Игровые технологии как средство развития личности ребенка

Игровые технологии как средство развития личности ребенка thumbnail

Статья на тему: «Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья». ( из опыта работы)

Автор : Муравьева Анна Алексеевна.

Как хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на чью помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Кто такие дети ОВЗ? К этой категории относятся лица, которые имеют недостатки как в физическом, так и в психическом развитии. Очевидным является тот факт, что работа с детьми ОВЗ требует глубокого изучения. Главное нужно научить родителей взаимодействовать со своим ребенком. Для этого необходимо создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре , проявления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:- стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы с ребенком ;- осуществлять показ игровых действий;- осторожно вовлекать в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек.;- поддерживать инициативные игровые действия ребенка.

Таким образом, огромное значение игры для развития психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является ведущей для всех детей дошкольного возраста. Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно.

 «Игру недаром называют «ведущей»,- писал Сухомлинский — именно благодаря ей

ребёнок познаёт окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в общество взрослых. Через игру ребёнок познаёт самого себя, свои возможности. Педагогические технологии — это всесторонне направленный комплекс педагогических приёмов, способов и методов ведения образовательной деятельности педагогом для достижения поставленных целей. Поскольку вопрос совершенствования воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитанию младших школьников с ОВЗ, организация всего воспитательного процесса, предполагает использование всех видов деятельности и общение детей, и особенно игровых технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Цель игровой технологии — дать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, при этом не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам. При использовании игровой технологии обязательно педагогическое сопровождение игры со стороны воспитателя. Причём это сопровождение подразумевает как непосредственное взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением ребёнка, изучение возможностей его развития. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение воспитателя и обучающегося. Игра выполняет следующие функции: 1) общевоспитательную — усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 2) познавательную — все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей. 3) развивающую — осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи — в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания. Развивающие возможности игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляются средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности. Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ. В сюжетно-ролевой игре они учатся взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка. Подвижные игры, игры забавы. К играм-забавам относятся народные: игры-потешки (« «Сорока», «Ладушки», хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. Подвижные игры, игры забавы применяются для развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Сюжетные игры способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания воспитанник осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.; в процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т. п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры — лото, домино, мозаики и пр. В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков. Игра занимает большую часть жизни младшего школьника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра — тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная — может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить. Основные термины : игра, игровая технология, игра забавы, развитие речи, ограниченная возможность здоровья, ребенок.

Источник

Библиографическое описание:

Кудимова Т. В. Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 129-131. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2862/ (дата обращения: 31.03.2020).

Читайте также:  Развитие и воспитание детей в домах ребенка скачать бесплатно



«Игру недаром называют «ведущей» писал Сухомлинский — именно благодаря ей ребёнок познаёт окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в общество взрослых. Через игру ребёнок познаёт самого себя, свои возможности.

Педагогические технологии — это всесторонне направленный комплекс педагогических приёмов, способов и методов ведения образовательной деятельности педагогом для достижения поставленных целей.

Поскольку вопрос совершенствования воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитанию младших школьников с ОВЗ, организация всего воспитательного процесса, предполагает использование всех видов деятельности и общение детей, и особенно игровых технологий.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Вотличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Цель игровой технологии — дать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, при этом не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам.

При использовании игровой технологии обязательно педагогическое сопровождение игры со стороны воспитателя. Причём это сопровождение подразумевает как непосредственное взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением ребёнка, изучение возможностей его развития. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение воспитателя и обучающегося.

Игра выполняет следующие функции:

1) общевоспитательную — усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.

2) познавательную — все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.

3) развивающую — осуществляется умственное и физическое развитие детей.

4) развитие речи — в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.

Развивающие возможности игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляются средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ. В сюжетно-ролевой игре они учатся взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка.

Подвижные игры, игры забавы.

К играм-забавам относятся народные: игры-потешки («Ладушки», «Сорока», хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. Подвижные игры, игры забавы применяются для развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Сюжетные игры способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания воспитанник осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.; в процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.

Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т. п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры — лото, домино, мозаики и пр.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

Игра занимает большую часть жизни младшего школьника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра — тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная — может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая технология, игра забавы, развитие речи, ограниченная возможность здоровья, ребенок.

Похожие статьи

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Хорошо, когда в семьях рождаются здоровые и крепкие дети. А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кто такие дети с ОВЗ?

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

– Интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры

С помощью дидактических игр дети знакомятся с видами спорта, безопасностью и сохранения здоровья.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад…

Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор…

Например, игровые и здоровье сберегающие технологии. Проблема здоровья детей актуальна сегодня как никогда. Особенно остро это касается детей с ОВЗ. Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

Читайте также:  Акупунктурный массаж для развития речи у ребенка

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ

Театрализованная игра как эффективное средство социальной…

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство… театрализованная деятельность, ребенок, ребята, игра, театрализованная игра, речь детей, возможность, окружающий мир…

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными

Игровые технологии как средство всестороннего развития… Цель игровой технологии — дать ребёнку возможность «прожить» в игре

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, игра, игровая деятельность, таблица, игрушка, игровая терапия…

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная…

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно- развивающие педагогические технологии

В результате применения социо- игровой технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ достигаются следующие результаты

Формирование коммуникативных умений у детей

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совмещение элементов игры и учения, переход от игрзабав через игры — задачи к учебно–познавательной деятельности.

Игровые технологии — залог эффективной коммуникации детей

Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями. Коррекционные игры имеют огромное значение в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

Александра Абдулина
Игровые технологии как средство развития детей среднего дошкольного возраста

Технология развивающего обучения детей среднего дошкольного возраста.

Игровые технологии как средство

развития детей среднего дошкольного возраста.

«Игра – выражение свободы личности и воображения,

«иллюзорная реализация нереализуемых интересов»

(А. Н. Леонтьев)

В дошкольном возрасте под влиянием впечатлений от окружающего мира усваивается общественный опыт ребёнка. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В игре, дети подражают труду взрослых, их поведению. В игре обнаруживаются переживания ребёнка, отношение к жизни.

Под технологией формирования творчества у детей дошкольного возраста по определению О. В. Дыбиной – «Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса, который активизируется и интенсифицируется игровой деятельностью».

В соответствии с ФГОС ДО одна из задач направлена на формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

При организации воспитательно-образовательного процесса педагогами нашего детского сада применяются разнообразные игровые технологии. Они запланированы в календарном плане в разное время суток.

Классификации игровых технологий разнообразны по содержанию. Так, творческие игры различаются: по содержанию (отражение деятельности взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, парные, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают самостоятельно дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

В творческих играх дети среднего дошкольного возраста вместе с воспитателем выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Под руководством воспитателя в игре развивается самостоятельность, активность, дети проявляют инициативу и фантазию.

В играх с правилами есть содержание и установленная последовательность действий. Решение поставленной задачи и соблюдение правил это есть главное в такой игре. Подразделяют игры с правилами на подвижные и дидактические игры. Во многих подвижных играх есть образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать, а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями. Правила организуют игру, игровые действия активизируют детей, важно внимание детей для игровых действий, т. к. в самой игре выполняется поставленная задача. В играх с правилами у детей развивается произвольное внимание, мышление, чувства, память, разнообразные движения и речь.

В нашей группе детского сада дети любят играть в народные игры: «Гори-гори ясно», «Капуста», «Ручеёк», «Цепи кованы» и др. Эти игры требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.

В игре формируются все стороны личности ребёнка. Игра имеет значение в нравственном, физическом, эстетическом, трудовом воспитании детей.

В творческих играх усваиваются знания, развиваются умственные способности ребёнка, воображение, память, внимание. Разыгрывая роли, изображая события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

В игре сообщаются дошкольникам новые знания, расширяется их кругозор. С развитием интереса к трудовой деятельности взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам российских людей у детей появляются представления о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Всё это делает игру главным средством создания личности ребёнка, которая складывается в дошкольном детстве.

Игра – самостоятельная деятельность, в игре дети общаются с другими детьми. На протяжении учебного года нами проведена огромная работа по сплочению коллектива, по развитию положительных добрых чувств, по отзывчивости, основанных на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Для поддержания интереса, создания устойчивой мотивации к игровой деятельности используются: экскурсии на прачечную, в медицинский кабинет; изготовление фотоальбома «Профессии наших мам и пап», мастер-классы с участием родителей, чтение художественной литературы (потешки, прибаутки, загадки, стихи, поговорки) и т. д.

Дети очень любят играть. Игра дисциплинирует детей, способствует выражать свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В игре детей 5 лет замыслы становятся длительными. Некоторые игры («Путешествие», «Лётчики») могут продолжаться неделями, сюжет игры развивается. Родители с удовольствием принимают активное участие в изготовление необходимых атрибутов для игры (автозаправочная станция, медицинская кушетка, штурвал).

Так, мы заметили, если ребёнок длительно пребывает в одной роли, то он должен предпринимать действия для продолжения игры. Дети намечают план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и поднимали редкие морские раковины, в жарких странах помогали больным животным.

В средней группе дети изображают в играх сказки не только показанные, но и рассказанные.

В играх-драматизациях есть замысел, который создаётся по готовому сюжету, взятому из произведения. План игры, последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что она видят в жизни: нужно хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (развёртывается действие, реплики персонажей). Игры – драматизаций помогают детям больше понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Читайте также:  Ребенку 9 лет его физическое развитие

Мы, в средней группе инсценировали сказку В. Г. Сутеева «Кто сказал, МЯУ?». Вместе с воспитателями дети и родители готовились к спектаклю; несколько раз читали сказку, все вместе обсуждали образы героев, готовили декорации, костюмы. С детьми распределяли роли по желанию, решали, кто лучше справится с той или иной ролью. Пробовали на роль щенка несколько детей, выбирали кто более образнее сыграет эту роль. Например, щенок, расстроившись, наклонив голову, уходит домой, должно было получиться это непосредственно, искренне.

С усложнением игры, игрового замысла чувства детей становятся более осознанными, сложными. Игра, выявляет переживания ребёнка, формирует его чувства. Подражая героям, он передаёт своё восхищение ими, желание быть таким же. Здесь возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

В игре развивается речь ребёнка. Ребёнок словом обозначает свои действия, осмысливает их. Словом, он пользуется, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Например, водитель как будто неподвижно сидит в машине, но можно прислушаться к его словам: он, подъезжая к перекрёстку, останавливается по знаку светофора, соблюдает правила движения, останавливается на остановках, объявляя их.

Для осуществления замысла ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Дети заменяют один предмет другим, если не находят нужных игрушек, выделяя его воображаемыми признаками.

У детей 4-5 лет совместная игра обычно начинается с того, что кто-то предлагает тему, остальные это предложение принимают, каждые выбирает себе роль. Например, решили играть в «Детский сад», кто-то захотел быть воспитателем, кто – то музыкальным руководителем. Но и остальных детей привлекают эти роли, возникает спор, недовольство. Здесь на помощь приходим мы, воспитатели, спрашиваем, а кто же будет готовить обед, кто будет их лечить, делать уколы. Ребята вспоминают, что видели в медицинском кабинете, на кухне. Так выявляются новые активные роли.

В этом возрасте важна роль воспитателя, его напоминания часто служит толчком к самостоятельным предложениям детей: нужен шофёр, чтобы привозить продукты, монтёр, который чинит электропроводку.

Ещё одна из игровых технологий – это дидактические игры. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.

Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребёнка определённой умственной работы. Например, сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок (определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение.

В нашей группе очень много дидактических игр, которые решают разнообразные умственные задачи. Например: в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду. В некоторых играх имеется сюжет, например: игра «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. В игре «Узнай по голосу» каждый ребёнок изображает какое – то животное. Есть игра этического содержания, это игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Наиболее доступны у наших детей игры с предметами, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и знакомиться с ними.

Также, популярны у детей настольно–печатные игры, они основаны на принципе наглядности. Содержание игр настольных многообразно, например: «Лото», «Найди пару» на темы: «Посуда», «Времена года», «Мебель», «Домашние животные», «Транспорт», «Что кому нужно для работы?», «Правила дорожного движения» и т. д.

В нашей группе очень популярны словесные игры, они развивают речь, учат подбирать слова – синонимы, антонимами, пользоваться в речи словами с уменьшительно–ласкательным суффиксом, развивают мышление, учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения.

Например: «Скажи наоборот», «Четвёртый лишний», «Какой, какая, какое», «Скажи ласково».

Подводя итог, можно сказать, что игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога, возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.

Таким образом, в реализации нашей работы по созданию условий для разнообразных игровых технологий, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребёнка помогла работа с родителями. Для них педагоги (мы с коллегами) разработали памятки «Сюжетно – ролевая игра», анкетирование «Игры дома», демонстрация видеоролика «Наши дети играют», консультация «Игрушка», беседы «Игры детей дома», изготовление атрибутов к играм, разнообразные мастер-классы. Также, для обеспечения эффективного руководства играми разработаны картотеки подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых, словесных игр, физических минуток, загадок, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Статью подготовили:

Валентина Владимировна Евдокименко,

Александра Сергеевна Абдулина.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013.

3. О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром». – педагогическое общество России. Москва 2007.

4. Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре» Москва Просвещение 2008г.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М: Просвещение,1991г.

Источник