Воспитание обучение и развитие ребенка с нарушением зрения

Воспитание обучение и развитие ребенка с нарушением зрения thumbnail

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В последнее время вопросы здоровья людей приобретают все большую актуальность. Здоровье населения является ключевым компонентом устойчивого положения страны. Без этого компонента не удастся достичь полноценного развития ни экономической, ни социальной, ни какой-либо другой отрасли государства. Как правило, здоровье и основы нормального развития человека имеют начатки еще во внутриутробном периоде. К огромному сожалению, с каждым годом все больше и больше детей приобретают отклонения в развитии. Людей с недостатками в развитии изучает область знания, которая называется специальная психология.

По Е. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения».

Специальная психология делится на отрасли. Одной из отраслей является тифлопсихология, т.е. психология слепых и лиц с нарушениями зрения.

В настоящее время, по данным Министерства Здравоохранения, заболевания глаз различной этиологии и сложности имеют более миллиона детей. И с каждым годом число таких детей растет. Среди болезней отмечаются: косоглазие, близорукость, дальнозоркость, амблиопия и др.

Причины нарушения зрения у детей могут быть переданы от родителей, появиться в период внутриутробного развития или уже после рождения:

— вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;

— наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);

— иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).

— внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;

— в связи с повышением внутриглазного давления;

— на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;

— недоношенные дети с ретинопатией, т.е. снижение чувствительности сетчатки, при которой часто наступает тотальная слепота;

— перенапряжение зрительного органа;

— неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга;

— длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером;

— чтение в неправильном положении или при неправильном освещении.

Большое значение имеет ранняя диагностика нарушений зрения у детей. Первое обследование у врача-офтальмолога необходимо провести еще в период новорожденности.

С трех до семи лет у ребенка развивается аккомодация, т.е. способность четко видеть на разных расстояниях. Поэтому особенно важно обеспечить ребенку в этот период хорошее освещение во время занятий, необходимо использовать материал с большим понятным шрифтом и избегать переутомления глаз.

В дальнейшем плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении окружающего мира. Дети либо совсем не видят, либо же видят, но очень плохо. Как следствие, нарушена ориентация в пространстве.

У этих детей также наблюдаются нарушения в двигательной сфере: плоскостопие, гиподинамия, нарушение осанки и др. Нарушениям зрения могут сопутствовать также ДЦП, нарушения слуха, задержки умственного развития.

При нарушении зрения заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению. Малоподвижность же, в свою очередь, приводит к развитию мышечной гипотонии, т.е. к слабости мышц. Навыки ориентировки можно развить лишь при постоянном использовании других сохранных анализаторов (слух, кожно-кинестетическая и тактильная чувствительность, восприятие вибрации и др.).

Также к особенностям развития моторики слепых и слабовидящих младенцев следует отнести почти полное отсутствие хватательного рефлекса. Ребенок не тянется к предметам, долго не может начать ползать. А начав, ползают ногами вперед, боясь удариться головой. Формирование навыка ходьбы может запаздывать на 2-3 года.

При нарушениях зрения также нарушено психическое развитие ребенка. Его уровень зависит от времени появления зрительного дефекта, от степени его тяжести, от наличия нарушений других структур организма, а также от атмосферы в семье, наличия психолого-педагогической коррекции и эффективности лечения. Как правило, психолого-педагогическая помощь должна сочетаться с медикаментозным лечением.

На формирование личности человека с нарушенным зрением оказывают влияние и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер- и гипоопека, ограничение возможности доступа к получению информации и общения с другими людьми.

Поскольку ребенок не может в достаточной степени исследовать ближнее окружение, это порой приводит к задержке речевого развития. Однако у большинства детей со зрительными нарушениями речь не нарушена, но сужена сфера активного общения, познавательной деятельности и подражания.

При обучении таких детей нужно как можно чаще применять элементы наглядности, учить их практически использовать знания, умения и навыки.

Незрячие должны уметь считывать тактильно рельефнографические изображения.

Разумеется, воспитание и обучение слепых и слабовидящих детей, наряду с детьми, имеющими нормальное зрение, необходимо начинать с раннего возраста. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. С ее помощью он познает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в семье и обществе. Через игру ребенок получает знания, накопленные предыдущими поколениями. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь. Поэтому родителям необходимо помочь ребенку научиться играть с предметами, игрушками, детьми. Руководя руками ребенка, следует показать, какие движения ему следует выполнять руками и телом. Игровые умения у таких детей формируются длительное время, по сравнению с детьми с сохранным зрением, развитию игры свойственны некоторые особенности:

  • замена практического действия его описанием;

  • отсутствие или низкая степень интереса к игрушкам и игре с ними;

  • схематичность сюжета игры;

  • неохотное включение ребенка в коллективную игру и неумение удерживать внимание сразу нескольких партнеров по игре;

  • необходимость постоянной помощи со стороны взрослого в процессе игры.

Главный принцип, которому необходимо следовать на протяжении всего дошкольного периода, — постоянно давать ребенку в руки все предметы, находящиеся в его окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их руками. Для него нет другого познания мира, полноценного развития умственных способностей, кроме постоянного и частого контакта с предметами.

По мере взросления ребенка, ведущей становится учебная деятельность. Но из-за нарушения зрения не все дети и не всегда могут обучаться в школе для детей с нормальным развитием.

Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей средой.

Читайте также:  Лучшие книги по развитию ребенка с рождения до года

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;

в модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;

в дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;

в специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебновосстановительной работы;

в усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

Для учащихся таких школ выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая в системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

В школах для слабовидящих детей широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. Для подбора, построения реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей.

Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития. В связи с увеличением срока обучения слепых и слабовидящих по сравнению с обычной школой дается иное распределение программного материала по годам обучения. Обучение общеобразовательным предметам учащихся с нарушением зрения ведется по программам массовой общеобразовательной школы с применением специальных форм и методов работы, дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.

Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами — тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.

При воспитании и развитии таких детей, при подготовке их к самостоятельной жизни, при облегчении деятельности используют специальные коррекционные средства.

Например, оптические средства коррекции. К ним относятся различного рода лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты. Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии.

В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.

Для незрячих разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.

Выпускаются «говорящие» книги, представляющие собой тиражированные на грампластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные устройства для их прослушивания.

В целях улучшения физической подготовки слепых и слабовидящих и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.

Таким образом, в настоящее время огромное число детей имеют отклонения в развитии. Среди них большое количество имеют нарушения зрения. Кроме нарушений зрения у таких детей обнаруживаются нарушения двигательной, психологической, эмоционально-волевой и других сфер. Биологический дефект осложняется еще и социальным окружением ребенка. Для воспитания и обучения этих детей созданы специальные школы, разработаны специфичные средства и методы, изобретена тифлотехника и др. Следовательно, степень развития слепых и слабовидящих детей зависит от совокупности степени тяжести и локализации нарушения, своевременно оказанной помощи, отношения родителей к ребенку и других компонентов их жизни.

Литература:

Слепой ребенок в семье: (Кн. для родителей) / Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР; Под ред. Л.И. Солнцевой.- М., 1989.- 57 с.

Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. — 137 с.

Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. — М.: Логос, 1993. — 78 с.

Кульбуш Е. А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Сб. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — С. 67-75.

Солнцева Л. И., Семенов Л. А. Элементарное обучение ориентировке и мобильности в пространстве слепых детей //Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. — М.: ВОС, 1989. — 76 с.

Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Образование, 1995

Источник

Незрячий
ребенок имеет вес возможности для
высокого уровня психофизического
развития и полноценного познания
окружающе­го
мира с опорой на сохранную анализаторную
сеть. В условиях спе­циального
обучения формируются адекватные приемы
и способы использования
слухового, кожного, обонятельного,
вибрационного и других анализаторов,
представляющих сенсорную основу
разви­тия психических процессов.
Благодаря этому развиваются высшие
формы познавательной деятельности,
которые являются ведущими в
компенсаторной
перестройке восприятия.

Проблемы
воспитания и обучения лиц с нарушениями
зрения являются
предметом тифлопедагогики
(от
греч. typhlos
— слепой). Основоположником
тифлопедагогики и обучения незрячих
счи­тается
В. Гаюи (1745-1822), французский педагог,
единомышлен­ник
и последователь Д. Дидро, основатель
первых образовательных учреждений для
слепых во Франции и в России. Благодаря
В. Гаюи не только началось систематическое
обучение незрячих, но и сфор­мировалось
гуманистическое отношение к ним как к
полноцен-I
ным членам общества, нуждающимся в
образовании и социально-| трудовой
реабилитации.

В
середине XVIII
в. Д. Дидро опубликовал «Письмо о слепых
в |назидание зрячим», и через 34 года
после выхода первого письма |«Прибавление
к письму о слепых». Д. Дидро писал о
глубоком лич­ностном
своеобразии людей с нарушениями зрения,
возможности компенсации нарушения,
воспринимая дефект как стимул для
раз-рития
отдельных способностей и качеств
личности. Автор был уве­рен, что
обучение и воспитание слепых детей
должно начинаться в рамом
раннем
возрасте.

Читайте также:  Значение игры в развитии ребенка

Выдающейся
фигурой тифлопедагогики является Луи
Брайль 1(1809-1852),
потерявший
зрение в трехлетнем возрасте воспитан­ник,
а затем и тифлопедагог Парижского
национального института аепых,
автор изобретения, изменившего систему
обучения слепых, снованная
на комбинациях шеститочия, его система
рельефного ЯИсьма
охватывает буквенные, математические
и иные сим полы,

169

позволяя
слепому свободно читать и писать.
Книгопечатание по Брайлю
началось с 1852 г. во Франции. В России
первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.

Первое
учебное заведение для слепых в России
(училище сле­пых)
было организовано в 1807 г. при Смольнинской
богадельне в Санкт-Петербурге.
Детей учили Закону Божьему, пению,
ремеслам.

Как
отмечает Н.Н. Малофеев, предложенная
парижанином В.
Га юн модель специальной школы для
слепых в российскую жизнь
не вписалась. По мнению исследователя,
подлинное рожде­ние в России школы
для слепых случилось уже в последней
чет­верти
XIX
в. В Санкт-Петербурге и Москве нашлись
люди, гото­вые
взяться за это дело и увлечь других
своим примером. Всего за два
десятилетия (1881-1900 гг.) на территории
империи получила бурное развитие
практика специального обучения детей
с наруше­ниями
зрения,
в результате чего открылось 24 таких
учебных за­ведения.

Первым
российским городом, где начали создавать
школу но­вого типа для слепых детей,
стала Москва. Инициатором создания
учреждения явился обер-пастор
Евангелическо-лютеранского хра­ма
апостолов Петра и Павла Г. фон Дикгоф.
В 1882 г. Московское учебно-воспитательное
заведение для слепых детей открылось,
приняв двадцать воспитанников. Пока
тянулась бюрократическая волокита,
Москва уступила пальму первенства
своему извечному сопернику
Санкт-Петербургу. Там школу для слепых
удалось от­крыть
годом раньше (1881) стараниями Константина
Карловича Грота. Все эти школы существовали
на средства Попечительства о слепых
(учреждено в 1881 г.).

Самым
главным достижением Попечительства о
слепых и дея­тельности
специальных учебных заведений стало
изменение отно­шения общества и
государства к слепым к концу XIX
в. По свиде­тельству
Н.Н. Малофеева, набрала силу светская
благотворитель­ность,
образование начало осознаваться базовой
общественной ценностью, а обучение
слепых стало пониматься как реализация
всеобщего
права на образование. Еще одним важным
событием и
этой
области стал выход в свет журнала
«Русский слепец» (1886). Его
издателем был соратник К.К. Грота,
делопроизводитель Совета Попечительства
о слепых O.K.
Адеракс.

После
Октябрьской революции школы для слепых
детей стали составной
частью системы народного образования.
В 1928 г. появи­лись
первые советские школьные программы
для слепых.

В
начале 30-х годов XX
в. появились первые классы охраны зре­ния
для слабовидящих детей в структуре
массовых общеобразова-

170

тельных
школ, а с конца 30-х годов открылись и
первые школы для слабовидящих. Развитию
этого нового направления в тифлопедаго­гике
способствовала Ю.Д. Жаринцева.

Задачей
тифлопедагогики
как
науки является разработка сле­дующих
основных проблем: психолого-педагогическое
и клини­ческое
изучение зрения и аномалий психического
и физического развития
при нарушениях зрения; пути и условия
компенсации, коррекции и восстановления
нарушенных и недоразвитых функ­ций
при слепоте и слабовидении; изучение
условий формирования и всестороннего
развития личности при разных формах
нарушения функций
зрения.

Домашнее
воспитание и обучение ребенка при
нарушениях зре­ния имеет свои
особенности, зависящие от состояния
зрительного нарушения,
от времени его возникновения. Среди
основных осо­бенностей
домашнего воспитания и обучения ребенка
с нарушения­ми
зрения можно назвать следующие положения:

  • квалифицированная
    регулярная консультативная помощь
    спе­
    циалистов (тифлопедагог,
    психолог, офтальмолог и др.);

  • «комментированное»
    общение взрослого с ребенком («видеть
    с
    помощью слуха»): слово фиксирует
    какой-либо предмет, его свой­
    ства,
    признаки, действия, состояние и т.д.;

  • оптимальная
    организация предметно-окружающей среды
    для
    сенсорного
    развития ребенка;

  • организация
    разнообразных видов деятельности —
    общения,
    игры, движения, труда,
    рисования, конструирования и др.;

  • демократический
    стиль родителей в отношениях с
    ребенком:
    прислушиваться
    к его мнению, уважать его позицию,
    развивать са­
    мостоятельность
    суждений;

  • создание
    условий, соответствующих возможностям
    слепого
    или
    слабовидящего ребенка, атмосферы любви
    и взаимного уваже­
    ния;

  • знание
    родителями особенностей развития
    ребенка с наруше­
    ниями
    зрения, влияния первичного нарушения
    на формирование-
    психических
    функций, двигательных, социальных,
    учебных и дру­
    гих
    умений, способов и приемов формирования
    и развития навы­
    ков
    ориентировки в пространстве, восприятия
    предметов и явлений
    окружающего
    мира, умения общаться и контактировать
    со свер­
    стниками
    и взрослыми, обслуживать себя, исследовать
    и познавать
    окружающий мир при помощи
    сохранных чувств;

  • гармоничное
    развитие всех способностей ребенка.

171

Коррекционно-компенсирующая
направленность специального образования
детей с нарушениями зрения способствует
их полно­ценному развитию и социальной
адаптации.

В
результате систематического организованного
общения с дей­ствительностью,
как отмечает Л.И. Плаксина, у ребенка
форми­руются компенсаторные навыки
пространственной ориентации, обеспечивающие
ему адекватные действия. Чувственный
уровень представлений
о звучащем мире у детей с дефектами
зрения близок к
уровню нормально видящих детей.

В
дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями зрения воспитываются
незрячие и слабовидящие дети, включая
детей с косоглазием
и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет.
Цель этих учреждений — воспитание,
лечение, возможное восстановление и
развитие нарушенных функций зрения и
подготовка детей к обуче­нию
в школе.

Образовательная
составляющая направлена на коррекцию
от­клонений
в развитии, восстановление остаточных
функций зрения, оздоровление
детей, развитие всей компенсирующей
системы (слух, осязание,
мобильность и ориентировка в пространстве),
формиро­вание навыков самообслуживания.

Обучение
и воспитание в школах слепых и слабовидящих
направ­ленно
на восстановление, коррекцию и компенсацию
нарушенных и недоразвитых функций,
организацию дифференцированного
обуче­ния.
Основными
функциями
школы
для слепых и слабовидящих де­тей
являются: учебно-воспитательная,
коррекционно-развивающая,
санитарно-гигиеническая,
лечебно-восстановительная,
социально-адаптационная
и профориентационная. Реализация этих
фунций обеспечивает нормализацию
развития детей с нарушениями зре­ния,
восстановление нарушенных связей с
окружающей их средой (социальной,
природной и др.).

Обучение
детей с нарушениями зрения опирается
на следующие основные
принципы:

  • широкое применение
    наглядности, адаптируемой к
    условиям
    восприятия (зрительного или
    осязательного);

  • использование
    оптических средств коррекции
    зрительного
    восприятия;

  • проведение
    специальной работы по ознакомлению с
    окружаю­
    щим миром (экскурсии,
    наблюдения) при регулирующей роли
    речи
    как
    средства компенсации слепоты и
    слабовидения;

172

  • развитие
    предметно-практических действий на
    основе поэтап­
    ного,
    пооперационного выполнения заданий
    (ручной труд, констру­
    ирование,
    лепка, аппликация и др.);

  • организация
    преемственности между обучением в
    детском
    саду
    и школах-интернатах для детей с
    нарушениями зрения, между
    общественным
    и семейным воспитанием;

  • создание
    оптимальных условий для зрительного
    восприятия
    (достаточная
    освещенность, удобное размещение детей,
    доступ­
    ное
    расположение наглядного материала,
    регулирование зри­
    тельных
    нагрузок, организация коррекционных
    упражнений для
    зрения).

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка от года до 2 лет

Программы
обучения детей с нарушениями зрения
построе­ны
с учетом особенностей их развития:
учтена необходимость коррекционио-компенсаториой
работы, направленной на развитие
восприятия,
конкретизацию представлений,
совершенствование наглядно-образного
мышления, формирование приемов и способов
самоконтроля
и регуляции движений с использованием
специаль­ных
форм, приемов и способов; увеличено
время на выполнение из­мерительных
действий, проведение наблюдений, опытов,
экскурсий и
предметных уроков.

Среди
особенностей организации и содержания
учебио-воспита-тельпого
процесса в школе для детей с нарушениями
зрения иссле­дователи выделяют:

  • учет
    общих закономерностей и специфики
    развития детей в
    опоре
    на здоровые силы и сохранные возможности;

  • увеличение
    сроков обучения, перераспределение
    учебного ма­
    териала
    и изменение темпа его прохождения;

  • дифференцированный
    подход к детям, уменьшение наполняе­
    мости
    классов, применение специальных форм
    и методов работы,
    оригинальных
    учебников, наглядных пособий, тифлотехники;

  • специальное
    оформление учебных классов и кабинетов,
    соз­
    дание
    санитарно-гигиенических условий,
    организация лечебно-
    восстановительной
    работы;

  • развитие
    зрительного восприятия и формирование
    предмет­
    ных
    представлений;

  • социальная
    адаптация;

  • ориентировка в
    пространстве;

  • развитие осязания
    и слухового восприятия;

  • лечебная физкультура
    и ритмика;

  • коррекция нарушений
    речи.

173

Коррекционно-развивающая
направленность обучения и вос­питания
предусматривает развитие процессов
компенсации, исправление и восстановление
нарушенных функций, сглажи­вание
недостатков познавательной деятельности,
поиск потен­циальных
возможностей в становлении личности
слепых и сла­бовидящих
детей (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г.
Литвак, Л.И.
Солнцева и др.).

Программами
предусмотрено использование средств
коррекции и
компенсации значительно нарушенного
и компенсации отсут­ствующего
зрения с помощью оптических приспособлений,
тифло-приборов,
рельефно-графических пособий (для
незрячих), плоско­печатных
(для слабовидящих).

Учебно-воспитательный
процесс в специальной школе предпо­лагает
использование специфических средств
обучения и коррек­ции
незрячих и слабовидящих:

  • учебники,
    учебные пособия, социально-экономическая,
    поли­
    тическая, художественная,
    научно-популярная, музыкальная
    лите­
    ратура,
    издаваемые по системе Брайля,
    иллюстрируемые рельеф­
    ными
    рисунками, чертежами, схемами;

  • для
    слепых, имеющих остаточное зрение,
    выпускаются посо­
    бия,
    сочетающие рельефную и цветную печать;

  • для
    слабовидящих широко используются
    специальные учеб­
    ники
    с укрупненным шрифтом и адаптированными
    цветными ил­
    люстрациями;

  • тифлотехнические
    средства компенсации нарушенных
    функ­
    ций
    зрительного анализатора, в основе
    которых лежит преобразова­
    ние
    (перекодирование) визуальной информации
    в сигналы, доступ­
    ные
    для восприятия посредством слуха и
    осязания (сохранными
    анализаторами);

  • оптические
    средства коррекции: лупы (ручные,
    опорные, ста­
    ционарные),
    очки (микроскопические, телескопические,
    гиперо­
    кулярные),
    монокуляры и бинокуляры, проекционные
    увеличива­
    ющие
    аппараты (эпи- и диапроекторы);

  • специальные
    замкнутые телевизионные системы,
    позволя­
    ющие
    осуществлять фронтальные методы
    обучения;

  • светотехнические
    средства в виде светозащитных
    корригиру­
    ющих
    линз из цветного стекла или бесцветного
    стекла с покрытием;

  • различные
    по сложности технические устройства
    и при­
    способления: простые
    приспособления для вдевания нитки
    в
    иголку,
    трости для обеспечения возможности
    самостоятельного
    передвижения,
    грифели и приборы для ручного письма
    по систе-

174

ме
Брайля, специальные пишущие машинки
для незрячих про­граммистов,
специальные приборы для рельефного
черчения п рисования;

  • «говорящие»
    книги — тиражированные на
    звуковоспроизводя­
    щих
    носителях записи книг;

  • специальные
    виды тренажеров, звуковые мишени,
    звучащие
    мячи
    и т.п.

Специфичными
являются условия эффективного
использова­ния
наглядности в учебном процессе. При ее
применении необхо­димо
соблюдать определенные условия (Е.Н.
Подколзина).

  1. Демонстрируемая
    наглядность должна быть размещена
    таким
    образом,
    чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть
    (в хорошо осве­
    щенном месте, на
    уровне глаз детей, на контрастном фоне,
    на доста­
    точном
    для их зрительного восприятия расстоянии).

  2. Для
    обследования наглядности детям с
    нарушениями зрения
    должно
    предоставляться вдвое больше времени,
    чем нормально ви­
    дящим.

  3. Некоторым
    детям необходимо предоставить
    возможность
    приблизиться
    к демонстрируемой наглядности,
    внимательно рас­
    смотреть
    се, обследовать с помощью осязания.

  4. В
    ряде случаев (например, при ознакомлении
    детей с много­
    плановыми
    сюжетными изображениями или с предметами
    сложной
    формы)
    наглядность следует внести в группу
    (класс) до начала за­
    нятия для того,
    чтобы дети могли предварительно
    рассмотреть ее.
    После
    окончания занятия эта наглядность
    некоторое время может
    оставаться
    в группе или классе.

5. Использование
рельефной наглядности должно сопровож-

даться соотнесением ее с реальными
предметами.

; 6. При
демонстрации новых, незнакомых детям
игрушек, пред-
метов педагог должен обращать внимание
на последовательность
знакомства с их характерными признаками,
свойствами, качества- ми, формировать
у детей планомерность зрительно-осязательного

восприятия.

7.
Педагог должен сопровождать демонстрацию
наглядности |четким, доступным пониманию
детей данного возраста описанием. ‘ Дети
с нарушениями зрения могут обучаться
в общеобразова­тельной массовой
школе, если для них созданы там специальные
образовательные
условия: специальная освещенность,
наличие тифлотехнических
средств, специальных учебников,
психо.лого-педагогическое сопровождение
детей специалистами — тиф.ш>иг-

175

дагогами,
тифлопсихологами; образовательный
процесс должен иметь
коррекционную направленность в той же
мере, что и в специ­альной школе. Для
детей с нарушениями зрения должны быть
орга­низованы
специальные коррекционные занятия:
ритмика, лечебная физкультура,
коррекция нарушений речи, занятия по
социально-бытовой
и пространственной ориентировке,
развитию зрительного восприятия.

Сегодня
предметом пристального изучения являются
различные модели
интегрированного обучения детей с
нарушениями зрения (В.
Гудонис, М. Баркаускайте). В этой связи
исследователи отмеча­ют
необходимость решения целого ряда
проблем:

  1. проблема
    специальной подготовки педагогов
    массовой школы
    для
    работы в условиях образовательной
    интеграции;

  2. организация
    качественной консультативной помощи
    тифло­
    педагога
    детям с нарушениями зрения, педагогам
    и родителям;

  3. формирование
    адекватного отношения к детям с ОПФР
    со
    стороны педагогов, родителей
    нормально развивающихся детей,
    общества
    в целом;

  4. обеспечение
    общеобразовательных школ необходимыми
    сред­
    ствами
    обучения для детей с нарушениями зрения.

Вопросы и задания
для самопроверки

  1. Перечислите
    группы нарушений зрения в зависимости
    от времени пора­
    жения
    и степени тяжести нарушения.

  2. Почему
    премя наступления нарушения зрения
    имеет важное значение
    для
    дальнейшего психического развития
    ребенка и организации коррекцион-
    ной
    работы? «j

  3. Данте
    сравнительную характеристику детей с
    различной степенью нару­
    шения
    зрительной функции.

  4. Какие
    особенности имеет домашнее воспитание
    ребенка с нарушениями
    зрения?

  5. Какую роль для
    незрячих и слабовидящих играют осязание,
    слух и речь?
    Почему?

().
Перечислите основные принципы обучения
детей с нарушениями зре­ния.
В чем их специфика?

  1. Назовите
    основные особенности организации и
    содержания обучения де­
    тей
    с нарушениями зрения.

  2. Какие
    специфические средства обучения и
    коррекции незрячих и слабо­
    видящих
    используются в учебно-воспитательном
    процессе?

176

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник