти методики направлены на выявление
качественных сторон детской одаренности.

Основным методом изучения детской
одаренности следует признать наблюдение
за ребенком в процессе его свободного
взаимодействия с окружающей средой.
Интенсивность деятельности ребенка в
той или иной области, постоянство выбора
им соответствующих занятий и материалов
могут свидетельствовать о наличии у
него одаренности в этой области.

Все вышесказанное свидетельствует о
том, что одаренные дети нуждаются в
особой помощи взрослых и в особых
условиях жизни, обучения и воспитания
для развития и реализации своих
способностей. Общество должно осознавать,
что одаренные дети – это духовное и
экономическое богатство страны. Прогресс
во всех сферах жизни общества невозможен
без повышенного внимания к одаренным
детям. В последнее время в Республике
Беларусь это осознаётся на государственном
уровне. В частности, создан Президентский
фонд социальной поддержки одарённых
детей и молодежи. Вместе с тем решение
проблемы одаренных детей требует
разработки для них специальных
образовательных программ и соответствующих
учебных, дидактических пособий. Очень
важно подготовить и педагогов для работы
с одаренными детьми.

В мировой практике предложены следующие
пути образования одаренных детей:

— обучение этих детей в классах с более
высоким уровнем и скоростью обучения;

— обучение их по индивидуальным программам.

И тот, и другой путь в нашей стране пока
трудноосуществим.

Каковы пути развития способностей и
одаренности в школе? Во-первых, необходимо
зафиксировать проявление ребенком тех
или иных способностей, его сильных
сторон. Проявление способностей
обнаруживается прежде всего наблюдением
за тем, как ученик занимается той или
иной деятельностью: с интересом, с
проявлением положительных эмоций, с
увлеченностью. Продолжая заниматься
этой деятельностью, ученик развивает
и соответствующие способности. Во-
вторых, и ученику, и педагогам надо быть
готовыми к возможным трудностям, периодам
остановки или даже регресса в развитии
способностей. Следует помочь ребенку
в преодолении возможных препятствий,
поддержать его уверенность в своих
силах. Рост успехов не всегда заметен
и требует кропотливой терпеливой работы.
Практика показывает, что заинтересовать
ребенка каким-либо предметом, деятельностью
легче, чем сохранить и углубить этот
интерес.

Рассмотрим некоторые практические
проблемы работы учителя с одаренными
детьми
. Можно ли судить о способностях
ребенка только по его успеваемости?
Если спросить у учителей, каков портрет
одаренного ученика, то они обычно
называют такие качества, как эрудиция,
быстрее всех решает задачи или выполняет
задания учителя, «схватывает» все на
лету», трудолюбие, добросовестность,
дисциплинированность, усидчивость и
т.п. В целом, это тот, кто хорошо учится
по всем или большинству предметов.

Примеры из жизни выдающихся людей,
нередко говорят об обратном. А.С. Пушкин
в детстве совсем не казался своим
родителям сколько-нибудь замечательным
мальчиком, он часто раздражал их своей
неуклюжестью. В лицейские годы у него
изредка появлялись высокие баллы, как
правило, по французскому языку. А.
Эйнштейн был исключен из гимназии за
неуспеваемость по древним языкам.
Неспособным считали учителя и Ч. Дарвина.

Приведенные примеры описывают не
«школьную одаренность», проявляющуюся
в больших способностях к обучению, в
том числе к быстрому усвоению материала,
а одаренность творческую. Творческие
способности в этом случае проявляются
в собственной работе мысли, в собственной
позиции, часто отличающейся от
общепринятой. На практике учителя часто
не любят творческого ученика, он не
всегда удобен на уроке, так как не умеет
приспосабливаться к общепринятому,
имеет свое мнение и интересы.

Поэтому очень важно, чтобы учитель был
готов работе с одаренными детьми, понимал
их психофизические особенности и
образовательные потребности.

Следующая категория детей, которая
будет нами охарактеризована, — это так
называемые «трудновоспитуемые» дети.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник