Воспитание ребенка с задержкой психического развития в семье
Системное мышление помогает полностью увидеть картину психического своего ребёнка и точно определить, что в его развитии является патологией и нуждается в медицинской коррекции, а что является врождённым свойством и нуждается в правильном развитии и реализации.
4
31155
21 Июля 2013 в 02:34
Автор публикации:
Татьяна КЛИЩЕНКО, медицинская сестра.
Воспитание детей с ЗПР осложнено тем, что граница между нормой и задержкой психического развития (ЗПР) детей настолько зыбка и относительна, что подчас родители обращают внимание на наличие проблемы только после того, как ребёнок поступает в образовательное учреждение.
Как правило, нарушение нормального темпа психического развития отмечается педагогами, столкнувшимися с тем, что ребёнок младшего школьного возраста продолжает оставаться в кругу игровых интересов, характерных для дошкольного периода.
Нередко родители, услышав от педагога или психолога о том, что их ребёнок отстаёт в развитии, испытывают шок. Это естественно, ведь насколько приятно слышать, что ребёнок успешен, настолько неприятно узнать, что он в чём-то отличается от сверстников, что он «особенный».
Но не стоит отчаиваться — задержка психического развития у детей при правильном подходе корректируется. и ребёнок в большинстве случаев успешно «догоняет» своих одногодок.
Что говорит о ЗПР у детей официальная медицина
ЗПР у детей — это слабовыраженное отклонение психического развития ребёнка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более медленным созреванием психики ребёнка. Считается, что причиной ЗПР у детей могут быть как биологические, так и социальные факторы.
К биологическим факторам задержки психического развития у детей относятся незначительные органические изменения в тканях центральной нервной системы, наступившие вследствие патологического течения беременности или родов. По мнению отдельных специалистов, 95% новорождённых в процессе родов получают микротравмы, не распознаваемые на первых порах, но крайне негативно влияющие на состояние головного мозга.
Другими биологическими факторами, способными спровоцировать ЗПР у детей, является употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, а также инфекционные заболевания, перенесённые матерью или младенцем.
Социальными факторами задержки психического развития у ребёнка считаются гипо- или гиперопека, отсутствие телесного контакта с матерью, проявления агрессивности как по отношению к ребёнку, так и в целом в семье, социальная изоляция, возникающая, например, при отказе матери от ребёнка и помещении его в казённые учреждения. Также причиной задержки могут стать психологические травмы, полученные в результате глобальных катастроф.
Если же обстановка в семье нормальная, ребёнку уделяется достаточно внимания, а наличие ЗПР налицо, специалисты обычно возлагают вину на невыявленные органические изменения тканей центральной нервной системы. Как говорится, не бывает здоровых людей, бывают недообследованные.
Диагноз «задержка психического развития» ставят ребёнку специальной психолого-медико-педагогической комиссией на основании результатов медицинского обследования и данных психологического обследования, включающего изучение восприятия ребёнком информации, его способности к анализу, обобщению, сравнению и умению классифицировать. Кроме того, исследуется эмоционально-волевая сфера и речевая деятельность ребёнка.На основе сделанных выводов формируются рекомендации для родителей и педагогов, работающих с ребёнком, нацеленные на развитие психики ребёнка до возрастной нормы.
Системно-векторная психология: что скрывается за диагнозом «ЗПР»
Усреднённый подход к оценке психического развития детей приводит к тому, что диагноз «ЗПР» подчас ставят там, где имеет место не отклонение от нормы, а врождённая особенность того или иного ребёнка. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые позволяет подойти к этому вопросу дифференцированно и с высокой точностью сказать, что является отклонением, а что нормой.
Воспитание детей с ЗПР— инфантильность
Возьмём простой пример. К первому типу задержки психического развития относят тех детей, у которых наблюдается так называемый психологический инфантилизм. Для таких детей характерна беспомощность, несамостоятельность, повышенная эмоциональность, сильная зависимость от матери. ЗПР таким детям ставят на основе их сравнения с другими, более самостоятельными и независимыми детьми.
Родителям «инфантильных» детей предлагаются различные методики, нацеленные на развитие самостоятельности, однако. полностью «излечить» таких детей практически невозможно — они так и остаются эмоциональными, ранимыми, обидчивыми и несамостоятельными.
Причина подобного поведения становится понятной при системном анализе их поведения. Все вышеперечисленные свойства характерны для анально-зрительных детей — в потенциале самых послушных и усидчивых.
Видовая роль анального человека сохранить накопленный опыт и передать его будущему поколению. Для полноценного выполнения этой роли природа наделила анальных людей такими свойствами как усидчивость, аналитический склад ума и системное мышление, очень хорошая память, перфекционизм, обстоятельный подход к любому делу.
Другими свойствами анального вектора являются ригидность мышления, неумение быстро адаптироваться в быстро изменяющихся условиях окружающей среды, страх опозориться.
Ребёнок с анальным вектором абсолютно ведом и безынициативен, нуждается в чётком руководстве к действию. Для психологического комфорта анальному ребёнку необходима адекватная похвала.
Очень важны для анально-зрительного ребёнка отношения с матерью — она является гарантом его защищённости. Именно мама говорит, что нужно делать, поддерживает и хвалит в случае успеха, а также устанавливает с ребёнком крепкую эмоциональную связь, помогающую ему справиться с врождённым страхом смерти, характерным для зрительного вектора.
При отсутствии поддержки со стороны матери у анально-зрительного ребёнка возникает обида, упрямство, он бессознательно пытается вернуться в то время, когда мама уделяла ему много времени.
Психологи считают такое состояние психологическим инфантилизмом. На самом деле такая реакция возникает в том случае, если ребёнок ощущает сильное давление ландшафта и недостаток внимания матери. Он словно сигнализирует ей своим «младенческим поведением»: «Мама, мне нужна твоя поддержка и твоя адекватная похвала — лучший стимул для моего развития».
Подчас родители, не понимая врождённых свойств, стараются развить в ребёнке то, что в нём не заложено природой. Разумеется, из самых лучших побуждений, ведь «такому рохле и плаксе» будет очень сложно выжить в нашем мире, где скорость решает всё. Это типичный подход кожных родителей, живущих во временнóм ритме, отличном от ритма анального ребёнка.
Вместо того чтобы дать ему спокойно завершить начатое дело, будь то поглощение манной каши, складывание пирамидки из кубиков или сидение на горшке, кожные родители, раздражаясь от медлительности малыша, начинают его подгонять, чем повергают неокрепшую психику малыша стрессу.
Ребёнок, видя раздражение родителей, подсознательно чувствуя их агрессивность и разочарование, теряет чувство защищённости, необходимое для его нормального развития. Следствием утраты защищённости становится ступор и невозможность воспроизвести самые простые действия.
Аналогичная ситуация возникает и на приёме у врача, оценивающего уровень психического развития ребёнка. Незнакомая обстановка, необходимость общаться с незнакомым (читай, страшным) человеком — всё это повергает ребёнка с анальным вектором в стресс. А наличие зрительного вектора способно породить крайне эмоциональную реакцию на внешние раздражители, вплоть до истерики. В таких условиях крайне сложно дать объективную оценку уровню психического развития ребёнка.
Следует также учитывать, что для нормального развития психики ребёнка со зрительным вектором необходима крепкая эмоциональная связь, прежде всего, с матерью. При отсутствии такой связи ребёнок оказывается один на один со своим врождённым страхом — страхом смерти, тормозящим его развитие, мешающим приобрести необходимые навыки, порождающим чувство неуверенности, что может быть расценено как неразвитость психики ребёнка.
Для коррекции ЗПР у детей со зрительным вектором порой достаточно создать с ними крепкую эмоциональную связь и помочь им вывести страх наружу — из состояния «страх за себя» в состояние «страх за других», т. е. в сочувствие и сострадание. Научаясь сострадать, сначала на неживом и растительном уровне, потом на животном уровне, ребёнок постепенно выходит на высший уровень развития — уровень человека, когда сострадание проявляется по отношению к людям и миру в целом.
Освобождение от страха способствует развитию интеллекта ребёнка, поскольку исчезает барьер, мешающий усвоению необходимых навыков. Именно поэтому, если у вашего ребенка диагностировали ЗПР, необходимо проанализировать, какими врождёнными свойствами он наделён и создать оптимальные условия для их развития. Не нужно учить «рыбку» летать — это не сделает её счастливой и успешной. А вот научив свою «рыбку» плавать, вы сделаете её по-настоящему счастливой.
Воспитание детей с ЗПР— отстающий… гений?
Ситуация может усугубиться, если, помимо анального и зрительного вектора, у ребёнка присутствует звуковой вектор. Если анальный ребенок — это просто интроверт, то анально-звуковой ребёнок является интровертом вдвойне. Эрогенной (особо чувствительной) зоной таких детей является барабанная перепонка — невероятно чувствительный сенсор, негативно реагирующий на любые резкие грубые звуки, а также на порицательную интонацию голоса.
Звуковые дети с раннего детства могут выделяться на фоне своих сверстников любовью к тишине и одиночеству. Они с большим трудом адаптируются в новых коллективах и сторонятся обычных детских развлечений, сопровождающихся громким шумом.
Маленький звуковичок, как правило, замкнутый, нескладный, говорит тихим голосом. На вопросы отвечает с некоторой задержкой, часто переспрашивает. Не потому, что не знает, — он сосредоточен на своём внутреннем мире, на своих ощущениях.Внешне такая внутренняя сосредоточенность может выглядеть как рассеянность и заторможенность.
Для звуковых детей характерна амимичность — их лица крайне сдержанно выражают эмоции, вводя в заблуждение взрослых, не наделённых звуковым вектором. Оценивая поведение ребёнка «через себя», они даже не подозревают о том, какие эмоции бурлят в душе ребёнка, сохраняющего внешнее спокойствие.
Звуковики наделены мощным абстрактным мышлением, способным продуцировать настоящие инновационные идеи. При правильном подходе к их воспитанию и обучению, звуковики показывают отличные результаты в изучении иностранных языков, физики и математики.
Наиболее комфортно звуковые дети ощущают себя ночью, когда они бессознательно выполняют свою видовую роль — вслушиваются в тишину, стараясь предотвратить «нападение хищника на стаю». Эти дети с большим трудом укладываются вечером и, даже попав в постель, долго не могут уснуть, проживая свою особую внутреннюю жизнь в мире фантазий, идей и Музыки Тишины. Как следствие — утром эти дети с трудом просыпаются и в первой половине дня чувствуют себя вялыми и недееспособными, что негативно сказывается на процессе обучения и даёт повод специалистам диагностировать задержку психического развития.
Другим фактором, способным стать причиной серьёзной задержки психического развития маленького звуковика, является неблагоприятная экология звука, окружающая ребёнка. Постоянный шум, крики, скрип дверей, шум стройки или магистрали, расположенной неподалеку, — все это крайне пагубно сказывается на психическом развитии звукового ребёнка. Как следствие, у звуковичка даже в самом раннем детстве могут наблюдаться признаки депрессии — апатия, нежелание к обучению, затрудненность контакта с окружающими. Всё это может быть ошибочно диагностировано как ЗПР.
В особо тяжёлых случаях контактность ребёнка может снизиться вплоть до полного аутизма. Громкие скандалы в семье, разговор с ребёнком на повышенных тонах, оскорбления в его адрес приводят к тому, что организм пытается снизить нагрузку на сверхчувствительный сенсор — в результате нейронные связи, отвечающие за обучаемость, постепенно отмирают. В итоге ребёнок слышит звуки, но не может осознать полностью их смысл.
Воспитание детей с ЗПР— дифференцированный подход
Воспитание ребёнка с задержкой психического развития — тяжелый труд, однако, дифференцированный подход его значительно облегчает. Осознанно развивая врождённые свойства ребёнка, родители дают ему возможность правильно развиться и реализоваться, помогают справиться с возникающими проблемами и адаптировать давление ландшафта.
Системное мышление помогает полностью увидеть картину психического своего ребёнка и точно определить, что в его развитии является патологией и нуждается в медицинской коррекции, а что является врождённым свойством и нуждается в правильном развитии и реализации. Такой подход помогает не просто корректировать имеющиеся отклонения, но и предупреждать их возникновение.
Автор публикации:
Татьяна КЛИЩЕНКО, медицинская сестра.
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник
Под задержкой психического развития у детей (ЗПР) понимают определенную форму интеллектуальной недостаточности, которая проявляется в незрелости личности, сбоях в формировании познавательной сферы, отставании в развитии основных психических функций:
- моторики;
- сенсорики;
- воли;
- речи.
Важно понимать, что ЗПР — это не клиническая форма неизлечимого заболевания, а всего лишь происходящее в замедленном темпе развитие, в результате чего возраст малыша и уровень его интеллекта не соответствуют друг другу.
Если с такими детьми не заниматься, они не смогут подготовиться к учебному процессу в школе, даже если определить их в специальный коррекционный класс. Также отставание негативным образом отразится на их поведении, навыках и формировании личности в целом.
Особенности детей с отставанием в психическом развитии и причины ЗПР
Для детей с ЗПР характерны следующие особенности:
- низкий уровень работоспособности;
- быстрая утомляемость;
- невнимательность;
- невысокий уровень произвольной памяти;
- несформированное мышление;
- неправильная речь;
- необычное поведение;
- скудный словарный запас;
- неумение контролировать себя;
- незрелая эмоционально-волевая сфера и пр.
Повлиять на замедление процесса психического развития детей могут:
- нарушения воспитания, в результате чего малыш начинает отставать от сверстников как в психическом, так и физическом отношении (речь о гармоническом инфантилизме);
- разные виды соматических заболеваний (дети с ослабленным здоровьем);
- поражения ЦНС разной степени тяжести.
Чаще всего дети с ЗПР визуально ничем не отличаются от здоровых детей, поэтому родители порой даже не догадываются о проблеме,переоценивая возможности малыша и не понимая, каким должно быть воспитание в семье.
Первые же «ласточки» тревоги прилетают в семью, как правило, когда малыша отправляют в детский сад или в школу, где педагоги обращают внимание на его неспособность усваивать материал.
В это время нужно начинать работу с малышом по особой программе. Догнать сверстников ему будет тем сложнее, чем позже будет диагностирована ЗПР. Именно поэтому так важно своевременно обратить внимание на проблему и предпринять меры, корректируя процесс воспитания и развития малыша в семье.
Диагностика задержки психического развития
Полностью разобраться в степени отставания психического развития можно будет только с помощью докторов, которые смогут провести комплексное обследование малыша, учитывая состояние функций его мозга и характер поведения.
На ранних сроках в домашних условиях родители должны обращать внимание прежде всего на то, как играет их чадо. Несформированность игровой деятельности — первый признак отставания в психическом развитии у детей. Обычно такие малыши не умеют играть в ролевые игры, чаще всего не способны сами придумать сюжет, а если и придумывают, то он отличается скудностью и однообразием.
Практика показывает, что каждый малыш с диагнозом ЗПР может достичь определенных успехов, обучаясь по программе обычной общеобразовательной школы. Главное, чтобы родители и педагоги на раннем этапе не слишком давили, считая его медлительность результатом лени, а помогли ему справиться с трудностями и догнать остальных учащихся.
Важно, чтобы родители также для себя поняли, что их малыш не совсем такой, как другие, но это не повод его подгонять, критиковать и унижать.
Да, он немного более медленный, но его результаты в школе будут не хуже, чем у других детей, если принимать во внимание особенности воспитания, придерживаться их и правильно формировать процесс обучения.
Роль семьи в жизни детей с ЗПР
Стоит отметить, что семья — это главный фактор развития малыша, не только с задержкой психического развития, но и здорового. От того, каким будет его воспитание в семье, отношение родителей, будет зависеть его судьба, его успех, самооценка и многие другие важные вещи.
Воспитание малыша с ЗПР — это определенные сложности, к которым родителям нужно быть готовыми. Причем сложности это ежедневные, связанные в первую очередь с поведением малыша, на котором отражается поражение его ЦНС и следующие за этим последствия, описанные выше.
Для ребенка с диагнозом ЗПР крайне важно правильно наладить отношения с матерью. Если у здоровых детей начальные навыки развиваются без какой-либо сторонней помощи, то малыш с задержкой психического развития нуждается в помощи взрослых, которые должны проявить понимание, терпение и выдержку.
Не стоит отчаиваться, если правильно выстроенное воспитание ребенка пока не дает результатов. Они обязательно будут, даже у детей с серьезными нервно-психическими патологиями.
Дети с ЗПР с проявлениями инфантильности: как воспитывать
Дети с так называемым психологическим инфантилизмом относятся к группе с первой стадией задержки психического развития. Их легко отличить по несамостоятельности, быстрой утомляемости, беспомощности и сильной зависимости от матери.
Особенности воспитания в семье с такими детьми должны заключаться в развитии самостоятельности. При этом нужно отдавать себе отчет, что такие малыши навсегда останутся ранимыми, эмоциональными и сильно обидчивыми.
Правильное воспитание позволит таким детям в будущем стать самыми усидчивыми и послушными. Да, на каком-то этапе они не умеют быстро адаптироваться к переменам, часто боятся быть высмеянными, остро нуждаются в четком руководстве к действию. Но, осознавая, каким должно быть воспитание в таком случае, родители смогут построить процесс таким образом, чтобы развивать в ребенке позитивные качества и помочь ему справиться с неуверенностью и страхом.
Инфантильные дети действительно безынициативны, но они совершенно изменяют линию поведения, если получают адекватную похвалу от взрослых. Особенно важна для таких детей похвала матери, которая для них является воплощением защищенности. Когда мама деликатно подсказывает, поддерживает и хвалит, у ребенка укрепляется с ней эмоциональная связь, позволяющая справиться с врожденными страхами (чаще всего страхом смерти).
Недостаток внимания и поддержки со стороны матери у ребенка с ЗПР и инфантилизмом будет вызывать чувство обиды и непонимания, что будет побуждать его снова «стать маленьким» для того, чтобы получить внимание матери.
Младенческое поведение станет сигналом о том, что малыш ощущает недостаток внимания и поддержки. Только похвалы и крепкая связь с родителями станут стимулом для развития таких детей, поэтому воспитание в семье должно строиться на этом принципе.
Ошибки родителей
Многие родители при формировании воспитания в семье, осознавая проблему ребенка, намеренно стараются развивать в нем не заложенные изначально качества. Естественно, они думают, что помогают малышу, учат его быть сильным, волевым и целеустремленным, словом, готовым к условиям и испытаниям современного мира. Обычно такое воспитание характерно родителям, временной ритм которых не совпадает с временным ритмом ребенка.
Вместо того, чтобы позволить малышам спокойно доделывать начатое, такие родители выходят из себя из-за их медлительности, подгоняют, таким образом подвергая испытаниям неокрепшую психику.
Наблюдая за тем, как родители раздражаются, ребенок понимает, что он и его действия — главная причина их разочарования и злости. Он лишается ощущения защищенности, без которого сложно говорить о полноценном развитии. Именно потеря этого чувства становится главным препятствием для выполнения даже самых простых действий.
Примерно такую же ситуацию можно наблюдать в кабинете у врача, куда приводят ребенка для оценки уровня его психического развития. Малыш может неуверенно себя чувствовать в обществе незнакомого человека, в незнакомом месте, что при диагнозе ЗПР может привести к излишне эмоциональной реакции и даже истерике, которые помешают объективно оценить состояние его психического здоровья.
Дети с психическим инфантилизмом нуждаются в контакте с родителями, и в первую очередь с матерью. Воспитание должно быть построено на доверии и помощи – так взрослые помогут ребенку справиться со страхами.
Как только малыш найдет в себе силы избавиться от страха, его интеллект перейдет на новый уровень развития за счет исчезновения мешающего усвоению важных навыков барьера.
Как воспитывать отстающего малыша?
Ситуация несколько усугубляется, когда у ребенка с ЗПР присутствует звуковой вектор развития, то есть когда его самый чувствительный канал восприятия информации — слуховой. Такие дети очень чувствительны к звукам, негативно реагируют на порицательные интонации в голосе.
На фоне других малышей такие дети выделяются стремлением к одиночеству. Им сложно адаптироваться в коллективе, они не готовы посвящать время детским шумным развлечениям.
Для таких малышей характерны тихий голос, замкнутость и некоторая нескладность. Они часто переспрашивают, отвечают на вопросы после паузы. Это происходит не потому, что ребенок не понимает или не слышит – просто он слишком поглощен внутренним миром. Визуально подобная рассеянность может казаться заторможенностью.
Дети с повышенной звуковой чувствительностью практически не выражают эмоций, чем нередко вводят в заблуждение взрослых, не наделенных способностью слышать и чувствовать так же тонко, как и они.
Правильное воспитание таких детей позволит раскрыть в них задатки к абстрактному мышлению, иностранным языкам, математическим наукам.
Особенно спокойно таким детям в ночное время, когда у них появляется возможность вслушиваться в звуки тишины. Обычно этих детей сложно уложить спать, так как перед сном они долго думают, вслушиваются, «путешествуют» по собственному внутреннему миру, в результате чего утром чувствуют себя разбитыми, вялыми и неактивными.
Неправильная звуковая атмосфера, окружающая такого ребенка с детства, может стать причиной задержки его психического развития. Раздражающие слух звуки негативным образом сказываются на ребенке, который в результате может испытывать депрессию, иметь определенные сложности с налаживанием контакта с другими детьми.
Неправильное воспитание такого ребенка, с регулярными скандалами, криками и оскорблениями, может привести к развитию частичного аутизма. Сверхчувствительный звуковой сенсор малыша просто не справится с нагрузкой, и нейронные связи, ответственные за обучаемость, не смогут выполнять свои функции. В результате такой ребенок будет слышать звуки, не понимая их значения.
Важность дифференцированного подхода к воспитанию детей с ЗПР
Необходимо понимать, что воспитание ребенка с ЗПР — это серьезный, сложный многолетний труд. Облегчить его сможет только дифференцированный подход к процессу. Обозначив для себя врожденные свойства психики ребенка, родители могут направить усилия на их развитие, помочь справиться с основными проблемами и научить жизни в социальной среде.
Важно будет сформировать правильную картину психического образа ребенка для определения тех качеств, которые являются патологией и требуют коррекции медицинского характера, и тех, что могут быть исправлены в результате правильного воспитания
. Такая система позволит провести корректировку имеющихся отклонений, развить положительные качества ребенка с ЗПР и предупредить последующее появление негативных качеств, тормозящих его полноценное развитие.
Источник