Воспитание индивидуальности ребенка включает в себя развитие эгоцентризма
Ольга Сулейманова
Роль семейного воспитания в развитии ребенка и преодолении эгоцентризма
Дошкольный возраст – самоценный период развития ребенка, имеющий не проходящее значение. Он отличается высокой интенсивностью психического развития:
формирование качеств и свойств, определяющих психическую перспективу, обогащения регистра человеческих переживаний, рождением культуры человека.
В процессе развития ребенок познает мир, сначала сосредотачиваясь на собственных позициях и целях, а затем его интересы перемещаются на окружающий мир. Но дети в старшем дошкольном возрасте имеют особенность мышления – эгоцентризм, проявляющиеся в том, что они не способны увидеть окружающее чужими глазами, понять, как видит окружающий мир другой человек, что влияет на установление контактов.
Эгоцентризм – это неспособность индивида сосредоточенного на собственных интересах изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению, или представлению, даже перед лицом противоречащей по опыту информации.
Развиваясь, ребенок понимает, что его точка зрения не единственная, есть большой спектр взглядов и мнений, которые могут не совпадать с мнением самого ребенка. Важно показать, что в общении партнеры разноправны, каждый высказывает свою точку зрения.
Многие взрослые, не преодолев в детском возрасте эгоцентризм мышления, страдают остаточным явлением эгоцентризма морального и коммуникативного, проявляющегося в неспособности понять другую точку зрения, в сосредоточенности только на своих переживаниях.
Таким образом, полное преодоление эгоцентризма одна из составляющих формирования социально приемлемого поведения, социальной приспособленности, установлений взаимоотношений с окружающими.
Одна из ролей семьи – воспитание детей. Столкновение с трудностями и мишенями,которые наряду с удовольствиями всегда приносит с собой семья и обнаруживает претензии ко всем: к партнеру, к его родителям, к собственным родителям, к детям, к коллегам и т. д.
Родители могут совершенно правильно поучать ребенка на словах но, если реальное поведение расходится с преподносимой ими на словах моралью, то это будет иметь противоположный эффект. Главный инструмент воспитания – личность воспитателя, проявляющаяся в его практических поступках. Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свои собственный образ мыслей и действий.
Родители рассматривают процесс воспитания слишком односторонне – педагогическое воздействие взрослых на ребенка. Но ребенок не просто объект воздействия. Ребенок активен, он исследует родителей и окружающих более интенсивно и заинтересованно, чем они его. Он черпает образы для подражания, как правило, не из бесед, а из стиля той жизни, которую его родители ведут дома, поступков в быту.
Самая распространенная форма обращения взрослого к ребенку, когда надо скорректировать его поведение – это замечание.Некоторые родители всю свою педагогическую активность вкладывают именно в замечания: чем больше выговоров, одергиваний, указаний, запретов, тем в большей мере родитель кажется себе педагогически активным. Но при этом родители оказываются эгоцентричными: не учитывают ни пропускную способность в понимании ребенка смысла этих замечаний, ни то, что избыточный контроль со стороны родителей оборачиваются часто недостатком самоконтроля у ребенка.
Родители переоценивают значение своих слов, им кажется, что сказанное один раз ребенок обязательно запомнит и исполнит, а ребенок не исправляется, так как ему не понятно, посему нужно следовать тем или иным наставлениям и требованиям взрослого.
Ребенок видит родителей, их отношение и именно это является для него примером. Взрослые не могут заставить детей перенимать у них только хорошее и не перенимать плохого, особенно если хорошее представлено только на словах. Ребенок в семье является и непосредственным участником отношений и наблюдает отношения между взрослыми. Он усваивает именно тот стиль общения, который существует между взрослыми. И если тот стиль отличается конфликтностью, скандалами на почве взаимного эгоцентризма, то ребенок (хочет он или нет) усваивает именно этот стиль. Он усваивает его на уровне эмоциональной памяти, на уровне автоматизированных эмоциональных реакций, т. е. происходит передачи эгоцентрических эмоций «по наследству».
Все педагогические просчеты со стороны, как правило, очевидны. Насколько просто бывает понять и умилиться нелепым поступкам и выходкам чужих детей и осудить «педагогическую неуклюжесть» их родителей, настолько тяжело с терпимостью отнестись к аналогичным поступкам собственных. Это несоответствие – показатель того искажения влияния, которое оказывает на «работу понимания» родительская пристрастность.
Изучая семейное воспитание и межличностные отношения детей, можно сказать, что оптимальными являются взаимоотношения в семье децентрированных детей, которые способствуют переходу от эгоцентризма к децентрации.
Дети с эгоцентрической позицией более замкнуты, скрыты, недоверчивы, отчужденны, необщительны, любят бывать в одиночестве, холодны в отношении к окружающим, им трудно установить контакты и построить взаимоотношения с окружающими.
Напротив, дети с децентрированной позицией легко и с удовольствием вступают в контакты, открыты, общительны, активны, социально адекватны. Охотно общаются с людьми, имеют навыки в устранении конфликтов, адекватно, социально приемлемо реагируют на ситуации различного вида.
Стиль и приемы воспитания этих родителей направлены на развитие активности, самостоятельности, дружелюбия, отзывчивости детей; ребенок в семье ощущает себя значимым, является равноправным партнером в общении, во взаимоотношениях, ему доверяют, интересуются его делами, проблемами, взглядами и мнением по различным вопросам и учат слушать и быть внимательным к другим. Родители воспитывают в ребенке успешность, уверенность в себе и уважение.
Семейное воспитание эгоцентричных детей связанно с авторитаризмом родителей. Авторитарный стиль воспитания данных родителей не приемлет других взглядов, незначительной критики, требует к себе уважения, доверия и полного подчинения со стороны ребенка, сами родители страдают отсутствием этого.
Можно сказать, родители данной группы детей в большей или меньшей степени страдают остаточными явлениями эгоцентризма морального и коммуникативного.
Таким образом, являясь для ребенка авторитетом, родители подают яркий пример эгоцентрической позиции, ребенку тяжело избавиться от эгоцентризма, т. к. это является составной частью жизни его самого и его родителей.
Авторитарность родителя есть не преодоленный в свое время эгоцентризм, перенесенный на воспитание детей, и авторитарный стиль воспитания создает условия для более позднего преодоления эгоцентризма и задержки его до подросткового возраста.
Децентрированные дети чувствуют себя спокойно, удовлетворены собой, общительны, адекватно реагируют на жизненные ситуации и социально приспособлены к окружающему миру.
Эгоцентризм детей отрицательно влияет на коммуникативное развитие ребенка: он более замкнут, отчужден, имеет мало социальных контактов, не испытывает желание их устанавливать из–за трудностей в общении и, следовательно, это вносит проблемы в межличностные отношения ребенка с эгоцентрической позицией.
Усугубляет это положение семья, где родители имеют авторитарный стиль воспитания, жесткий контроль и санкции по отношению к незначительным нарушениям.
Сами родители имеют остаточное явление эгоцентризма, что является для ребенка примером взаимоотношения с окружающими, и не способствует преодолению эгоцентризма.
Родители децентрированного ребенка рассматривают воспитание в семье, как процесс развития ребенка. Они воспитывают в ребенке равноправного партнера в общении, учат высказывать свое мнение и выслушивать, быть внимательным к другим, к окружающим. При этом они развивают уверенность в себе, осознание своей значимости, успешности в делах и умение преодолеть трудности.
Стиль воспитания этих родителей гуманистический.
Таким образом, семейное воспитание межличностные отношения ребенка играют значительную, одну из главенствующих роль в преодолении эгоцентризма и переходе от эгоцентрической позиции к децентрированной.
Причем оптимальным для этого является гуманистический стиль воспитания и взаимоотношений. Если родители создают авторитарный стиль воспитания, то дети позже преодолевают эгоцентризм.
Источник
Краткое описание документа:
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. А для этого необходим долгий и упорный труд. Поэтому каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Мне близки слова Томаса Эдисона: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда»
Но мы не должны забывать и о том, что природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание — крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Содержание воспитательной работы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.
Ядром индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое отношение человека к себе и своему бытию. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими.
Компонентом индивидуальности являются задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливает формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога: «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
У каждой личности есть социально-культурный опыт, который включает в себя знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства. От богатства такого опыта зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности,
Следующий компонент – нравственная направленность, которая соотносится с духовно-нравственными ценностями общества.
И, наконец, заключительным компонентом индивидуальности является творческая активность. Если она отсутствует, то невозможно представить формирование яркой индивидуальности и полномасштабного самоосуществления человека, так как при этом проявится типичность, стандартность, незаметность.
Источник
В
постсоветский период развития советского
общества акцент в воспитательной
практике смещается с деятельности по
формированию в ребёнке социально
типичного, что в советской педагогике
являлось доминирующем направлением, в
сторону поддержки становления и
проявления в растущем человеке ярко
индивидуального, что призвано помочь
ему стать самим собой и добиться благодаря
этому жизненного успеха. Постепенно
модель воспитательной деятельности,
направленной на развитие индивидуальности
ребёнка, распространяется и укореняется
в российском образовательном пространстве.
Но стадия зарождения и становления
чего-то нового, как известно, редко
протекает безболезненно и беспроблемно.
К числу наиболее важных и злободневных
проблем следует отнести такую, как
формирование отчётливого, верного и
детального представления о сущности
индивидуальности, возможностях, условиях
и средствах её развития. То есть необходимо
найти ответы на следующие вопросы:
– Какова
сущность индивидуальности?
– Из
каких компонентов она состоит?
– Что
следует делать для того, чтобы процесс
становления индивидуальности ребёнка
протекал успешно?
Дать
исчерпывающие ответы на эти вопросы в
данный момент вряд ли возможно, но поиск
нами ответов на них позволил получить
и систематизировать информацию,
ознакомление с которой может быть
полезным для педагогов-воспитателей.
Сущностная характеристика индивидуальности
Сначала
попытаемся дать сущностную характеристику
индивидуальности. Зная то, что сущность
изучаемого явления должна быть отражена
в определении его понятия, мы обратились
к справочной литературе и научным
публикациям по данной проблеме. В
результате свыше ста определений понятия
«индивидуальность», изложенных в работах
философов, социологов, психологов и
педагогов, стали объектом нашего анализа.
Проведённый анализ показал существование
многообразия научных взглядов на
индивидуальность человека и её сущность.
Предпринятая попытка систематизации
различных точек зрения ученых позволила
выделить четыре ключевых аспекта,
характеризующих сущность данного
явления.
Первый
аспект
–
индивидуальность
как уникальность, неповторимость,
особенное в человеке.
Именно
посредством этих характеристик
большинство исследователей описывает
сущность и определяет понятие
индивидуальности. Такие точки зрения
преобладают в современной справочной
литературе, учебных пособиях, монографиях
и других учебных публикациях. Однако
некоторые ученые имеют другое мнение
о значении неповторимого своеобразия
и уникальности при характеристике
сущности индивидуальности. Единичность,
неповторимость, особенность, как полагают
психологи Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и
философ И.И. Резвицкий, относятся к
важным сторонам человеческой
индивидуальности, без учёта которых
она не может быть правильно понята, но
сами по
себе
являются лишь формальными её
характеристиками, не связанными
содержательным
анализом.
Их
взгляды принципиально важны для
педагогической практики. Они позволяют
понять, что смысл педагогической работы
с индивидуальностью не заключён только
в учёте индивидуальных особенностей
детей и стимулировании появления
каких-то новых различий. Бесперспективность
такого подхода можно объяснить следующими
причинами. Во-первых, в такой работе
педагогу не следует слишком усердствовать,
ведь наследственность, окружающая
природная и социальная среда, активность
самого человека детерминируют огромное
количество отличительных черт (качеств)
конкретного индивидуума по отношению
к другим людям. Вероятность повторения
определенного человека на Земле, по
утверждению известного американского
генетика Р. Левонтина, так
мала,
как величина, обратная самому большому
мыслимому числу людей, которое может
вместить планета. Во-вторых, индивидуальность
нельзя рассматривать как сумму, полученную
в результате сложения отдельных
отличительных черт и свойств человека.
Вряд ли важные для криминалистов
отпечатки пальцев с неповторимым
рисунком кожного покрова, помогающие
идентифицировать того или иного человека,
позволяют судить о его индивидуальности.
То же самое можно сказать и о чертах
лица, параметрах
телосложения,
особенностях темперамента и т.п. Кстати,
Гегель называл это множество отличий
дурной бесконечностью. И, в-третьих,
отличительные черты не являются
самоценностью и для большинства самих
детей. Хотя бывают случаи, когда ребёнок
пытается экстравагантной прической,
одеждой, поступком заявить о своей
индивидуальности. Но такие моменты
характеризуют, как правило, мнимую, а
не подлинную индивидуальность.
Второй
аспект
– индивидуальность
как свойство, качество, признак,
характеристика человека.
Притом
это свойство учёные относят к разряду
главных, системообразующих, наиболее
важных, ставя его в один ряд с такими
характеристиками (качествами) человека,
как индивид, личность, субъект. Если
личность, по мнению Б.Г. Ананьева,
«вершина» всей структуры человеческих
свойств, то индивидуальность – это
«глубина» личности и субъекта деятельности.
Третий
аспект
– индивидуальность
как этап, уровень развития человека.
Авторы
учебного пособия «Педагогика
индивидуальности» О.С. Гребенюк и Т.Б.
Гребенюк полагают, что индивидуальность
– это высший уровень развития человека.
Подобную точку зрения излагают и
составители словаря социально-психологических
понятий «Коллектив. Личность. Общество»,
называющие индивидуальность кульминационным
этапом в развитии индивидуума. Становление
индивидуальности, согласно их воззрениям,
происходит за достаточно длительный
промежуток времени в жизни человека, а
поэтому детство – всего лишь один из
этапов данного процесса. Однако очевидна
важность этого жизненного периода, ведь
оттого, насколько воспитатель сможет
умело и заботливо поддержать и взрастить
ростки индивидуальности в детские годы,
во многом зависят яркость и полнота её
раскрытия и проявления в более зрелом
возрасте.
Четвёртый
аспект
– индивидуальность
как особая форма бытия человека, его
самобытность.
И.И.
Резвицкий утверждает, что общественная
жизнь человека осуществляется в двух
формах: коллективной и индивидуальной.
Именно с последней он и психологи Е.И.
Исаев и В.И. Слободчиков связывают
сущность индивидуальности. «Индивидуальность,
– подчёркивает И.И. Резвицкий, – состоит
не столько в том, что каждый индивид
неповторим, хотя и в этом также заключён
момент его индивидуализации, а в том,
что каждый человеческий индивид – это
отдельный, самобытный мир, который,
будучи включён в окружающий его мир, в
ту или иную социальную структуру,
сохраняет при этом свою относительную
самостоятельность». Взгляды учёных на
индивидуальность как самобытность, его
способность стать и быть самим собой
имеют методологическое значение для
определения смысла воспитательной
деятельности. Наверное, ради того, чтобы
помочь воспитаннику эффективно
использовать и развивать свои возможности,
а в результате – стать самим собой, т.е.
самоосуществиться, воспитателю можно
и нужно избрать индивидуальность целью
и предметом приложения педагогических
усилий. Представители гуманистического
направления в педагогике и психологии
(А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм
и др.) считают, что в самоосуществлении
и заключается подлинное счастье человека,
предназначение его бытия. А, следовательно,
смысл деятельности педагога-воспитателя,
если он действительно желает счастья
своему воспитаннику, состоит в помощи
ребёнку стать и быть самим собой.
Но
разве не каждый человек является самим
собой? К сожалению, нет. Во-первых,
человек
изначально, т.е. с момента рождения, не
обладает индивидуальностью как полностью
сформированным качеством. Ему ещё
предстоит самоосуществиться посредством
проведения многолетней и нелегкой
работы по развитию и проявлению своей
индивидуальности, самобытности.
Во-вторых,
нередко
человек плохо знает и развивает свои
природные задатки, недостаточно
эффективно использует внутренние и
внешние возможности для самостроительства
и самосовершенствования. В-третьих,
бывают случаи, человек совершает
неидентичные самому себе поступки.
Довольно часто причиной самонеидентичности
является конформизм личности. Человек
под давлением группы может избирать
формы и способы поведения и общения,
которые не соответствуют его жизненным
принципам.
Порой он так поступает ради того, чтобы
сохранить благополучное положение в
группе. В данном контексте становится
понятным сформулированное А.Г. Асмоловым
положение: индивидом рождаются, личностью
становятся, индивидуальность отстаивают.
В-четвёртых,
приостанавливая
на какой-то промежуток времени работу
по самосовершенствованию, человек может
потерять идентичность себе в дне
завтрашнем. Самоосуществление – процесс
непрерывный в течение всей жизни, и об
этом не следует забывать.
Источник